Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!
Выступая на конференции ОБСЕ в июне 2010 президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил о Казахстане как о толерантной и гостеприимной стране.
"отличительная особенность казахстанской модели толерантности, элементы которой могли бы с успехом быть адаптированы к специфическим условиям других государств ОБСЕ", заключается в ряде положений.
1)Во-первых, в основу этой модели (казахстанской) были положены характерные для многовековой истории казахского народа толерантность и терпимость, гостеприимство, уважение к другим народам, культурам, религиям;
2)Во-вторых, в условиях суверенного Казахстана толерантность стала не только нормой политической культуры, но и ключевым принципом государственной политики"
3)казахстанская политика толерантности изначально включает в себя как внутренние, так и внешние измерения. Благодаря этому обстоятельству политика Казахстана в вопросах толерантности является последовательной, предсказуемой и свободной от двойных стандартов"
Вот о предсказуемой и свободной от двойных стандартов и хочется поговорить.
в 2013 году давал интервью Амалбек Тшанов, директор Республиканского колледжа спорта, глава Шымкентской городской администрации, аким Жамбылской области, депутат Мажилиса Парламента двух созывов.
И отвечая на вопрос: -"какое качество у казахов, по вашему мнению, самое отвратительное?", ответил :- Зависть.
Зависть именно к другому, который умнее, богаче, успешнее , и желание его потопить, написать донос, изничтожить.
Слова назидания Абай Кунанбаев, (казахского поэта конца XIX – начала XX вв), перевод Геннадий Гоголев
Я слышал в детстве ядовитый смех -
В селе казах узбека осмеял:
«Трусливым сартом» обозвал при всех,
А речь узбека «трескотней» назвал.
Другой казах шутил, когда при нем
Ногай-татарин оседал коня.
Смеялся над пришельцем каждый дом,
И шутки их забавили меня.
Когда казахи, собираясь в круг,
Развеселившись, пили до утра,
Я слышал, что и русский мне не друг -
Ведь дружба с рыжим не несет добра.
Как мой народ прекрасен, знаменит! -
Я по утрам с молитвой восклицал.
Как жалок чужеземцев странный вид!
И я с восторгом Бога прославлял.
Выступления в Актау 20–22 августа 2006 года
20 августа в Актау на центральной площади «Ынтымак» начался несанкционированный митинг работников ОАО «Мангистаумунайгаз», требовавших повышения оплаты труда. Постепенно классовые лозунги сменились на националистические — против кавказцев, проживающих в области. Затем начались погромы.
Жертвы. Нет данных.
Последствия. Разгромлены несколько кафе и магазинов, принадлежащих лезгинам, чеченцам и азербайджанцам.
Конфликт в Шелеке 18–19 ноября 2006 года
Конфликт разгорелся в селе Шелек (Чилик) Алматинской области — молодые люди поссорились в кафе «Старый замок», и несколько парней уйгурской национальности избили сверстника-казаха. Новость разлетелась по селу, стали стихийно возникать стычки между казахской и уйгурской молодежью (в селе тогда уйгуров проживало больше, чем казахов). На следующий день произошло самое многочисленное столкновение — в потасовке участвовало более 300 человек. Нормализовать обстановку удалось после того, как в село прибыли усиленные отряды полиции и был введен комендантский час.
Жертвы. Сведений о пострадавших нет.
Последствия: местные власти настаивали, что в Чилике произошла серия банальных бытовых драк, а не межэтнический конфликт. Серьезных оргвыводов не последовало.
Противостояние в Алматинской области, противостояние в селе Маятас , столкновения в селе Бурыл , конфликт в Караганде 31 декабря 2018 — 8 января 2019 года, с индийскими рабочими в городе Астане в 2017 году, против арабских рабочих на западе Казахстана 2019. Ну и последний конфликт 7-8 февраля 2020 года .
Все эти конфликты с национальным оттенком.
Национализм, исходящий от представителей «титульного» большинства, основан на следующем посыле: мы и только мы – хозяева этой страны, и потому все остальные обязаны уважать нас, учитывать наши интересы, а в какой-то степени даже подчиняться нам.
В этой связи на 15-й сессии Ассамблеи народа Казахстана, состоявшейся 26 октября 2009 года, глава государства Нурсултан Назарбаев отметил: «эпоха изменилась. Сейчас на исконной казахской земле формируется новое гражданское общество. В ХХІ веке казахи, как государствообразующая нация, встают на новые рубежи, становятся прочным стержнем, надежным стержнем народа Казахстана. Я уверен, что казахский народ, осознавая свою важнейшую ответственность, с честью выполнит эту историческую миссию".
Именно эта концепция «государствообразующей нации» имеет две стороны. Она устанавливает этническое превосходство, хотя юридически все равны и развивает национализм. И этот национализм, исходящий от представителей "титульного" большинства "государствообразующей" нации, основан на следующем посыле: мы и только мы – хозяева этой страны, и потому все остальные обязаны уважать нас, учитывать наши интересы, а в какой-то степени даже подчиняться нам, мы ведь образуем государство.
Неслучайно очень популярным стал призыв, обращенный к нацменьшинствам: "Шаңыраққа қара!"(посмотри на дом!)Означает этот призыв: помните, что вы гости, иначе вы будете подвергаться гневу хозяина дома, проклятию!Мол, не забывайте, в чьей стране вы живете. Другая часто встречавшаяся у казахских националистов фраза – «Все диаспоры должны вынести урок из случившегося» (при этом ни слова об уроке для казахов). Ее можно трактовать так: "Что бы ни случилось, мы правы, потому что живем на своей земле, а всем остальным нужно задуматься".
В случае какого-то конфликта с участием казаха и представителя нац.меньшинства на стороне казаха сразу собирается толпа и начинается конфликт, который власть обычно трактует как бытовой, но он имеет именно межнациональный характер.
Хочу привести еще одну цитату АМАЛБЕК ТШАН из статьи: "КАЗАХИ ВСЕХ ПОСАДИЛИ НА СВОЮ ШЕЮ" статья 2007 года:
Я обеими руками за то, чтобы все были равны. Но я готов бороться за то, чтобы казахи не были ниже других национальностей в собственном государстве. Казахи, как коренная нация должны нести основную ответственность за процессы, происходящие в стране, но не нужно вешать на них всех собак! Мы сами злоупотребляем собственным гостеприимством. Сначала сажаем другие нации выше себя, а потом и себе на шею. Посмотрите, кто у нас богат? Те казахи, которые ходят около власти. Остальные - это представители других национальностей, которые, видимо, имеют подход к правящей элите. А в элите считают, что можно иметь дело хоть с кем, кроме своих же казахов. От этого и нарастает напряжение. И попомните мои слова - конфликт в Толебийском районе не будет последним. По всей ЮКО казахи возмущены поведением курдов, и в области назревает нечто большее, чем локальный конфликт.
Проще ведь искать вину у других наций. На этом и зиждется национализм.
Удачи вам!
Оценили 0 человек
0 кармы