В России сложилось довольно странное отношение к иностранным песням. Люди их слушают и не стремятся понять смысл, почему так?

Новая карантинная реальность наложила серьезные ограничения на культурную жизнь. Гастроли зарубежных артистов сейчас случаются значительно реже. Тем не менее, иностранные песни продолжают звучать со сцены.
Так, в начале ноября по Сибири с гастролями проедут коллективы, исполняющие песни Queen и Pink Floyd. В связи с этим хочется разобрать не само творчество этих групп, а отношение русских людей (в широком смысле этого понятия) к западной музыке.
В классической музыке имеется раздел симфоний – произведений, которые не имеют конкретной образной привязки. Даже их названия часто просто нумеруются. Идея таких произведений заключается в том, чтобы человек слышал в них что-то свое и одновременно целостно-общее вместе с сидящими в зале людьми, чтобы происходило внутреннее очищение через переживание музыки, катарсис. Симфонии даже называют перенесенными в светскую среду произведениями духовной музыки.
Для этого композитор использует сложные музыкальные формы, подбирает сочетания и высоту звуков музыкальных инструментов, гармонические ходы, ритм и т. д. Это образует подлинные произведения искусства, помогающие людям раскрыть чувства.
Приемы разнообразны. Самая важная для человечества девятая симфония Людвига Бетховена олицетворяет победу человека над собой и возможность выхода в объединенное человечество. Вторая симфония Рахманинова широкими мазками ярких красок и разноцветных потоков музыки воспевает будущее, которое станет лучше настоящего.

Седьмая симфония Шостаковича в осажденном Ленинграде, 9 августа 1942 год
Седьмая симфония Шостаковича разворачивает картину нарастания и противостояния народа духу страшной механизированной машины подчинения. Все симфонии слабо формализуемы с точки зрения обычных слов, но они рождают чувства, преобразующие человека.
На постсоветском пространстве сложилась тенденция прослушивания песенной зарубежной музыки как симфоний. То есть человек, слушая зарубежную песню, не вникает в слова (из-за банального незнания языка), а воспринимает вокал как еще один инструмент. При этом он обычно представляет нечто свое, подобно прослушиванию симфонии.
Возникает интересный эффект: человек свои переживания и настроение привязывает к той или иной приятной для него песне, не задумываясь о ее смысле, хотя, обычно в тексте присутствует какая-то одна мысль. Более комплексный посыл автора разместить в такой компактной форме как песня довольно сложно.
Этот эффект усиливается тем, что многие люди в России, особенно молодежь, устремляют все свои чаяния о светлом будущем именно на Запад. Развал СССР породил сильный внутренний надлом народа и вгрызающийся в мозг запах поражения. Люди ощутили этот надлом на себе и тянутся туда, где пахнет победой.
Прошедшие 30 лет «независимости» России от своих имперских окраин не избыли этот запах поражения. В стране не сформирован образ будущего, отсутствует идеология, экономика ориентирована на Запад, происходит сокращение соцгарантий, ухудшается качество среднего образования. Население в полной мере начинает ощущать на себе все прелести капиталистического мира. Культурная жизнь при этом также очевидным образом упрощается.

Тилль Линдеманн на фестивале «Спасская башня», источник: spasstower.ru
Западный стиль популярной музыки преобладает на сцене, а классические произведения становятся узким сегментом для ценителей, молодежь ориентируется на западные тренды, а официоз в основном потакает этому. Достаточно вспомнить недавнее выступление солиста группы Rammstein Тилля Линдеманна с тремя российскими военными оркестрами сразу.
Российские власти не особо торопятся развивать русскую идентичность, актуализировать через это связь с советской и досоветской историей. Наши граждане при этом, подобно туземцам, умиляются зарубежной эстраде. Многие сознательно не желают искать в сети тексты песен – чтобы не разочаровываться.
Доходит до абсурда, когда на свадьбах ставят романтическую Where The Wild Roses Grow, где поется о насильнике, который убивает невинную девушку. Также весьма популярна Every Breath You Take, где описаны чувства одержимого преследователя. Но верх абсурда для подобных мероприятия – The winner takes it all, в которой, вообще-то, поется про развод.
Прошло 30 лет с развала СССР, но многие люди до сих пор отказываются критически воспринимать все то, что приходит из-за рубежа. Могут возразить, что российская эстрада не ахти. Что на это ответить? Слушайте классическую музыку, не ищите глубины в западном ширпотребе.
Оценили 29 человек
42 кармы