Феодора, жена Юстиниана
▪
Танцовщица, актриса, императрица. Жадная, развратная и циничная — в описании современника; раскаявшаяся грешница, ставшая святой, — в описании другого святого.
↑ Император Юстиниан, епископ Максимиан, императрица Феодора. Равеннская мозаика
Одной из самых ярких и своеобразных фигур, когда-либо занимавших византийский престол, была Феодора (ок. 500 — 28 июня 548; на троне с 527 года), жена императора Юстиниана.
Свидетельства о жизни царицы чрезвычайно противоречивы. С одной стороны, она героиня разнообразных исторических сочинений (прежде всего — скандального памфлета Прокопия Кесарийского о нравах византийского двора). С другой — о ней идет речь в рассказах о жизни божьих угодников. Святой Димитрий Ростовский упоминает ее в своих «Житиях святых» — правда, в связи с мужем Юстинианом:
«Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии».
Историк конца XIX — начала XX века Шарль Диль, автор многих работ по истории Византии, в своих «Византийских портретах» замечает, что
«еще при жизни ее [Феодоры] необычайное счастье так поражало современников, что константинопольские обыватели для объяснения его выдумывали самые невероятные истории, множество всяких сплетен, тщательно собранных Прокопием для потомства в „Тайной истории“. После смерти Феодора стала еще больше достоянием легенды».
↑ Двор императрицы Феодоры. Фрагмент мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, VI век
Сам Диль рисует ее портрет так: Феодора совсем еще девочкой была привезена родителями в Византий и выросла в развращенной столице империи. Когда ее отец, дрессировщик медведей, скоропостижно умер, матери пришлось «сойтись с другим мужчиной», тоже из цирковых. Девочка росла среди актеров цирка, обе сестры ее уже имели успех на сцене, и все трое стали посещать светские собрания, где «познакомились с грязными прикосновениями и нескромными разговорами». Довольно рано Феодора стала пленять народ как актриса, принимая участие в живых картинах, «где она могла выставлять без всякого прикрытия свою красоту, которой гордилась, и в пантомимах, где могли проявляться вполне свободно ее веселость и живой комизм».
Но в любом случае она не была просто ловкой авантюристкой: слишком много было сделано Феодорой для величия Византии, а не только для собственного возвышения. Это была поистине великая государыня... утверждают историки.
А на самом деле - было так...
↑ Константинополь
Ω Ω Ω
Феодора родилась на Кипре около 500-го года. Известно, что ребенком вместе со своими родителями она прибыла в Константинополь. Ее отец был служителем на константинопольском ипподроме и умер, оставив в большой бедности вдову и трех маленьких дочерей. Маленькая Феодора выросла в довольно-таки сомнительном обществе закулисных завсегдатаев ипподрома. Когда она выросла, то стала актрисой и выступала в пантомимах.
Льстецы говорили о том, что Феодора была красоты несравненной, “такой, что слова и искусство людей не в силах ее изобразить”. По мнению ее порицателей, она была хорошенькой женщиной, невысокого роста, крайне грациозной, с несколько бледным лицом, с глазами, исполненными живости. Феодора в действительности была необыкновенно красива, и это признавали даже ее враги.
Феодора пленяла не только своей красотой. Она была умна, остроумна, весела, поэтому быстро добивалась успеха не только в театре, но и вне его. Благодаря своему пылкому темпераменту, влюбчивости, прирожденному влечению к удовольствиям, Феодора отнюдь не вела праведную жизнь и к двадцати годам приобрела сомнительную славу первой среди куртизанок Византии.
Феодора - первая "карьеристка"?
▪
Пожалуй, самые невероятные «карьерные взлёты» в истории были сделаны женщинами. Иногда путь от полунищей бродяжки до вершин власти занимал всего несколько лет, а то и меньше. Что это - особое расположение звезд, предопределённая судьба или заслуга самих "претенденток"?
Откуда он вообще берётся - синдром «Золушки»? И что для этого нужно – доброта и кротость или напротив – жестокость и умение «идти по головам»? Однозначного ответа нет, в истории были примеры того и другого, но чаще всё же второе. Но и ум – несомненно, Феодора была той самой шеей, которая вертела, как хотела, мужской царственной головой.
В христианской империи театр оказался необходимым, как и в языческой. Но… В мире языческом актриса могла сохранить уважение к себе и пользоваться уважением общества. В христианском - она объявлялась блудницей и блудницей становилась.
Еще почти ребенком Феодора выступала в мелких выходных ролях и скоро приобрела известность, как участница в живых картинах и пантомимах непристойного содержания. Законы христианской империи воспрещали выступления на арене полностью обнаженных женщин. Однако же в Византии действовал театр под откровенным названием - Порнай. Проклятый служителями церкви, театр продолжал существовать, и одной из его «звезд» сделалась Феодора.
Однако не только танцы удивительно гибкой девушки интересовали поклонников. Мужчины стремились завязать с ней знакомство и щедро платили, если та соглашалась провести с ними ночь. Феодора быстро поняла, что, помимо умения танцевать, она обладала чем-то большим, что приносило ей выгоду и не позволяло жить в бедности. У неё были те чары, которые могли привлечь любого мужчину, которого только могла пожелать юная обольстительница. В городе она скоро прославилась безумной роскошью своих ужинов, смелостью речей и множеством любовников. Она меняла любовников, танцевала на сцене и - вдруг неожиданно исчезла!
↑ Андре Дюренсо. Феодора убеждает Юстиниана подавить восстание. 1962 год
В это время в Феодору влюбился патрикий Гекебол. Базилевс (император) Юстин назначил его префектом Пентаполиса в Ливии и Феодора уехала с ним. В возрасте 16 лет!!! Опа! :)
Роман длился недолго: самым грубым образом, неизвестно почему, префект прогнал Феодору. Несчастная женщина, без денег, нуждаясь в самом необходимом, должна была некоторое время скитаться во всему Африканскому побережью и Малой Азии, потом смогла добраться до Александрии. Там и девушка провела долгие годы, в Александрии, в городе, который в те времена считался центром научного и культурного мира.
Существует легенда, что александрийская гадалка предсказала ей, что в Константинополе она выйдет замуж за великого человека. Когда Феодоре исполнилось двадцать пять лет, она, наконец, вернулась в Константинополь, где вскоре произошла её встреча с Юстинианом – племянником императора Юстина.
Каким образом удалось ей пленить и прочно к себе привязать этого человека, уже не слишком молодого (ему было около сорока лет), государственного деятеля, которому опасно было скомпрометировать себя? Прокопий говорит о магии и любовных напитках; но нельзя совершенно забывать о гибком, живом уме, о непринужденной грации, об остроумии, которыми Феодора пленила столько любовников, и в особенности о ее ясном и твердом уме, который должен был сильно действовать на нерешительную, слабую душу ее любовника. Во всяком случае, несомненно, что она овладела Юстинианом всецело. Влюбленный без памяти, он исполнял все требования своей любовницы и даже хотел жениться...
Кстати, после восстания в январе 532 года, восторженный и благодарный император велел отстроить в её честь сожжённый мятежниками константинопольский храм, который до сих пор поражает своей необыкновенной красотой и величием. Собор Святой Софии, Храм Непорочной Мудрости, был достроен в декабре 537 года.
В течение двадцати одного года царствования Феодора вникала во все государственные и церковные дела, ко всему приложила руку: назначала и смещала пап, патриархов, министров и генералов, не боялась открыто противостоять воле Юстиниана и даже заменять своими приказами его собственные. Влияние ее на мужа не всегда было положительным и часто оборачивалось печальными последствиями, но историки все же отдают должное тому, что часто она правильно оценивала интересы государства.
Спустя одиннадцать лет, 29 июня 548 года, византийская императрица умерла. Причина смерти императрицы – рак молочной железы. Супруг долго оплакивал кончину возлюбленной и до конца своих дней вспоминал любимую Феодору.
↑ Велизарий, Юстиниан, Феодора
▪
Но в самом начале ее пути вверх — жена Юстина, базилисса Евфимия, пришла в ярость при вести о намерении племянника и свадьба их стала возможной лишь в 523 г., после смерти императрицы. Вдовец Юстин утвердил новый эдикт. Отныне, памятуя заветы Христа и милосердие божие, империя возвращала все права блудницам, когда они доказывали примерным целомудрием отказ от пути греха. Спустя несколько лет на голову Феодоры поднялась диадема базилисс, она была коронована, вместе с Юстинианом в храме св. Софии (версия храма 1.0 — та, которая была позже сожжена).
Ее жизнь после брака стала вполне добропорядочной. Титул императрицы стоил того, чтобы ради него чем-то поступиться. К тому же Феодора была слишком умна и слишком честолюбива, чтобы скомпрометировать себя любовными приключениями. Но о красоте своей она постоянно заботилась, хорошо понимая, что внешность – главная причина ее влияния на Юстиниана. Она поздно вставала, всегда отдыхала днем, любила принимать цветочные ванны, использовала масла и растирания, чтобы сохранить удивительный цвет кожи.
Феодора поняла, что в ее положении невозможно быть только женщиной. Короче говоря, умела преподнести себя и справиться с любой желаемой ролью — будь то страстная любвеобильная куртизанка или нравственная порядочная женщина. :)
Прежде всего — по свадьбе — она была императрицей, и многое из того, что прославило правление Юстиниана, родилось в ее хорошенькой головке. В самых важных делах император обращался за советом к обожаемой супруге.
Но это уже другая история - или другая статья. :)
Ω Ω Ω
"Товарищи! Да здравствует феодализм, наше светлое будущее!" :)
▪
Кадры из фильма Феодора, императрица Византии, Италия-Франция, 1954:
↓ Дж. Фредерик Смит - Императрица Теодора, жена императора Юстиниана
↑ Императрица Феодора на своем троне, Жан-Жозеф Бенджамин Констант
Мода и императрица Феодора
▪
Ее инновационный макияж глаз, как бы выглядел сегодня
Петр Филипс превратил модели в византийские богини, повторив неповторимый облик императрицы Феодоры.
▪
Тоже моя статя: "Мода а-ля Византия"
Оценил 61 человек
83 кармы