«Лаокоон» — эталонное произведение античной скульптуры, известное как несомненный шедевр еще со времен Плиния, который, восхваляя «Лаокоона», указывал в качестве его авторов трех родосских скульпторов — Агесандра, Полидора и Афинодора; наша статуя предположительно мраморной копией второй половины I века до н. э. с оригинала, который был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился.
«Лаокоона», в частности, прославляли за абсолютно античное, не христианско-мученическое изображение страдания, за которым не сквозит загробное воздаяние.
И тем не менее оно может оказаться подделкой, а фальсификатором — не кто иной, как Микеланджело Буонаротти. Причин подозревать неладное немало: статуя блестяще сохранилась благодаря тому, что была найдена не в земле, а в подземном хранилище; Микеланджело был в числе первых, кто оказалcя на месте обнаружения и помогал идентифицировать скульптуру. «Лаокоона» быстро купили, и только потом выяснилось, что он неидеально подпадает под плиниевские описания.
Вики говорит:
Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землёй на месте Золотого дома Нерона. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангалло подтвердил достоверность работы со словами: «Это Лаокоон, которого упоминает Плиний». Микеланджело определил, что скульптура сделана из двух кусков мрамора, хотя Плиний утверждал, что из единой глыбы.
Уже в марте 1506 года скульптурную группу передали папе. Он установил её в ватиканском Бельведере, приказав соорудить для неё специальную нишу (архитектор Джулиано да Сангалло). Усложнённая композиция стала предметом восхищения художников эпохи маньеризма и породила моду на сложно закрученные в вихреобразном движении изображения человеческого тела (figura serpentinata).
Кстати, Микеланджело начинал со скульптурных фальсификаций и активно нуждался в деньгах. Известно, что в то время он закупал много мрамора, а что из него делал — не так ясно:
В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).
На поверхности, Микеланджело возможно и заказывал и выбирал мрамор для гробницы, но работа над гробницей длилась 40 лет! Достаточно времени для преступной деятельности в то же самое время! :)
Может быть, папа даже заплатил за мрамор (по неведению), который был использован для статуи а не лишь гробницы? ;)
Хорошо известно, что прямо перед смертью Микеланджело стремительно сжег весь свой архив: будто прятал что-то.
Ну что ж. Как вы думаете? Подделка — или? :)
Оценили 57 человек
77 кармы