Китай дал миру целый ряд удивительных изобретений и открытий: это порох, компас, бумага, шёлк, и среди них, конечно, важнейшее место занимает фарфор – феноменальное явление мировой цивилизации. Фарфор появился очень давно, но точная дата его появления неизвестна. Многие считают, что фарфор появляется уже во втором тысячелетии до н.э., о чём свидетельствуют раскопки на территории Китая в долине реки Хуанхэ. Но это ещё не фарфор, это протофарфор – изделие, основу которого составляет белая глина каолин. В Китае же, наоборот, этот фарфор считается истинным, так как больше всего китайцы ценят в керамике прочность и звонкость. Многие учёные всё-таки утверждают, что настоящий фарфор появляется в VII веке новой эры в период правления династии Тан (с VII по X вв.).
Персидское слово «фарфор» переводится как «царь». К началу VII века китайские мастера стали делать фарфоровые массы, смешивая кремний, полевой шпат и каолин. Последний, являясь самой важной составляющей фарфоровой массы, получил своё название от первого места его добычи — горы Гаолин. Обжигание фарфоровых масс при высоких температурах давало в результате твёрдую прозрачную керамику белого цвета.
В это же время так появляется тенденция оставлять поверхность сосуда однотонной, что позже было использовано сунскими мастерами. Вначале так фарфор декорировали очень скромно. Китайцы восхищались белоснежным черепком, прозрачной глазурью, и поэтому никакой росписи по поверхности не производили.
А уже в период Юань (это период монгольского завоевания, конец XIII – начало XIV веков) появляется роспись, которая была привнесена иранскими керамистами. Традиция многоцветного фарфора с росписью появилась в эпоху династии Юань (это период монгольского завоевания, конец XIII – начало XIV веков), с изобретением знаменитой подглазурной росписи по белому фону – роспись, которая была привнесена иранскими керамистами.
Эта подглазурная кобальтовая роспись требует очень высокой температуры обжига. Изделие должно находиться в печи при температуре 1400 градусов, только тогда мутноватая серая краска становится ярко-голубой, а порой даже с великолепным фиолетовым отливом.
Сами китайцы говорили, что фарфор должен быть голубым. как небо, омытое дождём, звонким, как гонг, прозрачным, как стекло, и тонким, как бумага. И действительно, лучшие образцы китайского фарфора отвечают всем этим высоким требованиям.
Следующий виток развития китайского фарфора – это период правления династии Мин с середины XIV века по середину XVII. По-прежнему кобальт является излюбленной техникой росписи, но она усложняется и появляется очень сложная технология двойного обжига. Вначале изделие покрывают кобальтовой синей краской, оно проходит высокотемпературный обжиг, а затем уже накладывают надглазурные краски – жёлтую эмаль, зелёную, фиолетовую и очень интересную краску, так называемую “железную красную”, которая имеет самые разнообразные оттенки от желтовато-охристых до пурпурно-красных.
С XVI века китайским фарфором заинтересовались европейцы. Прибывающие в Китай католические миссионеры первым делом пытались узнать секрет драгоценного китайского фарфора, ведь фарфор так и называли – “китайский секрет”. Но европейцы до XVIII века так его и не узнали. Королевские и княжеские дворы Европы платили золотом за драгоценные вазы. Известно даже, что Август Саксонский в начале XVIII века обменял несколько гренадеров на фарфоровые вазы у короля Пруссии, Фридриха.
Ну а в XVIII веке уже был изобретён европейский фарфор. Тем не менее, интерес к китайскому фарфору не ослабел. В Амстердам приходили корабли Ост-Индской компании, которые привозили огромное количество фарфоровой продукции: здесь и сервизы, и огромные дворцовые наборы из пяти ваз, и украшения для открытых шкафчиков и полочек, и украшения для каминов. В 1723 году только в один французский город Лориан из Китая было доставлено около 350 тысяч изделий из фарфора, что говорит о небывалом размахе экспорта фарфора в минскую эпоху.
Китайские вазы на протяжении всей истории воспринимались, как нечто совершенно загадочное, впрочем, как все восточное. От далекого таинственного Китая веяло захватывающими историями, приключениями, экзотикой и несметными сокровищами. Китайскому фарфору приписывали магические свойства, его окружало множество легенд. В Иране и Индии, например, верили, что китайская фарфоровая посуда поменяет цвет, если в неё положить отравленную пищу.
Но в Китае вазы — это символы мира и гармонии. Следует отметить, что роспись, декор и даже сами формы изделий несли не только декоративную нагрузку, не только были призваны украшать интерьер, они имели ещё и глубокий символический смысл, зашифрованный в декоре. Символы, присутствующие на вазе, несут хозяину вазы доброе пожелание и сопутствуют счастью и процветанию в жизни.
Например, нежная слива мэйхоа символизирует новый год, символизирует радость, счастье, начало жизни, а соединение сливы с бамбуком и сосной, которое можно видеть на удивительном стакане для кистей начала XVIII века (роспись произведена кобальтом) – это три друга холодной зимы, символ стойкости, дружбы и несгибаемой воли.
Ну и кроме символического смысла эти вазы еще и прекрасны. :)
Еще про тему:
• Императоры-психопаты. Императрица Люй
Похожие статьи:
• Фильмы, которые любили наши родители
• Микеланджело Буонарроти. Селебрити Папы.
• Третье чудо света (а это не я!) :)))
• Тенденции красоты: как менялся образ женщин Ирана за последние 100 лет
Другие ссылки:
• Мой ВК
Оценили 113 человек
174 кармы