АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Борьба против России ведётся Киевом и коллективным Западом. На фоне военных сводок с театра действий СВО противостояние на культурном фронте кажется незначительным — и это опасная ошибка. Не будучи в состоянии отменить и победить великую русскую культуру, наши враги задумали украсть её. Уже пытаются.
"Воины света" против "орков". "Молодая демократия" против "замшелой диктатуры". "Свободные люди" против "нации рабов". "Настоящие европейцы" против "наследников Орды".
Какими только эпитетами и противопоставлениями с 2014-го, а уж после 2022 года тем паче украинские националисты ни приукрашивали свою борьбу против России. Сколько сил, слов и денег было потрачено на то, чтобы представить киевский режим "стучащимися в двери цивилизованного мира людьми с прекрасными лицами" (и немного с претензиями на кружевные трусики и кофе в буфете Венской оперы).
А русских, соответственно, изобразить и на веки вечные эту карикатуру заламинировать в качестве хронических, неизлечимых и неисправимых варваров, чья единственная национальная идея — это якобы стремление утащить всех, до кого руки-крюки дотянутся, в промозглую дикость.
Но пропаганда пропагандой, а достаточно посмотреть, что творит Киев и его западные кураторы-партнёры-спонсоры-хозяева на культурном фронте борьбы против России, чтобы понять, на чьей стороне свет и правда, а за чьей спиной мрак и ложь.
Потому как антирусская культурная политика нынешних украинских властей исчерпывающе описывается двумя принципами.
Первый — уничтожить.
Второй: если нет возможности уничтожить — украсть.
Почему-то "перемоги" не обходятся без обмана
Намедни (вдруг кто-то полагает, что это прекрасное русское слово приватизировано Леонидом Парфёновым — а вот и нет…) Елена Зеленская, жена нелегитимно продолжающего исполнять обязанности президента Украины Владимира Зеленского, публично отметила в Нью-Йорке очередную "перемогу".
Местная диаспора политических украинцев (не путать с настоящими украинцами, братьями русского народа) пригласила вроде как "первую леди" киевского режима на псевдокультурное мероприятие, одной из центральных тем которого стала нехитрая манипуляция по смене национальности представителей русского искусства, чьи произведения находятся в собраниях американских музеев и галерей.
Как именно провернули этот фокус? Элементарно — взяли произведения художников, которые на протяжении собственной жизни и последовавших с момента их смерти до настоящего дня десятилетий именовались и воспринимались как русские, и обозначили их как "украинские". Дело сделано.
"Вернули на Украину" художников, которые об этом не помышляли
В приличном обществе и в академических словарях такие действия обозначаются понятиями "обман", "мошенничество", "воровство". Но у Елены Зеленской и представляемого ею режима непреодолимые сложности как с приличиями, так и с образованием — поэтому супруга нелегитимного якобы президента именует совершённое действо "деколонизацией искусства" и "возвращением на Украину художников, которых присвоила Россия".
В качестве непосредственных примеров госпожа Зеленская назвала представленных на нью-йоркских выставках художников Давида Бурлюка и Марию Синякову-Уречину. И не преминула выразить радость по поводу того, что "ведущие музеи мира" наконец-то "восстановили справедливость" и обозначили в своих каталогах и экспозициях таких выдающихся русских художников, как Илья Репин, Архип Куинджи, Иван Айвазовский, Казимир Малевич, в качестве "украинцев".
Что ж, эта новость могла бы попасть в категорию "Невероятное и нелепое" и стать поводом для иронических замечаний — вот только перед нами не только личная инициатива и драма выросшей в русскоязычной культурной среде четы Зеленских, чья настойчивость в насаждении "украинской культуры" на Западе уже начинает раздражать и местных жителей, и даже прессу. В частности, Елена Зеленская в каком иностранном музее ни окажется, сразу принимается требовать аудиогид на "мове" — этакий тест на "цивилизованность" устраивает.
Всё это — отражение планомерной кампании против России и нашей культуры, для старта которой специальная военная операция стала лишь благовидным, с западной точки зрения, предлогом.
Западная логика: поменял подпись — и превратил русского художника в украинского
Затею с банальным воровством русской культуры путём переименования её творцов и произведений в "украинских" начали активно воплощать в жизнь спустя считаные дни после 24 февраля 2022-го.
Так, уже 5 марта Нью-Йоркский музей современного искусства организовал выставку под названием "Солидарность. Произведения этнических украинцев". Никто не скрывал, с кем и против кого декларируется эта "солидарность": разумеется, с "мирным" Киевом против "агрессивной" Москвы. А в число "этнических украинцев" моментально записали Казимира Малевича, Давида Бурлюка и Марию Синякову-Уречину.
Практически день в день на первую годовщину начала спецоперации, в феврале 2023-го, самый престижный музейно-выставочный центр США, Метрополитен-музей Нью-Йорка, на своём официальном сайте скорректировал название картины французского художника Эдгара Дега. Пастельный рисунок, ранее всем и всегда известный как "Русская танцовщица", превратился в "Танцовщицу в украинском платье".
И даже в сопроводительном тексте к рисунку с того дня значится, будто Дега нарисовал "Танцовщицу" в 1899 году на волне "всплеска интереса французов к искусству и культуре Украины, в то время входившей в состав Российской Империи".
Дальше — больше: Метрополитен-музей прошерстил свои фонды и старательно поменял обозначение "русский художник" на "украинский художник" в подписях к картинам таких классиков отечественной культуры, как Айвазовский, Куинджи, Репин.
На этом фоне затягивание финским музеем "Атенеум" переименования того же Ильи Репина в "украинца" на целый год, до февраля 2024-го, выглядит как непозволительные со стороны нового члена НАТО медлительность и тугодумство. Быстрее надо всё за США повторять, быстрее…
Вот бы Репин удивился…
Несколько слов по поводу обоснованности притязаний Запада и киевского режима на упомянутые произведения и художников.
Что касается превращения "Русской танцовщицы" Дега в "Танцовщицу в украинском платье" на фоне "всплеска интереса к Украине", то в конце XIX столетия никто не ведал ни о какой "Украине" как отдельной этнической, географической или культурной сущности. Для европейских художников малороссийские земли ассоциировались исключительно с Россией. Первое "украинское" государство было провозглашено уже после смерти Дега (1917).
Что до приватизированных ныне Киевом художников, то их "украинство" основано чаще всего лишь на одном формальном поводе — эти люди родились на землях, которые до недавнего времени числились или пока ещё числятся территорией постсоветской Украины.
Так, великий живописец Илья Ефимович Репин действительно родился в 1844 году в Малороссии, в городке Чугуев Харьковский (нынешний Чугуев Харьковской области). Однако он не только основную часть сознательной жизни прожил в России (хотя последние годы формально был жителем Финляндии). Но и идентифицировал себя как русского, отзываясь об окружавших его в детстве малороссах как о родственной, но сторонней для него этнической, языковой и культурной общности.
Айвазовский родился в русском Крыму, Куинджи — под русским Мариуполем
Иван Константинович Айвазовский, родившийся в 1817 году в Феодосии и скончавшийся там же в 1900-м, очень удивился бы, узнав в 2024-м, что некие люди на "просвещённом" Западе приписывают его к украинцам. Потому как предками художника-мариниста были обрусевшие армяне, сам он долго жил в Санкт-Петербурге, а его родной Крым был русским и ни к какой ещё даже в планах не возникшей Украине относиться не мог.
Непревзойдённый мастер в передаче света средствами живописи Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году в Мариупольском уезде Екатеринославской губернии. Факт рождения на территории, которая в будущем временно оказалась частью Украины (с 2022 года Мариуполь снова русский), как и жизнь в разных малороссийских городах перед окончательным переездом в Петербург, нивелируется хотя бы тем фактом, что по происхождению Куинджи причерноморский грек.
Если же нынешних "жовто-блакитных патриотов" будоражит наличие у Куинджи произведений с названиями "Вечер на Украине", "Лунная ночь на Днепре" — то можно напомнить им о создании тем же автором, никогда не позиционировавшим себя как украинца, таких картин, как "Дарьяльское ущелье. Лунная ночь", "Ладожское озеро", "На острове Валааме"…
Как так — художники "украинские", а авангардизм русский?
Что касается мастеров русского авангардного искусства начала XX века (таких направлений, как абстракционизм, футуризм и прочие), то с ними ситуация более сложная. Малевич, Бурлюк, Синякова-Уречина не только родились на территории нынешней Украины, но и жили в атмосфере поднявшего голову и возвысившего голос местного национализма. В известной степени он действительно повлиял на их мировоззрение и отчасти на творчество.
Однако называть их всерьёз "украинскими" художниками нельзя. Во-первых, ни к какому отдельному "украинскому искусству" они не принадлежали — напротив, вошли в историю как представители самобытной, экспериментальной, но русской культуры.
И не имеет значения, что в XXI веке украинские националисты в попытке "пристегнуть" к себе того же Казимира Малевича, родившегося в Киеве в польской семье, сначала устроили перформанс "в кожну хату по квадрату", вешая на знаменитый "Чёрный квадрат" бирку "народное украинское искусство". А потом даже специальную (правда, до неприличия куцую) статью "Казимир Малевич и Украина" в Википедии написали.
От этих и подобных бесстыдно-безграмотных шулерских фокусов ни Малевич, ни родившийся на землях нынешней Сумской области Бурлюк, ни уроженка Харьковской губернии Синякова-Уречина своё подлинное место в истории мировой культуры не поменяют. Не перестанут то бишь быть русскими художниками и не превратятся в украинских.
"Первый признак дикости и безнравственности"
Но банальное жульничество и воровство русских творцов с "перекладыванием" их в "жовто-блакитный" карман — это для киевского режима мера вынужденная. Обращаются к ней нынешние националисты в тех случаях, когда не могут обойтись с русской культурой своим излюбленным способом — посредством распылителя краски, кувалды и бульдозера.
То есть осквернить и уничтожить.
Самый наглядный пример того, что представляет собой нынешняя украинская "культурная политика", — снос памятников и монументов, связанных с Россией и русским словом.
Первый, самый демонстративный и нарочито жестокий удар пришёлся по всему, что на Украине связано с памятью об Александре Сергеевиче Пушкине. Разумеется, не только его монументы пострадали — достаточно вспомнить снос памятника великому русскому учёному Михаилу Ломоносову.
Но с Пушкиным у любых ненавистников России счёты особые — потому что имя Пушкина есть синоним русской поэзии, литературы, культуры. Так что на территории, власть над которой захватили русофобы, памятники Александру Сергеевичу были обречены.
Где-то, как на Западенщине, они уничтожаются давно, с нарочитой публичностью и под восторженные крики местных "интеллектуалов". Где-то, как в исконно русском городе Одесса, снос памятника проводится чуть ли не тайно, в спешном явочном порядке, с явным опасением реакции горожан.
Однако суть от этого не меняется: ведь, по словам самого Пушкина, "неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности".
Пушкин — глас Империи
Ненависть к русской культуре и желание её если не уничтожить, то изуродовать, переименовать и украсть, у нынешних киевских "элит" вовсе не эмоциональная и безрассудная. У неё есть две фундаментальные причины.
Первую из них сформулировал на примере кампании по уничтожению памятников Пушкину основатель телеканала Царьград Константин Малофеев:
Они боятся Пушкина, потому что он для них — глас Империи. Правильно боятся.
Русская классическая культура является отражением Империи как примера сосуществования в едином политическом, административном, культурном, духовном пространстве множества национальностей и этносов, которые ощущали себя единым Русским миром и в таком качестве добились великих свершений.
И напоминание о том, что малороссийская часть великой русской общности играла в этой Империи значительную роль, чувствуя себя органично её частью, просто нестерпимо для нынешних глашатаев русофобской "жовт- блакитной" идеи.
Кто же всё-таки "настоящие орки"?
А вторая причина принявшей глобальный характер кампании против русской культуры заключается в любопытном вывихе националистического самосознания.
Помните, в самом начале говорилось о противопоставлении "воинов света" и "орков"? Именно так, в качестве воплотившегося в реальность фэнтезийного Мордора, где живут не люди, а чудовищные орки, пытаются представить русских наши враги.
Но раз уж эти названия почерпнуты из книжной вселенной "Властелин колец" Толкиена, то читателям этого произведения напомню, а остальным сообщу, что в трилогии упоминается о таком качестве орков, как неспособность к созидательному творчеству. Когда обитатели Мордора захватили смежные королевства людей, они просто обезобразили прекрасные творения человеческой культуры — статуи, постройки, произведения искусства. И не создали никакой собственной культуры.
Так что орки — это те, кто не создаёт своего и оскверняет чужое. Никого не напоминает?
Всё верно: украинские националисты, которые уничтожают русскую культуру и все напоминания о ней, если имеют такую возможность, и пытаются выдать её за свою, если их руки не развязаны для произвола, — это и есть настоящие орки.
Причём они сами это если не осознают в полной мере, то инстинктивно чувствуют. И чтобы скрыть эту очевидность, с усиленной яростью набрасываются на русскую культуру снова и снова.
Что с того?
Ничего принципиально нового в свете новых и нехорошо забытых старых "свершений" киевского режима на ниве борьбы против русской культуры и России в целом фокусы с "перекрашиваением" отечественных художников в "жовто-блакитных" не говорят. Ни об украинских националистах, ни о вскормивших их специально для использования против России.
Однако столь циничное наступление против отечественного искусства должно (на самом деле вряд ли — но ведь так хочется надеяться…) раскрыть глаза на "демократических украинцев" даже самым наивным и обманувшимся из числа сохраняющих адекватность мышления наших соотечественников.
Опомнитесь, нынешнее противостояние со стороны Киева и Запада — это не борьба с Путиным, с "режимом" или с "неправильным правительством". Это сжигающая всё вокруг наших врагов и сжигающая их самих изнутри жажда уничтожить всё русское. И русская культура — в числе их первых, приоритетных "целей для поражения".
Оценили 8 человек
10 кармы