О роли Армянской церкви в политической и общественной жизни
На вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Александр Крылов, доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора Кавказа ЦПИ ИМЭМО РАН.
– Александр Борисович, в последнее время наблюдается активизация роли Армянской Церкви в общественной и даже политической жизни Армении. При этом по Конституции Армения является светским государством с четким разделением сферы деятельности светских и духовных властей. В адрес Церкви звучит много критики и обвинений в том, что она занимается не своим делом, вмешивается в политику и т.п. Как Вы оцениваете роль Армянской Церкви в нынешней ситуации? Насколько велика степень ее влияния на все происходящее?
– При анализе происходящих событий необходимо понимать, что Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) сыграла важнейшую роль в том, что армянская нация сохранилась до наших дней. Многие века она выступала в роли главного хранителя культуры и традиций армянского народа. После потери армянами собственной государственности в XIV веке католикосы и духовенство выступали как представители армянского населения в государствах проживания армян и на международной арене. Появление в 1991 г. независимой Республики Армения открыло для ААЦ широкие возможности, но принесло с собой и новые проблемы.
В 18-й статье Конституции РА зафиксировано, что «Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной Церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности». В октябре 1991 г. первый президент РА Левон Тер-Петросян принес присягу на Библии в присутствии Католикоса Вазгена I, который его благословил. Такой формат инаугурации президента сохранялся и в дальнейшем.
Армения была первым в мировой истории государством, которое в 301 г. официально приняло христианство в качестве государственной религии. Республика Армения является светским государством, но Армянская Апостольская Церковь фактически вернула себе официальный статус. Только ААЦ получила право проводить уроки религиозного воспитания в государственных школах, а некоторые церковные праздники стали государственными. Остальные конфессиональные группы определяются в Конституции как религиозные организации, которые отделены от государства и которым гарантирована свобода деятельности.
– Но признание государством исторической миссии ААЦ как национальной Церкви не привело к полной гармонии в отношениях светских и духовных властей?
– Получение независимости способствовало росту влияния ААЦ на политическую и общественную жизнь. Одновременно в республике развернулась активная деятельность различных религиозных течений и зарубежных сект. Это стало серьезным вызовом для ААЦ, которая в СССР была ограждена от конкуренции со стороны приверженцев других религий и культов. Со временем проблема сохранения авторитета и влияния ААЦ приобретала все большую актуальность.
До «бархатной революции» 2018 г. ААЦ поддерживала тесные контакты с действующей властью. Второй президент Армении Роберт Кочарян в 1998 г. во время церемонии инаугурации получил благословение Католикоса Гарегина I. В последующем избранных президентов благословлял сменивший его Гарегин II.
Власти Армении освободили ААЦ от налога на собственность, Церкви было возвращено некогда конфискованное советской властью недвижимое и движимое имущество – церковные и монастырские здания, земли, культурные ценности и т.п. Это позволило ААЦ возрождать храмы, открывать при них воскресные школы. С помощью государства была создана система подготовки священнослужителей не только для Армении, но и для армянских приходов по всему миру. ААЦ наладила широкомасштабную издательскую деятельность и организовала работу собственного общенационального церковного телеканала.
Деятельность ААЦ способствовала налаживанию сотрудничества Республики Армения с различными государствами и международными организациями, развитию связей с армянскими диаспорами, осуществлению культурных и гуманитарных проектов. При очевидной пользе от деятельности Церкви для государства и его граждан, по мере роста социального недовольства негативное отношение к властям все больше распространялось и на ААЦ.
Церковное руководство обвиняли в слиянии с властью, коррумпированности, утрате связи с народом, вовлеченности в мир бизнеса и в формировании у людей недоверия и неуважения к Церкви. Нараставшее в обществе социальное недовольство благоприятствовало росту влияния имевших зарубежную поддержку религиозных организаций и сект.
Несмотря на постоянную критику Церкви со стороны противников С. Саргсяна, большинство населения все же не было склонно полностью отождествлять светские и церковные власти. Об этом свидетельствовали массовые демонстрации против правления С. Саргсяна и немногочисленность акций против Католикоса Гарегина II. Это позволяет сделать вывод, что накануне «бархатной революции» население относилось к руководству ААЦ скорее положительно или нейтрально, чем категорически отрицательно. В качестве непримиримых и идеологически мотивированных противников ААЦ выступали прежде всего получавшие внешнее финансирование прозападные НПО и религиозные организации различного толка.
– Александр Борисович, а как складывались отношения Церкви и государства после «бархатной революции»?
– Смена власти изменила прежний характер взаимоотношений светских и церковных властей. Наглядно это проявилось уже 21 мая 2018 г., когда впервые в истории независимой Армении премьер-министр и члены правительства принесли присягу без Католикоса и клятвы на Библии. Гарегин II стал объектом жесткой критики из-за его тесных связей с прежней правящей элитой. ААЦ рассматривалась «бархатными революционерами» как составная часть свергнутого режима. Однако в конфликте с Церковью роль Н. Пашиняна и его окружения не была столь очевидной, как в конфликте с С. Саргсяном, парламентом, а позднее – с судебной властью, которая также была объявлена «пережитком прошлого коррумпированного режима».
Н. Пашинян предпочел не вступать в открытый конфликт с ААЦ, но вскоре после смены власти противники ее руководства (НПО, церковные диссиденты, разного рода молодежные активисты и пр.) создали общественное движение «Новая Армения, новый патриарх». Оно развернуло пропагандистскую кампанию против Гарегина II, которая сопровождалась силовыми акциями и оскорбительными действиями по отношению к Католикосу и священнослужителям ААЦ. Не разделявшие симпатий к «бархатной революции» армянские СМИ указывали на связи движения «Новая Армения, новый патриарх» с фондом Сороса*, на стремление прозападных сил и их кураторов ослабить позиции Церкви и традиционные ценности в армянском обществе.
В июле 2018 г. сторонники движения «Новая Армения, новый патриарх» ворвались в здание канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина, потребовали отречения Католикоса Гарегина II и объявили бессрочный пикет. Руководство ААЦ расценило подобные действия как категорически неприемлемые и призвало соответствующие органы восстановить порядок. Однако Н. Пашинян заявил, что государство и премьер не должны вмешиваться в дела Церкви, так как она отделена от государства, и полиция ограничилась ролью наблюдателя.
– И все же свергнуть Католикоса тогда не удалось. Почему?
– Прежде всего потому, что акции протеста против Католикоса Гарегина II не получили поддержки. Наоборот, нападки и насильственные действия по отношению к Католикосу и духовенству ААЦ вызвали негативную реакцию в стране и в диаспоре, они стали компрометировать премьер-министра Пашиняна и «идеалы бархатной революции». В итоге полиция восстановила порядок на территории Первопрестольного Эчмиадзина, а движение «Новая Армения, новый патриарх» исчезло с политической арены.
Армянская диаспора в США попыталась перевести отношения новой власти и ААЦ в конструктивное русло. В 2018 г. в США прошла череда мероприятий с целью популяризации армянского исторического наследия и развития культурных связей. В них явно присутствовала рекламная составляющая, призванная наилучшим образом представить новое руководство Армении. На одном из мероприятий в Нью-Йорке было организовано совместное участие Н. Пашиняна и Гарегина II. Вскоре после этого Н. Пашинян приехал в Эчмиадзин и встретился с Католикосом, который поздравил его с успешным проведением выборов, впечатляющими результатами блока «Мой шаг», пожелал успехов в реализации программ премьера «по строительству Родины и воплощению всех стремлений».
14 января 2019 г. Гарегин II направил на имя премьер-министра новое поздравительное послание, в котором говорилось, что вне-
очередные парламентские выборы продемонстрировали доверие армянского народа к Н. Пашиняну и возглавляемой им политической силе. Однако, несмотря на кажущуюся нормализацию отношений новых властей и Церкви, пропаганда, направленная на компрометацию Католикоса и духовенства ААЦ, так и не прекратилась.
– И как складывались отношения Церкви и государства в дальнейшем?
– После недолгого затишья эти отношения вновь начали ухудшаться. В сентябре 2019 г. на пресс-конференции в Лос-Анджелесе Н. Пашинян заявил, что Церковь намерена разрушить власть, и посчитал возможным вмешательство светских властей в дела Церкви в случае, если это будет делаться «по требованию армянского народа».
Тем не менее руководство ААЦ вновь попыталось наладить с ним диалог. 1 ноября 2019 г. по приглашению Гарегина II премьер-министр встретился с участниками Высшего духовного совета в Эчмиадзине и изложил свое видение роли Церкви в сложившейся ситуации. Н. Пашинян констатировал, что на фоне отказа от духовности в армянском обществе происходит политическая деградация, распространяется коррупция и моральное разложение общества. Он заявил, что необходимо добиться таких изменений, которые будут служить людям, стране, государству и Церкви. При этом, как подчеркнул Н. Пашинян, духовные ценности, духовная жизнь, духовное содержание очень важны для него лично и он считает их неотъемлемой частью своей политической деятельности и жизни.
– То есть и руководство Церкви, и премьер-министр демонстрировали явное стремление наладить нормальные отношения?
– Да, после встречи с участниками Высшего духовного совета Н. Пашинян заявил, что намерен выстраивать отношения с Церковью на основе конструктивности, взаимного уважения, откровенного диалога и т.п. и даже выразил благодарность Католикосу за организацию диалога светских и церковных властей. 13 января 2020 г. премьер-министр, Католикос всех армян, председатель парламента и другие представители власти посетили мемориальный комплекс Цицернакаберд в Ереване и почтили память жертв армянских погромов в Баку.
– Но конструктивность и взаимное уважение вскоре исчезли. Почему?
– Причиной нового обострения отношений стал призыв Гарегина II освободить из-под ареста Роберта Кочаряна во время эпидемии коронавируса. Власти увидели в этом не заботу о здоровье бывшего президента, а поддержку оппозиции. Вице-спикер парламента А. Симонян назвал заявление Католикоса вмешательством в политику, давлением на суд и фактически призвал отстранить его от руководства ААЦ, так как «тысячи граждан РА долгое время считают очень важным смену Католикоса». В прессе вновь начали тиражироваться компрометирующие Католикоса и духовенство материалы.
Руководство ААЦ призвало своих критиков не политизировать позицию Католикоса, не терять достоинства и сохранять цивилизованный подход в выражении мнения относительно заявлений Католикоса, особенно лицам, занимающим государственные должности. В поддержку ААЦ выступили политические оппоненты Н. Пашиняна. Представители фракции «Просвещенная Армения» констатировали, что имеет место не критика Гарегина II, а «риторика ненависти». Партия АРФД заявила о недопустимости очередной уродливой и безнравственной кампании нападок на Церковь и национальные ценности.
– Как складывались отношения Церкви и нынешних властей после Второй Карабахской войны?
– Поражение во Второй Карабахской войне ввергло армянское общество в состояние растерянности и шока. Оппозиция обвинила Н. Пашиняна в предательстве национальных интересов и потребовала его немедленной отставки. 8 декабря 2020?г. это требование подержал Католикос Гарегин II, который призвал Н. Пашиняна добровольно уйти в отставку. Как подчеркнул Гарегин II, предварительно он обсудил постоянно ухудшающееся положение в стране с Советом епископов ААЦ и Высшим церковным советом, а также с президентом, спикером парламента Армении, представителями различных политических сил и с самим Пашиняном. Он призвал парламент прислушаться к требованиям, которые предъявляет общественность, выбрать другого премьера и создать правительство национального согласия. С призывом к премьеру уйти в отставку выступил и глава Киликийского Католикосата Арам II.
Оппозиции не удалось добиться смены власти на волне возмущения. Н. Пашинян заявил, что считает себя главным ответственным за сложившуюся в Нагорном Карабахе ситуацию. В апреле 2021 г. он подал в отставку, но продолжил оставаться исполняющим обязанности премьер-министра. Средством легитимизации его дальнейшего правления стали досрочные парламентские выборы, проведенные 20 июня 2021 г. На них правящая партия одержала убедительную победу. Международная реакция на результаты выборов была благоприятной для Н. Пашиняна, попытки оппозиционных партий организовать массовые акции протеста и оспорить результаты выборов оказались безрезультатными.
В отличие от оппозиции, продолжавшей требовать отставки Н. Пашиняна, руководство ААЦ признало результаты выборов, поздравило его с назначением премьер-министром и пожелало плодотворной работы. Гарегин II призвал всех граждан страны к национальному единству и преодолению политических разногласий.
– Однако в дальнейшем отношения Церкви и государства так и не наладились. Почему?
– 6 октября 2022 г. на саммите в Праге Н. Пашинян официально признал территорию НКР составной частью Азербайджана. Гарегин II расценил заявления Пашиняна о признании территориальной целостности Азербайджана как неуместные и не способствующие решению арцахского вопроса. Организации армянской диаспоры также расценили действия Н. Пашиняна как неприемлемые. Армянский национальный комитет Америки (ANCA) заявил, что институты, организации и отдельные лица армянской диаспоры – новые и старые, гражданские, светские и духовные – расценивают безрассудную попытку Пашиняна сдать Арцах Азербайджану как смертный приговор коренным армянам этой священной земли. В заявлении Комиссии Ай Дата Канады выражалось неприятие и глубокое разочарование позицией премьера и официальным признанием Республики Арцах частью Азербайджана. С аналогичными заявлениями выступили армянские организации России и других стран.
Католикос Гарегин II вновь повторил свой «отеческий призыв» к премьеру уйти в отставку. Н. Пашинян отверг критику в свой адрес и заявил, что «если у Церкви плохие отношения с правительством, то, значит, у Церкви плохие отношения с Богом». Он призвал Церковь думать о своей сущности, теории и вере и оставить судьбу страны в руках правительства, выразив при этом уверенность, что «Бог нам поможет развивать, усиливать Армению и принести ей мир».
22 мая 2023 г. на заседании парламента обсуждалась проблема отношений правительства и ААЦ. На нем Н. Пашинян дал негативную оценку исторической и современной роли ААЦ, так как в прошлом армянские католикосы «придя в Армению, становились агентами влияния. Кажется, у них ничего не изменилось до сих пор». Он подчеркнул свою решимость решить этот вопрос за два-три месяца. В качестве мер воздействия на нелояльную по отношению к властям Церковь на заседании парламента предлагалось лишить ее налоговых льгот, конфисковать полезные для государства земельные участки и т.п.
Официальное признание азербайджанского суверенитета над Нагорным Карабахом в Праге означало отказ от принципа триединства армянской нации (диаспора – Арцах – Армения) и от прежних трехсторонних договоренностей глав Армении, Азербайджана и России, что обесценило мандат российского миротворческого контингента. Зона конфликта была признана властями Армении неотъемлемой частью азербайджанского государства, после этого никакой юридической основы для самостоятельных действий российских миротворцев более не существовало, все требовало согласования с Баку. Это определило последующий характер действий (или бездействие) российских миротворцев в Нагорном Карабахе.
19 сентября 2023 г. азербайджанская армия начала новое наступление в Нагорном Карабахе. Российский миротворческий контингент сохранял нейтральную позицию, но уже на следующий день его командование смогло добиться прекращения огня. Власти непризнанной НКР капитулировали, ее президентом был издан указ о прекращении существования республики с 1 января 2024 г. Местное армянское население было вынуждено бежать на территорию Армении.
Руководство Армении возложило вину за потерю Нагорного Карабаха на Россию. Оппозиция увидела причину случившегося прежде всего в предательстве
Н. Пашиняном национальных интересов. Позиция ААЦ была представлена Гарегином II, который заявил, что причиной трагедии карабахских армян стали агрессивные, геноцидальные действия Азербайджана, неадекватная реакция мира, политика, проводимая властями Армении по отношению к Арцаху, и раскол армянского народа. Руководство ААЦ вновь призвало Н. Пашиняна уйти в отставку. В ответ сторонники действующей власти в очередной раз потребовали отставки Католикоса Гарегина II.
Начало процесса делимитации армяно-азербайджанской границы вызвало новую волну протестов против политики
Н. Пашиняна. 23 апреля 2024 г. под контроль Азербайджана были переданы четыре населенных армянами села в Тавушской области, которые до распада СССР входили в состав АзССР. Передача сел расценивалась оппозицией как очередное предательство национальных интересов. Против территориальных уступок в рамках делимитации выступила и Армянская Церковь. В Тавушской области прошли акции протеста, которые возглавил член Верховного духовного совета ААЦ, глава Тавушской епархии архиепископ Баграт Галстанян.
– То есть политическая роль Церкви в Армении становилась все более активной? Но почему тогда архиепископ Баграт Галстанян лишился в итоге всенародной поддержки?
– Да, об этом наглядно свидетельствовали происходившие события. Весной 2024 г. сторонники движения «Тавуш во имя Родины» пытались заблокировать движение на дорогах, в столице начались митинги с требованием отставки Н.?Пашиняна. В мае начал действовать телеграм-канал «Священная борьба», который занялся пропагандой идей и деятельности Б. Галстаняна, а также осуществлял координацию различных акций. Оппозиция объявила архиепископа Баграта своим кандидатом на пост премьер-министра, сам он заявил, что готов отказаться от служения Церкви ради спасения страны.
Верховный духовный совет ААЦ выразил поддержку протестующим, при этом руководство Церкви призвало участников акций протеста действовать исключительно мирными способами, а власти – руководствоваться такими подходами, которые не будут увеличивать угрозы безопасности, углубляя в обществе чувство незащищенности и неуверенности. Руководство Церкви заявило, что ААЦ не претендует на власть, однако будет прилагать усилия для укрепления государственности. Н. Пашинян обвинил Церковь в том, что она не только участвует, но организует и возглавляет выступления протеста.
В итоге попытка повторить сценарий передачи власти «народному премьеру» под давлением массовых акций протеста закончилась неудачей, так как уровень поддержки архиепископа Б. Галстаняна оказался недостаточным для решения поставленной задачи.
– Как сочетается нынешняя роль ААЦ с христианским принципом разделения политики и религии, государственного служения и служения Богу?
– Нынешний конфликт Церкви и государства обусловлен множеством причин и имеет собственную предысторию, которая во многом определяет роль ААЦ в жизни армянской нации и в современных условиях.
Конфликт между гражданскими и церковными властями после «бархатной революции» 2018 г. имеет идеологический и мировоззренческий характер. Нынешняя власть стремится к интеграции с коллективным Западом, с его «универсальными ценностями», к трансформации армянского общества в сообщество отдельных индивидуумов («гордых граждан Армении»), имеющих полную свободу самовыражения вплоть до самоопределения своей половой принадлежности в разнообразных формах. Это предполагает замену национального самосознания надгосударственным самосознанием универсальных «граждан мира» с его вненациональной моделью жизнеустройства, отказом от традиционных ценностей и морали. Свобода самовыражения каждого индивида включает в себя и равенство всех религий и разнообразных культов, что означает утрату ААЦ своей прежней принципиально важной роли в жизни армянской нации. По мнению руководства ААЦ, политика нынешнего правительства является губительной для армянской нации и государства.
Церковь продолжает сохранять приверженность триединству: после официальной ликвидации Нагорно-Карабахской Республики Высший духовный совет ААЦ принял решение о сохранении Арцахской епархии. ААЦ входит в число тех Церквей, которые выступают в защиту своего культурно-исторического наследия и традиционных ценностей.
В настоящее время исторические перспективы Армении и армянской нации будут определяться как происходящими в мире глобальными изменениями, так и внутриполитической ситуацией в республике, принятием ее гражданами «универсальных западных ценностей» или выбором в пользу развития на базе собственного культурно-исторического наследия.
– Что бы Вы пожелали читателям нашей газеты в столь непростое время?
– Мы живем в эпоху перемен, когда происходит ломка прежнего мироустройства, и эту ломку неизбежно сопровождают нестабильность, многочисленные войны и конфликты. На смену однополярной модели приходит мир многополярный, и именно сейчас определяется та роль, которую будут играть в будущем современные государства. Хочу пожелать, чтобы развитие Армении, России и других государств шло по здравому, конструктивному, ориентированному на национальные интересы пути и чтобы все читатели «Ноева Ковчега» не только пережили нынешние драматичные времена, но и успешно воспользовались всеми возможностями для самореализации, обрели благополучие и семейное счастье.
* Признан нежелательной организацией и запрещен в РФ
Беседу вел Григорий Анисонян, по материалам: Ноев Ковчег
Оценили 0 человек
0 кармы