Замечено, что ныне у определенной части элиты возникает какое-то чувство отчуждения, -даже не от российской власти, а более широко - от своей собственной страны. Эмигранты на своих ютуб-каналах призывают не только к усилению санкций, не только к максимальному вооружению Украины. У них играет сладострастная улыбка на лице, когда они сообщают о том, что украинские беспилотники нанесли удар по мирным объектам в России.
Это поражает не только с моральной точки зрения, но и с точки зрения их философии как политиков, потому что, если ты хочешь совершенствовать демократию, ты не можешь это делать, открыто выступая против своего народа. Радуясь, когда твоему народу плохо. И когда твоих соотечественников убивают. Но их это почему-то не смущает. Люди близкие к этому кругу, даже не разделяющие радость собратьев по разуму, почему - то уверены, что тут кроется "что-то глубокое", что нужно изучать. Мол, это наша национальная беда. Есть разница между Москвой, Петербургом и большей частью России. Но ведь те люди, у которых это чувство ущербности есть, в основном, из Москвы и Петербурга. И то, что происходит с остальным народом, их не безумно беспокоит. Тем не менее у них ощущение, что если Россия не воспринимается Западом как своя органическая часть, то это для России не только экономическая проблема, но и моральная катастрофа.
"Глубокого" тут ничего нет! Не стоит искать черную кошку в темной комнате , тем более, если ее там нет. В столкновении цивилизаций всегда найдутся люди убогие умом и слабые духом, не способные осмыслить происходящее и готовые винить только себя во всех неудачах и пытаться слепо копировать чужое.
Модернизационный процесс, начатый ещё Петром I, породил также группу поверхностно образованных людей, посчитавших, что технический прогресс есть результат только европейского образа жизни и существовавшего там социального устройства. Некий карго -культ. Отчего хорошо живет француз или немец? Оттого что пьет кофе по утрам, хорошо одевается, читает Руссо и Вольтера, коим и матушка- царица даже не брезговала. Приговор людям этого типа вынес наш гений Александр Сергеевич Пушкин. "В Радищеве отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидерота и Реналя; но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему, — вот что мы видим в Радищеве". Жестко по отношению к иконе "русского освободительного движения"! Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет любви, заключает Пушкин. Увы, "кривое зеркало" не было разбито! Для России это обернулось полным отрицанием своего исторического пути.
У тысячелетий России, оказалось, нет ничего своего, основательного, есть только бесцельное скитание по огромным просторам. Почти ни одного приличного каменного строения, все из дерева. У России нет истории - объявил философ Петруша Чаадаев, за что официально был признан сумасшедшим. Сей факт и сегодня прогрессивно мыслящие ставят в упрёк русской монархии, как будто подобные мысли есть свидетельство нормальности. Человек не только продукт социально политических отношений, но ещё продукт своей истории. Отрицать это бессмысленно.
На фоне утверждения об отсутствии истории России началось сочинение о "неведомом " звере, который мучит народ , а тот, по необразованности своей, терпит. Зверь - это русское самодержавие! И стоит только открыть глаза, откажемся от "самодержавия," и путь в Европу будет открыт! Но тогда же был сделан еще шаг дальше, его логику предвидел Достоевский и предсказал в учении Павлуши Смердякова. о "глупой -с" нации!
Проще говоря, настоящую историю страны выбросили на помойку, её стали подгонять под западный шаблон, приписывая ей такие процессы, которые в ней никогда не происходили. Пушкин видел, например, что крепостное право носило иной характер, чем на Западе. "Аристократия после его ( Петра I) неоднократно замышляла ограничить самодержавие; к счастию, хитрость государей торжествовала над честолюбием вельмож, и образ правления остался неприкосновенным. Это спасло нас от чудовищного феодализма, и существование народа не отделилось вечною чертою от существования дворян. Если бы гордые замыслы Долгоруких и проч. свершились, то владельцы душ, сильные своими правами, всеми силами затруднили б или даже вовсе уничтожили способы освобождения людей от крепостного состояния, ограничили б число дворян и заградили б для прочих сословий путь к достижению должностей и почестей государственных". Но даже Пушкин считал Европу просвещенной. То, что Европа в своём историческом развитии , за счёт своей колониальной политики многие знания получила от других цивилизаций, вопрос никогда ими не обсуждаемый.
Дворянское дело продолжил отряд поповичей! Люди они были идеологически выдержанные. А потому скоро договорились и до " разумного эгоизма", и до "социализма", и до " свободы совести". Как у Некрасова:
Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя С базара понесет?
Автор упомянул два последних имени, скорее для сохранения ритма, чем по идейной близости.
Но был хоть кто - то, кто пытался противостоять этому безумию? Конечно, были, но их тут же объявили поклонниками редьки и кваса, сторонниками кнута и плахи и прочими ретроградами. Но самое удивительное — не это. Царское правительство, которое, как утверждал Пушкин ( что недалеко от истины), было единственным европейцем в стране, очень подозрительно относилось к тем писателям и мыслителям, что пытались говорить об историческом своеобразии развития России и о глубоком кризисе Европы, их журналы закрывались в первую очередь. Какой - нибудь "Вестник Европы" мог годами издаваться ,не испытывая серьезных неприятностей с цензурой, а журнал братьев Киреевских сразу закрывался. " Теории трех названных славянофилов наивны или, точнее, наивничают: они навевают мечты какого-то золотого века, когда вокруг нет никакого золотого века, проповедуют какой-то пастушеский быт среди фабричного производства и удушливой канцелярии", - писал Розанов. Увы, злоба давлела и над правительством. Ему много чего еще надо было добрать из Европы, в рассуждениях славянофилов всплывала допетровская Русь, а импульс Петра был так силен и мощен, что думать не полагалось самостоятельно. Для меня только вопрос : были ли люди этого направления так уж наивны? Вот тот же Хомяков Алексей Степанович отправил в 1851 году на Всемирную техническую выставку в Лондон свою паровую машину "Московку". Патент на изобретение был заслуженно получен, специалистами была признана «новость принципа»." Утилитарность" и "духовность" у него как -то органически уживались. Хозяйство его процветало. Но Барин мог себе это позволить, так судили многие. "Хорошо было Хомякову в своей деревне,... а вот обывателю нашему нужна и конка, и лекарь, и окружный суд и пр. Решительно обывателю нужно и "земство", с разными самоотверженными учительницами, врачами. Как плакались на худой порох в Крымскую войну и на краткострельные ружья в турецкую...", - писал мудрейший Розанов. Все это, конечно, беда, но кто вставал на пути прогресса? Самый простой ответ у огромной части населения был : - русское самодержавие!
Между тем, именно во второй половине XIX века Россия явила миру людей поистине ренессансного типа. Музыка, литература, искусство, наука обогатились такими именами, что их напрочь связывают с явлениями русского духа. В последние два царствования в любой сфере не только отвлеченной но и практической, работали удивительные люди. От профессора Менделеева, до профессора Вернадского. Русские промышленники получали золотые медали на Всемирных выставках. В считанные годы создавались целые отрасли. Усилиями князя Львова в России появилось промышленное виноделие, а морской офицер Верещагин создал отрасль по переработке молока. Они знали Европу, и даже любили ее, но они никогда не обезьянничали, оставаясь по духу глубоко русскими людьми. Того же Менделеева, можно смело записывать в авторы первой индустриализации России, которая началась при Александре III.
Но видно, плетью обуха не перешибешь! Были и другие. Которые судили достаточно просто. И когда появилась теория социально -экономических формаций, когда "наукой" было подтверждено наличие прогрессивных и " отстающих" в своём развитии обществ, дело пошло, как по маслу. Тут же явилась теория "двух Россий"," монархической и демократической", "молодой и старой" и так далее. И предательство национальных интересов перестало быть предательством, а стало умением предвидеть будущее. А будущее Европы это мировая революция и социализм. А потому кричал один партийный деятель, взрывая храм Христа Спасителя в Москве "Задерем подол матушке России"! Данное обстоятельство нынешним "марксистам" можно посоветовать взять на заметку.
Между тем, по точности прогнозов будущего наши "славянофилы" оказались вне конкуренции. Они абсолютно правильно предсказали эволюцию Запада и будущее его отношение к России. Жириновского - не надо. Читайте кого хотите, Хомякова, Киреевского, Данилевского, Леонтьева. Перед нами открытая книга. Но важно другое, все они прекрасно понимали, что их "славянофильство" - это детство. Страна находилось в начале пути осознания себя. Нам еще предстояло только пройти эпоху взросления, когда гормоны " будут зашкаливать, когда безумие охватит целые слои населения и элиты. Откажемся от веры, от Отечества, от ее истории, от всего того , что было наработано в веке предыдущем.
Но предсказывая и революцию, и гражданскую войну, эти люди сохраняли, я бы сказал, христианский оптимизм. "Через сто, полтораста лет, быть может, я сказал, начнется пора этого славянофильского плодоношения. Это состояние, если оно осуществится, продержится, положим, в самом счастливом случае, несколько веков (не 10, не 8, а каких-нибудь 4—5 веков), и начнет потом более или менее быстро изменяться, склоняясь, в свою очередь, к гибели. Вероятно, будет так. Однако, ни неизбежность этой гибели, ни сравнительная отдаленность того плодоношения, о котором я только что говорил, не должны нас теперь смущать. Делай, что должен (обособляйся от Европы); верь, что это сбудется; но когда — точно определить нельзя. Кто будет тогда жить, увидит и вспомнит, быть может, добром и о нас, которые умели, не видевши, веровать".
Так писал Константин Леонтьев почти 150 лет назад споря с философом -западником Владимиром Соловьевым по поводу судьбы русской цивилизации и западной цивилизаций.
"Лакеи вечные Европы" - эти Саши, Маши, Петруши, Павлуши ( удивительно, но они сами себя сегодня так называют) все еще падают ниц перед возможностями Запада, не могут выйти из своего ученического детства, хотя технологии давно расползлись по миру. Что им остается делать? Только ненавидеть свой народ, который оказался не готов решать проблемы полов, а предпочитает по Божьей заповеди "жить и размножаться". А Европа попыталась сегодня забыть свою цивилизационную историю, и её теперь успешно будут кушать те, кого когда - то они ограбили. Цивилизации, как и люди. Времена не выбирают. В них живут и помирают!
Оценил 81 человек
108 кармы