«В философе Иване Ильине мы встречаемся с почти карикатурной попыткой создания бравурной версии русского национализма, успешно обходящей все сколько-нибудь важные и существенные темы, принципиальные для выяснения возможности русской философии, и подменяющей вопрошание и выявление болевых точек потоком правоконсервативного сознания, копирующего клише европейского национализма применительно к русскому обществу.
Такого общества, о котором пишет Иван Ильин, находясь в эмиграции, никогда не существовало, не существует и не может существовать: речь идет о нормативной пруссаческой грезе, желающей представить Россию четко работающим социальным механизмом германского типа – с отлаженной моралью, звонким официозным патриотизмом, конвенциальной религиозностью и психической упорядоченностью.
В результате такой конструкции из поля зрения Ильина выпадает все сколько-нибудь значимое для России содержание – здесь ничего не сообщается ни о западническом полюсе, фокусе В (который с порога отметается как несуществующий), ни о специфике архаического полюса, ни о фокусе А (который вообще оставляется без внимания), ни о герменевтическом эллипсе, который должен был бы у всякого нормального русского человека вызывать, как минимум, гнетущее беспокойство (у Ильина он почему-то ничего не вызывает). Своим невежественным апломбом и казенным «национализмом» И. Ильин, возможно, обязан матери-немке Каролине Луизе Швейкерт фон Штадион.
Свои философские тексты И.Ильин строит в духе персонажа повести Н. С. Лескова «Железная воля» Гуго Карловича Пекторалиса, «выписанного в Россию вместе с машинами». В них есть «железная воля» борьбы с коммунизмом до последнего дыхания, без какого бы то ни было понимания как природы советского режима, так и причин, приведших к падению монархии и к Октябрьской революции, равно как и понимания структуры русского общества.
И. Ильин «аккуратно и бесталанно» (словами Н. С. Лескова о Гуго Пекторалисе), механически воспроизводит русский национализм, патриотизм и бравый монархизм, умудряясь пройти мимо всех содержательных сторон русской истории, которая осуществляется на его глазах, при его участии и с его помощью. Так как в таком чисто немецком казенном мышлении нет ничего русского, мы без большого ущерба оставляем его тексты и теории без рассмотрения».
А.Дугин, «Мартин Хайдеггер: возможность русской философии» (М., 2021) (Раздел 1, Глава 3, «Иван Ильин: русский патриотизм на прусский манер», стр. 104-105).
PS - Я бы процитировал ещё самого Ильина, но боюсь, что меня привлекут за пропаганду экстремизма или реабилитацию нацизма и геноцида евреев. - s.-h.
PPS - Да, читал. Да, осуждаю. - s.-h.
PPPS - В воздухе висит вопрос: "Тот ли самый Дугин теперь бегает и агитирует за Ивана Ильина как великого русского философа и требует назвать его именем Высшую политическую школу при РГГУ, обзывая при этом протестующих студентов и сотрудников РГГУ неучами, русофобами и наймитами Запада? Или это какой-то другой Дугин?" ©
"В каждое мгновение времени человек умирает и рождается снова. То есть технически это уже другой человек. И Дугин поэтому другой.
- Вы только биологам это не рассказывайте )) Человек может стать "другим" вследствие травматического, инфекционного либо возрастного повреждения мозга. Что из этого произошло с Дугиным?" ©
- Оголодал!
"Помню Дугин плевался на ТВ про ЖЖ и другие соцсети... Его корёжило что народ слушает и читает других а не его. Час целый. Наверное на Галковского обиделся...
- Лучше читать Канта, Вольтера и Мечникова, чем Дугина.
- Не читаю никого... Времени нет! И мозгов... Дугина видел по ТВ и удивился с какой ненавистью он хаял ЖЖ и блогеров. Зависть... Конкуренция!" ©
Оценили 7 человек
13 кармы