Не «Панцирями» едиными «живела Србија»

0 181

Православные Балканы срочно нуждаются в духовной ОДКБ

Как бы ни развивались события в Казахстане, Москва сделала твёрдый шаг накануне переговоров с Вашингтоном по красным линиям, каковыми на самом деле становятся не прямые и кривые между точками быстрого подлёта «горячих приветов» от «наших западных партнёров», а линии разграничения национальных интересов.

Да и в само подбрюшье НАТО – в Сербию – завершила Россия к Новому Году поставку ракетных комплексов «Корнет», перед тем покрыв республику «Панцирями» и много чем, прилетающим не менее красиво, чем вышеупомянутые приветы.

Самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь С-1»

Но перед тем как действовать столь решительно, Кремль сначала как-то неуловимо свёл на нет употребление эвфемизма «наши западные партнёры», а потом и вовсе внёс их в более чем конкретный список недружественных стран.

Православная Москва, отчего-то, действует «навыворот». Решительно ступает на канонические территории тех, кого не спешит вычёркивать из списка (диптиха) братьев во Христе. Анафема не вынесена ни стамбульскому и Александрийскому патриархам, ни Элладскому и Кипрскому митрополитам. Тем не менее, в Турции открыт приход Московского патриархата, а в Африке – целых две епархии РПЦ. Что, вне всякого сомнения, необходимо. Но сделано это через… Через попрание канонов – основополагающих твердынь Православия, выстроенных Самим Святым Духом.

Без канонического решения этого вопроса – стратегического для всего православия и РПЦ как потенциального лидера православного мира в вопросе сохранения чистоты веры – позиции Московского патриархата остаются шаткими.

А сейчас назревает безотлагательная необходимость бить врагов РПЦ на их канонической территории – не только в Турции, но и на Балканах. Потому что именно здесь, судя по всему, планируется следующий после Украины удар Госдеп-патриархата – по союзной нам Сербии.

Всё тот же Балканский узел

26 декабря митрополит Болгарской православной церкви (БПЦ) Киприан сослужил в Стамбуле одному из творцов т.н. «Святейшей церкви Украины» (СЦУ) митрополиту стамбульского Экуменического патриархата Эммануэлю. Последний помянул в диптихе предстоятелей поместных церквей и Сергея Думенко – т.н. «митрополита Киевского Эпифания». Но архиерей Болгарской церкви, которая не признала (пока ещё?) СЦУ, никоим образом не отреагировал на поминание на службе лидера самочинного сборища (классификация СЦУ согласно канонам).

Особой пикантности данному случаю придаёт тот факт, что митрополит Киприан сразу же после образования СЦУ был назначен главой комиссии БПЦ «по изучению вопроса украинской автокефалии». И на данное время комиссия никакого решения не вынесла. Однако утешаться данным положением не стоит. Мы, ведь, успели уже испытать лукавство не только единоверных (как казалось) греков, но и единокровных «братушек»-членов НАТО, которые в этом статусе успели даже поучаствовать в бомбардировках Югославии.

Не уступающий им в скользкости самоназначенный «спикер УПЦ» о. Мыколай Данылэвич, правда, попытался выгородить болгарского товарища: «Владыку Киприана этим поминовением митр. Эммануил просто подставил (простите за «феню», но так теперь «ботают» «спикеры УПЦ», – Д.С.). Подобное уже случалось с другим болгарским архиереем – с вл. Николаем Пловдивским, который где-то служил в Греции и при нём тоже помянули главу “ПЦУ”… Это было около 2 лет тому назад.

Подобными выходками фанариоты и их сторонники просто подставляют или провоцируют иерархов из других Поместных Церквей… (ах, наивные иерархи, даже не ведающие, кому едут сослужить, – Д.С.).

Сторонники “ПЦУ” опять начинают раздувать из этого факта поминовения “победу”. Хотя это из той же оперы, как недавно их Тернопольский “архиерей” Нестор (Пысык) постоял в храме св. Георгия на Фанаре рядом с митрополитом Тырговишским Нифоном из Румынской Церкви, который приехал поздравить патр. Варфоломея з годовщиной служения…

Митр. Нифон тогда был в гостях, поэтому счёл, что будет невежливо по отношению к п. Варфоломею выходить из храма, в котором стоял раскольник…».

Прэлестная «отмазка» (выражаясь слогом замглавы ОВЦС УПЦ). Для болгарских архиереев вежливость по отношению к попирателю канонов Варфоломею более оправдана, чем верность Духу Святому, водившему творцами канонов. Потому, очевидно, церковный МИД УПЦ (МП) вместо выражения крайнего недоумения, фактически потакает подобному отношению болгарского и – чтобы два раза не вставать – румынского епископата к церковному вопросу на Украине.

Помнится, тем же аутотренингом занимались «спикеры УПЦ» и сразу после образования СЦУ, когда присутствие элладского Иринея и александрийского Феодора на службах Варфоломея с участием Эпифана объясняли «неожиданными подставами» (и я, наивный, также верил «проверенным источникам»). А те, оказывается, «подставляться» были рады.

В свете происходящего ныне в мировом православии важен и следующий пассаж представителя ОВЦС УПЦ (структуры, вообще-то, непонятного статуса, ибо патриарх Московской наделил УПЦ самостоятельностью во внутреннем управлении, а не во внешнецерковной деятельности): «А что касается информации о том, что якобы БПЦ выступает за автокефалию Македонской Церкви, так это тоже преувеличение, если не сказать неправда. Во-первых, не было таких официальных заявлений от БПЦ. Во-вторых, болгары считают Македонскую Церковь исторической частью БПЦ, а македонцев – тоже болгарами».

Непризнанная т.н. «Македонская церковь» (МЦ), это структура, отколовшаяся от Сербской церкви в тогдашней югославской республике Македония по национально-территориальному признаку (то есть, на основе ереси этнофилетизма), хотя членами православных общин в Македонии являются не только сербы, верные каноническому православию македонцы и болгары, но и албанцы. Произошло это ещё в 1967 году при активном содействии недоброжелателя Сербской церкви, хорвата, атеиста (урождённого католика) Йосипа Броз-Тито.

Несмотря на то, что Северная Македония остаётся в глазах мирового православия канонической территорией Сербской церкви, Варфоломей ещё в 2007 году принял делегацию «епископов» МЦ. «Патриарх… выслушал священнослужителей из Македонии, – пояснял тогдашний секретарь стамбульского Синода архимандрит Елпидифор, называя раскольников священнослужителями, – Но патриарх не преминул напомнить им, что ситуация с заключенным в тюрьму архиепископом Иоанном (Вранишковским) и канонической Охридской архиепископией (относящейся к Сербской Православной Церкви) является частью одной большой проблемы».

Как видим, Экуменический патриарх не потребовал освобождения своего православного брата, канонического предстоятеля бывшей югославской республики Македония – главы Охридской архиепископии СПЦ, который был заключён в тюрьму по навету МЦ. А лишь, «напомнил о проблеме».

Ну а «бóльшую проблему (собственно существование неканонической юрисдикции) Варфоломей настоятельно предложил решать «только путем переговоров». То есть, не путём, которые сначала предполагают покаяние раскольников, а затем уж переговоры о будущем статусе церкви в республике, а вообще без покаяния.

«Настоящее положение, к сожалению, не позволяет совершать совместные богослужения, так как мы не находимся с Македонской Церковью в церковном единстве», — выразил горечь от невозможности совершить службу с раскольниками Елпидифор – правая рука Варфоломея.

Только рубить

Для чего Варфоломею понадобилось в самом начале 2007 года будоражить православный мир данной аудиенцией?

Напомним, за год до этого (с приходом к власти русофоба Ющенко) возобновились очередные папистские притязания Варфоломея на каноническую территорию РПЦ. Речь зашла об открытии подворий стамбульского патриархата на Украине без согласования с Московским патриархом. В 2006 году произошло вмешательство в дела Сурожской епархии. На 2008 год было намечено открытое вторжение на Украину по приглашению Ющенко для принятия в юрисдикцию Фанара т.н. «Киевского патриархата» и т.н. «Украинской автокефальной церкви» (лишь неуёмные амбиции Филарэта, которому не были предоставлены гарантии того, что именно он станет предстоятелем «Киевской митрополии Экуменического патриархата», сорвали этот план уже в тот момент, когда Варфоломей прибыл в Киев без предварительного разрешения на то патриарха Алексия II).

Вот в преддверие своего «триумфального» (как мыслилось Ющенке и Варфоломею) визита в Киев, стамбульский патриарх и пытался нейтрализовать союзническую с РПЦ позицию сербов, шантажируя их признанием ещё и македонских коллег Филарэта.

Собственно, сейчас мы видим повторение. В сентябре 2018 года – на том же синаксисе Экуменического патриархата, на котором была объявлена война РПЦ – заодно был поднят македонский вопрос. И вот в декабре 2021 года – спустя полтора десятилетия – Варфоломей вновь принимает делегацию МЦ.

«Святейший Патриарх произнес соответствующее обращение, в котором выразил отеческую заботу обо всех нас и нашей Церкви. В конце мы все получили от него благословение, поцеловав его святую правую руку», – сообщили члены делегации.

Фанар заявления об отеческой заботе Варфоломея по отношению к раскольнической структуре, действующей на территории Сербской церкви, не опроверг.

Куратор СЦУ Эммануэль, Варфоломей и Македонский раскольник

И тут мы подходим к болгарам, на чей счёт ОВЦС УПЦ занимается очередным публичным самоуспокоением. Не секрет, что очень многие в Болгарии считают македонских славян частью болгарского этноса. На этом основании союзные Гитлеру «братушки» в 1941 году захватили Македонию. Сербское духовенство и те из македонских священников, кто не считал себя болгарами, были изгнаны болгарскими единоверцами. По окончании Второй мировой войны Сербская православная церковь вернула в свою юрисдикцию епархии на территории республики Македония. Но с развалом Югославии для Болгарской церкви встала задача-минимум – хотя бы признать Церковь в Македонии – не сербской. В этом церковникам более чем активно помогает Болгарское государство – «братский» нам член НАТО. Да и сама МЦ.

23 ноября 2017 года, «синод» МЦ признал БПЦ своей «Матерью-Церковью». И буквально через три дня синод БПЦ обязался «оказывать полное содействие, ходатайство и заступничество перед Поместными православными церквями, предприняв всё, что необходимо для установления канонического статуса МЦ». Это, кстати, и к заверениям «спикера УПЦ» о «преувеличениях, касающихся якобы выступления БПЦ за автокефалию Македонской церкви» и «отсутствиях официальных заявлений от БПЦ» на сей счёт.

Благо дело, есть ещё в УПЦ (МП) священноначальники, осознающие опасность положения. Так, в ноябре 2021 года управляющий делами УПЦ (МП) митрополит Антоний по благословению митрополита Киевского Онуфрия служил в Златоустовском монастыре СПЦ в Северной Македонии, что воспринимается как готовность к вызовам.

Митр. Антоний и прошедший македонские и болгарские тюрьмы архиеп. Иоанн

Итак, все карты перед нами открыты (вспомним, что мы начинали с участия «ответственного за Украину» иерарха БПЦ в стамбульской службе, где поминался «предстоятель СЦУ). Вопрос лишь в последовательности действий.

Первый вариант. После признания Софией СЦУ, Москва неизбежно разорвёт евхаристические отношения с БПЦ. Это развязывает последней руки для признания македонского раскола. Таким образом, именно РПЦ невольно переведёт раскол в Сербской церкви в необратимую фазу.

Второй вариант. Если сначала Фанар признает МЦ (в качестве наказания «упорствующих» в непризнании СЦУ сербов), а БПЦ неизбежно их поддержит, то РПЦ должна будет разорвать отношения с БПЦ. Не только ради исполнения канонов (что, вообще-то, главное), но хотя бы ради поддержки СПЦ – своего единственного твёрдого союзника на Балканах.

Оба сценария плохи. И не только потому, что открывают все возможности для признания Фанаром ещё одной еретической структуры – т.н. «Черногорской православной церкви» (а это уже углубление и цивилизационного раскола Сербии). Сама потеря православной Болгарии (именно православной – во многом ещё русофильской части болгарского общества), это очень болезненный удар по православному славянскому единству. Брешь, которую пробьют в ней греки и таким образом представят восточный папизм не сугубо греческим явлением.

Значит, надо действовать на опережение – заходить на Балканы (в Элладу, в Стамбул) тем же темпом, которым мы зашли в Африку. Так и болгарам прозрачно намекнём, что в стране проживает масса русских и русофилов, твёрдых приверженцев канонов, наконец. И ради них не проблема открыть русский экзархат.

Но это будет канонически незыблемым, только если сначала придерживаться апостольских правил: сначала анафема, а потом уж заход сил Организации договора канонической безопасности.

А если канонов нет, то всё можно. И Варфоломею тоже.

Фонд стратегической культуры

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...