Острый конфликт между Русской и Румынской церквями погрузил Молдову в сложную ситуацию

1 768

Выдающийся господарь Молдавии Петр I Мушат канонизировал высшую иерархию - Митрополию.

Сегодня православные отмечают 1030-летие крещения Руси. Центрами церковного празднования станут Москва, Киев, Минск, Кишинев и другие города стран, которые входят в территорию пастырского попечения Русской церкви. Сложная религиозная ситуация в современной Молдове во многом определяется острым противостоянием между Русской и Румынской православными церквями. «Блокнот Молдовы» проследил конфликт, имеющий глубокий исторический и политический контекст, который тесно переплетен с проблемами территориальных споров и самой молдавской государственности.

Изгнание ставленника патриархии из Молдовы

На территорию Молдавского княжества христианство пришло из Византии. В среде местного населения оно утвердилось в IX-XII вв. Константинопольский патриарх в течение многих веков управлял деятельностью молдавской церкви, но большинство ее священнослужителей долгое время происходили из соседних славянских княжеств. Церковнославянский язык был в крае языком церкви и официальных актов вплоть до XVII века, когда начался процесс его вытеснения греческим в делопроизводстве, а затем и в храмах.

В XIV в. сложилось сильное феодальное княжество Молдавия, которое вместе с соседней Валахией получило название «Дунайские княжества». Выдающейся господарь Молдавии Петр I Мушат считал одной из своих главных задач развитие церковных структур и канонизировал высшую иерархию - Митрополию. Он, как и другие молдавские господари, не последовал печальному примеру Болгарии, Сербии или Валахии, которые оказались под властью Константинопольского патриархата, точнее - под владычеством греческих церковников. Именно поэтому господари Молдавии не обращались туда за согласием на утверждение действующих в Молдавском государстве иерархов, стремясь иметь независимую от внешнего влияния церковь.

Мушат обратился к Антонию, Митрополиту Галицкому с просьбой о возведении в сан двух молдавских епископов: Иосифа и Мелетия. После возведения их в сан Галицкой Митрополией господарь Молдавии назначил в 1373 году епископа Иосифа в Сучаву, столицу государства, с титулом «владыки» (митрополита). Пребывание другого епископа, Мелетия, было определено в городе Роман. Это дало повод Константинопольской патриархии проявить особый интерес к Молдавской церкви. Без согласования с молдавским господарем патриарх Константинопольский Антоний IV прислал двух своих иерархов, но они не были приняты.

Полагая, что молдаване так непреклонны, потому что желают получить собственную митрополию, в 1394 году патриарх назначил отдельного митрополита для Молдавской церкви - грека Иеремию. Господарь, господарский совет, молдавские иерархи хорошо понимали цель, преследуемую патриархией: Константинополь хотел заставить страну принять тот же церковный порядок, который ранее был навязан Валахии - церковь должна полностью зависеть от греческих церковников с греком во главе. Этим объясняется позорное изгнание ставленника патриархии из Молдовы. Впрочем, Молдова и молдавские верующие не придавали никакого значения проклятиям со стороны Константинопольской патриархии.

Митрополия Молдовы, а также канонический статус первого митрополита Иосифа были признаны Константинополем в 1401 году, когда в своем послании к господарю Молдовы Александру чел Бун патриарх Матфей дал полномочия «истинным епископам и законным митрополитам Молдовы». Таким образом, Константинопольский патриарх согласился с установлением в Молдавии особой традиции - избрание своими иерархами, с одобрения господаря, своего митрополита, а Молдавская митрополия добровольно вошла под юрисдикцию Константинопольского престола на правах автономии.

Выдающейся господарь Молдавии Петр I Мушат

Молдавское княжество после падения Византии

Молдавское государство уже в XIV веке имело свою Православную церковь, хорошо организованную и обладающую канонической структурой, со своим креслом митрополита. Молдавские иерархи выбирались своим же духовенством, утверждались в должности своим господарем и его советом, где митрополит был главным советником. Зависимость Молдавской церкви от Патриархата была только номинальной. Нередко бывало, что о посвящении своих епископов митрополиты Молдовы лишь уведомляли патриарха.

После падения Византии Молдавское княжество успешно противостояло османской экспансии и прославилось как оплот христианства, но в начале XVI века оно было вынуждено принять режим оттоманского сюзеренитета. Взамен признания власти Стамбула и княжество сохранило православие, право избирать господаря, на его территории запрещалась пропаганда ислама и строительство мечетей.

В начале XVIII в. в условиях обострившегося соперничества между Османской империей и Россией турки ликвидировали автономию Молдавии и передали ее под управление греков-фанариотов, жестокое правление которых продолжалось более века. В этот период в стране резко возросла численность греческого духовенства, богослужение было переведено на греческий язык, в стране процветала «симония»: на церковные должности назначались все, кто вносил солидное денежное пожертвование. Приходов на всех не хватало, и множество священников вело бродячий образ жизни, еще больше дискредитируя и без того невысоко ценившийся духовный сан.

Греческое духовенство проявляло жесткое правление в течение долгих лет

Юрисдикция Русской православной церкви

После того как в результате русско-турецких войн край оказался в составе Российской империи, здесь была образована Бессарабская область, на всю территорию которой была распространена юрисдикция Русской православной церкви. Первый глава созданной Кишиневской епархии митрополит Гавриил принял серьезные меры к повышению нравственного и образовательного уровня священнослужителей.

С присоединением к России началось переселение в край старообрядцев и последователей различных сект (духоборов, молокан, штундистов, немоляков, иконоборцев) из внутренних губерний империи и из Турции. В результате Бессарабия приобрела репутацию одного из наиболее либеральных в религиозном отношении районов и превратилась в крупнейший центр старообрядничества и сектанства в масштабах всей России. В 1830-х годах численность сектантов составила около 3,5 тыс. человек. Позднее, по мере роста численности русских жителей, количество сектантов постоянно уменьшалось, и к середине XIX в. они составляли совсем незначительную часть населения.

Быстрыми темпами увеличивалась численность иудаистских общин: в 1847 году в Бессарабской губернии проживало 20 232 еврея, а всего через 50 лет в 11 раз больше - 228 528 чел. В конце XIX века численность еврейской общины в Бессарабии достигла 12% населения, причем в Кишиневе численность евреев составила почти половину городского населения (согласно переписи 1897 года - 50 257 из 108 403 человек).

Покровская церковь при архиерейском доме

Активность румынской церкви

После революции 1917 года большая часть Бессарабской губернии оказалась захвачена Румынией и стала ее рядовой провинцией. В 1925 году Румынская православная церковь была окончательно выведена из подчинения Константинопольскому патриархату, и первым патриархом Румынской православной церкви был провозглашен митрополит Мирон Кристя. Под ее юрисдикцию, вопреки протестам Русской православной церкви, была передана вся территория Бессарабии.

Активность румынской церкви приобрела резко выраженный политический характер. Патриарх Кристя возглавлял правительство вплоть до своей смерти в 1939 году. Его кабинет выступил за создание «Великой Румынии», а в ноябре 1938 года Кристя официально предъявил притязания Румынии на соседние приграничные территории СССР. 

В стране проводилась политика жестокой дискриминации нерумынского населения: по конституции занимать государственные посты и владеть землей разрешалось только румынам, был запрещен выпуск литературы на русском, украинском и других языках. В 1938 году правительство патриарха Мирона ввело жесткую цензуру: из печати изымались малейшие упоминания о том, что Бессарабия входила ранее в состав России, а местная православная церковь была составной частью Русской православной церкви.

С установлением румынской власти в Бессарабии воцарился и воинствующий антисемитизм, местная еврейская община подверглась систематическим гонениям. Еврейские погромы происходили постоянно, деятельность синагог была прекращена. Неслучайно в 1940 году, накануне возврата Бессарабии в состав СССР, сюда бежало большое количество спасавшихся от антисемитизма евреев. Одновременно значительная часть местного православного духовенства, а также активистов религиозных сект бежала в обратном направлении - за реку Прут.

Во Вторую мировую войну Румыния вступила на стороне Германии. Официальным предлогом стало «освобождение исконных румынских земель». Румынская церковь стремилась распространить свою юрисдикцию на оккупированные территории СССР, которые намечалось включить в состав «Великой Румынии». В целом же в среде духовенства и верующих Молдавии произошел раскол: часть православного духовенства и руководителей религиозных сект активно выступила на стороне фашистской Германии и Румынии, другая часть – оставалась нейтральной либо симпатизировала СССР и другим державам антигитлеровской коалиции. Накануне освобождения Молдавии в 1944 году значительная часть духовенства бежала в Румынию, церкви закрылись из-за отсутствия священнослужителей.

После разгрома фашистской Германии и образования Молдавской ССР вся ее территория составила Кишиневскую епархию Русской православной церкви. В 1946-1947 гг. советские власти, стремившиеся ограничить влияние религиозных сект, в порядке репатриации добились возврата части прежних священников, возобновилось функционирование 601 православной церкви. Советский режим проводил дифференцированную политику по отношению к разным конфессиям, но всё религиозные организации Молдавии оказались под жестким двойным контролем органов госбезопасности и уполномоченных по делам религий.

Старообрядческая церковь, иконописец Иван Иванович Лепилов

Религия и политика

В советский период истории Молдавии властям не удалось добиться полного вытеснения религии из жизни общества. Даже значительная часть партийных и государственных чиновников отмечали религиозные праздники, время от времени посещали церкви. В отличие от сект, в православной общине большинство людей преимущественно ограничивалось исполнением обрядов, не соблюдало постов и других церковных ограничений, не стремилось к глубокому изучению религии, но, тем не менее, продолжало относить себя к православным христианам.

В Республике Молдова религия отделена от государства и правительство не имеет права вмешиваться в вопросы веры и жизни религиозных общин, однако действующее законодательство содержит некоторые предписания в этой сфере. Только граждане республики могут стоять во главе действующих на территории республики религиозных организаций, запрещается насильственное обращение в ту или иную веру, все религиозные организации должны быть официально зарегистрированы правительством.

Проблема Бессарабской митрополии привела к росту трений в отношениях между Молдовой и Румынией. Под давлением Совета Европы в июле 2002 года Бессарабская Митрополия Румынской православной церкви была официально зарегистрирована. Это стало вынужденной уступкой Совету Европы со стороны властей Молдовы, стремящихся к скорейшей интеграции страны в Европейский союз. Регистрация еще больше осложнила отношения между Русской и Румынской православными церквями и способствовала дальнейшему расколу общества на сторонников и противников объединения с Румынией.

Если в 2002 году власти Молдовы зарегистрировали Бессарабскую митрополию как религиозное юридическое лицо, то в 2006 году ее признали «духовным, каноническим и историческим преемником Бессарабской митрополии, функционировавшей до 1944 года включительно» с составлявшими ее епархиями. Румынская правящая элита (в отличие от большей части населения, достаточно безразличной к этому проекту), безусловно, заинтересована в присоединении своих «братьев», живущих по другую сторону Прута. Это объясняется не только тем, что унионизм выступает в качестве национальной идеи Румынии, но и позволяет отвлечь общественные настроения в нашей стране от сложных социально-экономических проблем.

****

PS

Данный материал как наглядный пример того как церковники в погоне за паствой идут на нарушение всех заповедей, кои в своих речах проповедуют прихожанам.

А как же не убий?

Невероятно, но какую страшную роль сыграли церковные иерархи в ВОВ.. Чего только стоит Ватикан (я ранее писал об этом)

Цикл моих публикация ранее:

Все дороги ведут в Рим.(часть 1)

Ватикан и Югославия (из цикла: Все дороги ведут в Рим часть 2)

Все дороги ведут в РИМ (часть 3) - (Ватикан - влияние на Россию, через "задний ход" (РПЦ)

Для меня как для человек без царя в голове, совершенно ясно какое мощное оружие - религия. Но и по сути религия не должна разделять людей, ан нет, разделяет, да еще как. Точнее делят на тех и этих, служители культа. 

Да какая разница в какую церковь ходит человек? 
Вам упырям в рясах какое дело?

Он идет не к вам в церковь а к тому богу в которого верит. Прихожанину без разницы к кому принадлежит церковь (храм).

****

21 Век на дворе а церковники по сей день пасут своё стадо, к тому же умудряются стравливать меж собой различных адептов учений.

Спрашивается, зачем?

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Обсудить
  • Все-таки о таких узких темах должно писать, если вы глубоко в теме, вас извиняют две вещи: спокойно и последовательно изложили факты без оценок, а оценки вы даете, как человек невоцерковленный, оценки ваши как бы извне процесса, а на это вы право имеете несомненно. Но текст все же страдает журнализмом и поверхностностью.