Автор : Колотыгина Римма Фёдоровна
Получил давеча вот такую информацию прямо от автора. Римма Фёдоровна сама вышла на связь и прислала текст ниже, который я с удовольствием выкладываю ниже:
****
Здравствуйте, Славик! Видела ваши размышления о мозге. Они близки к истине. Я написала статью о мозге и мышлении. Являюсь специалистом в области мозга, к.б.н.. Очень хочется, чтобы получили распространение доказательства того, что мозг мыслить не может. Мышление у нас духовное, что находит и научное подтверждение. Если есть у Вас интерес, сообщите как прислать Вам 5-страничную статью. Используйте на Ваше усмотрение. Мне важно только, чтобы люди знали истину.
Колотыгина Римма Фёдоровна.
****
Мозг и мышление
В представлениях подавляющего большинства людей, включая и учёных, мозг и мышление неразрывно связаны. Многие исследователи мира: физиологи, психологи и философы ищут ответ на вопрос: как мыслит головной мозг? Но, если задаться вопросом о том, как появился этот вопрос, то приходится признать его связь с мировоззренческой идеологией.
Если до революции в православной России было известно, что мышление у человека духовное, а психология была наукой о закономерностях проявления свойств души, то И.П. Павлов, учёный с мировым именем, внёс существенные изменения в эти представления. Собираясь стать потомственным священником, он в предреволюционное время увлёкся идей материалистического естествознания, и стал учёным и атеистом. Открытые им условные рефлексы головного мозга он соответственно и воспринял, как проявление умственной – высшей, но не духовной, а нервной деятельности - деятельности головного мозга. Духовный разум человека стал материальным телесным. Утратилось представление о двойственной природе человека: материальной и духовной, открытой пророку Моисею в богооткровении, говорящем о том, что человек наделён не только телом, но и душой и духом. Человек для учёных стал только материальным.
Учение И.П. Павлова пришлось, как нельзя кстати, советской молодой науке, ставшей, в единственной в мире атеистической стране, сугубо материалистической. Быстро появились антитезы сотворению мира в виде гипотез о зарождении жизни в неизвестно откуда взявшемся первичном бульоне, об образовании планет из взрыва чего-то, видно, тоже самозародившегося, о происхождении человека не от Создателя, а в результате некой эволюции животных. Ставились соответствующие эксперименты, вплоть до безуспешного скрещивания человека с обезьяной, но ничего доказано не было. Однако гипотезы есть, и этого оказалось достаточным, чтобы им верить, как доказанным для многих людей.
Нечто подобное произошло с учением И.П. Павлова. Его веры в мыслящий мозг оказалось достаточной, чтобы перед наукой встал один вопрос: каков механизм мышления мозга? Авторитет И.П. Павлова, да и поддержка богоборческой власти его по-сути атеистического учения, научных доказательств способности мозга мыслить не потребовали. Кажущаяся очевидность того, что именно мозг порождает мысли, сомнений у учёных не вызывало.
Было, правда, в своё время высказывание физиолога академика Н.П. Бехтеревой, уверовавшей в Бога, что мозг улавливает мысли из некого пространства, но это не было воспринято учёными, как повод для исследования способности мозга мыслить. А между тем, вот уже более 100 лет ответа на вопрос о физиологическом механизме мышления нет.
Только теперь, в постсоветское время появилась возможность знакомиться с православной литературой. И оказалось, что в 19 веке было богооткровение святителю Феофану Затворнику о нашем мышлении. Эти богословские знания заставили задаться вопросом: а что свидетельствует о том, что мозг мыслит?
Специалисту в области высшей нервной деятельности ответить на этот вопрос оказалось несложно. Открылось, что, даже не прибегая к физиологии мозга, можно получить ответ на поставленный вопрос в психиатрической практике. Психологам хорошо известно, что нарушения мышления могут происходить при головном мозге, находящемся в полном здравии, и, наоборот, при некоторых ранениях и явной патологии мозга, мышление может не нарушаться. Этого уже достаточно, чтобы сделать вывод о непричастности мозга к мышлению. Приходится учёным привязывать такие случаи уже не к мозгу, как положено в материалистической науке, а к психике, а значит к душе, хотя её существование наука не признаёт.
Физиологическая наука также свидетельствует о том, что основные функции головного мозга в плане осуществления безусловных и условных рефлексов, не требуют мышления и принятия решения. Всё это осуществляется врождёнными механизмами, автоматически. И что особо важно, мышление мозга не соответствует двум биологическим законам, относящимся к мозгу: «стимул - реакция» и «структура - функция».
Первый из них - «стимул - реакция», означает, что, если нет стимула – внешнего или внутреннего раздражителя организма, то и нет ответной реакции. Действительно, экспериментально установлено, что в полной изоляции, в тишине и темноте, без активации внешними раздражителями, мозг засыпает. А мышление не подчиняется этому закону, ведь оно может осуществляться и без каких-либо стимулов. Так мысли у нас приходят непредсказуемо, часто неожиданно, могут перебивать друг друга, мешать, одолевать, возникать ни к месту, приходить вовремя или опаздывать. Такая их вольность не вписывается в строгую закономерность, существующую в материальном мире. Кроме того, по этому закону: «стимул – реакция», мозг, реагирующий только на стимулы, должен отвечать на них, приходящих либо изнутри: о голоде, жажде и прочем, либо из внешнего мира, а в нашем внешнем материальном мире нет ничего абстрактного, всё реально и конкретно. Так, что абстрактного мышления, исходя из этого биологического закона, у головного мозга быть не может, как нет и никакого другого.
Второй закон «структура - функция» говорит о том, что, если есть какая-то функция организма: дыхание, движения, зрение и прочее, то должна быть и структура её обеспечивающая. Надо её искать и найти. Многое нашли. Однако структуры мышления не обнаружилось. Долгое время лобные доли мозга косвенно считали причастными к принятию решений, поскольку при их патологии оно нарушалось. Однако, относительно недавно установлено, что их функция заключается в поддержании общего уровня активности мозга, а не мышления. Так, что и по этому закону мозг к порождению мыслей не имеет отношения.
Всех этих аргументов вполне достаточно, чтобы сделать вывод о том, что нет никаких оснований считать, что мыслит в нас головной мозг.
Поскольку других претендентов на мышление кроме мозга в теле человека нет, надо искать внетелесный источник мышления. А он давно в богословии известен. В соответствии с вышеупомянутом богооткровением святителю Феофану Затворнику, животворящая душа имеет чувства, разум, память, а дух, данный только человеку, обладает сознанием и волей.
И это действительно так. Но сначала надо обозначить что известно о душе и духе человека. Если о свойствах духа, его сознания, собственных знаний и необычных особенностях можно составить представление по исследованиям, изложенным в книге врача и священника святого архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело», то о свойствах души можно судить по сведениям о клинической смерти, выход из которой обязан не только успехам медицины, но и духовному миру. Известно Барнульское чудо, удостоверенное священником, когда Клавдия Устюжина, жительница города Барнаула, умерла во время операции, и душа её побывала на том свете. Она была возвращена в тело с наказом рассказывать где была и что видела. Был ещё подобный случай в 1960-х у молодого мужчины, который позже стал священником. Случаев клинической смерти описано уже столько, что в литературе даже опубликован призыв доктора П. Калиновского к науке - признать существование души.
Из случаев пребывания души вне тела выясняется, что у неё есть всё, что свойственно человеку при жизни: она думает, эмоционально реагирует, осязает, имеет обоняние, чувствует сердцебиения и прочее. Она как бы дублирует тело. В этом возможно и проявляется, указанная в упомянутом богооткровении, её животворящая функция, заставляющая материальное тело, которое она заполняет, функционировать. Фантомные боли, необъяснимые для науки, указывают на это. Без души тело мертво, и оживает только тогда, когда душа возвращается даже через несколько дней.
В упомянутом богооткровении говорится о том, что душе принадлежат чувства. Действительно, ощущения от органов чувств мозгу не нужны. Он воспринимает возбуждение по нервным волокнам от рецепторов, например, при ранении, и формирует в ответ стресс-реакцию, сопровождающуюся, в частности, увеличением свертываемости крови. Включаются механизмы для заживления раны. А что делать животному или человеку в поведенческом плане при получении ранения – это мыслительная рассудочная деятельность, а значит не мозговая. Разум души у животных, а у человека ещё и дух с его сознанием, оценят ситуацию и волевым образом активирует либо спасение бегством, либо вступление в борьбу.
Отсюда ясно, что душе, предназначенной для служения телу, необходимо получать информацию обо всём, что с ним происходит. Поэтому именно душа, как говорится в упомянутом богооткровении, обладает ощущениями. Для этого она пользуется не своими, проявляющимися в клинической смерти способностями, а органами чувств тела. Человек не имеющий зрения, зрением души не видит. А у слепой женщины в клинической смерти душа была зрячей. Следовательно, ощущения действительно принадлежат душе.
Что касается разума, имеющегося у души, способного к рассуждениям, изобретательству, творчеству, то несомненно мысли приходят в него не из духовного мира, как полагала физиолог академик Н.П. Бехтерева, хотя такое возможно. Мысли зарождаются в самом разуме души, исходя из накопленных знаний и опыта. А это возможно благодаря наличию памяти у разума души.
Всё, что видим, слышим, придумываем, читаем, наблюдаем в движении, какие чувства испытываем, сны – всё оставляет след в памяти души, причём с раннего детства. Об этом писал святой архиепископ Лука. Он сам был свидетелем того, что в пожилом возрасте женщина заговорила на языке, на которым говорила недолго только в раннем детстве. И это не единственный случай, показывающий сохранение в памяти всего, с чем сталкивается человек на протяжении жизни.
Как разум души порождает мысли, как всё сохраняется в памяти и извлекается – всё это, как духовное, нам не доступно для понимания.
Но как разум руководит телом, как участвует в этом главный исполнитель активности тела - головной мозг, разобраться можно. Здесь психологи успешно потрудились. Установлены два основных способа мышления человека предметно-образное и словесное. В памяти головного мозга хранятся образы тех стимулов, которые стали условными раздражителями для безусловных рефлексов, ассоциации, к примеру, предмет и его название, а также заученные тексты. А в памяти разума души, как отмечает архиепископ Лука, хранится всё, с чем соприкасается человек на протяжении жизни. Разум души богат этими образами и пользуется ими для своего мышления и, в частности, для предметно-образного, рассудочного. При этом психологи пользуются не вполне материалистическим термином «воображение». Вообразить мы можем всё, что угодно и, конечно, нужное в практическом отношении для решения каких-то задач, планирования. Хирург, спортсмен, актёр мысленным взором просматривают то, что предстоит сделать. И художественное творчество, изобретения основаны на этом способе мышления.
Разум души посылает предметные образы в зрительный отдел головного мозга. Он воспринимает их, как реальные, а у человека их воспринимает ещё и дух с его сознанием. Головному мозгу, если допустить, что он мыслящий, нет смысла показывать самому себе какие-то образы. Подумал и сделал, но мозг не думает. Думает разум души. Образы, которые он посылает в мозг, вызывают его ответные реакции, если они являются условными сигналами, связанными, например, с добычей пищи или защитой. Образы появляются мгновенно и могут спасти жизнь. Животные мыслят только этим способом мышления.
А у человека есть ещё и словесное мышление. Говорить обучаемся в детстве врождённым свойством подражания. Условно рефлекторно учимся строить фразы, выражать мысли, обретать разные навыки. Разум души, имея весь запас слов в памяти, строит мысль в словах и посылает её в центр речи мозга. Мозг активирует артикуляционные мышцы, и мы говорим вслух или про себя. Слова используются в абстрактном мышлении. Они служат и для формирования нашим духом представлений о себе и внешнем мире, убеждений, интересов.
Важно отметить, что у человека ведущую роль в мышлении имеет наш дух, наделённый, как указано в богооткровении святителю Феофану Затворнику, сознанием и волевой, чего нет в материальном мире. Дух участвует в мышлении, направляет его в своих интересах. Только осознаваемое мышление адекватно у людей. Разум души и дух с его сознанием в мышлении настолько связаны, что в богословии называются одним словом – ум. Он организует и волевую двигательную активность человека. Желания им порождаемые, реализуются через разум души, который направляет посылы в двигательные структуры мозга, и мы идём куда надо или делаем то, что хотим.
Таким образом, головной мозг служит разуму души, воспринимая от него зрительные образы и формируя речь, а также является исполнителем помыслов и желаний ума в движениях тела.
Святитель Феофан Затворник отмечал тесную связь тела, души и духа. Эта связь и их самостоятельность очень ярко проявляется, когда мы отвлекаемся от чтения текста. При чтении, мозг зрением воспринимает сочетания букв, условно рефлекторно воспроизводит слова, разум души воспринимает их и переводит на язык образов, и мы представляем себе героев, о которых читаем и то, что они делают в нашем воображении. Всё это происходит с участием духа, осознанно. И, если интерес утрачивается, ум переключается на свои размышления, а мозг неспособный мыслить и осознавать, продолжает напрасно трудится, читать, пока духовный ум не заметит это и не прекратит.
Тесная связь между духовным умом и телесным мозгом, проявляется ещё и в том, что мышление осуществляется только при определённом состоянии головного мозга, при определённом уровне его активности, когда он способен воспринимать помыслы из разума души. Так при нахождении головного мозга в состоянии низкой активности, как во время сна, сознание у человека не проявляется, а в глубоком сне отсутствуют и сновидения, являющиеся результатом восприятия образного, да и словесного, мышления разума души при некотором повышенном уровне активности мозга в некоторых стадиях сна.
Знание о нашем духовном разуме позволяют понять некоторые формы нарушения мышления и прояснить суть целого ряда явлений, не раскрытых в науке по их физиологическому механизму, но приписанных головному мозгу. К ним относятся известные всем такие явления, как: сновидения, гипноз, внушение, самовнушение, сомнамбулизм, галлюцинации, озарение, психологическая защита, в том числе и, в случае, когда у человека проявляются две или даже несколько личностей.
Как видно, совместные богословские и материалистические научные подходы в вопросах, касающихся мышления человека, дают более полное представление об его истоках, осуществления и нарушениях, что важно для медицины. И для создания искусственно интеллекта, надо бы знать, как устроен естественный, а он нематериальный, сверхестественный, духовный, мало вероятно воспроизводимый технически.
Вопрос о мышлении человека трудно переоценить по значимости в идеологическом плане. Богоборчество оставило глубокий след атеизма в постсоветской стране. Оно отразилось и на науке, остающейся по-прежнему материалистической. Ошибочность приписывания мыслительной деятельности головному мозгу и научные свидетельства о нематериальной, духовной природе мышления, требуют признания триединства человека: дух, душа и тело, что в свою очередь требует признания существования и духовного мира, а значит и Бога Творца.
к.б.н. Колотыгина Р.Ф.
****
P/S
Римма Федоровна изложила своё видение, свои мысли, свои суждения. Я же ранее изучая тему разума, мозга, мышления и образности, написал ряд публикаций по теме. Если есть желание, читайте ниже по ссылкам:
Человеческий мозг не является генератором мыслей, а лишь их приемником и передатчиком… https://domdao.ru/славик-яблоч...
Мысль существует отдельно от мозга.. https://cont.ws/@slavikapple/6...
Суть образного мышления - чего вы не знали (или не было информации на сей счет) https://cont.ws/@slavikapple/5...
ИДУТ РАБОТЫ ПО РАСШИРЕНИЮ СОЗНАНИЯ...(некоторые напоминания людям) https://cont.ws/@slavikapple/5...
Жизнь без мозга...? https://cont.ws/@slavikapple/2...
****
Через тысячелетия наука, наконец, соглашается с библейским откровением о том, что душа является источником сознания и всех иных психических функций.
Справедливости ради надо сказать, что далеко не всегда и не все ученые проходили мимо библейских истин.
*
И да, я не ученный, даже близко не отношусь к ученным (научному) миру, просто люблю читать, многоо... с 6 лет как бы. (Да и осознал себя мне кажется, около 2 лет от роду)
Оценили 42 человека
94 кармы