Заявления о том, что молдавского языка никогда не существовало, – либо сознательная ложь, либо свидетельство слабого знания Премьер-Министром Румынии истории собственной страны.
Заявление премьер-министра Румынии Марчела Чолаку и других лиц о том, что молдавского языка никогда не существовало, не соответствует действительности и опровергается многочисленными историческими документами
Марчел Чолаку на днях заявил о том, что молдавского языка никогда не существовало, и молдавский язык является «изобретением Российской Федерации для румынских граждан с территории Бессарабии».
Эти заявления премьер-министра Румынии не только оскорбительны для граждан Молдовы, история которой насчитывает почти 7 веков, но абсолютно несостоятельны и ложны, поскольку существуют сотни исторических источников, которые напрямую или косвенно подтверждают не только существование глотонима «молдавский язык», но и появление его значительно раньше термина «румынский язык».
Каждый желающий может увидеть документы, относящиеся к XVII – XXI векам, при этом первое упоминание молдавского языка датируется XVI веком, хотя молдаване говорили на молдавском языке всегда с момента появления этнонима «молдаване».
Есть много документов различных стран, в которых упоминается молдавский язык, в том числе летописи Григория Уреке о молдавском языке; письма Дмитрия Кантемира о молдавском языке; первая молдавская Конституция/свод правил, где государственным языком указывается молдавский, а также издания, которые были опубликованы в Румынии Академией наук Румынии.
В частности, документы господарской канцелярии, в которых упоминается молдавский язык, были изданы Румынской академией в 1915 году. Как отмечают многие, молдавский язык представляет собой важное явление в мировой истории, и он старше румынского.
Есть упоминания о молдавском языке и в иностранных источниках. К примеру, в 1628 году вышла книга немецкого учёного И. Альштеда «Сокровища Хронологии», где в таблице языков и диалектов Земли упомянут и молдавский – lingua moldavorum.
Есть и более древние упоминания молдавского языка, вплоть до XVI века. А вот румынского тогда не было, он оформился только в самом конце XVIII века, после создания валашским богословом Самуилом Мику-Клейном свода правил и грамматики. Поэтому если кто-то хочет переписывать название языка, то необходимо придерживаться исторической логики и называть румынский молдавским, а не наоборот.
****
P.S.
Румынии от роду 200 лет (с небольшим) исскуственно созданное формирование (для каких то целей не совсем понятных, товарищей Габсбургов)
Молдавия (Валахия):
Валахия и Молдавия до конца XV
Формирование валашской и молдавской средневековых народностей. Древними обитателями территории современной Румынии являлись фракийские племена гетов и даков. Их племенные объединения и политические союзы, существовавшие в I в. н. э. распались в результате завоеваний римлян.
На землях даков в 106 г. была образована римская провинция Дакия, включавшая территории современной Трансильвании, Баната и Олтении (западной Валахии). С переселением сюда римлян и распространением рабовладельческих отношений местное население постепенно романизировалось, воспринимая латинский язык и письменность, многие элементы римской культуры, религии и быта.
Племена, населявшие Мунтению (восточную Валахию) и Молдавию, не подверглись римскому завоеванию и жили в условиях разложения первобытнообщинного строя.
После отхода римлян в конце III в. за Дунай, в Карпато-Дунайских землях в IV—VI вв. происходили передвижения и расселение различных племен — готов, гуннов, гепидов, лангобардов, болгар. Местное земледельческое население продолжало обитать в долинных областях Подунавья, а скотоводы — в предгорьях Карпат.
С начала VI в. на левобережье Дуная расселялись славяне. Археологические материалы свидетельствуют о проживании их в Карпато-Дунайских землях вместе с местным романизированным населением. В условиях постоянных контактов, тесных экономических и культурных связей между ними, к X в. сформировалась восточнороманская этническая общность, которая в латинских и греческих источниках называется «влахами», в славянских — «волохами».
Уже около двух столетий ученые ведут споры о происхождении влахов — предков румын, молдаван. Современное состояние источников и уровень исследования проблемы позволяет утверждать, что этнической основой их формирования было романизированное гето-дакийское население, длительное обитание которого вместе со славянами по обоим берегам Дуная привело к появлению в X в. влахов. Влахи стали этнически господствующими к северу от Дуная, к югу возобладали славяне. Но контакты между ними продолжались и в последующие периоды истории.
Славяне оставили значительный след в истории духовной и материальной культуры влахов, особенно во всем, что связано с земледелием и ремеслами. Славянское влияние сказалось и в области социальных отношений. Первые политические объединения влахов и славян X—XIII вв. возникали в форме славянских институтов «кнезатов» и «воеводатов».
Вместе с христианством, воспринятым влахами у южных славян, с X в. во влашском обществе распространяется славянское письмо и книжнославянский язык, который стал официальным языком в возникших в XIV в. Валашском и Молдавском княжествах. Влияние славян проявилось и в процессе формирования языка восточнороманского населения, о чем говорит значительное число славянских заимствований в его лексике при сохранении основного словарного фонда и грамматической структуры народной латыни.
В результате особенностей контактов и взаимовлияния влахов к северу от Дуная с разными ветвями славянства — в юго-западных областях региона с южными славянами, в Восточном Прикарпатье — с восточными, к XIV в. в Карпато-Дунайских землях возникли две народности, формированию которых способствовало создание двух самостоятельных государств — Валашского и Молдавского княжеств. Влахи, обитавшие на территории Трансильвании, оказались под властью королевства Венгрии.
Экономическое и социальное развитие Карпато-Дунайских земель в ХIII-ХГУ вв. Первые раннегосударственные объединения. В XIII—XIV вв. в результате притока влахов из южнодунайских областей и бежавших от феодальной эксплуатации с территорий, входивших в состав королевства Венгрии, в Карпато-Дунайских землях и Восточном Прикарпатье возрастает и становится преобладающим влашское население.
Главными отраслями хозяйства здесь были скотоводство и земледелие. Развивалось и ремесло: получили распространение гончарное дело, добыча и обработка металлов. Отделение ремесла от сельского хозяйства приводило к его концентрации в отдельных районах, где складывались центры производства и торговли, возникали города. В юго-западной части региона в конце XIII—XIV вв. появились города Кымпулунг, Куртя де Арджеш, в Восточном Прикарпатье — Байя, Сирет, Сучава. Расширялся внутренний обмен, чему способствовала и транзитная торговля.
Через Карпато-Дуиайские земли проходили торговые пути, связывавшие Западную и Центральную Европу с Причерноморьем и Балканским полуостровом, Балтийское море с Черным.
Основой социальной организации сельского населения была территориальная община, объединявшая одно или несколько поселений в совместном владении земельной площадью (хотаром). Общинники получали во владение участки земли; леса, пастбища, луга и водоемы находились в общем пользовании. Дела в общине решались общим собранием ее членов, управлял общиной совет старейшин (жуде) из числа зажиточных крестьян. В совет входил вождь (кнез), осуществлявший власть в военное время. С разложением общин роль общих собраний падает, власть кнеза становится постоянной.
Из среды зажиточных общинников, сосредоточивавших в своих руках крупные земельные и материальные богатства, формировалась феодализирующаяся знать, захватывавшая административную и судебную власть в общине. Постепенно в XIII—XIV вв. общинная знать превращалась в верхушку раннефеодального общества. Вместе с общинной собственностью эта знать присваивала себе право взимания общинных повинностей, превращая часть членов общины в зависимых крестьян.
В XIII — начале XIV вв. в Карпато-Дунайских землях оформляются раннегосударственные объединения влахов — кнезаты и воеводаты. Возглавлял их кнез или воевода, власть которого опиралась на военную дружину. В случае военной опасности созывалось народное ополчение. Административные и судебные функции также были в руках кнеза или воеводы, их власть постепенно становилась наследственной.
В середине XIII в. на территории Олтении существовали кнезаты Иоанна и Фаркаша, на севере Олтении и северных склонах южных Карпат сформировался кнезат Литовоя. В северной части Мунтении располагались земли воеводы Сенеслава. Имеются данные, свидетельствующие о существовании политических объединений влахов и в Восточном Прикарпатье.
Эти раннефеодальные политические объединения влахов находились в трудных внешнеполитических условиях, будучи вынужденными сохранять самостоятельность в окружении половцев и татар. В XIII в. кнезаты и воеводаты юго-западного района Карпато-Дунайских земель оказались в зависимости от королевства Венгрии. Необходимость внешней защиты, внутреннее социальное развитие вызывали стремление кнезатов и воеводатов к объединению в более крупные государственные формирования.
Образование княжеств Валахии и Молдавии.
В начале Х в. источники фиксируют в Мунтении государство во главе с воеводой Басарабом. В господарских грамотах того времени оно называется «Румынской землей» или «Угровлахией», позднее появляется название Валахия. Образованию этого государства благоприятствовала внешнеполитическая обстановка на юго-востоке Европы. После гибели хана Ногая Золотая орда была отвлечена борьбой с Ираном. В королевстве Венгрии вспыхнула феодальная анархия, вызванная борьбой магнатских группировок. Византия, Болгария, Сербия соперничали между собой.
В этих условиях Басарабу удалось объединить существовавшие в юго-западных районах Карпато-Дунайских земель кнезаты и воеводаты в одно государство с центром в Куртя де Арджеш. Признав формально вассальную зависимость от венгерской короны, Басараб стремился проводить самостоятельную внешнюю политику, участвовал в нападениях татар, болгар и сербов на южные границы королевства Венгрии. В 1330 г. венгерский король Карл Роберт предпринял поход против валашского воеводы, но был вынужден отступить из-за трудных гористых условий. Около местечка Посада Басараб устроил ловушку отступающим королевским войскам и выиграл сражение с ними.
Победа при Посаде способствовала укреплению власти воеводы в княжестве в борьбе против крупной знати, противившейся централизации. Опорой воеводы являлись крестьяне-общинники, обязанные нести воинскую повинность и составлявшие войско в случае военной опасности. При преемниках Басараба расширяется территория, княжества, происходит прогресс в социально-экономическом развитии, растет его политический вес, о чем говорит учреждение в 1359 г. в Куртя де Арджеш «угровлашской» митрополии. Упрочение внутреннего положения княжества побуждало валашских воевод к проведению самостоятельной политики, что встречало противодействие венгерской короны, стремившейся к укреплению своего сюзеренитета в Карпато-Дунайских землях.
В восточном Прикарпатье в середине Х в. возникло другое государство, называвшееся в источниках «Молдавская земля». Центром его формирования был бассейн реки Молдовы, откуда, как полагают ученые, и происходит это название. В начале ХГУ в. Восточное Прикарпатье оказалось под властью венгерских королей и управлялось их наместниками.
Недовольное правлением венгерского наместника местное население поддержало восстание влахов входившей в королевство области Марамуреша, выступивших против попытки короля упразднить их автономию.
Во главе восставших встал воевода Богдан, который в 1359 г. с частью влахов переселился в район Молдовы и установил свою власть на большей части территории Восточного Прикарпатья. Воспользовавшись занятостью венгерского короля Лайоша войной с Венецией и балканскими проблемами, Богдан объединил существовавшие здесь политические образования влахов в единое государство и в 1365 г. добился признания его независимости.
Большое значение для укрепления нового государства на юго-востоке Европы имела смута в Золотой Орде и победа русских над татарами на Куликовом поле, заставившие Орду оттянуть свои силы из Нижнего Подунавья.
Государственное устройство Валахии и Молдавии.
Возникшие Валашское и Молдавское княжества сформировались как монархии во главе с воеводой, титуловавшимся также господарем. Господарь избирался собранием светских и духовных феодалов, которое решало и важные государственные вопросы — объявление войны и мира, отношения с иностранными державами. Господарская власть была наследственной. Поддержка отдельными группами феодалов разных претендентов на престол приводила к частым феодальным распрям и междоусобным войнам. Власть господаря ограничивалась боярским советом, в который входили наиболее влиятельные и родовитые феодалы, а также служилые бояре.
Административно княжества были разделены на округа во главе с назначаемыми господарем пыркалабами, которые представляли власть на местах, осуществляли судебные функции. Возглавлял судопроизводство господарь. Судебные дела велись на основе обычаев земли, называющихся в источниках «волошским правом». В судопроизводстве княжеств долгое время сохранялся обычай принесения присяги; главной мерой наказания были штрафы. Основу военных сил составляли господарские и боярские дружины из служилых людей, так называемое «малое войско». В периоды войн путем призыва крестьян собиралось «большое войско». Опорой господарской власти служила и православная церковь в княжествах, пользовавшаяся автономией при формальной зависимости от Константинопольского патриархата.
Развитие феодальных отношений.
Складывание государственности стимулировало процесс феодализации в княжествах. Проявившиеся в ходе этого процесса особенности в каждом из княжеств были обусловлены различным уровнем развития феодальных отношений на территориях, где они сложились. В Валахии ко времени образования государства уже была сильная феодальная знать, сосредоточившая в своих руках значительную часть земель, что обусловило небольшие размеры домена валашского господаря. В этих условиях формирование частного землевладения за счет гос-подарских пожалований здесь было ограничено, источником для феодалов оказывались общинные земли. На территории Молдавского княжества, где феодальная знать еще не окрепла, в руках господаря оказались обширные земли. В данном случае складывание владений светских и церковных феодалов происходило преимущественно за счет господарских земельных пожалований.
К концу XV в. в обоих княжествах процесс оформления частнофеодального землевладения завершается. По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы размеры частновладельческой ренты в княжествах были незначительными. Основным ее видом был оброк продуктами в размере десятины. Барщинные работы ограничивались 2—6 днями в году и состояли главным образом из сенокошения, извоза, ремонта мельниц, ухода за прудами и озерами. Сравнительно выше были государственные повинности частновладельческих крестьян (подворный налог-бир, десятина натурой с различных отраслей крестьянского хозяйства, выполнение отработок, связанных со строительством и ремонтом дорог, заготовкой дров и т.д.). Государственные крестьяне несли такие же повинности в пользу государства, но в больших размерах. Денежная рента большого распространения не имела.
Церковные феодалы в княжествах пользовались значительным податным и судебным иммунитетом. Светские вотчинники, хотя формально и обладали правами в сборе податей и суда над своими подданными, были ограничены государственной властью в осуществлении финансовых и судебных функций. Это обусловило то, что развитие феодальных отношений в княжествах не привело к политической раздробленности.
Процесс феодализации, сопровождавшийся установлением феодальной зависимости крестьян, встречал сопротивление с их стороны. Крестьяне отказывались от выполнения повинностей, захватывали земли бояр и монастырей. Широко распространилось бегство за границу. Молдавские крестьяне переселялись на украинские земли, входившие в состав Польши. Крестьяне из Валахии уходили в Карпатские горы и за Дунай. Крестьянские волнения перерастали иногда в открытые выступления.
В 1490 г. вспыхнуло антифеодальное восстание молдавских и украинских крестьян в пограничных с Польшей районах, которое возглавил «волошин» Муха.
Социальный протест крестьянства и городских низов находил выражение также в распространении религиозных ересей богомильства и гусизма, проникавших из соседних Болгарии и Чехии.
Развитие ремесла, городов и торговли.
Образование Валашского и Молдавского государств ускорило процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла шло по линии специализации, о чем говорит существование многочисленных профессий — скорняков, ткачей, портных, сапожников, кузнецов и т.д. В XIV—XV вв. ремесленное производство было мало связано с рынком, большинство ремесленников работало на заказ. Однако потребности внутреннего обмена стимулировали развитие торговли в городах. Главной ее формой становятся ярмарки, где крестьяне начинают сбывать свою продукцию и покупать необходимые изделия ремесла.
Возникали новые торгово-ремесленные поселения, перераставшие в города. Городское население состояло главным образом из ремесленников и торговцев. Проживали здесь феодалы и духовенство, а также крестьяне. Многие горожане занимались земледелием и несли государственные повинности. Города пользовались некоторым самоуправлением. Во главе их находился городской совет из 12 членов, деятельность которого контролировалась входившим в него представителем господаря.
Развитию внешней торговли княжеств способствовало соседство с Причерноморьем, где скрещивались международные торговые артерии, связывавшие европейские страны с Востоком. После завоевания османами Малой Азии важное значение в XV в. приобрел «молдавский торговый путь», по которому шли через Молдавское княжество восточные товары в Валахию, Трансильванию, на Львов и далее в Центральную и Западную Европу. Транзитная торговля стимулировала внешние связи княжеств. Особенно оживленными были торговые отношения молдавских и валашских городов со Львовом и трансильванскими городами Брашовом, Сибиу, Быстрицей. Ввозились в княжества преимущественно ремесленные изделия, а вывозились скот, продукты сельскохозяйственного производства. Большую роль во внешней торговле княжеств играли иностранные купцы — генуэзцы, немцы, греки, армяне и др., находившиеся иод покровительством властей и получавшие от господарей торговые привилегии. С XV в. в торговле начинают участвовать и местные купцы.
Внешнеполитическое положение Валахии и Молдавии в условиях экспансии Османской, империи. В конце XIV в. над Валахией нависла османская угроза. В этих условиях господарь Мирча Старый (1386—1418) принял меры по стабилизации экономики княжества и укреплению своей власти. Чтобы упрочить внешнеполитическое положение княжества, Мирча наладил отношения с молдавским господарем Петром Мушатом и польским королем Владиславом Ягеллоном, укрепил крепости на южных границах. Осенью 1394 г. Мирче удалось одержать победу над османами при Ровине. Но несмотря на определенные успехи в антиосманской борьбе, Мирча в 1415 г. был вынужден согласиться на уплату дани Порте.
После смерти Мирчи в Валахии начинается период длительной политической неустойчивости. Борьба различных группировок валашского боярства за власть, искавших поддержки извне, создавала условия для вмешательства соседей — королевства Венгрии и Османской империи, соперничавших за утверждение позиций в Юго-Восточной Европе.
Влад Цепеш (1456—1462), занявший престол при поддержке Яноша Хуньяди, сумел вновь стабилизировать положение в княжестве. Господарь жестоко расправлялся с боярством, часто приказывая сажать своих противников на кол, за что и получил прозвище Цепеш-Колосажатель. Во внешней политике Цепеш ориентировался на Венгрию. Чтобы расправиться с неугодным господарем, султан Мехмед II в 1462 г. вторгся с войсками в Валахию. Недовольное централизаторской политикой крупное боярство пошло на сговор с османами и поддержало ставленника Порты на престол Раду Красивого, брата Цепеша. Раду Красивый (1462—1476) стал послушным данником султана.
Предательская политика крупного валашского боярства привела к тому, что к концу XV в. Валахия оказалась в вассальной зависимости от Османской империи. Султан утверждал господаря и обязывал ежегодно лично доставлять ему дань, участвовать с войском в османских походах.
Для Молдавского княжества османская угроза возникла позднее. Сменивший Богдана на молдавском престоле господарь Лацку (1365—1374), а затем Петр I Мушат (1374—1392) проводили политику укрепления центральной власти, отвечавшую интересам политической консолидации феодалов и защиты княжества от внешней опасности. В 1387 г. Петр признал вассальную зависимость от польского короля, который обязывался защищать княжество, а господарь Должен был в случае войны оказывать помощь сюзерену. Значительных успехов в централизаторской политике достиг господарь Александр Добрый (1400—1432). Для укрепления внешнеполитического положения княжества большое значение имело завоевание им порта Килии в устье Дуная и Монкастро (Белгорода Днестровского).
Начавшаяся после смерти Александра Доброго борьба боярских группировок ослабила центральную власть (до 1457 г. сменилось 15 господарей), усилила могущество крупного боярства, ухудшила международное положение княжества. Венгерские короли не оставляли надежду на восстановление своей власти в Восточном Прикарпатье. На северо-восточных границах княжества не прекращались нападения татар из Крыма, хотя Золотая Орда испытывала уже упадок. Возрастала османская опасность. По мере усиления влияния Порты в Валахии, она стала реальной для Молдавского княжества после завоевания Мехмедом II Константинополя в 1453 г. В условиях тяжелого внутреннего положения в княжестве, раздираемом боярскими междоусобицами, господарь Петр III Арон осенью 1455 г. был вынужден согласиться на уплату султану дани.
Сместивший Арона Стефан III Великий (1457—1504) вначале тоже платил Порте дань. Опираясь на военно-служилое сословие, города и церковь, он укротил крупное оппозиционное боярство и добился упрочения своей власти. Для защиты от внешней опасности он создал сильную армию, построил сеть крепостей и пограничных укреплений. Имея в виду планы королевства Венгрии по восстановлению своих прежних вассальных территорий и то, что король Матяш Корвин поддерживал его соперника Петра Арона, Стефан принес присягу польскому королю. Обострению молдавско-венгерских отношений способствовал и захват господарем в 1465 г. крепости Килии, уступленной Петром II в 1448 г. венгерской короне за помощь в получении престола.
В 1467 г., воспользовавшись причастностью Стефана к восстанию трансильванских феодалов против короля, Матяш Корвин предпринял поход на Молдавское княжество. Решительными действиями молдавский господарь нанес поражение венгерским войскам в сражении при Байя. Раненый венгерский король с большими потерями вынужден был отступить.
В 1469 г. Стефан расправился с соперником Петром Ароном и в следующем году выступил против валашского господаря Раду Красивого, вассала Венгрии и данника Порты. Стремясь сделать Валахию союзницей, Стефан в течение нескольких лет вел борьбу за утверждение на валашском престоле своего ставленника. Эта борьба привела его к конфронтации с Османской империей. В 1473 г. он отказался от уплаты дани Порте. Султан решил силой подчинить молдавского господаря. В конце 1474 г. многочисленное османское войско во главе с румелийским бейлербеем Хаджи Сулейман-пашой вступило на территорию Молдавского княжества. Применив тактику «выжженной земли», Стефан нанес неприятелю поражение у Васлуя (10 января 1475 г.).
Молдавский господарь понимал, что остановить новый натиск османов можно только совместными усилиями европейских стран. Но, занятые своими проблемами, они были заинтересованы в мирных отношениях с Портой. Польский король также начал переговоры с султаном, которые закончились заключением мира в 1476 г. Это заставило Стефана признать в 1475 г. венгерский сюзеренитет.
После захвата в 1475 г. Каффы, Мангупа и подчинения Крыма султан Мехмед II сам двинулся в 1476 г. на Молдавское княжество, но решающего успеха не сумел добиться. Сказывалась вновь примененная Стефаном тактика «выжженной земли», в османской армии начались голод, чума. Весть о приближении венгерской помощи заставила султана отступить.
Общие интересы в противодействии планам польских Ягеллонов сблизили Стефана с Русским государством.
Важное значение для укрепления молдавско-русских связей имело бракосочетание в 1483 г. его дочери Елены с сыном Ивана III Иваном.
В 1483 г. Венгрия договорилась о мире с Портой.
Новый султан Баязид II возобновил экспансию и в 1484 г. захватил крепости Килию и Белгород. Внешнеполитическое положение Молдавского княжества осложнилось. Соседние европейские правители, установив мирные отношения с османами, были заняты соперничеством друг с другом. Валахия оказалась в вассальной зависимости от Османской империи. Внутри княжества оппозиционное боярство открыто выступало за мир с Портой. В этих условиях Стефан был вынужден согласиться на уплату дани султану.
В складывавшейся к концу XV в. трудной для Молдавского княжества международной обстановке, стремясь избежать подчинения османам, господарь использовал конфронтацию Венгрии и Польши с Османской империей. Учет этого фактора позволил Стефану отразить нападение польских войск во главе с королем Яном Ольбрахтом на Молдавское княжество в 1497 г. Когда же Венгрия и Польша вступили в 1498 г. в антиосманский союз, Стефан присоединился к нему, заключив при посредничестве венгерского короля мир с Яном Ольбрахтом и отказавшись от уплаты дани султану.
Изменившаяся в связи с военными успехами османов в начале XVI в. международная ситуация на юго-востоке Европы заставила молдавского господаря вернуться к мирным отношениям с Портой. При преемниках Стефана угроза подчинения княжества Османской империи возрастает. К середине XVI в. Молдавское княжество также оказывается в вассальной зависимости от султана.
Культурное развитие населения Карпато-Дунайских земель в X—XIII вв.
Культура в Валахии и Молдавии XIV—XV вв. Население Карпато-Дунайских земель достигло в X в. достаточно высокого уровня культуры, характеризовавшейся сочетанием дако-романских традиций с культурным влиянием Византии и славян.
В Х-Х1П вв. церковная организация влахов испытывала влияние соседних славянских государств. Распространение в этот период юрисдикции болгарских епископий на территории Добруджи и Валахии, Галицкой епископий на территорию Молдавии привело к тому, что в письменной культуре, как церковной, так и светской, доминирующим стал старославянский язык. Этим объясняется хождение славянской религиозной литературы на территории Карпато-Дунайских земель в период, предшествовавший образованию государств.
Самыми древними свидетельствами славянской письменности в регионе являются эпиграфические надписи X в. в Добрудже и Валахии. К XIII—XIV вв. относятся составленные в Нямецком монастыре Молдавии «Восьмигласник» и «Четвероевангелие».
Археологические материалы, относящиеся к Карпато-Дунайскому региону X—XIV вв., позволяют судить об уровне строительной техники при возведении крепостей, монастырей, о формировании на византийской основе определенного стиля церковной архитектуры. Одним из образцов строений XIII в. является сохранившийся фундамент господарского дворца в Куртя де Арджеш. Остатки некоторых церковных сооружений XIV в. выявляют черты оформившегося впоследствии архитектурного стиля трехчастного храма. Обнаруженные археологами остатки керамики, украшений, различных изделий из благородных металлов свидетельствуют о значительном развитии искусства у населения Карпато-Дунайских земель в X—XIV вв.
С образованием в XIV в. государств развитие культуры населения региона происходило в рамках Валашского и Молдавского княжеств. Оформление государственности дало толчок развитию письменности.
В XIV—XV вв. большинство богослужебных книг, имевших хождение в Валахии, составляли славянские рукописи болгарского и сербского происхождения, переписывавшиеся церковными книжниками при монастырях. К началу XV в. относится появление и первого оригинального славяно-валашского произведения церковной литературы — сборника церковных песнопений валашского логофета Филоса. Среди византийских книг, циркулировавших в Валахии в славянских рукописных переводах, были «Номоканоны», или, как их называли в Валахии «Правила». Они представляли собой сборники византийских церковных и светских положений, основанных на законодательстве императора Юстиниана I и других юридических и канонических памятниках. Наиболее древней являлась славянская рукопись «Законника», переписанная в 1451 г. в Тырговиште дьяконом Драгомиром. «Правила» широко применялись в судопроизводстве, что было связано с политикой укрепления государственной власти в княжестве. Централизаторским целям служили и славяно-валашские летописи, которые не дошли до нас, но следы их, по мнению ученых, обнаруживаются в позднейших хрониках Валахии.
В Молдавском княжестве была широко распространена не только переводная, но и оригинальная славянская религиозная литература. Среди авторов дошедших до нас ранних оригинальных церковных произведений XV — начала XVI в. монах Путнянского монастыря Евстафий и игумен Нямецкого монастыря Феодосий.
Немалая заслуга в создании оригинальной славяно-молдавской литературы принадлежит известному книжнику из Тырново, а впоследствии киевскому митрополиту Григорию Цамблаку, который в начале XV в. был игуменом Нямецкого монастыря и служил проповедником при дворе господаря Александра Доброго. Из-под пера Цамблака вышли несколько проповедей, произнесенных им при господарском дворе, а также жизнеописание почитавшегося в Молдавии святого Иоанна Нового.
Помимо религиозных рукописей, большое место в переводной литературе занимали юридические трактаты. Широкую известность в Молдавском княжестве получил славянский перевод трактата «Синтагмы» Матвея Властаря, в который были включены некоторые положения церковного и гражданского права и который известен в нескольких списках.
Успехи политики централизации при господаре Стефане III Великом обусловили в XV в. более развитое, в отличие от Валахии, официальное господарское летописание. При дворе Стефана была составлена летопись его правления, которая дошла до нас в нескольких списках в составе более поздних летописных сводов. Один из списков, условно называемый молдо-русской летописью, в переработанном и сокращенном виде включен в русскую Воскресенскую летопись.
Развитие культуры в Валахии и Молдавии происходило в условиях постоянных контактов между княжествами, способствовавших культурному обогащению каждого из них.
*В то же время сказывалось отрицательное воздействие военных столкновений, происходивших в юго-восточном регионе в ходе соперничества европейских стран и особенно участившихся с началом экспансии Османской империи на Балканах.
****
1449 год...
Оценил 21 человек
29 кармы