Ультра ортодоксальный ультиматум и будущее «еврейского» государства

19 1923

Растущий раскол между светской и ультраортодоксальной общинами Израиля представляет собой реальную угрозу стабильности всего сионистского проекта.

Роберт Инлакеш

Ультра ортодоксальная еврейская община Израиля, известная как харедим, является самым быстрорастущим сегментом населения страны. 

Этот демографический сдвиг происходит на фоне эскалации напряженности между светскими правыми и религиозно-националистическими группировками в Израиле, что вызывает обеспокоенность по поводу стабильности экстремистской коалиции премьер-министра Биньямина Нетаньяху, особенно по таким спорным вопросам, как призыв харедим на военную службу.

По прогнозам, к 2030 году харедим составят примерно 16 процентов населения оккупационного государства, и растущая численность их вызвала более широкие общественные дебаты о будущем направлении Израиля. Это включает в себя задачу согласования сегодняшней еврейской политики этнорелигиозной идентичности с первоначальными израильскими устремлениями к современной “либерально-демократической” государственной структуре.

В 2018 году израильский кнессет принял спорный закон "О национальном государстве", который официально провозгласил, что только его еврейские граждане имеют право на самоопределение. Позже на этот закон ссылались Хьюман Райтс Вотч и Международная амнистия в своих отчетах, в которых Израиль квалифицировался как режим апартеида.

Чтобы поддерживать идею государства, построенного на еврейском превосходстве, необходимо учитывать, что у евреев-харедим коэффициент рождаемости составляет 6,4 по сравнению со средним показателем евреев Израиля в 2,5. 

Это делает ультраортодоксальную общину бесценным активом для израильтян, стремящихся поддерживать демографический баланс, при котором израильтяне–евреи остаются явным большинством - за пределами оккупированного Западного берега и сектора Газа.

Экономические и военные вызовы

Однако в других отношениях ультраортодоксальная община Израиля несет перед государством ряд обязательств, включая значительную утечку израильских ресурсов.

Например, рост численности харедим привел к жилищному кризису в их общинах. Согласно исследованию, опубликованному израильским политическим форумом Кохелет, безработный отец-харедим получает в среднем в четыре раза больше государственных субсидий, чем отец-нехаредим.

Уровень безработицы в общине вдвое превышает средний показатель по стране, и только 14 процентов учащихся-харедим получают аттестат о среднем образовании по сравнению с 83 процентами в государственных и государственно-религиозных школах.

Но сегодня, возможно, самым спорным аспектом отношений между ультраортодоксальными евреями и государством Израиль является давнее освобождение первых от обязательной военной службы.

В первые годы истории оккупационного государства только нескольким сотням учащихся ешивы (еврейской религиозной школы) было предоставлено это освобождение.

Однако в 1977 году премьер-министр Израиля Менахем Бегин расширил освобождение, включив в него всю общину харедим, шаг, который постоянно разделял общественное мнение, особенно учитывая, что все остальные еврейские граждане Израиля обязаны служить в армии. (включая женщин)

Отсутствие вклада харедим в национальную экономику и вооруженные силы в сочетании с их чрезвычайными финансовыми льготами из государственной казны сделало их “самым ненавистным народом в Израиле”.

Политическое влияние и правовые реформы

Несмотря на враждебность общественности, ультраортодоксы чрезвычайно важны для программы незаконных поселений Израиля и сейчас занимают влиятельные посты как в национальном, так и в местном правительстве. По данным Израильского политического форума, примерно треть всех поселенцев на Западном берегу составляют харедим, и такое же количество распределено по всему оккупированному восточному Иерусалиму.

Иллюстрируя растущее политическое влияние этого сообщества, политическая фракция харедим, Шас, получила 11 мест в израильском кнессете на национальных выборах 2022 года, став третьим по величине компонентом правительственной коалиции. Общественное беспокойство еще больше усугубилось успехом ультраортодоксальных партий на выборах в городской совет Иерусалима.

Поэтому неудивительно, что после победы Нетаньяху на выборах он начал кампанию противоречивых правовых реформ, которые, как обвинили критики, превратят светскую модель управления Израилем в теократическую.

Влияние харедим на израильское общество больше нельзя упускать из виду. Наиболее быстро растущее население страны теперь распределено по местным и национальным органам власти, и благодаря сверхразвитой коалиционной структуре Нетаньяху оно сегодня способно влиять на каждое социальное, политическое и военное решение Израиля.

Воинская повинность или массовый исход

Но эти вопросы сейчас достигают апогея. В конце марта Верховный суд Израиля постановил, чтобы ультраортодоксальным евреям предоставлялись государственные субсидии на изучение религии и их призывали в армию.

Решение было отменено после того, как Нетаньяху отложил голосование в Кнессете по законопроекту о продлении срока, освобождающего ультраортодоксальных евреев от призыва на военную службу. 

Ранее, в марте, главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф пригрозил, что харедим вообще покинут Израиль, если их принудят к военной службе.

Постановление Верховного суда вызвало бурю негодования в обществе, члены харедим поклялись пренебрегать законом и “никогда не будут служить в армии”.

Служба в армии Израиля долгое время не поощрялась харедим, вплоть до того, что ее члены были и могут быть де-факто отлучены от церкви и их избегают даже их собственные семьи. Фактически, евреи-харедим, решившие нарушить социальные нормы и вступить в армию, создали для них на Западном берегу специальный боевой батальон под названием Нецах Иегуда.

Решение Верховного суда, вынесенное менее чем за 24 часа до истечения крайнего срока продления срока освобождения от призыва на военную службу 1 апреля, фактически положило конец финансированию 50 000 студентов дневной формы обучения талмуду, что побудило 18 старших раввинов Шас подписать письмо, осуждающее этот шаг. 

В письме говорится: “Нас ничто не удержит от того, чтобы отправиться в тюрьму”, и утверждается, что принудительная воинская повинность является заговором с целью ограничить соблюдение ультраортодоксального иудаизма.

Огромные экономические потери Израиля в результате продолжающейся войны в Газе, введенная Йеменом блокада всего судоходства, связанного с Израилем, на нескольких ключевых региональных водных путях и ежедневные военные операции ливанской "Хезболлы" на севере значительно подорвали финансовые ресурсы Тель-Авива. В последние годы стоимость поддержания субсидий только для ультраортодоксальных студентов ешивы резко возросла до 136 миллионов долларов в год, что является веским аргументом для израильской оппозиции прекратить финансирование.

Судьба правительства Нетаньяху

Продолжающиеся дебаты по поводу призыва харедим достигли критической стадии, создавая потенциальные риски для руководства Нетаньяху и стабильности его шаткой коалиции. Чрезвычайное правительство военного времени, действующее с 7 октября, включает лидеров оппозиции, таких как Бенни Ганц из Партии национального единства, которые бросают вызов премьер-министру на каждом шагу.

Ганц выдвинул свой собственный ультиматум: уйти из правительства, если будут приняты льготы для харедим. Его угрозы исходят на фоне нерешительных позиций Нетаньяху относительно того, введет ли он исключения или выступит против них, что иллюстрирует, насколько осторожно премьер-министр вынужден проводить внутриполитическую линию в разгар региональной войны и исключений, и насколько хрупким остается его правительство единства.

Нетаньяху стоит перед суровым выбором: заручиться поддержкой своих партнеров по коалиции харедим, сохранив их военное освобождение, или уступить всем остальным в стране и принудить харедим к призыву на военную службу.

Дилемма еще больше осложняется потенциальными последствиями для расширения поселений Израиля и демографической стратегии, что в конечном итоге повлияет на выживание “еврейского государства”.

Раскол , угрожающий государству

Этот вопрос также вылился в растущий раскол между светскими и религиозными группировками Израиля. Если харедим не пойдут в армию – что особенно важно в военное время, когда нужны такие цифры, – это означает, что по меньшей мере 40 процентов владельцев израильских паспортов, включая как ультраортодоксальных, так и палестинцев 1948 года рождения (которые традиционно не служат в армии), будут освобождены от военной службы.

Опрос Центрального статистического бюро Израиля за 2021 год показывает, что 45 процентов еврейского населения Израиля относят себя к светским или нерелигиозным. Это страна, очень четко разделенная с точки зрения религиозных иудейских обрядов.

Об этом разделении еще раз свидетельствует реакция общественности на предложенные Нетаньяху правовые реформы, при этом оппозиция колебалась от 43 до 66 процентов в течение 2023 года, в зависимости от данных опросов.

Политическое восхождение харедим сегодня бросает вызов традиционному сионистскому видению светского еврейского этногосударства, представляя сложность размещения значительной части населения, придерживающейся религиозного фундаментализма.

Неприятие харедим интеграции в современную капиталистическую экономику – и их роли в рамках государства, которое стремится быть одновременно еврейским и демократическим - глубоко. Это поднимает важные вопросы о практичности сионизма, поскольку он противостоит реалиям разнообразного и развивающегося израильского общества.

Более того, противопоставление все более религиозного израильского правительства – на фоне населения, включающего почти такое же количество палестинцев, – подчеркивает внутренние противоречия внутри концепции “еврейской демократии”.

По мере того, как светские ультранационалисты начинают бросать вызов религиозным правым, возглавляемым Нетаньяху, этот внутренний конфликт будет продолжать сотрясать основы Израиля. 

В то время как оккупационное государство шатается под давлением многофронтовой региональной войны, подобной которой оно никогда не сталкивалось за свою короткую историю, именно проблема харедим сегодня – внутренне – представляет самую большую экзистенциальную угрозу для всего сионистского проекта.

****

P.S.

То есть, Харедим могут уехать, Харедим - основа государства Израиль. Так как детей в общинах, от 5- до 15 на одну семью. То есть, воевать ОНИ не будут и не хотят (религия запрещает).. но их около 40% а то и выше в Израиле сегодня.

9.5 миллионов проживало в Израиле до 7 Октября 2023 года, на текущий момент, вроде как уехало уже свыше 10% (миллион - точно).. Скажем, Хардим решили уехать - (воевать они точно не будут)

"Вы воюйте (говорят Харедим, евреям) а мы еще нарожаем, ага...мы не воюем - мы рожаем евреев для будущего Израиля"..(!)



На хитрых партнеров найдется что-нибудь с левой резьбой
  • pretty
  • Вчера 07:09
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАРазговоры о переговорах напоминают перебрасывание друг другу горячей картошки из костра. Держать ее долго никто не хочет: можно обжечься, каждая сторона пытается поскорее от нее ...

"Идея, спасавшая жизни". Зачем российские солдаты в Чечне чулки от радиации носили

На фото и видео времен чеченской войны можно увидеть любопытную вещь. Российские солдаты часто носят не сапоги или берцы. А весьма необычную зеленую обувь, вроде длинных чулок.На самом ...

Начинается строительство колоссальных газопроводов в Иран мощностью в два «Севeрных потока» или чего добилась Германия

На днях иранская сторона раскрыла детали соглашения между Россией и Ираном по газу. Стали известны подробности о мощности и месте строительства новых колоссальных газопроводов, которые ...

Обсудить
  • Интересно, до погромов дойдёт или нет?
  • Хороший обзор вносящий некотроую ясность. не знал что Нетанеягу поддреживает ортодоксов. Любоая иудейская община в любой стране не живет по законам госдуарства, а живет по законам Талмуда, что по факту есть своя идеология для котрой религия является прикрытием. Любая религиозная община - харедим всегда будет жить обобщенно в случае соседства светской иудейской общины. Но самое важное. Ультраортодоксы позицинируют себя, как жрецы практикующуе кабалу. В случаях с войной на Украине, разбоем в Газе и последний теракт в Крокусе, они терпят серьезный провал. Ихние усилия не приносят ожидаемогог результата. Несчастные красные телицы, приготовленные на ритуальное убийство, скореее умрот девственницами и собственной смертью. А поэтому когда жрец терпит фиаско, то воин ожидающий от жреца успеха, может этого жреца ритулаьно порезать на уши, и повидимоуму так и произойдет.
  • Сборище сатанистов и паразитов, каким оно было во все времена и везде, в Руси до 10 века и в США сейчас где они постепенно захватили власть и пытаются с помощью США паразитировать над всем миром. Но есть еще Россия - Меч Господа , которую эти твари боятся и ненавидят, она мешает их прибоижающемуся мировому господству, которое приведет человечество к концу времен и Страшному Суду, но пока существует Россия , еврейские паразиты не восторжествуют над миром и этот мир не прейдет.
  • А у русских с евреями симбиоз. Евреи стремятся к господству. придумывают смыслы и теории. А русские их исполняют. Коммунизм, христианство. феминизм и т.д. Русские ждут справедливого хозяина. верят еврею и получают катастрофы - геноцид 1917-37 годов. перестройку.
  • Харедим самые хитровыбанные поЦы в сионистском Израиле.