В эти дни в разных концах света отмечают 70-летие окончания Второй мировой войны и победы над Японией. Одновременно разгораются скандалы, связанные с трактовкой событий прошлого. Государства требуют друг от друга извинений за причиненные ранее бедствия, причем ни одна из сторон не желает уступать и считает свою трактовку истории единственно верной. Эти споры имеют отношение и к нашей стране, ведь дискуссии о том, как понимать факты давно минувших дней не прекращаются у нас уже давно.
6 августа, в годовщину первой ядерной атаки США на Японию, мэр Хиросимы Кадзуми Мацуи пригласил президента Соединенных Штатов посетить город и увидеть последствия неоправданной жестокости. Пока ни один из лидеров США этого не сделал и, похоже, вряд ли соберется в будущем. Зато американцы в очередной раз потребовали извинений у японского правительства за действия их страны в ходе Второй мировой. Премьер Страны восходящего солнца Синдзо Абэ извинился, но заявил, что послевоенные поколения не должны бесконечно нести бремя вины. Тут же профессор истории Американского университета в Вашингтоне Питер Кузник заявил, что слова Синдзо Абэ не могут удовлетворить жителей стран, пострадавших от японской агрессии.
Старая истина гласит, что судьба проигравших всегда незавидна. Германия до сих пор выплачивает компенсации, а к ней предъявляют всё новые претензии по старым счетам. В похожем положении Япония. Но эти страны официально капитулировали.
Зато странно выглядят постоянные извинения со стороны России, которая, кажется, готова брать ответственность чуть ли не за все грехи человечества. И это на фоне того, что США не извинялись за Хиросиму и Нагасаки, за химические атаки на Вьетнам, бомбардировки Югославии и сбитый в 1989-м иранский гражданский самолет. Франция не извинилась за оккупацию Алжира и половины Африки. Турция отказывается признавать геноцид армян. Главы всех этих стран признают факт страдания людей от действий своих государств, но не считают себя неправыми.
Россия же извинилась за всё, за что только можно. И нет ничего удивительного в том, что в речах и в официальных документах иностранных государств проскакивают призывы признать Калининградскую область субъектом международного права или ставится под вопрос принадлежность России Курильских островов. Латвия и Литва регулярно подсчитывают ущерб от «советской оккупации». Украина требует компенсаций за «голодомор».
Понятно, что игры с интерпретациями исторических событий нужны для оправдания нынешних претензий, что наглядно видно на примере скандалов вокруг годовщины 70-летия победы над Японией. Но почему мы играем в «поддавки»? Если эта игра продолжится, то скоро российским руководителям придется извиняться и за возвращение Крыма, которое было воспринято нашим народом с ликованием.
— Каяться за прошлое начал поздний Советский Союз времен Горбачева, — говорит историк, писатель Андрей Фурсов. — Начал он это делать с признания ответственности за Катынь. Хотя история очень спорная, доказательств, что советские солдаты расстреляли польских военнопленных, нет. Но Советский Союз признал вину из политических соображений. Это было одно из условий Запада по дальнейшему развитию отношений, а вернее, по спасению режима Горбачева. Потом вину за Катынь признали при Ельцине.
Интересно, что поляки не принесли извинений и не покаялись за уничтожение почти 100 тысяч красноармейцев в Тухольском лагере во время советско-польской войны сразу после революции. После извинений за Катынь были извинения за Прибалтику и так далее.
Я думаю, что главная причина признания преступлений, которых не было, это отсутствие политической воли у горбачевского и ельцинского руководства. У нынешних российских руководителей не хватает политической воли повернуть этот процесс вспять.
На Западе очень хотят, чтобы Россия начала каяться. Но если мы взяли курс на возвращение суверенитета, то должны действовать принципиально и в информационном поле. Надо отказаться от старых признаний. Это — необходимое условие возвращения суверенитета.
«СП» (Свободная пресса): — Чем грозят извинения за свою историю?
— Это чревато утратой суверенитета в информационной области. Это опасно утратой уважения к себе.
У Запада очень простая логика. По его мнению, мы проиграли в «холодной войне» и теперь как побежденные должны расплачиваться. Россия, по логике Запада, должна вести себя так же, как Германия после 1945 года.
Надеюсь, что этого не будет. Но обязательно надо исправить то, что было сделано в 1980−90-е. Мы должны заявить нашу позицию по пакту Молотова-Риббентропа, объяснить, что расцениваем Мюнхенский сговор 1938 года как начало Второй мировой войны. Надо сказать о нашей позиции по многим историческим фактам. Мы должны вести себя наступательно.
«СП»: — Поддержат ли пересмотр старых воззрений в самой России?
— Конечно, наша «пятая колонна» будет против. Но это не имеет никакого значения.
— Сейчас идет новый передел мира, и в этом заключена главная причина много скандалов по поводу трактовки событий прошлого, — уверен доктор исторических наук профессор Юозас Ермалавичюс. — Люди думают о Второй мировой войне, но сами они стали свидетелями нового дележа планеты. Многие обращаются своими мыслями в первую половину XX века, но при этом не осознают современного положения дел. События прошлого используются в текущих интересах, хотя нынешнее глобальное противостояние заметно отличается от прошлых противоборств.
В исторических событиях пытаются найти оправдание для претензий сегодняшнего дня. И это касается не только Японии или США. Скажем, сейчас идет гражданская война на Украине. Там стоит вопрос сохранения украинской государственности. У нынешних властей в Киеве остался единственный способ сохранить государство — использовать прошлое.
Исторические факты в принципе не могут быть другими, нежели они были на самом деле. Но вот восприятие, оценки могут отражать расчеты, намерения, иллюзии, интересы нынешних «актеров» истории.
Сейчас идет мировая экономическая война, психологическая, мировая информационная война. И здесь история служит «топливом». Только научное изучение объективных законов истории обеспечит победу силам, которые выступают носителями идей прогресса человечества. Но кто исторически обречен на гибель — того не спасут никакие толкования.
«СП»: — Почему Россия так легко соглашается на признание неких «грехов» прошлого?
— Всё-таки, не вся Россия соглашается на это. В нашей стране есть силы, которые служат интересам главного мирового агрессора в нынешней мировой войне — США. Таких можно назвать «пятой колонной». Но есть «Россия народная», которая отвергает все выдумки на исторические темы.
Можно объективно посмотреть на прошлое России в исторических границах, то есть в границах Советского Союза. У меня создается ощущение, что западная пропаганда специально актуализирует некоторые исторические темы, параллельно допуская грубые фальсификации фактов.
Но далеко не все в России готовы соглашаться с предвзятой трактовкой и каяться за так называемые «грехи». Есть силы, которые говорят, что если бы мы сдались Гитлеру, то пили пиво как в Баварии. Но большинство граждан таких мыслей для себя не допускает. Да, внутри нашей страны тоже идет война интересов. Она всегда обостряется в моменты глобальных столкновений несовместимых мировоззрений.
«СП»: — Чем чревато постоянное покаяние за свою историю?
— Это очень опасно. Я считаю, что постоянные призывы покаяться раздаются с целью отбросить наши народы далеко назад, восстановить отжившие общественные отношения. Как историк я замечаю, что сейчас идет даже идеализация Средневековья.
Самоунижение народа и одновременно раболепие перед несовершенствами прошлых общественных организаций — это антиисторическое явление по своей сути. Но в чем причина? Дело в том, что во вторую половину XX века и в последнее десятилетие наши народы пока не смогли подняться на высоту решения насущных исторических задач, наблюдается топтание на месте, застой. И это не только у нас, но и во всём мире. Поэтому свирепствует реакция. Россия и бывшие советские республики — не исключение. Мир движется в обратную сторону от прогресса. Отсюда пессимистические настроения, апатия. Реставрация старого общественного строя вряд ли может вызвать другие настроения.
«СП»: — Но в последние годы наш народ вроде стал смотреть на свою историю более объективно.
— Да, такая тенденция тоже есть. Просто историческое движение общества всегда противоречивое явление. Народ должен опираться на историю, чтобы черпать вдохновение для движения вперед. А наша история наполнена героическими страницами, полна созидания, полна творчества. Это те идеи, которые имеют тенденцию к нарастанию и усилению.
Оценили 5 человек
13 кармы