Птолемей Сотер. Спаситель.

0 703

 (367/366 – 283/2 г.г. до н.э.), с 323 г. – сатрап, с 305 г. до н.э. – царь Египта, основатель династии Птолемеев. Выходец из семьи македонской аристократии, сын Арсинои и Лага. По одной из версий являлся незаконнорожденным сыном Филиппа II Македонского и единокровным братом Александра Великого.

Один из ближайших друзей юности Александра. В числе прочих его друзей был изгнан из Македонии Филиппом II, после смерти которого в 338 г. до н.э. возвращен ко двору и назначен телохранителем Александра.

Во время похода Александра в Азию – один из его полководцев. Как военачальник впервые проявил себя в битве при Иссе. В число ведущих полководцев выдвинулся во время индийского похода. Наиболее яркие ратные дела Птолемея: пленение Бесса в Бактрии, битва с кассиями, переправа через Гидасп, осада Сангары. К концу индийского похода Птолемей стоял во главе одной трети войска Александра. В Персии был назначен Александром руководить торжественным сожжением индийского мудреца Калана.

Во время походов Александра Птолемея сопровождала гетера Фаида (Таида) родом из Аттики, известная тем, что по ее подстрекательству Александр дал распоряжение поджечь дворец Ксеркса. В 324 г. до н.э. во время «свадьбы друзей» Александра женился на Артакаме, дочери персидского вельможи Артабаза.

После смерти Александра в 323 г. до н.э. выступил против передачи власти его недееспособным наследникам, предложив избрать царя из среды ближайших сподвижников Александра, ближе всего стоявших к нему, пользующихся уважением воином и управляющих отдельными областями империи. При распределении сатрапий получил в управление (совместно с Клеоменом) Египет.

Отстаивая собственные права на владение Египтом, прежде всего избавился от своего соправителя Клеомена, а также присоединил к своим владениям Кирену. В следующем году Птолемей, стараясь сделать свое положение более легитимным, захватил тело Александра и перевез его в Египет, где устроил пышные похороны в Мемфисе.

В 321 г. до н.э. предотвратил попытку регента державы Пердикки вторгнуться в пределы Египта, в результате чего сам Пердикка был убит, а основная часть войска перешла на сторону Птолемея. В 320/19 г. до н.э. полководец Птолемея I Никанор берет Иерусалим[1], а затем присоединяет к Египту Сирию и Финикию. В результате этого похода в Египет были переселены несколько десятков тысяч иудеев, часть из которых стала служить в армии Птолемея наравне с македонянами. Другим важнейшим территориальным приобретением Птолемея стал Кипр, протекторат над которым он установил в 319/8 г. до н.э.

В 315 г. до н.э. началась четырехлетняя война Антигона против коалиции в составе Селевка, Птолемея, Кассандра и Лизимаха, в результате которой от Египта отпали Кирена, Кипр, а также Сирия и Финикия. Некоторое время спустя Птолемеем был восстановлен контроль над Кипром. После битвы при Газе с сыном Антигона Деметрием Полиоркетом на несколько месяцев возвращены были также Сирия и Финикия. В 311 г. до н.э. Птолемей заключил мир с Антигоном, который продлился до 309/8 г. до н.э., когда египетские войска взяли ряд городов на малоазийском побережии, а также вторглись в Грецию, где Птолемей занял Коринф, Сикион и Мегару.

В 306 г. до н.э. в результате поражения при Саламине от Деметрия Полиоркета Птолемей потерял контроль над Кипром – однако, отбил попытку Антигона и Деметрия вторгнуться на территорию Египта.

В следующем году (вслед за Антигоном и Деметрием Полиоркетом) Птолемей, Лизимах, Селевк и Кассандр принимают титулы царей, фактически узаконивая распад империи Александра. В этом же году Птолемей освобождает о. Родос от войск Деметрия Полиоркета, за что получает прозвище Сотер (Спаситель)[2].

После образования новой коалиции против Антигона в 302 г. до н.э. Птолемей Сотер в очередной раз вторгся в Палестину и вновь переселил часть иудеев в Египет, покидая страну после получения известия о победе Антигона над Лизимахом. Однако, после поражения и гибели Антигона в битве при Ипсе он вновь возвращается в Палестину.

В 300 г. до н.э. Египтом сызнова покорена Кирена, которую Птолемей Сотер отдал своему пасынку Магасу.

В последующие годы царствования главная деятельность Птолемея I Сотера направлена на обеспечение мирного развития страны и безопасной торговли. Главными внешнеполитическими приоритетами становятся достижение господства на море и контроль над ключевыми торговыми центрами малоазийского побережья. Союзником Птолемея становится Лизимах, между царями Египта и Фракии в этот период заключается несколько династических браков. Главным соперником Птолемея в Средиземном море является флот Деметрия Полиоркета и его сына Антигона Гоната, основным методом борьбы с которым становится постепенное вытеснение его без устроения решительного сражения. В 295 г. до н.э. Птолемей вновь овладевает Кипром. В 286 г. до н.э. Птолемей овладевает Тиром и Сидоном и выступает в качестве протектора Союза островитян. Итогом этой целенаправленной деятельности Птолемея становится господство египетского флота в восточной части Средиземноморского бассейна и превращение самого Египта в мощную морскую державу, главными опорными пунктами которой являются крупные приморские города Финикии, Кипр и многочисленные Кикладские острова.

За годы правления Птолемея I Сотера Египет превращается в строго организованное и централизованное государство. В своей внутренней политике Птолемей, наследуя лучшим традициям Александра, опирается не только на греческие и македонские слои населения – но также привлекает к управлению государством представителей египетского жречества. Одним из ближайших советников царя становится египетский жрец Манефон.

Другим ближайшим советником Птолемея с 297 г. до н.э. является Деметрий Фалерский, имевший опыт успешного управления Афинами в течение 10 лет и ставший автором законов Александрии, близких, по-видимому, афинскому законодательству.

В целях сближения эллинского и египетского населения страны Птолемеем Сотером был введен культ бога Сераписа (Сараписа), вобравшего в себя черты целого ряда греческих и египетских богов. Помимо Манефона и Деметрия Фалерского, важную роль в релиозных реформах Птолемея играл афинянин жреческого рода Тимофей. Серапис сделался не только главнейшим, но и де-факто единственным божеством нового культа, что в дальнейшем позволило также сблизить его с богом монотеистической религии иудеев, населявших два из пяти кварталов Александрии. В целях еще более тесного вовлечения иудеев в культурно-языковые связи с эллинским населением в начале III в. до н.э. в Александрии был осуществлен перевод священных книг иудеев на греческий - Септуагинта.

В годы правления Птолемея I Сотера был осуществлен целый ряд мер и проектов, способствовавших экономическому росту страны: началась реконструкция ирригационной сети; была введена практика наделения наемных воинов участками земли; обновлен канал между Красным морем и Нилом; основан новый город Птолемаида вблизи Фив; развернуто строительство Александрии, в т.ч. масштабные портовые сооружения, Фаросский Маяк и многие другие объекты.

Огромное внимание уделялось развитию наук и культуры, без чего невозможно было привлечение в страну квалифицированных специалистов эллинского происхождения. Для воспитания наследников престола Птолемея Керавна и Птолемея Филадельфа в духе эллинской культуры и получения ими образования самого высокого уровня Птолемеем Сотером в качестве учителей и воспитателей были приглашены философы-перипатетики Деметрий Фалерский и Стратон Физик. По инициативе последних и при деятельной поддержке и покровительстве Птолемея I в 295 г. до н.э. в Александрии был основан Музейон, а спустя непродолжительное время – и всемирно известная Александрийская Библиотека, что привлекло в Александрию многих виднейших философов и ученых. При Птолемее I Сотере в Египте жили и занимались научной деятельностью Деметрий Фалерский, Стратон, Феодор Безбожник, Евклид, киренаик Анникерид. Птолемей лично встречался и приглашал в Александрию Феофраста и Стильпона. Проявлял интерес к научным и философским занятиям. Известно, что заглянув в основной труд Евклида и вопросив: «Нет ли более короткой дороги к геометрии?», - он услышал в ответ: «В науке нет царского пути». Являлся автором исторического труда, посвященного походу Александра, на который опирался Арриан, и который фрагментарно сохранился в книге последнего «Поход Александра».

По свидетельству Диогена Лаэртского Птолемей I Сотер был достаточно скромен в быту, «Часто ел и спал у друзей своих, а когда ему самому случалось угощать их, он у них же брал для того и столы, и покрывала, и посуду, потому что сам ничего не имел, кроме самого необходимого; царю, говорил он, более пристало обогащать не себя, а других»[3].

Тем не менее, именно при нем было положено начало династии Птолемеев и царскому культу. Несколько раз состоял в браке. Подругой Птолемея Лага, сопровождавшей его в походах Александра была знаменитая гетера Фаида (Таида). В 324 г. до н.э. во время «свадьбы друзей» Александра женился на Артакаме, дочери персидского вельможи Артабаза. Первой его женой на египетском престоле была Евридика, второй – Береника, его родная сестра. Существуют также сведения, что женой или подругой Птолемея Сотера являлась знаменитая гетера Ламия.

Имел многочисленных потомков: сына Мелеагра от Фаиды; от Евридики – Птолемея Керавна, Птолемиаду, Лизандру и мятежника (имя не сохранилось) на о. Кипр ; от Береники – Птолемея Филадельфа и Арсиною II; дети от других браков и связей – Леониск, Лаг, Ирена (жена Эвноста из Сол), Аргедей, Филотера.

Находясь уже в 80-летнем возрасте Птолемей I Сотер вопреки существующему праву наследования престола назначил своим соправителем (в 285 г. до н.э.) не первенца Керавна, но Птолемея Филадельфа, сына любимой жены Береники. Это породило (или обострило) конфликт между Птолемеем Керавном и детьми Береники Филадельфом и Арсиноей II, который окончился только со смертью Керавна в 279 г. до н.э. Оставшиеся два года до своей кончины в 283/2 г. до н.э. Птолемей I Сотер делил египетский престол вместе со своим сыном, что способствовало постепенному переходу власти без масштабных кровавых усобиц, которые последовали вслед за смертью Александра. По другим сведениям, после передачи власти сыну в 285 г. до н.э. Птолемей I Сотер нес далее службу как частный человек, в рядах царских приближенных, говоря, что быть отцом царя лучше, чем владеть самому любым царством[4].

Примечания:

[1] Рыжов в книге «Все монархи мира» пишет: «Согласно Иосифу Флавию, как раз в это время Птолемей хитростью захватил Иерусалим Разузнав об обычаях евреев, он вступил в Иерусалим в субботу, под предлогом принесения жертвы, и легко овладел городом». Однако Иосиф Флавий сообщает также, что «вся Сирия претерпела от Птолемея Лагида, носившего тогда прозвище Сотера» (Иосиф Флавий. Иудейские древности, 12, 1). А поскольку прозвище Сотер Птолемей Лагид получил после освобождения Родоса – вероятнее всего, описываемые Иосифом Флавием события происходили в 302/1 г. до н.э.

[2] По другой версии свое прозвище Птолемей I заслужил в Индии, когда во время штурма города маллов закрыл щитом раненного царя Александра.

[3] Плутарх. Изречения царей и полководцев, 27.

[4] Justinus: Epitome of Pompeius Trogus. «Philippic histories»: 16.2.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

С.Афган: «В 2025-м году произойдёт крутой поворот в геополитике...»

Нравится кому-то или не нравится, но гражданин мира Сидик Афган по прежнему является сильнейшим математиком планеты, и его расчёты в отношении как прошлого, так и будущего человечества продолжают прик...