«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

4 5116

Что это? И не надо кивать на произведения Босха: он в 16-м веке умер, это чистой воды эпоха Возрождения уже. Нас же интересует истинное Средневековье, мрачное такое все и готичное. Червивое!

(Как-то я подзабросила перетаскивать в любимую константную жж-шечку посты, понаписанные мною в пошлый яндекс-дзен. Ну, вот еще один, перегружаю для полноты собрания сочинений).


Картина, называемая «Мёртвые любовники» (Les amants trépassés) была создана около 1450 года. Имя автора не сохранилось, по манере сегодня ее приписывают анониму по прозвищу Ульмский мастер.



Место хранения картины: Музей изобразительных искусств, Страсбург (Франция)


Она поражает своим необычным подходом к обнажённому телу: то, что должно по идее возбуждать и радовать взор, здесь превращено в настоящий хоррор.

Реклама

Поскольку нарисованы тут не молодые красавцы, а пожухлые старики, причем, кажется, уже пожираемые могильными червями (несмотря на вполне живое выражение глаз).



Для нас подобное изображение мужчины и женщины ассоциируется обычно с Адамом и Евой — и традиционно такие картины служат для воспевания человеческой красоты. Но не в случае наших «Мёртвых любовников», которые по контрасту с шаблоном шокируют еще сильнее...

Альбрехт Дюрер. "Адам и Ева". Ок. 1507


Идея этой аллегорической средневековой картины состояла в том, чтобы напомнить тому, кто на нее смотрит: жизнь — это тлен. Все мы умрем, причем достаточно скоро. Зритель, глядя на это безобразие, должен был как бы медитировать на тему того, что все земное — тщета, суета сует. В том числе и тело, здоровье, молодость.

Ужас от картины увеличивается от того, что глаза персонажей еще горят разумом, а вот тело их уже жрут насекомые, черви, змеи.

У беззубой старухи высохшие груди свисают самым жалким образом, а на причинном месте сидит огромная жаба — символ гадости и мерзости.



Белые тряпки, которыми они пытаются прикрываться — это саван.

Удивительное дело, но эта картина является частью диптиха (вторая половина в Кливленде, США). На первой створке изображена молодая парочка изящных возлюбленных, которые только что обручились.



Молодые люди одеты, и это еще раз напоминает нам о символике наготы в религиозном искусстве. В христианской живописи целью обнаженного тела отнюдь не было вызвать приятные сладострастные ощущения (как это станет в искусстве Нового времени).

Реклама

Нет: нагота обозначала смерть, переход в иное состояние. Потому что на том свете никому одежда уже не требуется. Поэтому, если на картине, например, был изображен умирающий (одетый), то душа, излетающая от его уст и поднимаемая в небеса ангелами писалась в виде обнаженного младенчика.

Этот же диптих своей символикой напоминает зрителю о том, что все мы из стадии юных счастливых любовников (слева) перейдем в ту стадию, которая изображена справа. И останемся в ней намного-намного дольше...

https://shakko-kitsune.livejou...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • мне картина говорит о другом ...не о том ,что жизнь это тлен ,а об обществе тогда и сейчас которое постоянно пиарит старость и всяких там в кавычках долгожителей и пожилые пары которые уже как передано на картине мертвы ,но жизнь еще теплица в глазах ...этот мир всегда любил мертвячину ...
  • Прикольно.
  • сова, глобус. и тд