Художественный фильм «Холоп» (Россия, 2019)

21 5655

В промежутках между двумя больничными, когда был почти уверен в своём окончательном выздоровлении, я всё-таки выбрался в кино. Вопрос с выбором фильма даже не возникал. Все так нахваливали российскую комедию «Холоп», что сомнений не оставалось: надо идти!

И я уверенно пошёл. И посмотрел...

Вот какой сюжет у фильма. Главный герой в исполнении Милоша Биковича - аморальный и обнаглевший мажор Гриша - попадает как бы в прошлое, в XIX век. На самом деле над ним проводится изощрённый психологический эксперимент, подстроенный отчаявшимся отцом-олигархом (Александр Самойленко) и эксцентричным психологом (Иван Охлобыстин): избалованного мажора превращают в обычного холопа Гришку, живущего в хлеву на территории барской усадьбы. Его окружают актёры, чья цель — изменить его жизнь и личность. За каждым его движением пристально следит команда психолога с помощью множества камер.

xolop.jpg
Тема весьма интересная и увлекательная. У картины был замечательный потенциал. Можно было так разгуляться, что получился бы достойный ответ американскому «Шоу Трумана». Да я даже могу привести и другой весьма удачный фильм, причём российский, с темой попадания в прошлое и последующим перевоспитанием главных персонажей - «Мы из будущего» (я про первую часть, а не - боже упаси! - про вторую). Динамичный и захватывающий фильм с идеологически правильным посылом. Да, там была идиотская любовная линия и отвратительно играющая Екатерина Климова. Но всё остальное было классно. Даже Данила Козловский в то время ещё не раздражал.

А что же «Холоп»?

Как ни прискорбно, но я испытал разочарование. Боже мой! Это и есть самая успешная российская комедия, которая побила все кассовые рекорды? Вот этот проходной фильмец, почти целиком построенный на пошлом и примитивном юморе?

Реклама


Слушайте, я что-то совсем ничего не понимаю в этой жизни. Все без исключения нахваливали «Холопа», причём и те люди, с мнением которых я почти всегда был солидарен. Да даже многие кинокритики, которых я считал адекватными и непредвзятыми, откровенно врали, например, что в фильме нет пошлого юмора. Что шутки исключительно добрые, и комедия подойдёт для семейного просмотра. Да уж! Открывающая сцена так и кричит: я - комедия для семейного просмотра! Такое впечатление, что многие рецензоры вообще не смотрели фильм или просто продались с потрохами.

Кстати, я ничего не имею против пошлого юмора. Например, фильм Романа Каримова «Неадекватные люди» напичкан им под завязку. Но «Неадекватные люди» мне безумно нравится. Там я вижу действительно живых людей, которые и общаются как живые люди, а не ведут себя как безэмоциональные картонки, послушно тараторящие заученный текст. Поэтому и любые шутки звучат уместно. Самое главное, они СМЕШАТ! Хотя «Неадекватные люди» даже не комедия, а скорее драма, затрагивающая весьма серьёзные темы.

Повторюсь, сама идея фильма «Холоп» классная. Сюжет увлекает и интригует. Вот только реализация подкачала.
Есть множество "но".

Во-первых, невозможно создать такую обстановку в принципе. В первый же день Гриша бы увидел или услышал пролетающий в небе самолёт, отчего вся имитация прошлого сразу бы провалилась. Самое смешное, что даже персонаж акцентирует на этом внимание. То есть фильм демонстративно тычет пальцем в собственный же ляп! Поразительно... Тут можно списать всё на кинематографическое допущение, однако это ведь не жанр фэнтези. Нельзя просто так взять и отменить летающие по небу самолёты и вертолёты.
Во-вторых, главный герой настолько мерзкий и отталкивающий, что ему совершенно не хочется сопереживать. И в конце у меня не складывается впечатления, что он перевоспитался. Скорее мажор просто прикинулся совестливым и благородным героем, чтобы покорить хорошенькую и привлекательную самку. Он на такое очень даже способен, что было показано в самом начале картины.
В-третьих, мне не понравилась второстепенная любовная линия с отцом Гриши и Анастасией (Мария Миронова). От неё отдаёт какой-то скучнейшей и пошлой ванилью.
В-четвёртых, юмор. Довольно слабый и плоский, как я уже говорил. Но, справедливости ради, местами мне всё же было смешно. Понравилось, как в бутафорском старинном мире иногда проскакивали анахронизмы и как при этом имитаторы прошлого ловко выкручивались. Во многом благодаря тому, что испытуемый слишком "тупой" (цитата) и не может отличить XIII век от XIX-го. Вообще очень выигрышная тема. Любой исторический ляп можно оправдать тем, что это просто организаторы шоу затупили.
И всё же, повторюсь, не все шутки заходили как надо. Не в последнюю очередь из-за посредственной актёрской игры.
В-пятых, музыка. Иногда звучит что-то похабное, наподобие Егора Крида и какого-то модного блеющего рэпа или как вообще этот стиль назвать. Впрочем, это своеобразная дань современной моде, тут уж ничего не поделаешь. Фильм ориентирован по большей части на молодёжь, а молодёжь нынче предпочитает какую-то термоядерную попсу, которая будет позабористее Димы Билана или Сергея Лазарева.

Ну и отдельно об актёрах.

Милош Бикович. В целом неплохо играет Гришу, если абстрагироваться от того, что мы должны такому, с позволения сказать, герою сопереживать. Достоверно сыгранный отрицательный персонаж. Временами очень сильно напоминает Данилу Козловского, и реально складывается впечатление, что он под него косит. Да ещё на протяжении всего фильма Гриша выглядит холёным и чистеньким красавчиком, несмотря на суровейшие холопские условия.

Иван Охлобыстин. К нему я отношусь предвзято. Меня в принципе раздражает этот актёр и его однообразные типажи. Вот и здесь он сыграл типичного картавого доктора Быкова из «Интернов». Слишком уже заезженный образ, хотя именно к доктору Быкову я ещё нормально относился.

Александра Бортич. Ага, две югославские фамилии в одном фильме... Но не суть. Меня Александра Бортич не впечатляет как актриса. Она и внешне меня не впечатляет, но это уже субъективное. Как кто-то про Бортич метко высказался, "миловидная актриса с эмоциями бревна". Так и есть. Кстати, я её часто путаю с Катериной Шпицей. Одинаковые картонные блондинки.

Александр Самойленко. Ну, сыграл как сыграл. Ничего не могу сказать. Роль как роль. Не раздражал - и то хорошо.

Мария Миронова. То же самое, что и с Александром Самойленко. Проходная роль, не вызвавшая никаких эмоций.

Реклама



Кирилл Нагиев и Ольга Дибцева. Нагиев, кстати, мне понравился. Достоверно сыгранный самоуверенный подонок. А вот Ольга Дибцева актёрской игрой не блеснула. Выполняла роль Анны Семенович, старательно выставляя напоказ ту самую примечательную деталь своей внешности.

Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать о картине «Холоп». Боюсь, большинство со мной не согласится и скажет, что я чрезмерно серьёзен и строг к фильму. Я уже слышал аргументы из серии: "Но это же лучше, чем многочисленные недокомедии от Enjoy Movies и Жоры Крыжовникова, согласись". Да, разумеется, я соглашусь. Вот только почему равняться нужно на плохое? При таком подходе любое посредственное кинцо будет казаться гениальным шедевром. Так что правильнее было бы равняться на лучшее. И в современном российском кинематографе, как ни странно, есть очень удачные комедии. «О чём говорят мужчины», например, и многое другое от Квартета И. Есть просто хорошо поставленные фильмы, такие как у Юрия Быкова и Алексея Балабанова (зашли мне не все, но большинство).
Так что создатели «Холопа» могли постараться. Очень даже могли!

Из плюсов я бы отметил операторскую работу (хотя в паре моментов камера сильно дёргалась, особенно когда показывали неудавшийся побег Гриши), качественную картинку, великолепные костюмы и декорации.
У serguntius, кстати, можно посмотреть репортаж с места съёмок фильма «Холоп». Показаны как раз те самые постройки, тот же барский дворец, та же бутафорская мельница. Очень интересно.

А «Холопу» поставлю 5 баллов из 10. По большей части именно за костюмы и декорации. И за несколько удачных шуток.

https://patasak.livejournal.co...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • По фото видно, что холопы провдят немало времени в парикмахерских и у косметологов.
  • аналогичное впечатление от фильма
    • Swarz
    • 25 января 2020 г. 09:57
    "В первый же день Гриша бы увидел или услышал пролетающий в небе самолёт" - над Рублёвкой закрытая зона для полётов.
    • Romeo
    • 25 января 2020 г. 10:01
    Барчуки заигрались.
  • Хороший, грамотный разбор. Фильм на один раз, в отличии от упомянутых "Неадекватных людях" Но хочу заметить, у Бортич явный актёрский прогресс. Пусть она всё так же эмоциональна как бревно, но уже нет таких проблем с дикцией. Это, пожалуй, первый фильм с ней, где она не раздражает.