Московский фотограф сжег деревню ради проекта «Родина», и ему грозит проверка Минкульта

1 1729

Фотограф Данила Ткаченко для проекта Motherland («Родина»), посвященного вымиранию деревень, поджигал частные дома, которые счел заброшенными. Благотворительный фонд «Крохино» намерен пожаловаться на фотографа в Министерство культуры и Росимущество, также деятельность Ткаченко осудили правоохранители, журналисты, краеведы, блогеры и другие пользователи соцсетей. 

zag fin


На сайте фотографа говорится, что проект «Родина» был реализован в заброшенных деревнях России — на объектах, не подлежащих восстановлению. Автор подчеркивает, что за последние 20 лет в стране исчезло около 23 тысяч деревень, фермерские хозяйства не способны конкурировать с корпорациями, а государству эта тема неинтересна. 



23 ноября на сайте Colta вышло интервью с Ткаченко, после чего на творчество фотографа обратил внимание широкий круг людей. Его назвали циничным преступником, обвинили в вандализме, уничтожении частной собственности, неуважении к прошлому и в неосторожности: поджоги могли вызвать природный пожар. 

 

— Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. Можно засесть на чердаке и сидеть там сутками. Я провел много времени в этих домах. Там нет электричества, но есть нормальная постель и печь. И вот ты там сидишь, копаешься целыми днями и погружаешься в некое замутненное состояние. Такую тарковщину. Есть у него это состояние сновиденческого блуждания. В какой-то момент я решил расстаться с этим радикальным образом. Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь. Нелогично и неправильно, но я и не претендую на какую-то правильность. После двух лет для меня это был самый логичный выход из ситуации.

— Как ты понимал, что эти дома — ничьи?

— Там дорога — сразу видно, ездят по ней или не ездят. Я не сжигал дома, в которых еще можно жить. Те дома, которые я выбирал, были гнилые, с проваленной крышей. Никому ничего плохого я не делал. Я думал так: можно копаться в этом говне или сжечь, оставить площадку, завершить этап. Сейчас другой мир, где есть интернет, и опыт поколений никому не нужен. Не думаю, что это плохо. Просто переход из одного состояния в другое.

Из интервью Данилы Ткаченко сайту Colta.ru



В разговоре с журналисткой Ткаченко признается: «У меня нет желания объяснять, что это современное искусство, нет желания». 



Уже в комментариях к интервью у фотографа появились недоброжелатели: «А ничего, что этот художник на статью наговорил?», «Вообще, ему бы голову подлечить, ну или варежек пошить пару лет за такое», «Фашисты тоже современным искусством занимались. Треблинка, Хатынь, Бухенвальд... В Нюрнберге оценили». Однако самый популярный комментарий оставила женщина, которая отнеслась к проекту положительно.
 

«Фотографии пронзительные же! Сказал же парень: "Я не сжигал дома, в которых еще можно жить. Те дома, которые я выбирал, были гнилые, с проваленной крышей". Господа осуждающие, вы заходили когда-нибудь внутрь таких домов? В Черноземье их тысячи! В таком же состоянии много лет находится дом моей бабушки, вокруг него образовалась огромная свалка мусора. Документов никаких на него никогда не было, сейчас заморачиваться с правом собственности на эти руины в вымирающем селе не имеет смысла. Самим поджечь рука не поднимется».





28 ноября в фейсбуке благотворительного фонда «Крохино», который занимается объектами культурного наследия, появился возмущенный пост о проекте «Родина». 
 

«Враги сожгли родную хату… Но нет, это не враги — свои. А еще теперь это называется современным актуальным искусством. Какое-то время после этой публикации уходит на осмысление прочитанного. Это вообще кажется неправдой и не должно быть правдой. Страна для этого "творца" не просто мертва, но еще и годна для любых экспериментов, какие придут в его одаренную голову».



Руководитель фонда «Крохино» Анор Тукаева готовит обращения в Министерство культуры и Росимущество. Она добавила, что оправдать можно только те поджоги, которые проводятся на реконструированных зданиях при съемке кинофильма: «Это нормально, когда для проекта сжигается декорация — режиссер хочет вызвать эмоцию. Однако непонятно, почему Ткаченко позволил себе сжигать то, что ему не принадлежит».



Ткаченко скрывает, где были сделаны снимки, но на фотосерии «Монументы» Тукаева опознала несколько храмов в Вологодской области. В соцсетях предположили, что и дома фотограф жег там же — это была деревня Березово на севере Вологодской области. По данным на 2002 год, в Березово жили четыре человека, последний из них покинул деревню в 2006 году.



На религиозном сайте «Православие и мир» юристы обсудили возможность судебного преследования Ткаченко за уничтожение чужой собственности и риск вызвать стихийное бедствие.


 

«Это наше наследие, вне зависимости, находится ли оно в приличном виде и имеет ли статус защищенного объекта. Дома во многих случаях являются чьим-то имуществом, даже если стоят заброшенными. У нас много объектов культурного наследия, которые стоят бесхозными, но числятся объектами РФ. Определять, подлежит ли тот или иной дом восстановлению, имеет ли он ценность, могут только опытные эксперты и реставраторы.

Выстрели в прошлое из пистолета, оно тебе ответит из пушки. Тем людям, которые плюют на прошлое, думают, что можно существовать без него, потом аукнется. Любая подлинная вещь есть прежде всего источник информации о прошлом».

Координатор «Архнадзора» Константин Михайлов



6 декабря на сайте Colta вышло продолжение интервью с Ткаченко: искусствоведы, кураторы и журналисты высказались о фотопроекте «Родина» и реакции на него. Часть экспертов в этом материале и на личных страницах в соцсетях поддержали Ткаченко. 
 

«Везде в российских городах уничтожают исторические здания под предлогом аварийности — чаще всего, чтобы построить что-то новое, дорогое, прибыль приносящее. И это как бы легально. А на фотографа Данилу Ткаченко, который превращает ветхие по-настоящему, давно покинутые всеми живущими людьми, душами и даже духами деревенские избы в сильнейшую художественную символику, наезжают, как будто он преступник, заслуживающий тюрьмы или худшего».

Художник Мартин Крос





Даниле Ткаченко 28 лет, он окончил Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. В 2014 году фотограф получил престижную премию World Press Photo за проект «Побег», в котором он три года снимал отшельников, удалившихся от цивилизации. 



В 2017 году Ткаченко стал лауреатом премии Кандинского за проект «Закрытые территории», для которого он снимал заброшенные технологические объекты СССР: военные базы, научные станции и закрытые академгородки. Его работы выставляются и в России, и в зарубежных галереях. 



В проекте «Монументы», запущенном в 2017 году, Ткаченко преобразовывал храмы: частично окрашивал их в черный цвет, накрывал черным полотном, помещал на купола пятиконечные звезды.


источник

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • #онжехудожник #онтаквидит