Про армянский геноцид...

6 313

На этой фотографии, иллюстрирующей армянский геноцид турками, изображён мужчина в расстёгнутом пиджаке и в галстуке, стоящий перед группой оборванных детей и взрослых, и держащий что-то в руке. Подпись под этим снимком гласит: «Турецкий чиновник дразнит умирающих от голода армян куском хлеба». 1910-е годы.

В 2005 году издательство Oxford University Press опубликовало книгу Дональда Блоксема (Donald Bloxham) «Большая игра в геноцид. Империализм, национализм и уничтожение оттоманских армян» (The Great Game of Genocide. Imperialism, Nationalism and the Destruction of the Ottoman Armenians).

В книге была эта фотография. Достаточно беглого взгляда на этот снимок, чтобы понять, что с ним все не так. Один борт пиджака мужчины темнее другого. Стена на заднем плане резко исчезает, вместо неё появляется белый участок позади стоящего человека, якобы дом. Лежащий на земле ребёнок, тянет исхудавшую ручонку, но кисть и запястье второй руки вполне упитанные. И у него очень длинная рука, если он ее опустит она будет до колена. Посмотрев внимательно можно сделать вывод: это вовсе не фотография, а коллаж, составленный из кусочков других фотографий. Фигура чиновника взята с другого фото и вставлена в это. Поднятая правая рука мужчины не естественно вывернута и явно не от его тела. Она взята откуда-то ещё. Правая нога и вовсе пропала от колена.

«Главный герой» этого «снимка», очевидно, не может быть турецким чиновником. Потому, что никакой османский мемур (чиновник) или гражданский служащий не надел бы расстёгнутый пиджак поверх рубашки с воротом и галстука. У него была бы рубашка без ворота, застёгнутая до самой шеи. И почти наверняка (а для фотографии уж точно) он надел бы феску, да и вообще, едва ли оттоманский чиновник стал бы позировать для подобного снимка.

Издательству сообщили, что фотография – подделка. Не распроданный тираж книги был уничтожен, но фотография сохранилась в новом тираже с подписью: «Это фотография якобы оттоманского чиновника, дразнящего голодающих армян хлебом. Это подделка, включающая в себя части двух (или более) отдельных фотографий: её показ был нужен для пропагандистских целей обеих сторон геноцида, в которых самые разные факты использовались для последующих политических целей. Эта фотография была также осталась в первом издании книги, но тогда она считалась еще подлинной.

Ранее это фото было использовано в книге «Геноцид армян» (Le Genocide des Arméniens) Жерара Шальяна (Gérard Chaliand) и Ива Терно (Yves Ternon) 1980 года, что показывает, что факт предыдущего использования не заменяет тщательного исследования подлинности снимка – и при отсутствии явных доказательств подробнейшего изучения всех деталей. Это – предостережение историкам, многие из которых больше поднаторели в проверке и использовании письменных источников, чем в оценке подлинности снимков.

На сегодняшний момент, неизвестна точная дата и место этих постановочных съемок, тем более личности фигурантов, участвующих в ней. Но существуют, и другие псевдоисторические фотографии из этой серии, и они помогают расставить все по местам. На ней те же самые статисты, но совершенно в иной сценарной подаче.

Если на фото с "чиновником", оборванные и исхудавшие люди якобы подвергаются унижению, то на второй - неудачная попытка представить зрителю ужасающую гуманитарную катастрофу армян в Османской империи, которые ютятся на улице. Участники обоих фотосессий:

1. Мальчик в феске.

2. Девочка в белом кафтане и полосатой юбке.

3. Женщина топлесс (очень сомнительный персонаж для преимущественно мусульманской Османской империи).

4. Лежачий на обоих фото "больной" мальчик (анорексик).

5. Одетая в подобие туники женщина в косынке (буквально в метре от нее соплеменница с открытой грудью, а эта почему-то решила покрыть волосы).

6. Еще одна маленькая девочка.

7. Мужчина с пиратским костылем на правой ноге (7), который отсутствует во второй постановке.

Кстати, у "турецкого чиновника", с фотоколлажа нет рабочего саквояжа, который он где-то оставил, и не боясь за его сохранность, спокойно позирует. К тому же он никак не может быть "турецким", ибо Турецкая Республика появилась уже после окончания Первой мировой войны в октябре 1923 года.

А вот нашлось и еще одно фото, из этой же серии, с тем же самым фоном со стеной и на нем тоже самое фруктовое дерево (вероятно, персик) на переднем плане, которое присутствует на базовой фотографии. На обеих фотографиях также виден большой лист бананового растения за стеной. Женщина, сидящая на земле в платке, — это та же самая женщина с платком, стоящая и сидящая на других поддельных фотографиях. 

На этом фото какой-то мужчина, возможно (7) с другого фото, тащит за собой тела, видимо, «мертвых» армян. Это, конечно, тревожная и отчаянная ситуация.  

Геноцид армян не нужно подтверждать фальшивыми фотографиями. Память о тех, кто погиб в результате геноцида, надо уважать и не порочить созданием и использованием подобных фейков.

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • Память о тех, кто погиб в результате геноцида, надо уважать и не порочить созданием и использованием подобных фейков.
  • :smiley: :broken_heart: :neutral_face:
  • :thumbsup: :fist:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: