Большое космическое путешествие.

1 504

Для тех, кто не в курсе — это советский фантастический фильм для детей, снятый в СССР в 1974 году. Пионерам 70-х годов он должен был запомниться хорошей музыкой, напряженным сюжетом и отвратительным финалом. Пересмотрел недавно этот фильм и кроме воспоминаний пионерского детства навеял он некоторые мысли недетского характера. Предлагаю читателям личную рецензию и некоторое количество размышлений вокруг фильма.

Не очень богатые материалы из Интернета дают в общем-то скудную, но ожидаемую информацию. Большинство рецензентов сходятся во мнении, что сценарий и реквизит слабоваты, актеры хороши, а музыкальное сопровождение гениально. В ряду других фантастических фильмов для детей стоит невысоко. Правда, и фильмов то раз – два и обчелся. Аудитория фильма очень детская, подростковая с натяжкой. Правда, мне показалось, что сравнивать «Большое космическое ...» и «Москву - Кассиопею» не совсем корректно. Это разные по своему классу фильмы, хотя сняты они примерно в одно и то же время.

Итак, сюжет. Фильм снят по пьесе знаменитого Сергея Михалкова «Первая тройка или Год 2001-й» . Героическая феерия в двух частях, семи картинах. Герои пьесы - Федя Дружинин, Вадим Гонтарев, Наташа Печатникова - школьники 12 - 14 лет. На дворе 2001 год (не из нашей Вселенной, а той, безвозвратно ушедшей вместе с СССР). Мир разоружается, стирает границы государств и штурмует космос. Вездесущие советские геологи и космонавты уже строят на Марсе город Марсианск и прицеливаются к добыче ценных металлов. На Марс организованы регулярные рейсы космических кораблей. Решено сформировать экспериментальный экипаж из детей 12 — 14 лет для пилотирования космоплана в одном из таких рейсов. Отбор детишек был организован с размахом, общемировой. Первой тройкой — победителями вышли наши пионеры. Вторая тройка, кстати, болгарская! После двухлетней подготовки ребятам предстоит пройти последнее испытание, как сейчас бы назвали, проверку на психологическую совместимость и стрессоустойчивость. Для этого юных космонавтов отправляют в мнимый полет на тренажере, не сообщая им этого факта. После двухнедельного «полета» и прогона некоторого числа нештатных ситуаций, ребят «возвращают» на Землю. Поведением и реакцией космонавтов руководство вполне удовлетворено. Сама тройка чувствует себя не в своей тарелке, но пьеса заканчивается все же настоящим запланированным вылетом на Марс. Остроту сюжету придает тот факт, что Федя узнает о том, что будущий полет «липа», но утаивает это от своих друзей. Понятно, что сей факт отражается на поведении и взаимоотношениях ребят в «полете». Но Федя объясняет потом свой поступок желанием не испортить результаты испытания для остальных членов экипажа, поскольку они, конечно же, будут «ненастоящими». Подобная сильная гражданская позиция находит понимание у руководства и, в частности, у Титова Германа Степановича, летчика-космонавта, Героя Советского Союза, который с какой-то целью тоже вставлен в эту пьесу. Федя отказывается лететь в настоящий полет, поскольку не считает себя полноценно прошедшим проверку. Это опять же морально характеризует его с самой лучшей стороны. Но именно поэтому его и оставляют в тройке и он стартует к Марсу. Консультантом всего этого сюжета назначен летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Алексей Леонов. То есть, Леонов консультирует, как должен вести себя летчик — космонавт Титов.

Вся эта история обильно сдобрена коммунистической пропагандой типа грамот ЦК ВЛКСМ строителям Марсианска, предложением СССР в ООН отменить границы на Земле, звонком американского корреспондента бабушке Феди Дружинина и т. п. Зачем это понадобилось маститому мастеру в детской пьесе мне понять трудно. Современная ему фантастика тех же Стругацких или Булычева уже была совершенно иного качества. Хотя сам сюжет неплохой. С некоторыми драматическими доработками вполне можно было бы сваять добротный рассказ для какого-нибудь сборника фантастики. Хорошие ненатянутые диалоги, адекватные реакции, психологически оправданное поведение Феди, интрига с мнимым полетом, наконец. Рассуждения ребят о науках в пьесе сегодня выглядят «диковатыми», но в то время поголовного увлечения «Техникой молодежи» и «Наукой и жизнью» - это вполне естественное явление. Такое же естественное, как обсуждать героев прочитанных книг или услышанное по телевизору сообщение об очередном открытии чего-то там. Отличники в то время были по-настоящему эрудированными детьми. Тот факт, что на сцене будущее, косвенно подтверждается словами бабушки Феди, что она взяла космоплан и срочно прилетела, рассуждениями взрослых о Марсе и Марсианске, проведением международного конкурса-отбора для экипажа космического корабля. Хорошо отыграна сцена в зоопарке, где восхищенные «подвигом» тройки девчонки пытаются взять автографы у героев, а те смущенно предпочитают ретироваться, поскольку не считают себя таковыми. Естественно выглядит и конфликт Феди с семьей, которая не хочет отпускать его в опасный полет. Для своего времени это была вполне хорошая история. И общий посыл понятен. Поколение, росшее на фантастике Ефремова, должно было узреть и детскую версию будущих ефремовских героев. СССР дал детям все возможное для гармонического развития, защитил их, снял бремя повседневных забот о хлебе насущном и дети теперь могут овладевать знаниями и умениями раньше и быстрее своих отцов и дедов. Это хороший призыв к подрастающему поколению не заниматься всякой хренью типа современных компьютерных игр и тупого сидения в соцсетях, а учиться нужному, сложному, востребованному обществом. Призыв, кстати, подкрепленный реальными успехами страны в космической отрасли. Найдутся люди, которые затянут привычную песню про то, что в СССР не было колбасы и жвачки. Но речь идет о том идеале, который предлагался школьникам в качестве будущего и который по мере сил обеспечивался.

А теперь вернемся к фильму. Автором сценария выступил все тот же С. Михалков с участием режиссера В. Селиванова. Вся коммунистическая мишура начисто сдута с фильма. Лишь в конце мы можем наблюдать, как герои проходят сквозь строй пионеров с цветами и духовым оркестром. Явление, кстати, совершенно привычное для детей 70-х, которые не вылезали с демонстраций, торжественных линеек и прочих мероприятий. Но вместе с тем из сценария исчезли и Марс, и город Марсианск, и регулярные рейсы к нему. Конкурс на лучшую тройку сжался до Всесоюзного. Да и сам СССР куда-то исчез. Если бы не вступительный текст в начале фильма, то нет каких-то прямых указаний, что действие происходит в Советском Союзе. Даже на шлемах надпись «АстрА», а не привычные четыре буквы. Понятно, что архитектура в фильме как бы намекает. Но это только тем, кто знает. Между пьесой и сценарием — всего 4 года. Странно все это.

Изменены имена и фамилии двух членов тройки — Вадим стал Сашей Иваненко, а Наташа — Светой Ишеновой. Но почему не поменяли тогда Федю Дружинина? Бабушка Зоя Петровна становится мамой Зоей Петровной, но это уже мелочи.

Мне сейчас, как взрослому, непонятна логика происходящего в фильме. Нет Марса - нет цели полета. Куда направляется экспедиция? В пьесе полеты были регулярными, а это значит, что маршрут был отработан, все штатные и большинство нештатных ситуаций отыграно, автоматика настроена соответствующим образом. И тогда понятно, что первый полет 13 - летних космонавтов — это, прежде всего, их личное испытание, преодоление психологического барьера, а техническую проверку можно провести, не рискую жизнями в первом же рейсе. А куда отправляют несчастных детей в этом фильме? Они же не космические рейнджеры и не косморазведчики. Да и корабль по виду совсем не грузовой челнок, а что-то более эпичное. Кстати, на такую громадину четыре человека экипажа… Но не забываем, что аудитория фильма — дети, поэтому оставим эти вопросы.

Введение в экипаж взрослого вообще разрушило всю картину мира. В пьесе его не было. Какова его функция в фильме? В процессе полета он настолько устраняется от всего происходящего, что забываешь о его существовании. Кстати, в фильме так и произошло, когда этому персонажу забыли доложить о чрезвычайном происшествии. К тому же сам Егор Павлович (взрослый на борту, командир корабля) ведет себя странно. Перед самым стартом он вдруг вспоминает о том, как правильно поливать кактусы. В его каюте все уставлено кактусами и сам он появляется время от времени с книгой о них же. В пьесе была отсылка к оранжерее, где культивировали овощи и фрукты, но кактусы… Было бы понятно, если бы он страховал экипаж, когда у того окончательно сдадут нервы. Но именно этого он и не делает. На мой взгляд, его роль была только в одном - усилить психологический драматизм ситуации, когда Свете пришлось самостоятельно принимать решение в нештатной ситуации. Земля категорически потребовала действовать по инструкции. Света обращается к временно изолированному, но все же командиру корабля за советом. Этот совет, по идее, имеет более высокое значение, чем приказ с Земли, потому что Света и Егор Павлович в «одной лодке». Если бы взрослый поддержал решение Земли, то решение Светы выглядело бы очень и очень неординарным, самостоятельным, смелым и решительным. Оно в принципе так и выглядит, но на кой тогда надо был Егор Павлович, который сказал ей «решай сама»? В ее ситуации, когда она как раз и склонялась к своему решению — это равнозначно разрешению. Непонятный персонаж.

Если мы уж заговорили о взрослых, то неплохо бы обозреть и остальных. Из фильма исчез космонавт Титов, хотя консультант Леонов остался. К Зое Петровне, которую сыграла Люсьена Овчинникова, претензий нет. Опыт и талант, что тут скажешь. Всё остальное - это сплошное белое пятно. В буквальном смысле слова. К чему этот безликий сонм взрослых людей в белых костюмчиках и пилотках. Неужели это удобно и практично? Почему консилиум, который отправляет Егора Павловича в изолятор, собрал целый ареопаг престарелых врачей? Если это так серьезно - возвращайте экспедицию. Владимир Ухин - это вообще за гранью. Будучи формально руководителем полета на Земле, он разговаривает и приказывает так, будто перед ним аудитория Хрюши и Степашки. Но ведь наши герои - космонавты выглядят совсем не так, даже наоборот. Надеюсь и зрители фильма тех лет тоже. У меня иногда складывалось впечатление, что это инфантильных взрослых со звездолета высадили на экспериментальную Землю. Может в том возрасте и мы всех взрослых, кроме родных и учителей, тоже воспринимали как движущиеся пятна?

Интерьер, приборы и декорации в этом фильме привычны и похожи на себя же в других фильмах. Но зачем, с какой такой целью это делалось? В 70-е годы уже вполне себе люди были осведомлены, как выглядят кабины космических аппаратов, как выглядят машинные залы больших ЭВМ, сложные приборы в лабораториях и т. п. Неужели нельзя было скомпилировать всю эту информацию и создать какой-то завораживающий микс, который бы подчеркивал именно «взрослость» техники в кадре, а не сказочность. Или мы так боялись вездесущего ока американской разведки, что даже в фильмах показывали откровенную чушь? Радары, бегущие строки, вращающиеся лентоводы и джойстики, видимо, вполне устраивали детей 70-х. А площади помещений? На космическом корабле, где важен каждый килограмм веса и кубометр пространства, мы наблюдаем огромные пустые пространства, по которым можно свободно бегать и даже падать с разгону. Более того, можно прекрасно танцевать, что, видимо, и оправдывает эти бесполезные объемы воздуха. Кстати, в этих же помещениях экипаж спокойно питается обычной для Земли пищей, в частности, мороженным из холодильника. Мы, конечно, понимаем, что гравитация включена, нам об этом постоянно напоминает светящаяся надпись. А что если она отключится? В пьесе дети питались из тюбиков и юным зрителям это тоже было бы вполне понятно.

Для чего я так подробно описал всю эту унылую картину? Для того, чтобы принять одну простую и неприятную истину — сюжет слабоват даже по сравнению с пропагандистской пьесой. Техническое исполнение выглядит как раз на уровне декораций театральной пьесы. Странно считать этот фильм, якобы поставленным по пьесе Михалкова. Он выхолощен до уровня основной идеи. Я бы даже сказал, что и фантастики в нем не так уж много, ведь тренажер остался наземным тренажером. Настоящего полета не было, о чем мы еще поговорим.

То, что спокойно впитало в себя восторженное детское воображение, не прошло проверку взрослым циничным анализом. И поделом, скажете вы. Нечего лезть своим сорок пятым размером в детскую песочницу. А вот и нет, отвечу я. В фильме есть то, перед чем бессилен циничный анализ и что, на мой взгляд, делает фильм особенным.

Основная музыкальная тема в фильме - это, без пафоса, гениальная вещь композитора Алексея Рыбникова и поэта Игоря Кохановского «Млечный путь». Слова из этой песни

Как будто по ступенькам все выше и вперед

Нас юность постепенно из детства уведет.

полностью объясняют основную идею, заложенную в сюжет. Это прощание с детством и вхождение в новый юношеский мир, где, по замыслу создателей фильма, ребенок взрослеет и становится полноправным соучастником великих свершений страны.

Тема прощания с детством совсем не нова в советской культуре. Вспомним хотя бы знаменитое «Куда уходит детство, в какие города?». Тема прощания с юностью и взросления вчерашних школьников тоже вполне себе разработана. Но вот выход 13 - летних школьников (шестиклассников) в мир принятия взрослых решений - это что-то новое. Вспомним посыл пьесы Михалкова: у вас есть все, чтобы стать полезным Родине уже сейчас.

13 - 14 летний школьник — это завтрашний подросток, вступающий в полосу переходного возраста. Традиционный образ подростка — это конфликтность, замкнутость, нестандартность, оригинальность. Школа, родители, общественность испытывают постоянную головную боль. Отсюда темы детской преступности, детской жестокости, сбегания из дому и т. п. Подростки, которые были нормальными по меркам общества, и которых, без сомнения, было вполне себе достаточно много, редко становились героями кинофильмов или книг, потому что сразу же воспринимались, как лубочные, нарисованные, придуманные. Собственно, на таком образе фильм не построишь, нужен конфликт, напряжение, пусть даже и с хорошим концом. Юноша или девушка в таком фильме, пройдя сложный период подросткового становления, становятся либо добропорядочным гражданином, либо садятся на зону в назидание другим. Здесь авторы своих произведений апеллируют уже к более-менее зрелому возрасту 16 - 17 летних молодых людей, их пониманию ответственности перед обществом и законом. Отсюда и темы творческих и жизненных метаний героев, сложность определения приоритетов и даже таких исконных вещей, как добро и зло. В конце концов 17- летний старшеклассник через год получает в руки оружие, будучи призванным в ряды вооруженных сил.

Совсем другая ситуация с 13-летними детьми. Традиционный образ прощания с детством — это одинокие качели во дворе да коробка с игрушками под кроватью. Вспомните известный мультфильм «Toy Story», в котором мальчик, уезжая в колледж, отдает свои игрушки младшим. Перед создателями фильма стояла сложнейшая задача: перебросить мостик из счастливого беззаботного детства в мир взрослых. Создать образ ребенка, который став на правильный путь, пройдет свой переходный возраст в положительном, правильном с точки зрения общества, направлении. Для этого, прежде всего, необходимо было подобрать главных героев, которые для юных зрителей были бы своими, такими же, как и они, детьми, но при этом достаточно убедительными в своих действиях и словах.

Выбор актеров первой тройки был удачным. Трогательная и хрупкая Света Ишенова (Мила Берлинская). Классический советский пионер - спортсмен, картингист Саша Иваненко (Игорь Сахаров) . Волевой и целеустремленный Федя Дружинин (Сергей Образов).

Мила Берлинская - 1960 года

Сергей Образов - 1959 года

Игорь Сахаров - 1961 года

На момент съемок ребятам было действительно 13 - 14 лет. Сергею недавно исполнилось 15. Они были такими же школьниками, как их зрители. И выглядели, как положено шести - или семиклассникам. Сравните с актерами «Москва — Кассиопея». Тем 15, 16, 17 лет. Да и выглядели они соответственно, какие косички не заплетай. В этом возрасте разница существенная.

Почему это так важно? Ребенок, искусственно поставленный во взрослую ситуацию, выглядит нелепо. Да и ведет себя соответственно. Это может быть смешно, а может жалко, но никак не серьезно или достойно уважения (за редким исключением). Здесь уместно вспомнить отличный фильм «До первой крови» (1989) . Там такие же дети в буквальном смысле слова, поставлены в жесткую ситуацию, хоть и ненастоящих, военных действий. Дети отлично сыграли свои роли, но зрители прекрасно понимали, что это фарс, маска, искусственное перемещение взрослых взаимоотношений ненависти, страха, жестокости и неизбежности смерти в мир детей. В настоящем же мире детей такого быть не может и все это выглядит страшно и уродливо, что, собственно, и требовалось показать. А что творилось в «Королевской битве» (2000)! Можно вспомнить отличную комедию «Bagsy Malone» (Багси Мэлоун), в которой все роли сыграли дети. Фильм снят в 1976 году. Джоди Фостер, сыгравшей в фильме одну из главных ролей - подружки гангстера, было на тот момент 14 лет. Она сыграла просто великолепно. Но сыграла она не себя ребенка, а взрослую женщину. То есть, она сыграла чужие чувства и отношения, которых не могла испытать и перенести сама. Потому это и было весело, «понарошку». Создать же серьезные образы тринадцатилетних, которые бы пролавировали между сказкой, Ералашем и жестью очень непростая задача.

Но советской пионерии нужен был поступок с большой буквы, которому можно подражать, а не фарс или комедия. Сценарий был готов, осталось сыграть.

Центральная роль, как и положено, досталась девчонке. Роль Светы Ишеновой, которую сыграла Мила Берлинская, была несомненным успехом. В то время еще нельзя было всего предвидеть, но сегодня уже можно сказать, что эта роль осталась уникальной и неповторимой в советском кинематографе. Отец Милы, известный музыкант виолончелист, был категорически против съемок дочери в кино. Мила с пятилетнего возраста училась игре на пианино и отец не видел других альтернатив в будущем дочери. Хотя Мила и состояла в картотеке, как возможный претендент на роли в кино, отец неизменно отклонял любые предложения. По словам самой же Людмилы Берлинской, предложение на роль Светы поступило через маму и это был единственный случай, когда отец не отменил этого решения. После окончания съемок, в 14 лет Мила уже выступает на сцене с Квартетом имени Бородина, а в 15 лет дебютирует с оркестром и гастролирует по всему Советскому Союзу. То есть, это ее единственная роль в кино и, следовательно, нет никаких других образов в никаких других произведениях, которые были бы похожи на Свету Ишенову. С другой стороны у «Большого космического путешествия» нет других экранизаций, постановок или книжного оригинала. Соответственно, нет других девочек, которые были бы Светой Ишеновой. Круг замкнулся.

Сравните с не менее известным и популярным среди детей фильмом «Гостья из будущего» (1984). Герои фильма тоже шестиклассники. Сюжет, правда, более захватывающий и фантастический. Наташа Гусева, снявшаяся в роли Алисы Селезневой, на момент съемок была на два года моложе Милы. И фильм получился очень хорошим, именно потому, что дети сыграли самих себя. Книга Кира Булычева «Сто лет тому вперед» была написана еще в 1977 году. Была страшным дефицитом и была подарена мне на день рождения одноклассницей. Эта книга была зачитана мною до дыр и пропала, к сожалению, когда пошла гулять по рукам одноклассников. Это в наше время книгу можно спокойно забыть на парте и никуда она не денется, поскольку никому не нужна. А был еще мультфильм «Тайна Третьей планеты». Нетрудно заметить, что образы Алисы, созданные в этих произведениях, сильно отличаются и наше восприятие этого образа зависит от того, какое произведение мы первым увидели.

В свое время я пересмотрел хороший пятисерийный сериал по произведениям Макмертри «Тропа мертвецов», «Луна команчей», «Одинокий голубь» и т. п. Там все актеры менялись в каждой серии. Отличный сериал, но с началом каждой серии надо находить и идентифицировать героев предыдущей. А вот Светы Ишеновой в исполнении кого-то еще нет.

Но вернемся к фильму. Как и в пьесе, если убрать бессмысленные диалоги со взрослыми, придуманные специально для сценария, то общение детей между собой очень естественное и живое. Их реакции соответствуют их темпераменту и обстановке. Федор, назначенный командиром корабля, после того, как Егора Павловича свалила неизвестная и «страшная» болезнь, проявляет себя как волевой и жесткий руководитель. Ему беспрекословно подчиняются и Света и Саша. Хотя иногда у него наступают приступы безразличия, но они как раз и создают интригу, поскольку совершенно не соответствуют его образу. Они умны, рассудительны, но без лишнего пафоса. Их науко- и технообразная речь совсем не раздражает, потому что вполне уместна по сценарию. Они язвят, шутят, препираются, а не шагают истуканами, выполняя инструкции. В отличие от пьесы, нам показывают несколько нештатных ситуаций и поведение детей в них.

Игру Милы вряд ли можно назвать профессиональной. Видно, как подводит её мимика во время длинных диалогов своих коллег, что бы как-то соответствовать ситуации. Заметно, как она перекидывает взгляд с одного на другого, как она резко принимает серьезный вид, когда нужно сказать что-то серьезное по тексту. Но в этом непрофессионализме как раз и состоит естественность. Почему мы должны думать, что в реальной ситуации она вела бы себя по-другому? Ведь она - это она. Играет саму себя. Переходы ее глаз и лица от детского испуга до детской же решительности выглядят более, чем реально. Это лучше всего убеждает юных зрителей.

Федя более профессионально и уверенно играет, но и роль у него «ругательная», простите, серьезная, командирская. Несколько в стороне стоит Саша. Он не выделяется, но в нужный момент всегда оказывается в нужном месте. Вот он в толстой тетради с помощью одного карандаша легко рассчитывает температуру и длительность воздействия защитного экрана на корпус корабля, вынося неутешительный вердикт, что корабль может расплавиться до выхода из метеоритного роя. Помню, для меня это прошло тогда совершенно естественно, мы тоже считали в тетрадях без калькуляторов. Сам эпизод мне тогда понравился. Очень драматично. Нарастающая жара, потные лица космонавтов, которые тычут дымящимся паяльником в какие-то ТЭЗы. Обреченность во взгляде и словах Светы, которой не хочется умирать в 13 лет. Удачная сцена. Лютое «фиаско».

Не очень уместно выглядели танцы. В сценарий была заложена для них закладка в виде обязательства Светы научить ребят танцевать. Вот и учила. К тому же нам мельком показали занятия Светы танцами в гимнастическом зале и, значит, она вполне могла кого-то учить. Ну фильм то для детей.

Последнее испытание должно было завершить эксперимент. Ситуация немного неестественная, но прикольная, как сказали бы сейчас. Куда летим непонятно, но встречаем межпланетную станцию и решаем, что надо бы туда влезть. Решение не очень логичное, но вполне в духе мальчишеского авантюризма, а потому приемлемое. Первым уходит Федя, за ним Саша. Они не возвращаются и Света остается одна на всем корабле, если не считать кактусовода в изоляторе, от которого все равно никакого толку. Перед ней выбор - оставить корабль, отправится на поиски друзей и, возможно, тоже не вернуться или действовать по инструкции, оставив станцию дрейфовать, пока ее не захватит Земля. Ну, говорить о космических регламентах здесь неуместно. К тому же на решение Светы влияет еще одно немаловажное обстоятельство, о котором мы поговорим позже. Естественно, девчонка облачается в скафандр и переходит на станцию. Сценка с говорящим компьютером интересна прежде всего тем, что Света, не умеющая, по ее словам, решать задачи по квантовой электронике, ловко и профессионально записывает на стене условие задачи, демонстрируя все же опыт решения каких-то других сложных задач. Очень, кстати, хороший образ школьницы будущего, которая проделывает все это со слезами на глазах в стрессовой ситуации. Ловкий обман компьютера и Света оказывается в той же ловушке, что и ее коллеги. Далее идет стандартный набор хороших и правильных рассуждений. Поиск решения, жребий без участия Светы, несогласие Светы, запрет командира, обвинение его в трусости, возмущение командира. Несмотря на абсурдность решения выйти в открытый космос, на которую Федя совершенно справедливо указал, сама сцена выглядела довольно убедительно. Правда, здесь сценаристу, заведшему ребят в безвыходную ситуацию, пришлось вытаскивать их с помощью кошки на бренную Землю. Мне понравилась сцена на Земле после выхода из люка, признание Феди и реакция друзей. К сожалению, эту тему не развили, как в пьесе, где Федя был психологически на грани срыва. Ведь федин поступок очень сильный и мужской. Почему этот момент скомкали, непонятно. Вместо этого к нашим космонавтам несутся, как стадо лошадей, многочисленные взрослые в белых костюмчиках и пилотках.

Но зрители испытали жестокое разочарование. Дети прекрасно все понимают, для них ведь и снимался фильм. Они же шли смотреть космическую фантастику, а им показали «приключение» на Земле. Осознать, что ребятам ничего не грозило, было для них не менее горько, чем самим героям по сценарию. Я встречал много комментариев, что этот фильм зрители не единожды пересматривали. В детстве его пересматривать было невозможно, телевидение, знаете ли. То есть, его пересматривали уже в более зрелом возрасте, когда появились видеомагнитофоны и компьютеры. Не понимаю только, зачем бы это было в детстве нужно, потому что такой финал не способствовал желанию увидеть всю эту «липу» (слова Феди из пьесы) еще раз.

Ну и консультант Леонов не добавил оптимизма. Вспомним, в пьесе наша знаменитая тройка прошла испытание и полетела на Марс. Здесь же в заключительном слове серьезный заслуженный человек заявляет, что, дескать, полеты в космос требуют от человека всех его сил, знаний и способностей. Что каждая минута из тех 12 минут, которые он находился в открытом космосе, стоила ему года подготовки. Но он верит, что все будет, все полетят и т. п. Ну и зачем, скажите на милость, надо было городить огород с Всесоюзным конкурсом - отбором, выпрашиванием разрешения у матери на участие в полете, с испытаниями на психологическую совместимость и стрессоустойчивость, если тебя там, в будущем, один черт после всего похлопают по плечу и отправят за парту. В пьесе Титов спрашивает детей, уладили ли они вопрос со школой, ведь предстоит двухлетний полет. На что ребята отвечают, что досрочно сдали все выпускные экзамены и фактически окончили школу. Представляете, даже это предусмотрели и было понятно, что намерение отправить тройку в полет вполне реальное. Здесь же по сути можно было на каникулах пройти проверку. Напоминаю, мы в детстве смотрели в будущее, этот облом случился в будущем. Вот такая вот фантастика. Но ребята сыграли хорошо. Да и облом был все-таки жизненно реальным, хоть и жестким. Сравните с той же «Кассиопеей», где Смоктуновский регулярно появлялся из ниоткуда в моменты, когда сценарист, видимо, не мог придумать поворот сюжета.

Теперь рассмотрим фильм с неожиданной стороны. В пьесе абсолютно отсутствовала тема отношений между девочками и мальчиками. Это неудивительно. Пьеса жизнеутверждающая, оптимистичная. Все девочки и мальчики - пионеры, а лучшие из них - космонавты. А отношения пионеров и космонавтов между собой вполне даже известны и понятны без всяких пьес. Здесь же в фильме мы узнаем о трогательной дружбе между Светой и Сашей. Этот факт оказал не последнее влияние на решение Светы идти спасать друзей на межпланетную станцию. Короткие эпизоды, в которых показана эта дружба, настолько сильны и красивы, что, на мой взгляд, как и музыка, действительно сделали этот фильм уникальным.

Тема ранних юношеских взаимоотношений между полами всегда была проблемой для добросовестного автора. С одной стороны, не коснуться ее - это значило просто испортить произведение, потому что целевая аудитория как раз в полной мере представляет себе их реальность. Везде, где в сюжете появляется группа юношей и одна - две девушки среди них, читатель или зритель напрягается. Но здесь легко свалиться либо в пошлость, либо в морализаторство.

К слову в «Москве - Кассиопее» эта тема стартует уже в первом же эпизоде. Создает интригу и разрешается еще хуже, чем финал «Большого приключения». В написании записки признается подростку 40 — летняя женщина с двумя детьми. Я, конечно понимаю, эффект Эйнштейна и все такое, но это жесть.

В нашем же фильме действуют вполне себе максимум семиклассники. Отношения между мальчиками и девочками в этом возрасте бывали разными: от безразличия до тайного воздыхания. В фильме же нам показали, по сути, идеал. Судите сами, каков видеоряд. Суровое и мужественное лицо Саши в шлеме за рулем карта. Мокрый асфальт, рев моторов, гонка. Через финишную черту стремительно несутся машины. В это время с трибуны легко сбегает девочка в сиреневом платье и белых гольфах. В руках у нее ветка белой сирени. Она неспешно подходит к Саше, который устало сидит возле своего карта, даже не сняв еще шлема, и, присев, дарит ему цветок. Он держит в грязной от машинного масла руке ветку сирени и улыбается Свете настоящей мужской улыбкой в мальчишеском исполнении. Занавес. А в следующий миг они, взявшись за руки, убегают вдаль по залитой солнцем аллее. Сплошная чистота и целомудрие. Следующие воспоминания проносятся во время мучительных раздумий Светы над тем, идти или нет на межпланетную станцию. Дождь и солнце одновременно. В углу кадра радуга. Света и Саша несутся за руки по мокрой траве и падают в нее. Они совсем мокрые, волосы Светы облепили лицо. Они тянут руки к дождю и безудержно смеются, радуясь и дождю, и солнцу, и тому, что они рядом, и вокруг все светло и прекрасно. Интересно, есть ли у нас еще поводы для подобного веселья? Остается только вспоминать то время, когда это было возможно.

Просматривая эти эпизоды, я задавался вопросом, а кому вообще пришла в голову идея снять их? Неужели директива свыше или все же инициатива снизу? Я бы с удовольствием послушал рассказ самой Людмилы, как это все снималось? С первого ли дубля? Мне кажется, что сыграть такое невозможно, надо реально чему-то радоваться. Я не представляю такой радости у сегодняшних детей. Нет, вполне возможно, они будут как-то радостно радоваться новому смартфону или там платью. Но тут что-то иное, утерянное, как мне кажется. Надо все же было показать немотивированно счастливое детство, чтобы дети не выглядели мобилизованными пионерами с суровыми лицами, которых отправляют на убой.

Жизнь в семидесятые не была легкой, хотя для большинства детей, я это знаю по себе, она все же была достаточно беззаботной. Мы спокойно сносили и недостаток модной одежды и вкусной еды, и «деревянные игрушки», и труд в поле или на фабрике, потому что нас ждало будущее, где все будет отлично и много чего интересного занимало в настоящем. Нам надо было только учиться. Поэтому и фильмы о счастливом будущем воспринимались, как само собой разумеющиеся. Поэтому и образ беззаботно радующихся жизни Светы Ишеновой и Саши Иваненко прошел тогда мимо многих из нас, ну разве что песня запомнилась. Зато этот образ бумерангом вернулся к нашему поколению через 45 лет. В этой прекрасной паре сконцентрировались наши мечты и надежды. Глядя на них теперь, мы понимаем, что вот так могло быть сегодня. Но все стало совсем не так.

А песня сыграла в этом эпизоде большую роль. Это еще один шедевр Рыбникова и Кохановского «Ты мне веришь или нет». Говорили, что эту песню изначально должна была исполнять знаменитая Елена Камбурова. К счастью, ее все-таки исполнила тринадцатилетняя Мила Берлинская. И, на мой взгляд, песня неотделима от ее исполнения. В ней девочка делится своими фантазиями со своим лучшим другом. Она никому их не рассказывает, потому что все вокруг скучные и не верят ей. Но ведь этот мальчик ее друг и она, рассказывая ему свои невероятные истории, тут же переспрашивает, верит он ей или нет. Нетвердый детский голос с характерными звонкими Ж и Ш, трогательное «...т» в конце куплета, эти немного капризные и требовательные детские нотки в вопросах взрослый повторить не в состоянии. А друг, улыбаясь, отвечает, что, конечно же, верит и, даже больше, сам видел все это своими глазами. Тут мне возразят мрачные типы, знатоки современных реалий, что 26-тилетний Игорь Капитанников, поющий в дуэте с Милой, не очень подходит на роль мальчика-друга и все это выглядит очень и очень неоднозначно. Тут и я вынужден буду признать, что в их словах есть доля правды, но я рад, что родился и вырос во времена, когда все было однозначно.

Эта песня есть в исполнении Н. Королевой и Тарзана. На мой взгляд, это было так себе, на любителя. Конечно же, они профессионалы, исполнение было безупречным, но все дело как раз в том, что безупречность здесь никому не нужна.

Вместо эпилога

В середине прошлого века был распространен обычай, когда на больших стройках или в памятных стеллах замуровывались так называемые «капсулы времени». Это были послания строителей, комсомольцев своим будущим сверстникам, которые надлежало вскрыть через 50 (как правило) лет. Там были наивные строки о том, что они завидуют нам, потому что мы будем жить при коммунизме, и что мир будет счастливым и что они ради этого, собственно, и работают. Этот фильм и есть такая капсула времени из прошлого. Ведь мы тоже тогда были уверены, что нас ждет этот счастливый мир, где дети радуются просто потому, что счастливы, а взрослые бегают в белых костюмчиках и пилотках и у них интересная и нужная обществу работа. А вышло вона как. Ладно, Людмила Берлинская, она все же добилась очень многого и живет хорошо. Но, тем не менее, Родина, в которой она так заливалась смехом, перестала существовать. А Игорь Сахаров, которому она дарила ветку сирени, попал в Афганистан буквально через считанные годы, получил контузию, ранения и умер в девяностые. А сколько таких вот поломанных надежд и судеб именно у поколения 13 - 14 летних, к которому принадлежали наши «космонавты»? Люди старше нас не смотрели этот фильм, он был для них слишком детским и наивным. Люди младше нас не смотрели его, потому что уже смотрели фантастику, которая хлынула в Союз с середины 80-х. Так что, я прекрасно понимаю, почему плавают оценки этого фильма от -100 до +100.

P. S. Есть еще один аспект, который не хотелось бы оставлять без внимания. Мне попадались конспирологические выводы, сделанные из этого фильма. Независимо от их истинности, они интересны. Я не помню, что у кого вычитал, поэтому скажу сразу - идеи и догадки не мои, так что ни пинать, ни хвалить меня за них не надо.

Итак, речь идет о Лунной программе американцев 70-х годов прошлого века. Спор о том, были они на Луне или нет, уже достиг уровня спора о существовании Бога. Пытливые энтузиасты-отрицатели не могли пройти мимо такого неоднозначного фильма, снятого как раз под занавес Лунной программы.

Первое, что попало в зону их внимания — это конечно же основной сюжет фильма. Летели, летели и опа! Никуда не прилетели. Дескать, это такой жирный намек со стороны СССР. А тут еще консультант летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Алексей Леонов. Бытует мнение, что именно он с особым энтузиазмом защищал истинность полетов американцев на Луну. К тому же он с ними работал по программе Союз-Аполлон и тут возможны варианты … В конце фильма сам Леонов на фоне полотна, где как раз изображен сей девайс «Союз – Аполлон» говорит, что вы ребята, видимо, расстроились, что не увидели в фильме настоящего космического путешествия. Но его и не было, говорит. Так даже нам 14-летним было понятно, что его не было, не тупицы ведь. Может ты про другой полет говоришь?

Другой мелкий момент — название экспедиции «Астра». Ничем, в общем, непримечательное название было нанесено даже на шлемы космонавтов вместо надписи СССР. Непатриотично как-то. Но если представить, что по названию проекта космонавты должны называться АстрАнавтами, то это как бы намекает. И да, миссия, которая не летала не может носить знаки СССР. В «Москве - Кассиопее» такие значки были.

Еще одно интересное наблюдение касается моей любимой песни «Ты мне веришь или нет». Если вместо небылиц Милы подставить рассказы американцев о высадке на Луну, то насмешливый ответ Капитанникова «Я тебе, конечно, верю. Я и сам все это видел» звучит особенно издевательски.

Название пьесы «Первая тройка или Год 2001-й» в сочетании с названием фильма «Большое космическое путешествие» очень напоминает название культового американского фильма «2001: Космическая одиссея». Снимал этот фильм Стэнли Кубрик, который, якобы, перед смертью признался, что снимал все высадки американцев на Луну. А в свою очередь наш Леонов был дружен с соавтором сценария «Космической одиссеи» Артуром Кларком. В этом клубке пусть разбираются самые крепкие.

Жаль, конечно, что из фильма ушла тема Марса. После выхода на экран в 1977 году фильма «Козерог-1» наше «Большое космическое путешествие» приобрело бы еще более заговорщицкий вид.

На этом все. Пересматривайте старые фильмы.


image Скачать видеоimageimage
image Скачать видеоimageimage


«Мирный план» Макрона – основа стратегии Запада

Над Эммануэлем Макроном у нас привыкли потешаться. То пожилую жену ему вспомнят, то решат, что не ту он позу при фотографировании принял, то подозрительно гостя приобнял, то слишком луч...

Обсудить
  • хорош разбор :thumbsup: фильм посмотреть не довелось и даже не слышал о нем. Но читать было интересно. И со многим касательно детства согласен