Я долго думала: когда начали разваливать наш великий Советский Союз? И вдруг вспомнила фильм, которому мы радовались. На демонстрацию которого мальчишки наперегонки бегали, пять копеек у родителей выпрашивали. Фильм о нем, о герое Гражданской войны.
О Чапаеве.
Как написано в «Википедии» - «Чапаев» — «советский художественный фильм выпуска 1934 года. Главным действующим лицом картины является легендарный советский военачальник Василий Иванович Чапаев.
На I-м Московском кинофестивале 1935 года, председателем жюри которого был режиссёр Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.
5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма.
Афиш к новому фильму НЕ БЫЛО, только рукописные объявления, так как съёмки фильма и его монтаж были закончены всего за две недели до премьеры и афиши просто не успели подготовить».
(Да, афиши обычно сохраняются и коллекционируются. А к этому фильму афиш не было. Афиш не осталось.)
«На утреннем сеансе зрителей в зале кинотеатра было немного, но уже на вечерний просмотр собралась очередь, затем же фильм вызвал ажиотаж. В связи с этим его показывали одновременно во многих кинотеатрах Ленинграда на протяжении нескольких недель. В ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет».
А где ни будь, кроме Ленинграда перед блокадой его видели? Нет ответа.
«Фильм был восстановлен в 1963 году!!!»
А что такое случилось с фильмом в период с 1934-го по 1963-й? Другие фильмы, с Чаплиным и его предшественниками, снятые еще в 1920-х и ранее спокойно показывались и в 60-х, и 70-х без всякого восстановления. А этот восстанавливался, перемонтировался. Обновлялась звуковая дорожка.
Что с ним не так? И какой из них настоящий: якобы снятый при Сталине в 1934-м году, или восстановленный при Хрущеве, с обновленной звуковой дорожкой в году 1963-м?
К сожалению, между 1934 годом и 1963 годом была большая война. Тем более в Ленинграде, лишившемся за время войны значительной части своего населения, мало кто в 1963 году был способен вспомнить фильм, якобы ранее демонстрирующийся в 1934-м. Тем более, что особо подчеркнуто, без афиш.
Я, родившаяся в 1957 году, вспоминаю свое детство. Как я впервые увидела фильм «Чапаев». Я жила на окраине города, и это произошло в уличном кинотеатре соседней деревни. Были такие уличные кинотеатры. Ряды грубых деревянных лавочек прямо на улице посреди деревни, закрепленный впереди белый экран. На лавочках курящие мужики, женщины с семечками, шумящие ребятишки. И все эти люди были зрителями, дружно отбивающиеся ветками от наседающих комаров.
Разумеется, это уже было в 1967 году или позднее. Мне было уже 10 лет, или чуть больше. На ночные сеансы я уже могла ходить самостоятельно.
По рядам проходил администратор, собирал деньги за сеанс. С взрослых десять копеек, с ребятишек пять. Но это только с тех, кто занял места на лавочках перед экраном. Толпиться и толкаться стоя рядом, смотреть фильм, выглядывая из окон соседних домов, сидя на соседних заборах можно было и бесплатно.
Кстати, в городском кинотеатре взрослый билет был двадцать копеек, детский десять. А здесь в два раза меньше.
Фильм начинался, когда природа сама тушила свет. Раздавался стрекот киноаппарата, и все замолкали. Начиналась ночь, а мы все, дружно отбиваясь ветками от комаров смотрели кино. Там я впервые и посмотрела фильм «Чапаев».
А потом было странное.
Вся страна еще жила прошедшей войной. Той великой войной, которая закончилась в 1945-м. Во многих семьях еще оплакивали своих убитых. Вдовы солдат еще носили черные платки. По улицам ходило множество раненых и инвалидов последней войны. Раненые войной еще были живы во множестве семей. Разговоры взрослых были только на стрессе недавно прошедшей войны.
Потому основными играми детей были «войнушки». В основном играли в «наших и немцев». Но, после просмотра фильма о «Чапаеве», если кто и предлагал поиграть «в Чапаева», почти все хотели быть «капелевцами». Что бы вот так, презрительно, с папиросками в зубах идти за Россию на встречу смерти. Потому, как в этом фильме только «капелевцы» были показаны достойными мальчишеского подражания.
А быть странными и глупыми чапаевцами в этих играх никто не хотел.
Более того, далее по стране начали распространяться тысячи анекдотов про Чапаева, Петьку и Анку.
«Василий Иванович, посмотрите в бинокль. Там белые Анку имеют.
«Спокойно Петька, это наше новое биологическое оружие»
«Василий Иванович, нас белые окружили».
«Спокойно Петька, возьми гранату и отбейся»
«Василий Иванович, кажется, отбился»
«Молодец Петька, положи гранату на место».
Таких анекдотов, и им подобных по стране ходило тысячи. Главное: история гражданской войны именно этим фильмом впервые была низложена, извращена и превращена в смешной анекдот. Белые в истории Гражданской войны из палачей и подонков превратились в героев, красные в предмет насмешек.
А несчастный белый солдат, который «помирает, рыбки просит», стал для переполненного эмпатией, доброго русского народа более родным и ценным, чем странный "Чапаев", который сам толком не понимает, за что воюет и убивает "несчастных" белых солдат. Тех, которые умирая просто рыбки хотят. То ли за не понятный самому Чапаеву «второй Интернационал», толи «за третий».
И в тени только что прошедшей громадной Великой Отечественной это подлое преображение Великой Гражданской в памяти народа никто не заметил. И основу этого «преображения» заложил гениальный в своей подлости фильм «Чапаев».
Оценили 2 человека
3 кармы