Комсомола давно нет, но я вспоминаю о нем с ностальгией. И не только потому, что это часть моего детства и мой жизненный опыт, но еще и потому, что за последние 33 года после распада СССР ничего лучше придумано не было. Все многочисленные потуги разных современных молодежных движений заканчиваются одинаково – пустым пшиком. Почему?
Потому что они пустые в своей сути: в них есть набор разрозненных действий, но нет объединяющей идеологии. Вся суть - в идеологии и ценностях, которые лежат в основе. А с идеологией у нас по-прежнему туго: по Конституции России иметь идеологию нам не положено, а рассказы о том, что надо иметь десять детей, жить в деревне и свечки в церкви ставить – не только не зажигают, но и попахивают каким-то архаизмом.
Так что, вполне закономерно, что День рождения ВЛКСМ 29 октября 2024 вновь прошел практически незамеченным нашими СМИ и правительством. А напрасно. Могли бы многому у советской власти поучиться, если бы прекратили культивируемую более трех десятков лет кампанию по антисоветизму. Сперва при помощи антисоветизма рушили СССР, теперь против России используют. Вот только зачем наши власти даже спустя 2,5 года СВО в эту навязанную Западом игру играют – не ясно. Может таким образом они пытаются отгородиться от тлеющего конфликта интересов между чаяниями народа и капиталистами/олигархами в компании с прозападной либеральной братией, которая вновь начинает выползать из крысиных нор и занимать прежние теплые места на телевидении, в культуре и в системообразующих отраслях?
Но статья сегодня не о конфликте интересов в современной России, а о том, что было в комсомоле такого, что он смог объединить молодежь всего СССР. Почему тогда могли, а сейчас нет? Ответ не так прост, как кажется.
Сперва немного предыстории.
Советская система ценностей: человек, а не деньги
Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 г. в России не только покончила с безраздельным господством капиталистического способа производства материальных благ, но и предложила новую систему ценностей, в которой главными стали человек и труд, а не деньги и стяжательство. Революция перекроила мировоззрение русских людей. Кто был никем – тот стал всем. Рабочие и крестьяне, не имевшие порой даже куска хлеба, получили в распоряжение огромную страну. Это было первое в мире государство социальной справедливости, построенное в интересах рабочих и крестьян. Обеспечивали эту социальную справедливость декреты и законы, закрепленные в конституции - сперва в Конституции РСФР, а затем – в Конституции СССР.
Это было сложное время. В одной точке сошлись война, сопротивление контры, голод, разруха, бандитизм, беспризорничество, нищета народа, тотальная безграмотность, отсутствие массовой медицины, и пр. Требовалось сперва выкорчевать все старое, прогнившее, заточенное под удовлетворение интересов царизма, аристократии и буржуазии, а потом построить на этом месте социалистическое государство с новой идеологией, культурой, образованием, медициной и средствами производства, доступными для всех, а главное – с новым человеком.
Во главе преобразований – советская молодежь
Как это обычно бывает, во главе преобразований выступила молодежь. Юноши и девушки активно включились в построение новой страны – их страны, новой страны для молодых и активных, страны будущего (так и хочется спросить: а сейчас чья страна?).
В городах и селах появились сотни советских молодежных ячеек, но им недоставало объединяющего центра управления. В итоге 29 октября 1918 года на первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи было решено объединить такие организации в единую систему с единой идеологией, подчиняющуюся Коммунистической партии, — Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). В 1926 году его переименовали во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).
Комсомольское движение стало одним из самых массовых движений молодежи не только в СССР, но и в мире. ВЛКСМ имел колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. В каждом учебном заведении, учреждении, предприятии и силовых ведомствах обязательно была первичная организация ВЛКСМ.
Главная задача комсомола заключалась в том, чтобы воспитывать молодежь в духе идей коммунизма и мобилизовать ее на строительство светлого будущего.
Комсомольцы брали шефство над взрослыми и детьми в рамках всеобщего обучения грамоте, строили электростанции и магистрали, формировали ударные бригады. При содействии комсомола во многих университетах страны появились рабфаки — отделения, на которых рабочих и крестьян готовили к поступлению в вузы. Комсомольцы являлись молодой сменой для КПСС.
В годы Великой Отечественной войны члены ВЛКСМ сражались в рядах Красной армии, не жалея сил ради Победы. Более 3,5 млн комсомольцев были отмечены орденами и медалями за мужество, еще 7 тыс. человек удостоились звания Героев Советского Союза. На примерах подвигов комсомольцев-подпольщиков из «Молодой гвардии», боровшихся с фашистами в г. Краснодоне Советской Украины, выросло не одно послевоенное поколение советских школьников. Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой и другие героические образы комсомольцев-краснодонцев, многим из которых на момент гибели не исполнилось и 19 лет, запечатлены в советских фильмах, книгах, картинах, памятниках.
После окончания войны комсомольцы участвовали в восстановлении разрушенных городов, освоении целинных земель и строительстве новых масштабных объектов, в том числе Байкало-Амурской магистрали.
Нравственные идеалы в основе советской цивилизации
Главное отличие советской цивилизации от Западной - система ценностей, а не цивилизационный уровень развития, который, между прочим, у СССР и Запала в 1960-1970е был вполне сопоставим (наука, культура, медицина и пр.). Речь идет о духовной жизни советского общества, социокультурном облике советского человека. Впрочем, как и в наши дни.
Для построения социализма, а потом – коммунизма, нужен был новый тип человека – советский человек, гармонично сочетающий в себе духовное богатство и физическое совершенство. На становление такой личности были направлены все ресурсы: от финансово-экономических до культурно-идеологических.
Это делось через книги, фильмы, выставки, живые примеры, детсадовское, школьное и вузовское образование. Причем, образование было на первом месте. Оно рассматривалось правящей Коммунистической партией как инструмент идейно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а не как товар/услуга, в которое превратили образование в наше время.
Не буду перечислять все грани, посредством которых происходила огранка советского человека, да и в рамках статьи это сделать невозможно, но некоторые напомню.
Образование закладывает ценностные основы
Система ценностей, заложенная посредством образования, являлась внутренней пружиной и мотивацией всех действий и поступков советских людей. Образование на всех уровнях: детский сад, школа, вуз – было бесплатным и доступным для любого советского человека. Именно в детстве закладывались ценностные основы, которые гранили советского человека, и которые оставались с ним на всю жизнь и которые он передавал своим детям и внукам.
Единая идеология формировала в стране единое общество, пронизанное единым пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо. Это были высоконравственные и высокодуховные ценности: честность, порядочность, справедливость, взаимопомощь, дружба, трудолюбие, уважение старших, забота о меньших, патриотизм, преданность делу коммунизма, и др.
Начитанность уважается и престижна
В СССР читали все. Читали много и везде: в общественном транспорте, во время школьных каникул, в обед на производстве, читали перед сном, читали в парках на скамейках, брали по несколько книг в отпуск и др. Советский Союз по праву снискал себе славу самой читающей страны мира. Образованность и начитанность вызывали уважение и были престижными в обществе.
КПСС считала, что без понимания и усвоения передовых достижений мировой культуры советского человека не вырастить. Именно поэтому была создана целая отрасль, именуемая «литературный перевод». В вузах вводилась отдельная специализация, создавались соответствующие кафедры по подготовке таких кадров. Каждый советский человек был знаком с произведениями У.Шекспира, В.Гюго, О.Бальзака, Т.Драйзера, Ч.Диккенса, Лопе де Вега и других. Произведения зарубежных писателей наряду с отечественными классиками можно было найти в домашних библиотеках миллионов советских граждан. О том, насколько нынешняя молодежь знакома с произведениями классиков зарубежной литературы можно не спрашивать.
Искусство - заслон пошлости. Выявить человеческое в человеке
Задача выявления человеческого в человеке стояла перед советским искусством: театром, музыкой, живописью, балетом, кино. Сохраняя национальные традиции и формы, искусство несло в себе огромный гуманистический потенциал, было доступным для всех слоев населения. Каждая новая постановка, фильм, музыкальное произведение воспринимались как важнейшее культурное явление, становились предметом серьезного обсуждения и дискуссий в обществе. Не личная жизнь, сплетни и слухи определяли отношение к мастеру. В литературе и искусстве был поставлен заслон пошлости и непрофессионализму. На страже высокого художественного вкуса стояли художественные советы, которые имелись во всех учреждениях культуры. Именно они занимались отбором произведений, отвечающих самым высоким требованиям социалистического реализма. При этом, литература и искусство были ценны не сами по себе, а теми смыслами, которые они не только транслировали, но и объясняли: как правильно поступать и жить человеку в окружающем мире, в чём смысл человеческого бытия, предназначение человека в мире, что такое добро и зло, честь и достоинство, долг и совесть и т.д.
О бесстыдстве и пошлости на сцене современных театров говорить не хочется.
Советский ребенок – привилегированное сословие
Дети в Советском Союзе признавались привилегированным сословием. Лозунг «Всё лучшее – детям» был не просто лозунгом, но и руководством к действию. Считалось, что советское детство должно было быть счастливым, беззаботным временем в жизни любого человека. С первых дней жизни ребёнка государство брало на себя заботу о его здоровье и развитии. Строгий спрос за воспитание ребёнка был с семьи, которая рассматривалась как ячейка общества, а потому всячески им оберегалась. Развод между супругами был предметом обсуждения в коллективе, расценивался как безответственный поступок. Партком, профком или комитет комсомола видели свою задачу в том, чтобы сохранить семью и не потому, что все были ханжами, а потому что считалось, что полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Для детей по всей стране были открыты дворцы и дома пионеров, кружки детского творчества, в которых они могли развивать свои способности и таланты. Летом их ожидали пионерские лагеря отдыха и, конечно же, Артек, в котором интернациональное воспитание становилось зримым и осязаемым в буквальном смысле слова. Дружба в советское время была естественным способом взаимоотношений. Она не была замешана на корысти и зависти, не измерялась деньгами. В её основе лежали духовное единение, бескорыстие, верность и жертвенность.
Конечно, хочется сказать еще о спорте, труде, о примерах героев и т.д., но целая россыпь увлекательных историй об этом представлена в моих книгах.
Системность и последовательность дает результат
Важно отметить, что на протяжении всего существования советского государства задача формирования советского человека сохранялась, как и сохранялись ресурсы на ее реализацию. Воспитание советских граждан было системным, всеобъемлющим, последовательным, а потому результативным.
Советский человек – это то, что было уничтожено блеском денег капитализма в 1980-х. О цене, которую советское общество заплатит за блеск жизни в кредит - мы тогда не знали. Мы просто поверили, потому привыкли доверять комсомолу, партии, правительству. Нас так воспитали - порядочно. И такую же порядочность мы ожидали от других - от тех, кого сделали новым идеалом. Но капитализм и нравственность – категории несовместимые. Как и несовместимы либеральные антицивилизационные ценности сегодняшнего Запада и традиционно-духовные ценности современной России.
________________________________________________
Тем не менее, несмотря на то, что СССР давно нет и о комсомоле лишний раз стараются не вспоминать, сформированный за 70 лет советской власти ген высоконравственного человека остался во многих из нас. И задача сейчас – этот ген сохранить и передать детям вместе с памятью о той Великой стране – Союзе Советских Социалистических республик.
Оценили 12 человек
18 кармы