Мы так привыкли к образам Деда Мороза и Санта Клауса, что нам кажется, они были с самого начала появления человечества. На самом же деле им обоим меньше 100 лет. Так Кто из них Кто, и откуда они появились?
Публикация основана на материалах доклада 15.12.15г. эксперта Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Очкивского С. В. на IV С. Петербургском международном культурном форуме.
===
За фигурами новоявленных (обоим персонажам нет и 100 лет) Санта-Клауса и Деда Мороза стоит РЕАЛЬНАЯ историческая фигура. Появление же этих мифических персонажей связаны с тем, что от нас всех этот исторический персонаж, тесно связанный с нашей историей, до сих пор скрывают.
Образы этих персонажей являются неотъемлемой частью рождественских и новогодних праздников, теперь уже не только стран христианского мира. Прообразом Санта-Клауса (святого Николая), так считается, стал один из самых почитаемых христианских святых Николай Мирликийский. Этот святой известен, прежде всего, своей благотворительной деятельностью: при жизни он помогал беднякам, делая подарки их детям, при этом, не афишируя добрые дела.
Происхождение Деда Мороза связывают со славянской мифологией и народным фольклором. Ещё в те незапамятные времена, согласно легендам, суровые зимние морозы стали персонифицироваться и нашли своё воплощение в мощном и сильном герое по имени Морозко. Впоследствии он и стал называться Дедом Морозом.
Моё представление, с детских времён, что исторически Санта-Клаус и Дед Мороз — это один образ и один персонаж. Отличия связывал с тем, что Дед Мороз появился в советское время, как подмена религиозного персонажа на национальный миф. Оказывается, что фигура мифического героя появилась в России впервые в 1910 г., т.е. ещё в царской России.
После революции 17 г. Новый Год долго не был официальным праздником, поскольку этот праздник был тесно связан с Рождеством Христовым, а в атеистическом государстве шла борьба с религией. Зачастую большевиков принято обвинять в репрессиях против служителей церкви забывая, что священники позволяли себе открытые проповеди против советской власти. Какая из самых демократических властей позволит это даже в наше значительно более спокойное время?
Предыстория
Празднование Нового Года, а вместе с этим праздником и Дед Мороз, появились в официальном статусе в 1935 г. Кстати, современный образ Санта-Клауса – толстого веселого старичка, который разносит подарки и становится неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру, был придуман в 1930 г. в компании «Кока-Кола», как хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой. Художник из Чикаго Хэддон Сандблом даже изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах торговой марки компании.
Несмотря на то, что две рождественско-новогодние фигуры, в нынешнем образе, возникли практически одновременно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клауса считают реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз — славянский языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.
Эти фигуры, неотъемлемые персонажи празднования Нового Года, роднит сравнительно юный возраст появления, менее 100 лет. Ведь во времена Реформации церкви культ Святого Николая почти исчезает из Европы. Только в Голландии все еще празднуют день Святого Николая или Sinterklaas, как его там называют.
Оказывается также, что святой Николай известен в разных странах под РАЗНЫМИ именами. И это не просто странность, это позволяет усомниться в том, что его прообразом был простой святой, как бы теперь сказали «регионального уровня»
. В Финляндии этот персонаж называют Йоулупкки, в Карелии – Паккайне, в Голландии — Синтер Клаас, в Швеции — Юль Томтен, в Италии — Боб Натале, во Франции — Пэр Ноэль, в Румынии и Молдавии — Мош Джарилэ, в Норвегии – Юлебукк, в Дании – Юлетомте, в Сербии и Хорватии, язык которых очень схож, – Дэда Мраз. В Чехии и Словакии – странах некогда единого государства Чехословакия, называют Микулаш, а в Германии — Вайнахтсман. В других католических странах, функции доброго дедушки, дарящего подарки, выполняют РАЗНЫЕ святые.
На Крите – Святой Василий, а в Бельгии и Австрии – Святой Николай. В Японии – Сегацу-сан, в Китае – Шаньдань Лаожен, в Узбекистане – Кербобо, на Алтае – Соок Таадак, в Калмыкии – Зул, в Казахстане – Колотун Ага. А в Якутии – Дед Дыыл. В Турции новогоднего дедушку называют Ноэль Баба, а турецкий городок Демра считается настоящим местом рождения Святого Николая, прообразом которого считается Санта-Клаус.
Только в Англии Святого Николая еще с момента принятия христианства этой страной называют Санта Клаус, а легенду о его жизни и деяниях в Америку привезли первые колонисты из Великобритании. Они и основали на территории нового поселенцев Церковь в честь Святого Николаса, которую в народе назвали так же, как и святого – Санта Клаус.
В римской церкви святитель Николай приобрел популярность под видом святого Николауса (прообраза Санта-Клауса), но всерьез он почитается только в Бари, где мощи святителя упокоены в крипте базилики, носящей его имя. А вот на Руси почитание святителя Николая, причем всеми слоями общества, было беспрецедентным.
Меня, подсознательно, ещё в юном возрасте смущало, что самые почитаемые в Отечестве святые: Никола Угодник, Георгий Победоносец, Андрей Первозванный, – никакого отношения к нашей стране, как нам говорят, не имели. Не менее странно, что георгиевские и Андреевские ордена, наряду с орденом «Святого Иоанна Иерусалимского» являются высшими наградами Российской империи. Ну не принято в религии что-то объяснять. Всё нужно брать в качестве аксиомы.
Но ведь все эти святые были людьми. А святыми их объявили уже после смерти, за чистоту помыслов и поступков при жизни. И этот процесс признания чётко локализуется, если провести такое исследование, к определённой территории, даже к стране – редко. Как же объяснить эту странность?
Оценили 0 человек
0 кармы