Царский Крестный ход: 51-ый день пути. Дивеево.

2 1800

С 30 июля по 1 августа 2018 года наши магаданские паломники принимали участие в ежегодных торжествах, посвящённых Преподобному Чудотворцу Серафиму Саровскому. В этом году исполнилось 115 лет его канонизации.

Уже 30-го им довелось помолиться в Свято-Троицком Кафедральном Соборе монастыря, в котором хранятся Святые Мощи Батюшки Серафима

Обитель гостеприимно впустила в храм и все иконы, с которыми наши паломники идут уже целых два месяца. 

Дивеево - место таинственное. 

Многие сестры и паломники ощущают в обители живое присутствие Преподобного

Да и удивительно это, волнующе, - видеть в раке, совсем близко от себя, того, кто почил почти 190 лет назад. Возле Святых Мощей стирается грань времени. 

О том, что он плотью будет лежать в Дивееве, Батюшка говорил не раз. И все, кто слышал его тогда, удивлялись, не понимая, как это может быть: инок, и вдруг окажется в женском монастыре. Но неисповедимы пути Господни. Сбылось и это предсказание, и другое, что в Дивеево будет четверо Мощей Святых Дев. 

Мощей даже больше: в 2004 году обретены останки Блаженных Дивеевских Стариц Пелагии, Параскевы и Марии, а в 2007 – ещё и Преподобноисповедницы Матроны

Ежедневно утром и днём у Мощей Преподобного Серафима служатся молебны с чтением Акафиста. А у Святых Мощей Преподобных Александры, Марфы и Елены, Блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и Преподобноисповедницы Матроны поются тропари. 

Можно долго рассказывать о тех Чудесах, которые творят здесь Ангелы по нашим молитвам к Дивеевским Святым, но самое главное Чудо - это изменение личности. От соприкосновения с Четвёртым Уделом Божией Матери душа человека становится глубже и возвышеннее, здесь каждый строже и внимательнее всматривается в своё греховное прошлое, а, получив духовное лекарство и очистившись, ощущает парение души. 

"Святые не мертвы, - писал Апостол Иаков. - Да и как мёртвое тело могло бы творить Чудеса, изгонять бесов, исцелять больных, прекращать искушения и беды, низводить различные добрые дары от Отца светов ?!"(Иак, 1,17)

  

Здесь сбывается обещание Священного Писания: «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14). 

Хотя в советское время по Дивееву нанесён страшный удар, сегодня многое восстанавливается буквально на наших глазах (на верхнем фото: храм Рождества Богородицы, на нижнем - храм Рождества Христа)

 

Собственно, эти старые фотографии советского обезбоженного времени, - снимки наших душ, не знавших ни Святого Крещения, ни "переливания крови" - причастия, ни чистки исповедью и соборованием, ни радостной веры в Воскресение за гробом

Мы думали тогда, что мы уже святые, безгрешны только потому, что любим своих близких и Родину, но в действительности выглядели именно так, как эти закрытые тогда храмы, - израненными грехом, в трещинах, рубцах и отломах. 

Один из крестоходцев в купальне Святого источника. 

Потому вполне естественно, что в "программу паломничества" в Дивеево включено купание в Святых  источниках. В них спасительно омываются не только наши больные тела, но и души. Рядом с монастырем и старинные, и новые, но тоже прославленные своей Чудесной Помощью.

Автору этих строк и самой доводилось раза три или четыре окунаться в воду в купальне Цыгановки: причём - даже зимой, в двадцатиградусный мороз. 

Цыгановские купальни расположены в лесу, который в старые времена был таким густым, что «руку просунуть негде». И сегодня вокруг водоёма такие сосны и ели, такая тишина, особенно - в шесть-семь утра, - что возникает ощущение благоговения: в этом лесу "нельзя говорить - можно только молиться". 

Местные жите­ли рассказывают, что Батюшка Серафим сам Явился здесь, на берегу реки Сатис, – в белом балахончинке и с посохом в руках - в позднесоветское время, чтобы вырыть этот источник в замен засыпанных. Пытались засыпать и новый, подогнали мощный трактор, но он неожиданно сломался. А пока ждали другой, из леса вышел о. Серафим, назвал тракториста по имени и приказал: «Не засыпай мой источник». К концу дня технику перегнали на другой объект - труд Батюшки не пропал даром. 

Вода – ледяная, от неё трясёт, сводит незакаленное тело в судороге: температура - плюс 5-6˚и зимой, и летом, - но когда вышел, окатывает внутренним жаром и появляется благодатное состояние некоего духовного счастья, умягчения души, любви. "Жарко и радостно" - сказала одна из паломниц. Проходят недуги тела: слепота, нагноение в почках, неоперабельные опухоли, - человек обновляется. 

Как сказал о месте молитвы один Батюшка, там, где действует Святыня, звучат слова, обращенные к Горнему Миру, меняются привычные физические законы - действуют Иные.   

Есть и другой источник, не менее Чудесный, в самом Дивееве - древнейший из местных родников – Казанский. История его возникновения относится ко временам мурзы Дивея, который владел здешними землями в XVI столетии. Тогда на северной окраине села, за Голубиным оврагом, трижды было Явление Ангелов с Казанской иконой Божией Матери, и на этом месте забил родник. 

В 1933 году местный житель обрёл близ источника вмёрзшую в лёд Казанскую икону Божией Матери. В 1943 году она обновилась. Сейчас этот образ находится в Троицком соборе монастыря. 

Ещё ближе к обители - источник Святой Преподобной Александры (Мельгуновой), устроенный в виде часовенки. 

 

По преданию, он истёк из могилы Дивеевской Первоначальницы, похороненной у алтаря Казанской церкви. В то время, когда она ещё не была прославлена, на её могилке наблюдались необыкновенные вещи: сами собой зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, ощущалось благоухание, иногда слышно было журчание воды. 

Явление Божией Матери Святой Преподобной Александре (Мельгуновой) возле стен деревянного дивеевского храма Казанской Пресвятой Богородицы. Здесь матушка Александра и будет похоронена. 

А вода источника под часовней Иверской иконы Божией Матери помогает бесноватым.

Крестоходец Сергей Суслов у источника.

Вода - водой, но все мы, принявшие Крещение в свои взрослые годы, нуждаемся в духовном руководителе. В Дивеево Учителем и Наставником становится сам Преподобный Серафим, едва начинаешь постоянно молиться ему. 

В прошлом - в двадцатых годах девятнадцатого столетия - под духовным руководством Преподобного находились не только дивеевские сестры, но и Ардатовской Покровской женской общины, Спасо-Зеленогорского и Кутузовского Богородичного монастырей. Правда, наиболее близко к сердцу он принимал судьбу Дивеевской. Ведь эта обитель была завещана ему Самой Пресвятой Богородицей. Она Являлась о. Серафиму двенадцать раз. 

Потому он и говорил сестрам: «Сама Божия Матерь ведь избрала это место! А чего Царица-то Небесная не возможет, все будет у Ней! Вот Она приказала мне, убогому Серафиму, поставить мельницу для девушек в два постава, чтобы она вечно кормила бы их. Потом благословила Матерь-то Божия и церковь им свою выстроить, матушка! Вот, радость моя, благодать-то у нас какая: и мельница, и церковь, и земля, и всё, всё своё у нас будет!»

Переходя же к Мир Иной, он препоручил сестёр обители Иконе Божией Матери «Умиление». Сам он называл её «Всех радостей Радость». 

Маслом из лампадки, которая горела перед ней, Старец обычно больных и помазывал. Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика Михаила Васильевича  Мантурова, ставшего помощником Преподобного в деле созидания Четвертого Удела Божией Матери. 

Перед этим образом Царицы Небесной Старец и умер на молитве коленопреклоненно в 1833 году. После его кончины Игумен Саровской пустыни Нифонт приказал отдать икону «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит».

Когда в 1903 году были торжества по случаю прославления Мощей Преподобного, два протоиерея вынули из кивота несённую Крестным ходом Чудотворную икону, передали её Преосвященному Иннокентию, и тот "осенил ею народ на четыре стороны». 

Сегодня в Троицком соборе висит икона "Умиление", написанная дивеевскими сестрами в начале ХХ века. «Умиление» означает покорность Воле Божией. Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» сообщал своим читателям, что Богоматерь изображена здесь без Младенца, и даже до Чудесного Зачатия его, как Пречистый Сосуд Духа Святаго.

Но и келейная икона о. Серафима не потеряна. Дивеевские сестры, жившие в Муроме после закрытия монастыря, а позже московский священник Виктор Шиповальников оберегали Святыню. 

Храм в подмосковном Удельном, где служил Протоиерей Виктор Шиповальников. Дивеевские Святыни.

Сейчас Чудотворный образ находится в Патриаршей резиденции в Москве. Раз в год, Великим постом, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы его приносят в Богоявленский Елоховский собор на Патриаршее Богослужение.

Теперь он выглядит так. 

А наши крестоходцы посетили в Дивеево ещё и Камень, на котором Преподобный молился тысячу дней и ночей. 

Они и помолились здесь, и сфотографировались.

С 1864 по 1914 год в этих местах располагался Царский или Введенский Скит Серафимо-Понетаевского монастыря. Одно время тут жила и услышала Голос, идущий к ней от иконы Божией Матери, схиигумения будущего Серафимо-Знаменского Скита (расположен под Москвой) м. Фамарь (Марджанова), ныне канонизированная в Лике Преподобноисповедниц. 

Книга об отце Серафиме привела её, грузинскую княжну, сначала к вере, а потом и в монастырь. А сегодня в созданном ею, невероятно благодатном Скиту немало Святынь, связанных с именем и Житием Преподобного, а также необыкновенно живая икона Чудотворца. 

 

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний некогда сказал, что «у Святого человека всё Свято и Чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости".

И это действительно так. Если смотришь на икону о. Серафима духовными очами и понимаешь, что он на ней живой. 

Этот образ - копия с его прижизненного портрета, выполненная на рубеже XIX и XX веков, -  находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, с левой стороны, в резном киоте. Старец был написан примерно за пять лет до своей кончины. Его взгляд, устремленный на нас, - глубокий и испытующий. 

Надо думать, наши крестоходцы подошли в Троицком соборе обители и к витрине к вещами Старца. 

После кончины Преподобного в Дивеево бережно хранились многие Святыни.

До 1927 года в Преображенском кладбищенском храме, алтарем которого стал сруб Дальней пустынки Старца, можно было увидеть и его мантию, и епитрахиль, и поручи, и суконную мягкую камилавку, и деревянные, резанные ножом, нанизанные на ремень, крупные четки работы Подвижника, которые надевались на бес­новатых, и часть завязанных в узелок волос, 

и кожаную полумантию (от дождя и жара), и клобук, и шапочку малахай,

и армяк бурого сукна (носимый осенью и ранней весной), и кожаные коты (башмаки), 

и кожа­ные бахилы (сапоги), и лапти, и кожаные рукавицы (голицы), и шубу чёрного бараньего меха (её отец Серафим носил в последние годы жизни поверх подрясника из чёрного сукна), и рубаху, и чулки, и нож, и топорик (без топорища), и подсвечник, и обломки тех камней, на которых он молился. 

«Любовь, которой окружены эти реликвии, не поддаётся описанию,– свидетельствовали очевидцы. - Во всём святое отношение к Святыне: пылинке не дадут сесть заботливые сестры". 

Особенно интересны истории о Чудесах, которые являла мантия Преподобного.

При фрейлине Императрицы Марии Александровны - Анне Федоровне Тютчевой, дочери поэта и супруге Ивана Сергеевича Аксакова - человеке изумительно большого ума, такта и глубокой веры - влияние Дивеевского монастыря при царском дворце возрастет. Она глубоко почитала память о. Серафима. Характерна запись в ее дневнике от 2 января 1856 года: «С усилием отправилась к обедне, поскольку сегодня день рождения дорогого великого князя Алексея Александровича и годовщина смерти Серафима».

А с 1860 года появляются сведения о целебной силе мантии Старца. Тючева пишет 26 августа 1860 года: «В 10 часов ко мне зашла моя сестра Кити и сообщила, что приехала монахиня Лукерья из Дивеевской пустыни и привезла для малышки (тяжко заболевшей семилетней дочери Императора - И.Р.) мантию Святого Серафима. 

Она хранилась у священника Назарова в Петербурге и прикосновение к ней часто исцеляло больных. Я накрыла малышку мантией. Через две-три минуты она заснула и, проснувшись минут через десять, произнесла: "Горло меньше болит". Она снова укрылась мантией и сказала: "Святый отче Серафиме, моли Бога о мне", перекрестилась и заснула. 

Минут через десять я потрогала ее - она сильно вспотела. Она продолжала потеть всю ночь и температура упала. Несколько раз она просыпалась, но гораздо реже, чем в предыдущие ночи. Я тоже, увидев, что ей лучше, пошла прилечь, потому что устала за две бессонные ночи. Лукерья сказала мне: "Спите спокойно, поручите её Батюшке Серафиму, он будет с ней". Когда малышка просыпалась, она натягивала на себя маленькую мантию. В три часа утра доктор осмотрел её и нашёл, что температура спала. 

В одиннадцать часов пришел Государь, я ему показала мантию, покрывавшую малышку, и попросила сделать небольшой вклад в пользу бедного женского монастыря, основанного отцом Серафимом. Ныне в нем обитают более 500 женщин, среди которых много старых, больных и сирот. Все они бедны и живут своим трудом. Среди них есть настоящие подвижницы - такие, как Лукерья. Вчера на Государя больно было смотреть. Он то и дело заходил взглянуть на малышку, и вид у него был очень печальный.

Первое слово малышки, когда она проснулась, было: "А где Лукерья?" Я ответила: "Она всю ночь молилась за вас". - "Я хочу её видеть".

В полдень меня позвала государыня. Я рассказала ей обо всем происшедшем. Накануне от неё скрыли настоящее положение малышки, но сегодня Гартман заявил ей, что оно его беспокоит. Государыня выслушала меня со слезами на глазах и сказала, что малышка непременно поедет на могилу отца Серафима. Она пообещала также дать Евангелие в Дивеевскую церковь и ковчежец для Мощей Святого Петра в Москве.

В течение всей болезни малышка была кротка и терпелива. Она ничего не ела, но часто хотела пить и всегда просила у меня Святой воды, привезённой Лукерьей из источника Серафима. Она брала чашку, крестилась и пила». 

Когда 18 октября 1860 года во дворце умирала Императрица-мать, Александра Федоровна, снова понадобилась мантия Пеподобного, чтобы утишить предсмертные страдания отходившей. 

Во дворце не раз прибегали к помощи этой мантии. Из дневника фрейлины А.Ф. Тютчевой: «Окулова, воспитательница Великой Княжны Ольги Николаевны в течение двух лет страдала ипохондрией, которая в конце концов истощила её жизненные силы. У неё была навязчивая идея, что она проклята и недостойна Причастия. Доктор нашел её состояние безнадежным, Великая Княжна Ольга Николаевна хотела, чтобы она причастилась перед смертью, но ничто не могло заставить принять Причастие. Она соборовалась, молилась, но упорно отказывалась причащаться, говоря, что в ней сидит дьявол. Увещевания духовника, слёзы и уговоры Великой Княжны не помогали. Гартман заявил, что ей осталось жить всего сутки. Тогда я предложила, чтобы на нее положили мантию Серафима, а Лукерья помолилась около нее. Так и сделали. Она с готовностью укрылась мантией и заснула тихим сном. По пробуждении она приняла Причастие и на следующее утро тихо и без особых страданий скончалась». 

Известно, что впоследствии часть мантии попала в руки Великого Князя Сергея Александровича, который передавал её в Чудов монастырь для исцеления людей. 

И слава Богу, что эти Святыни не потерялись во времени! 

В Дивеево они были настолько чтимы паломниками, что даже в советские богоборческие долгое время у монахинь была надежда, что монастырь не закроют, не посмеют. 

Закрыли!

Но Святыни сохранили их почитатели. 

После смерти Игумении Александры (Траковской), скончавшейся в 1942 году, и монахини Марии (Бариновой), реликвии по благословению Святейшего Патриарха Пимена перешли к Протоиерею Виктору Шиповальникову. Он стал не только хранителем иконы Божией Матери «Умиление», но и личных вещей Преподобного.

В 1991 году о. Виктор передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и эти Святыни.

Протоиерей Виктор Шиповальников.

19 декабря 1999 года Дивеевскому монастырю были переданы деисус из кельи Преподобного Серафима, который висел когда-то в кладбищенском Преображенском храме, Страстная икона Божией Матери, переданная батюшкой Серафимом ещё при жизни дивеевским сестрам с тем, чтобы перед ней всегда горела неугасимая лампада, лапти и другие вещи Старца. 

Так Старец ещё раз  благословил любимую им обитель. Его вещи положены в витрине близ раки с его Святыми Мощами.

В Преображенском соборе монастыря находится и большая икона Чудотворца (1903),  с вложенной шерстяной полумантией, а в храме Рождества Богородицы можно приложиться к его келейным иконам: Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи. 

Часть Святынь хранится в музее Серафимо-Дивеевского монастыря, который устроен в доме Блаженной Параскевы. Здесь можно увидеть даже обгоревшие Четьи-Минеи: их читал Батюшка перед своей кончиной.

 

Этот домик Паши Саровской находится близ стен монастыря. Здесь исчезает даже ощущение пространства, ты словно возносишься духом в Горний Мир. Столько Благодати источает это место. 

В документах 1927 года о доме говорится: «Продан колхозу "Вперёд". В разное время здесь были и сберкасса, о которой прикровенно предсказывала  Блаженная, и молочная кухня. А в 2004 году открылся музей, в котором воссоздана келья Блаженной.

Вещи Преподобного: прижизненный портрет Старца, осколок от камня, обгоревшие Четьи-Минеи, листок со старинными записями, сделанными, вероятно, рукою самого Старца, часть нательной рубашки Батюшки . И - легендарная свеча, о которой Старец предсказывал, что этой свечой его Мощи будут встречать в Дивееве.  Свечу Преподобного зажгли 1 августа 1991 года, когда в Дивееве встречали его Мощи, обретённые во второй раз. 

Хранится здесь и золотошвейный покров ручной работы, вышитый и подаренный Государыней Императрицей к Мощам Преподобного при его прославлении.

Так как наш Крестный ход - Царский, надо отметить, что недавно в Дивеево появился памятник Царственным Страстотерпцам. Вот и в музее воссоздана обстановка, в которой Блаженная Паша принимала Государя Николая II и Императрицу Александру Феодоровну. Здесь она предсказала их судьбу и войну, революцию, падение престола, конец династии Романовых, море крови… Государь сказал, что Прасковья Ивановна – истинная раба Божия. Перед своей смертью Блаженная все клала поклоны перед портретом Царя. Когда её спросили, зачем она это делает, Паша ответила: "Глупые. Он выше всех царей будет. Не знаю – преподобный, не знаю – мученик". И всё взывала: «Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас!», горько плакала.

Что же касается наших магаданских паломников, отправившихся в Царский Крестный ход по благословению Архиепископа Магаданского и Синегорского Иоанна, то они,  принявшие участие в Крестном ходе в Екатеринбурге, конечно, приняли участие и в традиционном Крестном ходе Саров – Дивеево.

В дороге они поставили уже полтора десятка Поклонных Крестов, которые взяли с собой.

Нижний Новгород. Храм Рождества Предтечи Господнего Иоанна.29.08.2018. 

В Дивееве их благословили поставить Крест на месте будущих Святых врат обители- там, где Преподобный Серафим предсказывал Михаилу Васильевичу Мантурову, что как раз напротив его дома впоследствии будет стоять колокольня (район нынешней улицы Напрудной).

 Председатель Магаданской организации общества инвалидов Виталий Иванович Даниленко, принимающий участие в этой поездке, уверен, что во время Крестного хода из Сарова дивеевский Крест  будет пронесен на руках магаданцев-крестоходцев.

Виталий Иванович Даниленко признался, что  есть ещё один Крест, который они надеются довезти до Александро-Невской лавры, и на это есть благословение священноначалия. Правда, он боится,что не хватит денег на бензин. Для тех, кто готов поддержать это благое дело, сообщаем Номер карты для перечисления пожертвований через приложение СБЕРБАНК-ОНЛАЙН или БАНКОМАТ (СБЕРБАНК, МИР):

2202 2001 2163 1350

Либо через мобильный банк по номеру 914 030 1966

Для безналичных перечислений:

Владелец: Александр Михайлович Ермаков (координатор маршрута)

Номер счета: 40817810236000172333

Наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ N8645 СБЕРБАНКА РОССИИ Г.МАГАДАН

БИК: 044442607

Корр. счёт: 30101810300000000607

ИНН: 7707083893

КПП: 410102001

Перечисления на Яндекс кошелёк по ссылке:

https://vk.com/app5727453_-141443784

Из Дивеево паломники проследовали в город Арзамас. Но об этом следующая глава книги.

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Обсудить
  • Грех великий на ангажированных холуях, приравнивающих Николая Романова - кровавого к истинным святым православным. Этим политическим решением иуд современных, вы только Веру нашу оскверняете. Иезуитское лоббирование безбожного назначения дезертира Романова, бросившего свой пост и тем самым повергшего в хаос Россию, в страстотерпцы и затем в святые есть акт диктатуры победившего Запада в войне с Россией, холуями которого являлись белогвардейцы бежавшие на запад. Они же были карателями СС и Вермахта в ВОВ, огнем и мечем каравшие непокорный народ, посмевший сопротивляться их рабству. Их идеологическим руководителем был обергруппенфюрер СС Владимир Кириллович Романов, служивший всю жизнь Западу в деле уничтожения России. И именно его дочь финансирует возведения Николая Романова в ранг святых, дабы через это действо закрепить свою власть над мятежной страной сбросившей кровавое иго архаичной монархии со своих плеч...