21 августа 2018 года наши паломники прибыли в один из самых древних городов мира - Керчь.
У города непростая судьба, как была она непростой и у местных христиан.
Примерно в 610-590 годах до нашей эры на месте Керчи основан город Пантикапей, который со временем стал столицей Боспорского царства.
Пал он под ударами гуннов спустя восемь столетий.
В VI веке влился в Восточную Римскую империю - Византию. Однако после военного столкновения с Тюркским Каганатом почти весь Крым отошёл тюркам, а в VIII веке город попадает в сферу влияния Хазарского каганата. Постоянные сражения шли за него потому, что он стоял на весьма популярной у торговцев дороге - из Китая в Европу.
С образованием в 10 веке Тмутараканского княжества город переименовали в Корчев - морские ворота Киевской Руси.
Но в XII веке он вернулся в сферу влияния Византии.
Надо сказать, что первая христианская община появились в Керчи уже в I-II веках. Подтверждение тому находятся и в «Деяниях Апостолов», и в труде духовного писателя 9-го столетия Епифания Монаха, выходца из Византии, - «Хождении по стопам Апостола Андрея Первозванного».
А во время раскопок Пантикапея найдены следы ранне-христианской общины - так называемые «процветшие кресты» и христианские каменные надгробные стелы.
Однако уже в 1318 году Керчь прибрали к своим рукам генуэзские купцы и банкиры. Неудивительно, что спустя сто пятьдесят лет город отходит к их союзнику - Османской империи.
Только в результате русско-турецкой войны 1768-1774 годов Керчь возвращается в Российскую империю.
Пожар в Керчи во время Крымской войны
Следовательно, христианской общине города не менее 1900 лет. Керчь даже можно назвать колыбелью Русского Православия. Именно к такому выводу и пришла в прошлом году проведённая в городе научно-практическая конференция: Керчь имеет право претендовать на звание "Святоапостольского города", ведь его посещали Ученики Христа.
Монах Епифаний даже утверждал, что Керчь была единственным городом, в котором Апостолам удалось создать постоянную христианскую общину в Северном Причерноморье.
Об о. Епифании известно, что он на Чёрное море из Византии в эпоху гонений на иконы и иконопочитание. В Никомидии, Синопе и на Боспоре Епифаний встречался со своими единомышленниками-иконопочитателями. Побывал он тогда и на Кавказе: в Сванетии и Алании, жил в Херсонесе Таврическом.
Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом (II век, Катакомбы Присциллы, Рим)
А мы сегодня и представить себе не можем, каково это - жить без икон.
Следствием иконоборчества стало и то, что из византийских храмов были выброшены не только множество икон, но и живопись на стенах церквей затерта известью. К слову, не избег этой участи и великолепный храм Богородицы Влахернский в Константинополе, на стенах которого лучшими художниками изображена была вся земная жизнь Богочеловека, все Его чудеса, все события из Евангельской Истории.
Сжигались и книги, украшенные священными изображениями, закрывались монастыри, некоторые из них обращались в казармы, как, например, знаменитый в Византии монастырь Далматский, иные обители разрушались до основания. А от монахов потребовалось, чтобы они носили мирское платье и вступали в брак.
Послушным обещались милости, деньги и почётные должности.
Это был настоящий погром Церкви. И неважно, что предлогом к нему послужило летом 726 года сильное вулканическое извержение в Средиземном море, в котором кто-то из политтехнологов увидел "гнев Божий", якобы вызванный "идолопоклонством"-иконопочитанием.
Эти гонения, этот погром вполне сравнимы с гонениями на Церковь и верующих, начавшимися в нашей стране после 1918 года. Монахам девятого века точно так же разбивали головы, как и во времена "красного террора", им выкалывали глаза, отрезали носы, их секли, им намазывали бороды горючими веществами, чтобы потом поджечь их...
Когда верующие летом 727 года молились в древнем храме в осаждённой арабами Никее, один солдат бросил камнем в икону Богоматери, разбил её и растоптал ногами.
Здесь можно вспомнить и о более позднем, европейском, иконоборческом движении 1566 года, когда был нанесен вред 5500 церквям и монастырям. Этот протест был направлен против главного оплота испанского господства — католической церкви, однако, и он шёл по тому же сценарию, что и в троцкистской России: толпы вооружённых рабочих мануфактур, ремесленников и крестьян повсеместно уничтожали иконы, статуи, забирали драгоценную утварь и передавали её городским магистратам якобы на нужды бедных. Не так ли Ротшильды копили своё состояние?
К восстанию были причастны и многие богатые купцы. Размах "иконоборческого восстания", которое за несколько дней охватило 12 провинций Нидерландов, указывает на некий общий план, который за ним стоял.
Кафедральный собор Утрехта. Скульптуры святых, разрушенные в ходе иконоборческого восстания 1566 года в Нидерландах.
И действительно, иконоборческое, внешне как будто народное, восстание стало первым актом Нидерландской буржуазной революции 16 столетия.
Но мы-то понимаем, что борьба с иконами была борьбой не просто чьей-то борьбой за властную вертикаль управления страной. Она была и войной с Верой человека в Бога. Ведь главный смысл любой иконы – соединение миров: нашего и Мира Иной Реальности, говорит Алексей Лидов, историк искусства, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ.
"Мы знаем в Византии очень яркие примеры так называемых невидимых икон. Есть иконы спрятанные, которые никогда нельзя увидеть, как например, главная Чудотворная икона Кипра – Богородицы Киккотисса, почитаемая в одноименном монастыре. Она закрыта окладами и завесами, и категорически запрещается саму древнюю икону видеть, - говорит он. - Это очень важное переживание НЕВИДИМОГО, которое настолько значимо и священно, что даже обыкновенное зрение не соответствует его статусу..."
Киккская икона Божией Матери (Киккотисса)
Об иконе ещё говорят, что она - Богословие в красках. Иначе говоря, иконы служат соединению творения и Творца. И в этом смысле любое иконоборчество работает на отрыв человека от Источника его жизни, его Заступника. Когда же икона мироточит, через неё Господь разговаривает с нами - в большинстве своём маловерами, недоверами, грешниками.
Как тут не вспомнить, что во время Крестного хода в прошлом году, когда наши паломники прибыли в керченский византийский собор, - освящённый в честь Усекновения Честной Главы Святого Иоанна Предтечи Господня, построенный в VIII-X веках, - во время Богослужения неожиданно замироточил образ Казанской Божией Матери "Державный Покров", с которым крестоходцы шли из Магадана, как и в этом году.
На фото - справа.
В этом древнейшем храме Восточной Европы Епифаний Монах видел Мощи Святого Апостола Симеона Зилота (Кананита). И вот, во время молебна словно произошёл важнейший акт соединения Адама падшего со своим Отцом Небесным. Отец напомнил грешному сыну о Себе.
В известном смысле все мы - Адамы падшие, или ветхие, если не только нарушаем Божие Заповеди, но и несём в себе недавний грех наших предков, допустивших погром Матери-Церкви в советское время. Чтобы сподвигнуть нас к покаянию, Бог и Являет на наших глазах множество Чудес.
И кто знает, может быть, сам Апостол Симон был в те минуты в храме, когда на Лике Божией Матери выступили капельки миро. Это увидели многие молящиеся и тотчас были увлечены к образу столь явным Чудом.
Ведь кто такой Симон Кананит? Именно во время его брачного пира в Кане Галилейской Господь и сотворил Своё первое Чудо, претворив воду в вино. Так гостям Симона и было дано понять, что Христос не просто праведный человек, Он - Сын Божий.
Узрев Чудо, Симон столь воспламенился ревностью ко Господу, что последовал за Спасителем, оставив свою жену. Презрев всё мирское, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».
Он и Андрей Первозванный благовествовали и в Крыму, и в земле Иверской. Примерно в 55 году по Рождестве Христовом Апостол Андрей отправился дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Апостол Симон поселился в труднодоступной пещере, в ущелье реки Псырцхи. В своё жилище он спускался по верёвке через небольшой естественный вход.
Симон Кананит был не только одним из 12 Учеников Иисуса Христа, но и сводным его старшим братом, сыном Иосифа от первого брака.
Если наши крестоходцы идут по земле российской, которая уже целое столетие живёт подавляющей частью народа по одному плотскому похотению, как бес на душу положит: блудно, страстно, в охоте за деньгами, удовольствиями и властью, - в этом смысле наш Крестный ход служит делу духовного просвещения общества. Вполне можно сказать, что крестоходцы продолжают дело Симона Кананита.
А здешняя земля в его эпоху была не только языческой, но и занималась человеческими жертвоприношениями. Только под влиянием Симона местные жители стали принимать христианство, отказываться от сатанинских ритуалов. Это вызвало настоящую ненависть грузинского царя Адеркия, объявившего охоту на Апостола и его последователей. Симон был схвачен и убит после долгих истязаний принял Мученическую смерть - был заживо распилен пилой.
Грот Симона Кананита в Новом Афоне — Святое место для паломников не только из Абхазии, но и других уголков планеты.
В храме, где в прошлом году проходила епархиальная научная конференция и в одном из выступлений прозвучало, что в прошлом в Керчи пребывали Святые Мощи Апостола Симона, и побывали наши крестоходцы 21 августа 2018 г.
Город, конечно, - волнующе необыкновенный и, надо полагать, несёт в себе ещё не одну великую тайну христианской древности.
Когда Керчь вошла в состав государства Российского, на неё стали смотреть как на крепость. Она и оружием, и Молитвенным Словом защищала южные рубежи нашего Отечества, потому в разное время Керчь посещали Императоры Александр Первый, Александр Второй, Николай Первый и Александр Третий.
Форт Тотлебен
Хотя в результате Крымской войны, по условиям позорного Парижского мирного договора, Чёрное море объявлялось нейтральным, а России было запрещено иметь на нём свои флот и военные порты, это не относилось к проливу. Поэтому уже в 1856 году появился проект военных построек на Павловском мысу. Кроме того, Александр II повелел строить морские форты. Директор инженерного департамента военного министерства, Эдуард Иванович Тотлебен, пользовался в деле укрепления Керчи полной поддержкой Царя и по его проекту воздвиг крепость Тотлебен.
Но где же в девятнадцатом столетии цари русские молились, приезжая в Керчь? Храм Иоанна Предтечи, о котором мы только что говорили, - небольшой, потому был возведён Свято-Троицкий собор.
Он открылся в 1835 году. За его престолом в алтаре находился вызолоченный крест, созданный керченской Ремесленной управой в память спасения жизни Императора Александра II при покушении на него в 1866 году.
Тогда Дмитрий Каракозов стрелял в Царя у ворот Летнего сада, где тот прогуливался со своими племянником и племянницей. Каракозов промахнулся только потому, что на его пути встал шапочных дел мастер Осип Комиссаров. Тот ударил стрелявшего по руке.
Комиссаров же был возведён в дворянское достоинство с фамилией Комиссарова-Костромского. Во второй фамилии явный намёк на Ивана Сусанина.
Революционер так объяснял мотивы своего поступка: «Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ...» Революционное общество, в которое входил Каракозов, было создано в сентябре 1863 года в Москве Николаем Андреевичем Ишутиным для приготовления "крестьянской революции".
2000 человек проходили по делу Каракозова. Каракозов был повешен. Ишутин, создавший два кружка - "Организация" и "Ад", руководствовавшиеся принципом «цель оправдывает средства», - оказался в одиночке Шлиссельбургской крепости, где нажил душевные болезни. Его отправили в Сибирь на каторгу. В 1875 году в Нижнекарийской каторжной тюрьме он убил каторжника Баженина. Сам Ишутин скончался в 1879-ом.
А в октябре 1911 года, в Керчи по подписке собрано 60 рублей на установку в свято-Троицком соборе памятной доски ротмистру Шереметову Ивану Васильевичу и его жене Наталии Семёновне, погибшим от рук террористов-эсеров в 1906-ом.
Увы, ныне этого собора нет, потому что он был разрушен в советские богоборческие годы. После 1918 года несколько раз подвергся аресту его Настоятель, Протоиерей Владимир Станиславский.
Отметим, что в доносе на него в ЧК в 1920 году он характеризовался доносителем как "бывший миссионер", "один из талантливейших попов Епархии", "блестящий оратор". Отмечалось и то, что "во время германской войны (о. Владимир) был на фронте и заслужил наперсный крест на Георгиевской ленте". То есть, знали, что пользуется уважением в народе, и вывод сделали однозначный - "безусловно контрреволюционер".
Однако тогда, по требованию верующих, о. Владимир был освобождён.
Повторно он арестован в январе 1921 года, обвинен «во враждебном отношении к Советской власти" и приговорён к расстрелу. И снова жители Керчи были очень недовольны арестом Пастыря. Под их давлением его стало невозможно ни расстрелять, ни отправить на Донбас на принудительные работы - отпустили домой, где он вскоре и скончался, потому что был в возрасте и не вынес переживаний нового смутного времени.
А в соборе тогда шла обычная для революционных лет конфискация "драгоценностей" в "пользу бедных". Ограблены иконы, тома Евангелия, - да так, что когда новые власти вернули храм прихожанам, он походил на ободранную липку. Да и вернули-то ненадолго. В 1931 году здание собора превращено в дом физкультуры, чтобы русская молодежь сама оскверняла Дом Божий скаканием в нём.
Образ Пресвятой Богородицы "Магаданской" подарен крестоходцами в Крыму депутату Госдумы Наталье Поклонской.
Надо сказать, что в Крыму немало Новомучеников.
Мы должны помнить о них, знать их, молиться им, потому что, как говорит известный крымский Протоиерей, писатель Николай Доненко: «Мы (человечество) стоим на грани истории, только от молитв Святых зависит – будет она продлена или нет».
Он, Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Нижняя Ореанда, - автор книг о Новомучениках и Исповедниках Русской Православной Церкви. По его мнению, их Подвиг "в полной мере не востребован". И это он называет неосознанной или частичной апостасией. Апостасия - отступничество или вероотступничество. Мы идем по стопам Адама ветхого. И то, что мало знаем об истории Церкви, - "грех, какие бы мотивы не стояли в основе этого поступка", - говорит о. Николай Доненко:.
События 20-30 годов ХХ столетия он считает рассветом церковной жизни.
И это действительно так. Против Церкви работал мощный репрессивный механизм, но если верующие не отпадали от Веры, они шли на Встречу с Богом и становились на этом пути Святыми. В этой теме заложен огромный воспитательный потенциал.
Вот, например, история Подвига Епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича). Он происходил из семьи священника. После революции 1917 года сумел объединить вокруг себя тех, кто болел душой за Православную Веру и Отечество. Из доноса некоего Николая Тайнова, секретного сотрудника НКВД известно, что он считал о. Порфирия человеком, защищающим Церковь "от дальнейшего разгрома". Обновленческое духовенство Гулевич называл не иначе, как «антихристами, продавшимися властям…»
Удивительно ли, что на Епископа и его ближайшего помощника, о. Николая (Казанского) обрушиваются репрессии? А в 1936 году Владыку вновь подвергают аресту, сначала высылают в Казахстан, а потом и расстреливают. Предлог был обычным для того времени: проводил антисоветскую пропаганду. В действительности же Епископ Порфирий всего лишь говорил ПРАВДУ, что «советская власть притесняет религию, арестовывает духовенство, доходя до беззакония..."
Бесстрашный, он открыто, с кафедры призывал православных молиться о «сосланных и заключённых, невинно томящихся в изгнании архиереях, священстве, монашествующих и мирянах».
Те, кто его знал, говорили, что в нём чувствовалась внутренняя сила духа. Со всеми, кто к нему приходил, он был ласков и приветлив, даже с врагами. К немощным и заблуждающимся - снисходителен. А молился так, что от его молитвы загорались сердца верующих.
Ну как же можно было оставить жить такого человека?
Распятие Апостола Петра
Шёл по "делу крымских священников" и о. Николай (Казанский).
Он тоже был выходцем из семьи священнослужителя. Революция застала его, когда он был клириком Александро-Невского кафедрального собора в городе Симферополе.
Первый раз его взяли в 1922 году за протест против изъятия богослужебной утвари. Приговорили за это к 3 годам тюремного заключения. Выйдя на свободу, он снова стал служить в Симферополе, открыто проповедовал против обновленчества, - последовал новый арест. Но и после третьего ареста священник не замолчал. Он рассказывал прихожанам о гонениях на Церковь, о творящихся беззакониях, о том, что обновленцам помогает НКВД. О. Николай перенёс множество допросов, на которых следователи старались сломить его и заставить оклеветать себя. Но Батюшка в свои 62 года держался бодро, на вопросы отвечал просто и кратко.
Ссыльный, он не соглашался снять священническую одежду. Последовал пятый арест. Здоровье отца Николая было подорвано, и его поместили в колонию для инвалидов. В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, Протоиерей Николай Казанский скончался в заключении в Устьвытлаге.
И если мы не желаем ничего узнать о Подвиге этих людей, - значит, желаем жить во тьме неверия и безбожия? Как писал Архимандрит Порфирий (Баирактарис): "Вот ты находишься в тёмной комнате и машешь руками, чтобы прогнать тьму, которая, естественно, не уходит. Но если ты откроешь окно и внутрь ворвётся свет, то тьма исчезнет. То же самое и с поучением. Священное Писание, Жития Святых и Святые Отцы - это свет, который прогоняет душевную тьму".
А вот судьба Мученика Стефана (Наливайко).
Этот выходец из крестьянской семьи был воспитан своими родителями в благочестии. Уже после установления советской власти, когда начались гонения на Православную Церковь, его матушка Евфросиния Романовна стала ходить по соседним сёлам с религиозными проповедями. В конце концов, зимой 1927 года её арестовали, но отпустили: стара. И действительно, она скончалась в родном селе в своём доме через два года.
Как и иконы, Жития Святых - богословие. Вот, как говорит об этом Игумен Никон (Воробьёв): "В Евангелии раскрыты все тайны души человеческой, указан путь в Царствие Небесное, указаны награды и наказания, раскрыты тайны загробной жизни..." А Жития Святых, которые шли за Господом и его Учениками, в Царствие Небесное, - пример для подражания. ПУТЬ. СМЫСЛ Жизни.
В феврале 1917 года Стефана мобилизовали в действующую армию и направили на Румынский фронт.
Он попал в плен, в концлагерь «Ламсдорф». Условия жизни там были такими скверными, что Стефан решился на побег. Домой в Россию ему пришлось идти пешком днём и ночью, перенося в пути голод и холод. Так он прошёл часть Германии, Австрию, Венгрию, переправился через российскую границу, добрался до Херсона и наконец пришёл в свой уездный городок Алёшки.
Чистая и сильная душа его не соглашалась со злом, воцарившимся тогда в Русском Мире. Однажды в Москве в храме он сказал: "...Не забывайте Бога, крестите детей, не живите невенчанными. А главное - живите по совести. Настанет время, когда православные христиане воспрянут, Бог этих богоненавистников свергнет". К Стефану тотчас бодро подбежали милиционеры, арестовали его, потребовали документы. Он расстегнул на груди рубашку и, показывая на тяжёлый оловянный крест, сказал: "Вот мои документы. Больше у меня нет ничего".
Так он взошёл на Крест. На допросах беззлобно смеялся над теми, кто пытался состряпать против него "дело", ничего о нём по сути не зная и даже не понимая смысла его высказываний. На вопрос, к какому он принадлежит государству, написал: «Новому Иерусалиму». О своей работе: «Свидетель Слова Божия, проповедник». На какие средства живёт, владеет ли кнедвижимым имуществом? Записал: «По воле Иисуса Христа, всем тем, что подавал Иисус Христос». На вопрос о воинском звании ответил: «Воин Иисуса Христа». На вопрос анкеты об имущественном положении - «Вечное Евангелие внутри меня».
Ну как же и этого человека можно было оставить на свободе? ВЕДЬ ОН НЕНОРМАЛЬТНЫЙ! ЗАГОВАРИВАЕТСЯ! ФАНАТИК! ОПАСЕН!
«На три года в лагерь» - был ему приговор. И отправили Стефана в Соловецкий концлагерь. В лагере ему пришлось нелегко: он заболел цингой и у него отнялись ноги. Однако когда через три года неразумные мучители спросили его: "Ну как, вы изменили свои убеждения?" , он ответил, что не изменил. - "Тогда получите ещё три года ссылки".
Когда же его дочь на допросе стали укорять тем, что у неё "плохой отец", она возмутилась: "даже если бы был отец - плохой, то как же я могла бы сказать, что мой отец плох? Но такой отец, как у меня, - лучше такого, как он, нет".
Ну как можно было понять тайну столь бесстрашной Любви к ближнему и к Богу тем, кто Его не любил?
В такой Любви нет ничего материального, плотского, никакой выгоды. Нет, не понести в себе такую Любовь тому, кто сам на неё не готов, кто восхищается убийцами русских царей - организаторами революционного кружка с названием "АД".
Дочь Стефана отпустили, но передачу от неё не приняли, и не принимали во всё время следствия в течение полугода. 7 апреля 1941 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Стефана Пименовича к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Родные посылали ему и письма, и деньги, и посылку, но ответа не пришло. Через некоторое время супруге сообщили, что Стефан Наливайко умер от голода 12 февраля 1945 года.
Так уничтожали самых верных Христу, тех, кто старался уподобится Ему своей жизнью. А Сын Божий говорил Апостолам: "Если Меня гнали, будут гнать и вас..."
Более полное изречение звучит так: "Сказал Господь Своим ученикам: сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" .
Мир никогда не глядит благосклонно на наследников Небес. Дело диавола может, как показывает история, совершаться якобы во имя Божие: накормим голодных, согреем холодных, научим убогих - но в реальности, когда отказываются от Горнего, начинают тайно или явно служить падшему миру, нечистым целям. Потому и предан был наш народ теми, кто позвал его в 1917 году на бунт. Народ думал, что старается для себя, а старался ради будущей передачи СССР под власть Вашингтона, для создания и разрастания огромного колониального мира США. Ради этого он разрушал свои храмы, срывал кресты, гнал на смерть.
Читать о судьбе и Мученичестве людей, оставшихся верными Христу, утешительно. Они подают нам образ удивительного мужества и жертвенности. Как пишет о. Николай (Доненко), «ожесточенная попытка государства уничтожить Церковь совпала с её расцветом, подобным первым векам христианства... Сейчас мы отчётливо видим, что тех, кого гнали и убивали за Веру во Христа, вытесняли, хотели вычеркнуть из общества и из самой жизни, возвращаются к нам в ином качестве – в качестве Небесных граждан».
А наши крестоходцы отправились из Керчи в Феодосию, где в Кафедральном Соборе Казанской Божией Матери после утренней Литургии был отслужен молебен Пресвятой Богородице и тем Святым, с иконами которых они идут третий месяц.
Вот последняя информация о них, переданная нам 6 сентября 2018 года: "Двое суток крестоходцы провели на границе, им не разрешался въезд на территорию РФ из ДНР-ЛНР. 6 сентября граница была пересечена, информация о дальнейшем продвижении пока отсутствует".
Царский Крестный Ход. Скорбные дни 31.08.18-02.09.18. Мы прощаемся с легендарным героем, главой Донецкой Народной Республики, Александром Захарченко, подло убитым фашистами Украины и США. Помним !!! Скорбим !!!
Оценили 4 человека
8 кармы