Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Царский Крестный ход: 73-ий день пути. Евпатория.

1 2939

23 сентября 2018 года Царский Крестный Ход прибыл в Евпаторию. 

Здесь, в Свято-Николаевском соборе, и прошёл благодарственный молебен. Отметим, что городу уже более 25 веков. Возник он как город-государство ещё в конце четвертого века до н. э.  

Немногочисленное тогда население Керкинитиды занималось рыболовством, виноделием, выращивало зерновые культуры. Но в середине II века до н. э. поселение захватывают скифы. Они построили к тому времени собственное государство со столицей Неаполь, расположенного на окраине современного Симферополя

Свято-Николаевский собор Евпатории

Будучи не в силах одолеть скифов самостоятельно, местные греки обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал херсонеситам на помощь войско во главе с полководцем Диофантом. Он захватил, но и разрушил Керкинитиду, поэтому горожане в своё селение не вернулись. 

В IV в.екеуже н. э. в Крым ворвались орды гуннов (ИГИЛ того времени) и окончательно смели остатки какой бы то ни было цивилизации.

Наконец, на месте Евпатории воздвигнута хорошо укреплённая русская крепость Козлов, или как это название переиначили татары, Гезлёв

В XVI веке Гезлёв - большой торговый город-крепость. В гавань приходили суда из Малой Азии, приезжали русские купцы. В это время здесь находится единственный порт Крымского ханства.

 В 1552 году в Евпатории закладывается самая большая и величественная мечеть Крыма Джума-Джами или Хан-Джами (ханская мечеть). 

Что касается храма Святителя Николая, то он существовал и в 1774-ом, когда Козлов вновь становится русским городом в результате войны с турками, которая шла целых шесть лет. Правда, тогда это была небольшая деревянная церковь, построенная греками-торговцами. Ведь Святитель Николай – покровитель и мореплавания, и торговли.

В 1779 году в городе некоторое время живёт Александр Васильевич Суворов. Он не только посещает Свято-Николаевский храм, но и поёт в его хоре. Ныне это отмечено памятником, поставленном рядом с храмом.

По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору османы отказались от претензий на Крым, и Указом Екатерины II Гезлёв получает новое имя - Евпатория в честь понтийского царя Евпатора. 

В городе поселяются люди разных национальностей, в том числе крымские караимы. Их здесь так много, что они начинают считать Евпаторию своим главным культурным центром. Караимы исповедовали религию, родственную иудаизму, и считались иудейской сектой, пользовались древнееврейским языком в деловой переписке, научных трудах, на литургии и в надгробных эпитафиях. В связи с этим имеется две основные версии происхождения караимов: семитическая и хазарская.

Во время Крымской войны Евпатория занята англо-франко-турецкими войсками. Попытка русских выбить оставленный здесь турецкий гарнизон закончилась неудачей.

Только 1 марта 1871 года в Лондоне подписана конвенция об отмене режима демилитаризации Чёрного моря, предусмотренный статьями Парижского трактата. 

В конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Территория застраиваться дачами.  Во время Первой мировой сюда везут на лечение раненных офицеров. А 16 мая 1916 года город посещает Император Николай II с Семьей. Из уважения к подданным разных религий Государь посещает самые разные храмы.  


В том числе - Свято-Никольский. Визит был кратким. В Николаеве спускали на воду линкор "Императрица Мария", и Царская Семья присутствовала на этой торжественной церемонии. Посетила она и Севастополь, провела смотр Черноморского флота, а потом прибыла поездом в Евпаторию на открытие военного госпиталя имени Императрицы Александры Федоровны.

После обхода лазарета Император с сыном Алексеем отдыхали на пляже. 

С пляжа Император решил вернуться в лазарет, и его двадцатиминутная прогулка по улице вызвала бурное ликование среди евпаторийской публики.

Императрица сфотографировалась с ранеными офицерами, а Император наградил четверых из них Георгиевскими медалями IV степени. По признанию Великой Княжны Татьяны, уезжать ей из Евпатории не хотелось. Она словно предчувствовала, что это будет последний выезд Семьи в Крым. Случилось это за полтора года до ареста Романовых. 

 

В это время в Евпатории уже стоял огромный новый каменный Свято-Николаевский храм, ведь православные, русские и греки, составляли почти половину здешнего населения. Архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов), которого в девятнадцатом столетии считали Русским Златоустом, писал в отчёте Святейшему Синоду, что в Крыму немало магометан, предки которых были христианами. То есть века назад они принимали ислам под угрозой лишения их жизни.

Что же касается Свято-Николаевского храма, то он является уменьшенной копией Константинопольского храма Святой Софии. Это третий по величине собор на всём Крымском полуострове. 

Он построен евпаторийским Протоиереем Иаковым Чепуриным, которому пришлось даже заложить свой дом, чтобы строительство храма не останавливалось.

Ему помогали и мусульмане, и иудеи, и армяне, и караимы. В этой помощи выразилось их глубокое уважение к человеку, который стремился дать начальное образование местным детям, не зависимо от их национальности и вероисповедания. Как это по-русски! Зачастую Батюшка  вынужден был и жалование учителям выплачивать из собственных средств.

Такие решения принимались нелегко, так как о. Иаков был отцом шестерых детей. Он и умер на ступенях любимого храма от сердечного приступа, вызванного известием, что свежая роспись собора потекла из-за высокой температуры храмового отопления. 

Семья его осталась в долгах, однако, через год в соборе уже служили. В нём - три престола: во имя Святителя Николая Мирликийского, во имя Благоверного Князя Александра Невского и во имя Апостолов Иакова и Андрея . https://www.youtube.com/watch?...

Возле его стен уже в советское время нашла упокоение Схимонахиня Евгения (Попова), вдова Священника Василия Попова, умершего в Ялте от туберкулёза в 1910 году. Матушка Евгения была Прозорливицей от Бога. Со всего Крыма к ней приезжали за духовным советом и утешением. Многим она предсказала их будущее. Жила подаянием - тем, что люди принесут. 

Единственный сын Поповых, Иван, был духовным писателем, выступал в литературе под псевдонимом Попов-Пермский. Он был другом Священномученика Елеазара Спиридонова и ненадолго пережил мать. Взят НКВД в 1932 году. Пробыв в тюрьме примерно год, умер от истощения и пыток. Мать чувствовала муки сына и на вопрос: «Тяжело Ивану?», - кивала и плакала. 

А о. Елеазар был местным, происходил из бедных крымских греков. Несмотря на нищету семьи своей, в 1893-м или 1894 году он ездил в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Деньги для него собрала греческая община. Это паломничество оставило неизгладимый след в его памяти. Он рассказывал о виденном и пережитом на  Святой Земле как о самом лучшем в его жизни событии. 

Когда он женился, таинство венчания совершил о. Иаков Чепурин, являвшийся для него примером жизни. В 1899 году Елеазар Спиридонович рукоположен в священный сан. Служил недалеко от Бахчисарая, в селе Ашинха, потом в селе Керменчик. 

Сам, вместе с помощником из крестьян, обрабатывал землю, купленную в 1912 году . А в 1917-ом, когда заговорили о перераспределении имущества, кротко отдал её и двух коров местным крестьянам, не потребовав никакой компенсации.

В 1919 году семья Спиридоновых перебралась в Евпаторию. А в 1920 начался ужасный голод. Отцу Елеазару приходилось непрестанно отпевать умерших. Его семья голодала. Родня стала умирать от недоедания, мать заболела сыпным тифом. Мололи ячмень в кофейной мельнице, поджаривали его и затем варили - этим и питались. 

Новые власти потеснили их и в жилье. Семья осталась в одной комнате. В 1928 году о. Елеазар, все яснее осознавая перемены к худшему в духовной жизни государства, записал в назидание домашним: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложится вам». 

Закрывались храмы и монастыри. Всё чаще на улице священник мог услышать в свой адрес оскорбление или насмешку. Случалось, во время Богослужения молодёжь била окна. В 1925 году молодые люди ворвались в два храма Симферополя, вырвали из рук верующих вербы, избили молящихся.

… Сначала арестовали Ивана Попова. При аресте были конфискованы все его дневники и рукописи. А о. Елеазар приходил в иные дни домой со службы в оплеванной рясе.

Вскоре его вызвали на собеседование. Говорили грубо, угрожали, предлагали доносить на прихожан. Он отказался и приготовил себе чемоданчик на случай ареста. Решил стоять в Вере до конца и не снимать с себя священнического облачения. 

Из храма Ильи Пророка, в котором он служил, власти хитростью и обманом сняли колокола. В ответ Батюшка благословил греческую общину пожаловаться в письме в Москву, греческому консулу. Это вызвало ярость местных властей и 27 октября 1936 года о. Елеазара арестовали. 

Обвиняли в том, что при обыске нашли в его доме церковные и богослужебные книги, в которых якобы проглядывали "элементы монархической пропаганды".

Толи от глупости и темноты полнейшей, толи издеваясь над Батюшкой, в акте ареста написали, что "Божественная литургия" - книга на славянском языке, полностью посвящена восхвалению и воспеванию монархического строя с указанием имен царей..." 

Этим обвинения не исчерпались. Выяснилось, что у о. Елеазара были родственники за границей, греки. Они несколько раз писали Спиридоновым и дважды присылали им деньги. Один раз - 10 долларов, а другой - 5. 

Но и это не всё: о. Елеазара обвинили в том, что он «служил панихиды за иностранных подданных". В 1936 году - по Константинопольскому Патриарху, в другой раз - по умершему родственнику, проживавшему в Греции.

Отца Елеазара продержали в симферопольской тюрьме полгода и приговорили к пяти годам концлагерей. Сразу же после вынесения приговора отправили на Колыму

Как пишет крымский писатель, о. Николай Доненко, "зрелище было удручающим. От тюрьмы до вокзала понурые люди с заведёнными за спину руками, окружённые солдатами и собаками, шли в неизвестность, навстречу собственной гибели, чтобы перемучиться и умереть". 

Первую посылку из дому о. Елеазар получил, но вторая, где были тёплые вещи, вернулась домой, - и это был знак, что 64-летний Священник преставился, пробыв на Колыме всего пять месяцев. 

Погиб и его старший брат, Димитрий Спиридонович Спиридонов, получивший прекрасное образование до революции в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую окончил с успехом. О нём отзывались как о «культурнейшем и эрудированнейшем человеке, имеющем глубокую веру». Работая директором краеведческого музея, он не боялся принимать деятельное участие в церковной жизни. До самого ареста оставался активным членом двадцатки симферопольского Святотроицкого храма. 

20 января 1938 года Димитрий Спиридонович был арестован, а вместе с ним и вся церковная двадцатка. В это же время в Евпатории  арестованы около пятидесяти греков, имевших отношение к Ильинскому храму, в котором служил его младший брат. 

За матушкой о. Елеазара, Ксенией Ивановной, пришли ночью, после Рождества 1938 года. Причин для ареста не было и в ход снова пошло знакомство с греческим консулом. Дмитрия Спиридонова, Ксению Ивановну обвинили в том, что они якобы являлись "участниками контрреволюционной греческо-националистической организации".

Решением тройки Д.С.Спиридонова приговорили к высшей мере наказания и расстреляли 29 ноября 1938 года. Ксению Ивановну отправили в Белоруссию, где она была расстреляна 20 февраля 1938 года.

Очевидно, что это была расправа с Верующими во Христа только за то, что они ВЕРОВАЛИ В НЕГО. 

Дочерей о. Елеазара, Веру и Надежду, депортировали из Крыма в 1944 году в Кемеровскую область, где они первое время жили в картофельной яме, жестоко голодая. Много месяцев спустя, когда одна из сестёр устроилась санитаркой в больницу, они смогли переселиться в барак

И Димитрия Спиридонова, 

и его младшего брата, о. Елеазара, прославили в Лике Святых Новомучеников Российских. А Ильинский храм Евпатории полностью восстановили в наше время. Господь отметил это Своим Чудом. 

В этом храме есть икона Пророка Илии. Неизвестный художник изобразил его по пояс, со свитком в руке. Когда храм закрыли, икона стала храниться в Свято-Никольском соборе, который посетили наши крестоходцы. После реставрации Ильинского храма, образ торжественно вернулся в него. 

В 1999 году в праздник Святой Троицы пономарь пришё в храм очень рано. Прикладываясь к иконе, он увидел, что изображение Пророка Ильи перешло на стекло. Настоятель перенесён образ в алтарь. Во время праздничной службы контуры на стекле стали более чёткими, а к концу праздника можно было увидеть и Лик Пророка Илии. Когда члены комиссии сняли стекло, они увидели, что лучше всего отпечаталась на нём рука, держащая свиток. Это знак, что Пророк Илия призывает всех нас быть более усердными в изучении Священного Писания, жить и поступать по Божием Заповедям, что вся наша жизнь на Земле находится под пристальным наблюдением Свыше.

Ильинский храм

Остается добавить, что в соцсети Одноклассники, под статьёй о Священномученике Елеазаре Спиридовой кто-то из пользователей написал, что на его иконе в храме Ильи-Пророка мироточит крест. 

А наши крестоходцы отправились в Симферополь. 

Отче святый! Моли о нас Господа Бога нашего, да низпошлет мир на грады и веси отечества нашего, да избавит нас от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроений, да водворит Господь в земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную во всех чадах православныя христианския церкви и да избавит нас Господь Бог от ересей, раскола и всякого суеверия.

Если располагаете какой-либо возможностью - просим помочь.

Карта Сбербанка для перечислений 2202 2001 2163 1350.

Напоследок: крестоходцам предстоит ещё возвращение в Магадан. На какие средства - ясного понимания нет. Поэтому, скорее всего, это будет не последнее воззвание. Ради Бога, простите за попрошайство.


Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Украинские СМИ распространили фейковый указ главы ЛНР Распространяемый в украинских СМИ и социальных сетях "указ главы ЛНР об организации и проведении выборов в ЛНР" является поддельным. Об этом сообщили в администрации главы Республики. В украинских СМИ и социальных сетях распространяется мнимый "указ главы ЛНР о некоторых вопросах организации и проведении выборов главы ЛНР и депутатов Народного Совета ЛНР", в котором главам администраций районов даются фальшивые "постоновления" (орфография "указа" сохранена) по организации выборного процесса. "Данный "указ" является сфабрикованным и направлен на дестабилизацию общественно-политической обстановки в Республике", - заявили в администрации главы ЛНР. Там напомнили, что официальные документы публикуются исключительно на официальных сайтах Республики. По информации правоохранителей ЛНР, данная акция спланирована и проведена украинскими спецслужбами, которые активизировали свою работу в преддверии выборов главы ЛНР и депутатов Народного Совета.