Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Царский Крестный ход: 75-ый день пути. Ростов-на Дону.

0 1483

26 августа 2018 года крестоходцы ступили на Ростовскую землю. 

История местной Епархии начинается с 1829 года, когда Императором Николаем I был подписан Указ об учреждении здешней кафедры. Однако сведения о духовном окормлении Донской земли восходят аж к XIII веку. 

В начале XVIII столетия Земля Донских казаков, усилиями Петра Великого, включена в состав России. В это время серьёзное беспокойство Царя вызывало то, что Дон превратился в один из основных центров старообрядчества. 

Царь включил Ростовскую землю в Воронежскую Епархию, под духовное окормление опытного Святителя Митрофана Воронежского, который ныне считается одним из Небесных Покровителей области

Святителю и самому пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1682 года, присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате Московского Кремля. Это событие произвело на него столь сильное впечатление, что впоследствии он даже приобрёл известность как обличитель раскола. 

Храм Александра Невского, в котором молились наши крестоходцы. 

Святителю Митрофану была понятна тревога Царя Петра. Когда в 1682 году он сам был назначен на Воронежскую кафедру, то увидел разорённое место. Прежде благодатный, этот край так и не поднялся после монголо-татарского нашествия и волн Смутного времени. И в 1624 году численность городского населения в Воронеже составляла всего 100 человек. Городок был обнесён небольшой деревянной стеной, в центре стояла церковь Благовещения Божией Матери; отсутствие храмов и монастырей породило скудность духовного и нравственного состояния народа

На дорогах разбойничали шайки бандитов, а на берегах Дона собирались те, кто не желал над собой никакого контроля властей. И вот теперь Святителю Митрофану следовало ещё далее продвинуть свою проповедь, дотянувшись своим словом до Дона. 

Надо сказать, что его взаимоотношения с Петром Великим составляют особую страницу его биографии. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого Царя, старался содействовать возникавшим, полезным для Отечества преобразованиям. Одобрял постройку флота, предпринятую Петром в Воронеже, и в то же время не мог одобрить слишком тесного общения Царя с иноземными иноверцами, бездумного восприятия их обычаев.

Когда же Святитель умер в 1703 году, Царь Пётр сам нёс его гроб. Это свидетельствует об уважительном отношении, сыновнем чувстве. 

К слову сказать, любимой иконой самого Петра был скорбный образ "Спаса Нерукотворного", как бы изображающий последствия поступков неблагодарного и своевольного человечества. С него мудро взирает в будущее Окровавленный в результате пыток и издевательств Сын Божий. 

Написанный для Царя Алексея Михайловича, отца Петра, московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, образ перешёл к Петру Алексеевичу от его матери Наталии Кирилловны, и всегда был с ним во всех походах. Именно перед ним Император молился при основании Петербурга, а также накануне судьбоносного для России Полтавского сражения.

Сейчас икона находится в Спасо-Преображенского соборе Санкт-Петербурга. 

Памятник Царице Елизавете Петровне в Ростове - на Дону

Чтила этот образ и дочь Петра, Царица Елизавета. Указом от 1742 года она повелела: «В день празднества Нерукотворного Образа, 16 августа, казённых никаких работ не производить». Ежегодно вокруг Петропавловской крепости в день Преполовения Господня совершали с иконой Крестный ход.

Скульптура Дон-Батюшка. Ростов - на Дону

Открытие Мощей Святителя Митрофана

В своём «Духовном завещании» Святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь». 


Крестоходцы в Ростове-на Дону

Ещё одним Небесным Покровителем Донского края считается о. Досифей (Барилэ.1624–1701), Митрополит Азовский и Молдавский. С ранних лет обладал он мудростью и ревностью о Боге. В 1649 году принял монашеский постриг и так быстро преуспевал в любви и молитве, что скоро сделался духовником и настоятелем своей обители. 

О. Досифей желал освобождения Молдавии из-под турецкого ига и надеялся на её будущее в Русском Царстве. При его участии в 1674 и 1683-1684 годах велись переговоры о переходе Молдавии в русское подданство, ему принадлежит известное изречение: «Свет идёт к нам из Москвы…» 

В неспокойные времена семнадцатого столетия он устраивал Крестные ходы с Мощами Святых Угодников по всей Молдавской земле, и многие Чудеса и Знамения происходили тогда в утешение людям.

Летописец тех лет Иоанн Некульче писал о нём: "...Митрополит не был обычным человеком. Он был из дворянской семьи, очень учён и знал много языков … был совершенным монахом, преданным и смиренным, как агнец. Нет человека подобного ему в нашей земле в это время... люди говорили, что он Святой".

Когда война Османской империи и Речи Посполитой вновь привела Молдавскую землю в разорение, в 1686 году Митрополит Досифей и часть его клира ушли вместе с отходящими польскими войсками на север и увезли с собой Мощи Святого Иоанна Нового. В некоторых исследованиях говорится, что Митрополита взяли в заложники вместе с казной и Мощами, а его пребывание в Польше называется пленом. Как истинный Христов пастырь, Святитель в Польше терпеливо переносил многочисленные тяготы и лишения. 

С 1696 года находясь в Москве, Митрополит приобрёл уважение Петра I своими идеями об освобождении румын от турок. 

Вскоре после покорения Азова русскими войсками, когда было принято решение об учреждении здесь Азовской Митрополии, на новую кафедру был назначен Митрополит Досифей. Но он так и не приехал в новое место службы, потому что скончался в Москве в 1701 году, оставив в качестве наследства свою большую библиотеку. По другой версии, он и скончался у Мощей Иоанна Нового.

Мученик Иоанн жил в четырнадцатом столетии. По доносу язычника арестован и оклеветан, предан страшным пыткам. Много Чудес совершалось над его нетленным телом: верующие видели Свет, Огненный Столп. Его Мощи источали благоуханный аромат. Пребывая в главной церкви города Сочавы (Румыния), Святой Иоанн стал его Покровителем. Когда при наступлении татар на Сочаву народ молился перед его Мощами о помощи, Спаситель послал сильнейший ливень, река вылилась из берегов, и татары отступили, не имея возможности идти в наступление. В 1686 году Ян Собенский со своим войском перевёз Святые останки Иоанна в Польшу. Там они покоились почти 100 лет и тоже являли Чудеса. В 1783 году возвращены в Сочаву.

Прославление в Лике Святых Митрополита Досифея было совершено Румынской Православной Церковью в 2005 году. А на заседании от 21 августа 2007 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено включить его имя и в наш месяцеслов.

Помимо Новомучеников Российских, в числе Небесных Покровителей Донской Земли - Блаженный Павел Таганрогский (Стожков, 1792-1879). Он являет собой ещё один пример Евангельского богатого юноши - вот только сумевшего отказаться от доставшегося ему от родителей состояния ради обретения Царствия Небесного. 

Когда в Новом Завете юноша спросил Сына Божия, что ему делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную, Иисус ответил: "...Знаешь заповеди (Моисея): "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "почитай отца твоего и матерь твою"? Юноша ответил, что "всё это сохранил" от юности своей. Тогда Христос предложил ему всё, что он имеет, продать и раздать нищим: "И будешь иметь сокровище на Небесах, и приходи, следуй за Мною". 

Юноша опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя это, заметил: "... Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши..." (Лк. 18, 18-25). 

А Павел Стожков легко пренебрёг своим состоянием. Он с детства стремился к спасению души, к жизни в молитве и странничеству по Святым местам

Крестоходец Сергей Суслов рассказывает о паломничестве прихожанам Александро-Невского храма

Когда ему было всего 16 лет, он тайно оставил дом родителей и отправился в паломничество на целый год. Когда вернулся, отец его побил, с наказом, чтобы он больше и думать не смел о хождении по монастырям. Но сердце юноши не могло успокоиться и согласиться "жить тою жизнью, какая желалась отцу" - прагматичной, подчиненной деньгам.

Получив наследство, Павел отпускает на волю крепостных крестьян и начинает десятилетний путь паломничества. 

Спустя время, где-то в двадцатых или тридцатых годах девятнадцатого столетия, Господь приводит его в Таганрог, в то время очень нуждавшемся в своём Старце. 

Павел Павлович все дни проводил в храме и часто жертвовал на иконы, лампады, свечи. Близ него жили послушники - люди из народа. За своё смирение он получил от Бога Дар Исцеления и Прозорливости и его направил на помощь людям. 

Своего жилья у него не было. Снимал квартиры. Глиняный домик, в котором он скончался, называется сегодня подворьем Старца Павла. Помимо подсобных помещений, тут есть и молельня, - комната, вся уставленная иконами.

Спал Старец на деревянной скамейке, подушкой не пользовался, мало заботился о внешней чистоте: например, не велел часто подметать свою келью, - предпочтя удобствам и комфорту чистоту душевную

Высшее наслаждение его состояло в молитве: каждый день и каждую ночь в его келье читали Акафисты Спасителю и Божией Матери. Особенно любил Старец Акафист Богородице "Казанской". 

Дворянин, он сделался народным Учителем. Когда в России было отменено крепостное право и неуправляемый выброс народной энергии привёл к тому, что Россию стало лихорадить: с Запада к нам проникло вольнодумство, разрушающее наши традиционные устои как православного общества, - кто-то должен был говорить простым людям, на что направить высвободившуюся творческую силу, как жить, когда над тобой нет барина

В послушники он принимал как стариков, так и юных. И они вместе с ним каждый день бывали на Божественной Литургии, постились, приучались к воздержанной жизни, молитве. 

Сон Павла Павловича был кратким, иногда продолжавшимся всего несколько минут. 

После церкви он шёл на базар, подавая всем торгующим наставления; случалось, и палкой ударит. Торговцы не сердились и подавали ему милостыню: кто булку, кто лимонов, кто апельсинов, иные давали и деньги, но он брал подарки не ото всех, некоторых отгонял от себя, и это тоже заставляло людей задуматься о своих поступках и чувствах.  

Молитва его была усердной, с коленопреклонением. Иисусова молитва не сходила с его уст. Всех, кто приходил к нему за советом, он учил творить эту молитву постоянно.

  

Иеромонах Анатолий Киевский (1957–2002) говорил: «Без Иисусовой Молитвы не будет спасения, потому что страсти в сердце нельзя ничем убить, кроме неё. На имени Иисуса Христа держится вся Вера Православная и всё Благочестие. Кто хочет истинно научиться любить Господа, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой Молитве».

Одна женщина, Устинья, которая жила при Старце, рассказывала, что однажды очень обиделась на него. "Ушла в кухню, села на прилавок и начала бурчать …. и выражать своё негодование. Так продолжалось день, два, неделю и две недели, - я сидела в кухне, но прощения не просила". 

И тогда, видя, что в её сердце лежит тяжёлым и неповоротливым камнем гордыня и озлобление, что от беса, Старец пришёл сам, отвёл к иконе Божией Матери "Почаевской", пред которой любил молиться (образ этот был, действительно, редкий, как живой), и тотчас женщина почувствовала такое облегчение, как будто с неё свалилась большая тяжесть. Упала к ногам Старца и зарыдала. 

Почитал Павла Таганрогского и Протоиерей Иоанн Себов. Господь открыл ему, какой чести и благодати от Бога удостоен был Павел Павлович. "Однажды, - рассказывал Протоиерей, - когда я вышел на Литургии с Великим Входом, я в изумлении увидел Старца Павла, стоявшего в светлом сияющем облачении, подобном архиерейскому; я в радости отблагодарил Господа, прославляющего Преподобных Своих".

Простому народу Старец говорил, чтобы в пятницу и воскресение не шили, не мазали, не стирали и хлеба не пекли, - так свято чтил он дни, в которые Сын Божий пострадал за людей и Воскрес. 

Он любил во всём поступать по совести, и не дорожил никакою вещью, если она была приобретена в ущерб спокойствию души.

Никто не выходил из его кельи с пустыми руками, и его щедродательная десница никогда не оскудевала. Странники заходили к нему целыми группами, и всех их он накормит и напоит, и на дорогу кой-что даст. И не только из съестного, но и на сапоги, и  башмаки. 

Икона Божией Матери "Живоносный источник"

Слух о подвижнике Павле прошёл далеко за пределы Таганрога. Люди стали приносить ему деньги только на то, чтобы он употребил их на добрые делас пользою для их душевного спасения. 

Выше всех жертв и приношений Богу Старец считал бескровную жертву за грехи людей. Потому постоянно заказывал обедни. Любил, чтобы они совершались в приделе Святителя Спиридона Тримифутского, милосердию которого к людям он  подражал

Вошло у него в обычай и отправлять бедных людей к Святым обителям в паломничество. Когда предпринимал путешествие, то всегда брал с собою спутников, большею частью, простых женщин. Не раз водил их на поклонение Святым Угодникам Соловецким: Зосиме и Савватию. В пути всегда заботился о своих товарищах бедного рода и звания.  "Бывало, дойдём до города, стоящего на пути, накупит нам батюшка белого хлеба, и мёду, и всего, что требуется в дороге, накормит всех нас досыта, и мы, отдохнувши, продолжаем путь", - вспоминала одна из них. 

Во время ночных остановок в паломничестве Старец всю ночь предавался молитвенным подвигам, спал же мало. 

Любовь к Святым обителям была в нём настолько велика, что когда он, вследствие старческих немощей, не смог ходить на поклонение сам, то почти ежегодно посылал в странствие живших у него. Этим людям он велел на пути по деревням просить хлеба или сухарей у местных священников, говоря: "Кто в странствии не просит Христа ради, тот и не странник". 

Провожая в дорогу, он всего: ботинки, чулки, гребешки, маслины, просфоры и масла - даст каждой паломнице, чтобы у каждой странницы была своя вещь, чтобы между ними в дороге не было ропоту и никаких недоразумений, дух же взлетал высоко.

И учил никогда не отказывать нищим: "Ты, раб Божий, хоть маленький кусочек подай, памятуя, може, до тебе Сам Христос прийшов".

Лепта вдовицы

Одного бедного человека, весьма его почитавшего, он вывел в люди одной молитвой за него. Звали того Антон Мерошниченко. А жил он в наёмных работниках у хозяина Ивана Петрик около 20 лет: пас у него скот.  "Посею хлеб, - рассказывал Антон, - уродит так, как ни у кого". Его хозяйство расширялось день ото дня. В конце концов, он превзошёл всех богачей, живущих поблизости. Приобрел в собственность немало земли, построил великолепный дом, кирпичный завод, амбары, мастерские кузнечные и колёсные, развёл сады, виноградники и пчельники; волов рабочих больше 100 пар было у него, стадо коров, овец больше 12 000, лошадей - гурты. "Вот как велики были за меня, грешника, молитвы Праведного Старца Павла!" Из чабана сделался бизнесменом. 

А мы добавим, что без Бога не бывает ничего. 

И при этом Старец поучал Антона, чтобы он не жалел подавать милостыню и хорошо обходиться с людьми, которые жили у него в работниках, а это более 100 человек". 

Хотя и бес не дремал. Едет порой к Старцу с милостыней Антон Харитонович, а доехать не может. По действу ненавистника добра - врага Божия случались самые разные препятствия. Иногда как будто невидимая сила удерживала лошадей. Пройдя немного, они вдруг останавливались и не шли, сколько их ни били. А то и поворачивали назад. 

Жена Антона Харитоновича одно время была не расположена к Старцу. Но когда приехала к нему и увидела его благочестивое прекрасное лицо и Святую жизнь, то переменила свой взгляд, убедившись, что он великий Старец Божий. 

Когда он умер в Великий пост в 1879 году, было такое стечение народа, которого старожилы Таганрога и не помнят. 

Надо сказать, что Старец страдал при жизни каменною болезнью, которую с великим терпением переносил, говоря, что Бог прибавил ему 15 лет жизни за то, что он людей у себя принимал. Творил он много милости и заключённым.  Каждую неделю Старец присылал арестантам печёный хлеб - пудами, и пуда два-три мяса, хотя сам мяса не ел. И ни один арестант при его жизни не был похоронен кое-как, по-казённому, все - по христианскому обряду, в новых хороших одеждах, чтобы в таком виде и предстать перед Господом.

Да в то время сидевшие в тюрьмах преступники не были окончательно развращёнными, имели страх Божий и при наступлении смерти часто сами обращались к Старцу, любовь которого чуяли сердцем, просили, чтобы он помолился за их грехи пред Богом. Делали список своих грехов на бумаге и посылали через надзирателя Кузьму. 

40 дней после смерти 

Это Старец Павел предсказал своему духовнику, иеромонаху Дамиану - клирику Иерусалимского подворья в Таганроге - высокое служение, "больше которого быть не может". И сбылось: в 1900 году о. Дамиан был избран Патриархом Иерусалимским. 

Предсказал Старец и некоторые детали своих похорон. Знаменитый проповедник и прекрасный пастырь, Протоиерей Василий Бандаков в ночь кончины Старца был удостоен откровения во сне: "Ангелы несли на Небеса душу Старца Павла и пели радостные песнопения". 

Люди, готовившие его к погребению, видели, как "лицо его просияло великой радостью, (а) ... всё тело сделалось белое, подобно снегу". 

20 июня 1999 года в Таганроге состоялось знаменательное событие: канонизация Блаженного и перенесение его Чудотворных Мощей из небольшой часовни на старом городском кладбище в Свято-Никольский храм. 

Во время чтения его Жития перед глазами многочисленных паломников предстала необычная картина: вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. 

Явление продолжалось около часа. Позднее в небе над храмом образовался крест из облаков. А обычно жёсткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой. Православные России расценили эти Знамения как благоволение Неба к прославлению Святого Угодника. 

Как многого мы ещё не знаем о собственной стране, её духовном богатстве, Подвижниках духа! А поводом для открытия неведомого становится подчас чьё-то паломничество, которое заставляет окунаться в историю нашей Церкви. 

Добавим, что после 1917 в Ростовской Земле закрылись или были разрушены все действующие монастыри и 620 храмов. Сегодня идёт процесс восстановления.

Из Ростова-на Дону крестоходцы отправились на Донбасс, куда и прибыли очень скоро, 26 сентября. Но об этом наш следующий рассказ.






"Сафари открыто" Прибывшие зуавы дезавуированы на аминокислоты
  • pretty
  • Вчера 16:31
  • В топе

АМАРАНТ"Полславянска закрыто!" Висюшники рыщут по городу, в поиске наводчиков. Кто спалил зуавов? С прибытием, мусью!Иностранный легион - соединение, входящее в состав сухопутных сил Фра...

Крым отказался от мигрантов. Если у Аксёнова получится, то остальным регионам придётся последовать его примеру
  • pretty
  • Вчера 16:24
  • В топе

ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙ Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. сё больше регионов присоединяется к введению ограничений в отношении мигрантов. К Калининградской, Калужской областя...

Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Уважаемые пользователи, сообщаем, что с сегодняшнего дня в редакторе статей доступна вставка видео с https://rutube.ru/ и https://vk.com/video.Осуществляется вставка видео с этих сервис...