Автомобильный Крестный ход "Святая Русь": 50-ый день пути. Кемерово.

1 3811

В Кемерово крестоходцы помолились в кафедральном соборе, освященном в честь иконы Божией Матери "Знамение".


Собор - относительно новый, построен в девяностых. А начинался с Литургии, совершенной на Пасху 1989 года в обустроенной под храм части жилого дома. Огромными трудами и жертвой верующих превратился Знаменский храм в огромное строение, которое стало духовным центром Кемеровской епархии. 

Животворящий Крест Господень в кемеровском кафедральном соборе. Молебен в честь Небоявленого Распятия

Освятили храм в честь Богородичной иконы "Знамение" потому, что в городе с 1927 до начало шестидесятых, уже была первая, небольшая, деревянная Знаменская церковь, закрытая во времена хрущевского богоборчества. 

На Руси любили этот образ. Преподаватель Коломенской духовной семинарии, православный искусствовед Ирина Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых - внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек»

Образ Божией Матери «Оранта». Фреска. Сербия. XIV в.

Руки Богородицы, а подчас и глаза, воздетые к Небу, распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей Вселенной. Ведь мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Не случайно, когда взывающий к Отцу Небесному, Моисей устал, единоверцы подложили под его поднятые в мольбе руки камни, дабы он в ожидании Благодати Божьей и Откровений, знаков, знамения, что услышан, не мог бы опустить их. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Молиться за людей – это кровь проливать…»

Икона Божией Матери «Влахернитисса». Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай

Точно так во время Литургии перед Святым Престолом, на который должен спуститься Христос, протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца», замечает Виктор Кутковой, член Союза художников России, преподаватель иконологии Новгородского госуниверситета им. Ярослава Мудрого. «Знамение» - исполнение Ветхого Завета в Новом.  

Но ведь и нынешний грешный человек находится в сердце Божьей Матери! В нём, соединяясь с очистительным, испепеляющим всякий грех Божеством, человек как творение Божье, освящаясь, сам становится подобен Богу. Пророк Исайя говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). А раз с нами, значит, Святая Русь исходит из Самого Сердца Божьей Матери в мир! 

Один из образов Божией Матери "Нерушимая стена" выложен мозаикой на стене киевского Софийского Собора

Внутренне связан с образом "Знамение" и другой - "Нерушимая стена", в котором Богородицы тоже простирает руки к Небу, но она изображается без Богомладенца. В таком виде Пречистую Деву рисовали и на стенах катакомб, где скрывались от преследования язычников первые христиане

Они называли её Оранта, то есть, Молящаяся. 

Но в Ярославле в 1218 году, ещё в домонгольскую эпоху, изобразили Молящуюся Богородицу и во весь рост, Нерушимой Стеной, однако, и с Богомладенцем во чреве. Христос Спаситель через Неё пришёл в мир, но и остался в Ней, потому что Она - Его Матерь-Церковь, которую Он поставил ради людей на Земле. 

Знаменитая Чудотворная икона Курская Коренная Божия Матерь, перед которой, стоя на коленях, умер потомок святителя Тобольского и Сибирского Иоанна (Максимовича), святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский, тоже относится к типу икон "Знамение". Она изображает Пресвятую Богородицу в окружение ветхозаветных Пророков, ещё за века предвозвещавших Рождение Сына Божия ради искупления грехов человечества. 

Потому и в Акафисте Небоявленному Распятию, с которым идут по России наши крестоходцы, взывая народ наш к покаянному плачу, к открытию сердец на встречу Сыну Божьему, говорится: "Избранному Царем Славы и освященному Крестною Смертию Искупителя мира, чудодейственную силу имущему древу, составим вернии похвалу и радостно возопием: Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления".

Русские эмигранты, вынужденные в результате цветной революции 1917 года и кровопролитной гражданской войны, бежать из России, куда глаза глядят, относились к Курскому Коренному образу как к своему духовному щиту. Потеряв Родину и надежду ступить когда-нибудь на русскую землю, они прибегали к иконе как своей единственной защите на чуждом их духу американском материке, где правит доллар. 

В Нью-Йорке до сего дня стоит здание Синодального Знаменского Собора, в котором заседает Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, - в нём и хранится Главная Святыня потомков русских эмигрантов - Курская Коренная икона "Знамение". Дом этот, правда, мало похож на храм. Под собор занята бальная зала и это  промыслительно: меньше бы танцевали, больше думали бы о народе, молились бы о нём и о себе, смотришь, избежали бы революционных потрясений. А в бывшей столовой другой храм - во имя Преподобного Сергия Радонежского, где ежедневно совершаются богослужения и на русском, и на английском языке. Когда приходит беда, всё материальное уходит на задний план и уступает место духовному. 

Добавим, что именно Курская Коренная Знаменская икона излечила мальчика Прохора Мошнина от его страшной болезни. Когда будущий Преподобный Серафим Саровский, уроженец Курска, тяжело заболел, пришёл и такой день, когда его родители перестали надеяться на выздоровление. В этот роковой час перед мальчиком предстала Сама Божия Матерь, пообещав исцелить его. 

В другой раз Она Явилась ему уже в образе Своей иконы "Знамение". Когда по улицам города проносили Крестным ходом Чудотворный образ, вдруг начался дождь, и Святыню занесли в ближайший дом, им оказался дом родителей будущего святого. Пронесли икону над его головой, он приложился к ней и вскоре выздоровел. 

К Батюшке Серафиму мы ещё вернемся в этой главе нашего рассказа о Крестном ходе "Святая Русь", а пока скажем, что в честь прославленного образа "Знамение" в США была основана эмигрантами как место русской молитвы и последнего упокоения Новая Коренная пустынь — мужской монастырь, расположенный в штате Нью-Йорк. 

Поначалу Чудотворный образ "Знамение" здесь и пребывал, пока в 1990-е - начале 2000-х годов пустынь не пришла в запустение, да и монахов здесь не осталось. Только спустя время новая волна эмиграции привела сюда выходцев из Украины, Белоруссии, России, Грузии и  образовался небольшой приход Рождества Богородицы, в котором в праздники причащаются до 60-80 человек. 


Что же касается святителя Иоанна Шанхайского, то он почил перед образом "Знамение" в начале июля 1966 года, когда совершал поездку в Сиэтл, сопровождая Чудотворную икону. Она излечила от страшных недугов многих русских эмигрантов, но и по сей день остаётся их Доброй Помощницей. Сам архиепископ Иоанн пребывает мощами в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Столь любимая им икона "Знамение", за которую он держался, наряду с молитвой, как за Лестницу, ведущую в Горний Мир, изображена и на посвященном ему образе. 

Марк Сагадатов рассказывает прихожанам кемеровского кафедрального собора о Крестном ходе "Святая Русь" 

Икона "Знамение" стала на Руси духовным щитом и для тех дев, которых Батюшка Серафим Саровский благословлял на создание новых общинок и богаделен, со временем расцветших в монастыри. Известно десять женских монастырей, которых он окормлял в той или иной степени, в том числе и по исходе из земной жизни. 

Так в Сибирской Земле, по которой в апреле-мае 2019 года шли на машинах наши крестоходцы, лежит схимонахиня Афанасия (Логачёва, Логинова, 1809-1875) - первая настоятельница Улалинского Никольского монастыря, воздвигнутого по благословению архимандрита Макария (Глухарева. 1792-1847) как женский миссионерский центр. 

В 1858 году, в день памяти основателя миссии, в храме главного стана Улалы более 10-ти вдов и девиц заявили протоирею Ландышеву о своём искреннем желании служить Господу в девстве и целомудрии, на правилах общежития. Среди них только три были русские, остальные - крещенные калмычки и татарки, немало натерпевшиеся от своей языческой родни за решительный отказ выйти замуж и навсегда распрощаться с верой предков. Можно сказать, что и им было Знамение от Божией Матери - безоглядно ступить на новый путь жизни и только "радоваться, непрестанно радоваться". 

Матушку Афанасию привёз сюда из Нижегородчины богатый купец С.П. Петров, много послуживший своими средствами учреждению Серафимо-Понетаевского монастыря, находившегося не так уж далеко от Дивеево. Это был второй в истории нашей Церкви монастырь, который стал называться Серафимовским за полвека до канонизации Преподобного Серафима. 

Купец Петров и подарил Понетаевской обители удивительные по красоте образы Спасителя и Божией Матери кисти академика живописи Павла Семёновича Сорокина (1836-1886). 

Известны три брата-художника Сорокина. Ещё в Академии Павел Семенович получил похвалу за картину: «Богоматерь всех скорбящих радость» (1853). Тем, кто хорошо знал его, он был известен как «необыкновенно суровый и твёрдый" в вере человек. И от учеников своих, учившихся живописи, он требовал строгого соблюдения постов и обязательного посещения церковных служб. Таким запомнил его С. А. Виноградов, живший у своего преподавателя, бывшего земляка, на квартире при Училище живописи. В 1870—1880-е П. С. Сорокин преподавал и писал иконы в мастерских Троице-Сергиевой лавры. Участвовал он и в живописном убранстве храма Христа Спасителя в Москве, за росписи хоров в 1883 получил звание академика. Среди его работ  «Призвание Св. Апостола Андрея на проповедь» (1850), «Распятие Спасителя» (1863), «Воскресение Христово»...

Картина П.С. Сорокина "Первые христианские мученики при Святом Владимире"

Картина П. С. Сорокина "Явление Ангела праведному Симеону"

Это был высоко духовный человек. Неудивительно, что его решила прославить Пресвятая Богородица. Перу Сорокина принадлежал проникновенный, тонкой работы, вызывавший слёзы умиления образ "Знамение", который он подарил купцу Петрову для новой Серафимовской обители на Нижегородской земле - живом свидетеле Подвига Старца. 

В монастырь в Понетаевке был основан в 1869 году иконописицей Гликерией Занятовой, происходившей из крестьян. Довольно продолжительное время жила она в Серафимо-Дивеевской обители, и даже была избрана настоятельницей, но в результате раскола в общине, вынуждена была уйти с несколькими сестрами буквально на улицу. 

Родилась она в 1819 году, и умела только читать, но Старца Серафима почитала искренне. Он излечил её мать от рака губы. После изгнания из Дивеевской обители бросилась она на землицу на могиле Преподобного и, рыдая, просила у него помощи. И помощь пришла. Основанный ею на земле благочестивой девы, помещицы Елизаветы Алексеевны Копьёвой монастырь удивительно быстро разрастался. Это Гликерия Занятова привезла в октябре 1860 года в царский дворец полумантию Преподобного Серафима, от которой излечилась умирающая Великая Княгиня Мария Александровна Романова. Имя Гликерии Васильевны запомнилось. К тому же, она ездила в Петербург учиться живописи у признанных мастеров, была награждена за свои работы крестом. И Государь Александр Второй счёл возможным пожаловать Серафимо-Понетаевской обители около 600 десятин земли. 

Понетаевские иконописицы копировали иконы Сорокина. И в 1885 году в обители произошло Чудо. Ожила на иконе Божия Матерь

Событие достаточно редкое, но не такое уж невозможное. В книге о греческой Герондиссе (Старице) Макрине (Вассопулу. 1921-1995), 

блаженной ученицы Святого Иосифа Исихаста (1897-1959) 

рассказывается, что в годы фашистской оккупации Греции жила в Афинах благочестивая Старица Николетта, обладавшая Чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Время от времени от иконы этой слышался шум, и тогда Пречистая в виде монахини выходила из Своего образа, и изображение на нём исчезало до того мига, когда Она возвращалась в него.  Старица отказывала даже священнослужителям, просившим у неё унаследовать это Чудо, но подарила образ будущей Геронтиссе Макрине, тогда ещё девице Марии, потому что провидела её иноческое будущее и настоятельство.

Икона Пресвятой Богородицы "Стена еси девам"

В Серафимо-Понетаевском монастыре Царица Небесная, изображенная на иконе "Знамение", вдруг опустила глаза, поднятые кистью художника к Небу, и направила взгляд своих глаз на молящихся в храме инокинь. Так ожил не сорокинский образ, а копия с него, написанная юной и талантливой художницей Клавдией Ивановной Войлошниковой, поступившей в монастырь семнадцатилетней девушкой в 1877 году. Уроженка Ярославской области, она происходила из мещанской семьи. После двух лет занятий живописью в Серафимо-Понетаевском монастыре она, Волей Божьей, создала образ "Знамение", ставший Чудотворным.

Верхнетагильская икона "Знамение". Ещё одно Чудо, дарованное нам Царией Небесной

Но сначала в девять вечера 14 мая 1885 года сестры обители заметили, что образ стал светлеть Ликом, он словно собирал в себя силы Фаворского Огня. После этого Пресвятая Богородица изменила положение Своего Взгляда, это продолжалось четверть часа. Потом повторилось в 12-ь ночи. Затем ещё несколько раз... С того времени икона стала исцелять слепых и парализованных. Исцелила от каменной болезни почек и автора этого образа, художника Павла Сорокина, спешно прибывшего в обитель. Свидетелем исцелений стал и сын историка Николая Карамзина,  Александр, имевший земли в Нижегородской губернии, близ Дивеево. Наконец, после долгого разбирательства, в котором была задействована даже полиция, икону официально признали святой. Списки с неё стали стремительно распространяться по России. 

Но при чем тут похороненная в Томской земле Старица Афанасия, спросите вы. 

И она лично знала Преподобного Серафима. Община, ради которой она немало трудилась, тоже была освящена в честь Серафимо-Понетаевской иконы Богородицы "Знамение". Да и благословлена о. Серафимом. 

Появившись на свет в 1809 году в крестьянской семье, Анастасия с детства слышала о Преподобном. С двенадцати лет решила она подражать его Подвигам и вырыла для себя в лесу пещерку, куда уходила молиться. Когда же ей исполнилось 17-ь, она пешком отправилась в Саров, чтобы получить благословение на отшельничество, которым хотела спасаться. 

Места молитвенного подвига Анастасии Логачевой. Курихино

Не посмела она подойти к Преподобному в монастыре и только внимала ему издали. Он сам позвал её к себе, назвав по имени. А прочтя её мысли и книгу души, сказал ласково: "... чего желаешь, благословит тебя Царица Небесная. Но не пришло ещё твоё время".

Камень, на котором в подражение Серафиму Саровскому, молилась Анастасия

Незадолго до кончины своей Старец благословил её на пустынножительство и указал, что поселиться в лесу она должна будет там, где ощутит запах курящегося ладана. Для усмирения плоти велел носить вериги. 

Запах курящегося ладана девушка ощутила близ того места, где ещё в двенадцать лет вырыла пещерку. Это был знак того, что Небу было открыто её подвижничество. 

Правда, пройдёт ещё долгих семнадцать лет, прежде чем она уйдёт из мира в затвор. Ей надо было кормить престарелых родителей. Потому смиренная Настя утешалась чтением Псалтири по усопшим. 

Придётся ей вымаливать и грехи брата, покончившего жизнь самоубийством

Прежде случалось Анастасии советоваться с Муромским блаженным Антонием, прозванным в народе Грошовником за то, что вместе с Прохором Мошниным ходил на сбор пожертвований для строительства в Сарове больничной церкви. Антоний этот удостоился быть рядом со Святым Серафимом во время видения ему спускавшейся с Неба иконы Божьей Матери "Утоли мои печали".

Потом оба подвижника жили в вместе лесу, в пустыньке Преподобного. 

Оба подвижника изображены на этой иконе, а внизу её видим мы Пресвятую Богородицу с молитвенно поднятыми руками

Но кто бы благословил Анастасию молится о самоубийце? Преподобного Серафима уже не было, отошёл в Мир Иной и Антоний. И она пошла в Дивеево, к Блаженной Старице Пелагеи Ивановне Серебряниковой (1809-1884)

Та посоветовала на срок дней уйти в глубокий затвор и, соблюдая строжайший пост, ни с кем не общаясь, читать по 150 раз в день молитву "Богородица Дева, радуйся!". Именно 150 раз и читают эту молитву на Богородичной Канавке паломники. 

Анастасия вырыла для себя в урочище Куриха могилу, поставила в неё гроб и молилась в нём о спасении души брата. Спустя сорок дней Пелагея Ивановна дала ей наказ молиться ещё сорок дней, и так мольба Анастасии к Богородице продолжалась 120 дней. В следующую встречу Блаженная сказала, что ей было видение брата, который освободился от вечных мучений, но не получил блаженства, так как добровольно отказался от земной жизни. 

Часовня на месте Курихинской Знаменской женской общины. 

Было на месте, где спасалась Анастасия, и Явление Божией Матери. Часто летом у отшельницы гостила схимница Ардатовского Покровского монастыря Мария (Гавриловна). Она и встретила Царицу Небесную, сказавшую ей, где рыть землю в землю, чтобы открыть источник чистой воды. 

В другой раз тёмным ненастным вечером возвращалась Анастасия к себе в лесную келью, и внезапно спустился с Неба луч Света, который осветил ей путь. Она шла за ним до тех пор, пока в щедром Свете этом не увидела спускающийся на землю пятиглавый собор - прообраз будущей местной Знаменской обители. Видение  повторилось несколько раз. 

И действительно, встал тут, уже после смерти Анастасии, в схиме Афанасии, пятиглавый храм, Знаменской общины. 

Приходил к курихинской отшельнице после своей земной кончины и Батюшка Серафим. Он долго говорил с подвижницей, рассказывая ей о том, как расцветет Курихинская женская община, где встанут кельи сестёр. А пока Анастасия молитвой своей освящала это место. 

Новым подвигом, за который она взялась, было столпничество. Сорок дней и ночей молилась она, стоя на камне. 


И слабой женщине Бог посылает Благодать Святого Духа, силу, превосходящую человеческое понимание, пишет о блаженной ученице Преподобного Серафима Ольга Букова в книге, изданной к столетию канонизации столь любимого нашим народом Старца ("Женские обители Преподобного Серафима Саровского". 2003 г.). 

В Сибирь же отправилась Анастасия только потому, что из Курихина её выгнал волостной старшина Алексей Емельянов, с усмешкой называвший отшельницу сумасшедшей. Он же настроил местных крестьян против созидаемой ею женской Знаменской общины. Блаженная перебралась в Ардатовский Покровский монастырь, потом в Томскую область, став настоятельницей Улалинского Николаевского монастыря, а затем ушла из него в затвор. Похоронена вдали от родных мест в 1875 году, на территории Улалинской женской миссии. Здесь же в Улале видели блаженную Афанасию в Свете Небесного сияния. 

К слову сказать, поддержал Курихинскую общину, подарив ей пять десятин земли, Император Александр Третий. Сделал он это в память чудесного спасения своего и своей семьи во время теракта на поезде. 

Знаменский собор, вставший на том месте, где спасалась Анастасия, был закрыт советскими властями в 1928 году и до сих пор не восстановлен.  

Крест, поставленный в 2006 году, на месте алтаря Знаменского собора Курихино.

А наши крестоходцы, выслушав в Кемерово рассказ о. Аркадия о  удивительной местночтимой иконе "Покров Пресвятой Богородицы над землёй Кузнецкой" https://vk.com/video-148932319_456239373?list=4a8bddb4fd2aa2b9fc 

отправились в Курган, куда и прибыли 26.05.2019. 

Курган. Александро-Невский Кафедральный Собор. Ранняя литургия и молебен: https://vk.com/video-148932319...   https://vk.com/video321042403_...





Назван идеальный вариант завершения Россией спецоперации на Украине

Политолог Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал свое видение идеального завершения спецоперации, а также предстоящую в Швейцарии «мирну...

Ликвидация при задержании: уничтожен украинский агент в России

Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего другие теракты на территории России. ...

В Берлине горит оборонный завод, где производят системы ПВО. Часть города накрыло ядовитым дымом

В Берлине горит оборонный завод, где производят системы противовоздушной обороны. Внутри находится большое количество опасных химикатов, часть немецкой столицы заволокло ядовитым дымом....

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: