Автомобильный Крестный ход «Святая Русь»: 71-73-ий дни пути. Свято-Троице-Сергиева лавра

0 2253

Из Владимирской области крестоходцы прибыли 15 июня 2019 года в Сергиев Посад.

 

Если Лавра – главный монастырь России, то Троицкий собор, в котором пребывают Мощи Преподобного Сергия, - её сердце. Сердце – живое, бьющееся, горячее, верное, поэтому насельники обители и говорят, что Преподобный Сергий до сих пор управляет Лаврой: тихо и спокойно. 

Его руководство чувствует всякий внимательный монах. А когда требуется утвердить в паломнике Веру, Святой Сергий может подарить тебе и Чудо. 

Однажды группу паломников привезли из Москвы в Лавру весной, когда было ещё холодно. Чудом показалось им уже то, что не пришлось стоять долгую очередь к Мощам Преподобного. Пять минут, и вот они уже созерцают раку того, кому Являлась Пресвятая Богородица, кто вместе с Димитрием Донским примирял князей русских перед лицом общей опасности – иноземным игом. Чуда паломники и не ждали. Думали о себе: кто мы такие, чтобы его сподобиться. 

Поначалу ничего необычного и не происходило. Не было ощущения близости строгого ответа за совершенные грехи, как случилось то, например, ещё до революции с духовным писателем Сергеем Александровичем Нилусом. Не было и видения самого Святого, как произошло в 1995 году с паломником Михаилом. Тогда он воочию увидел, что Преподобный приподнялся в своей раке, протянул к нему руку и, благословляя, коснулся его главы. На молодого человека сразу хлынула неземная любовь. У него выросли крылья. Со временем оно окончил семинарию, Академию и стал преподавать духовные дисциплины… 

Нет, с теми, о ком я говорю, ничего этого не случилось. Никаких дивных видений. От раки Преподобного перешли они в Серапионову палату, поставленную на тот самом месте, где некогда стояла келья о. Сергия

От его раки палату отделяет тёмная, двустворчатая, кованная железом, дверь с рваным круглым отверстием 5-7 сантиметров в верхней части, оставленном польским ядром. Ядро тогда, в начале семнадцатого столетия, Чудом не разорвалось!

Здесь, в палате, у паломников буквально разбежались глаза. Вдоль стен тянулись надгробия, раки, мощевики – всего более пятисот Святынь

И среди них - десница Первомученика Стефана. Над ней склонились над ней, приложились к закрывающему её стеклу и тихо попросили, чтобы Святой помог одной многодетной матери при родах. 

После поездки прошли недели, возможно, месяца полтора, когда однажды появилась на свет белый новая жизнь, девочка. И появилась в день памяти Стефана, Святителя Владимиро-Волынского. Все ли знают о нём? 

А во времена Преподобного Сергия его весьма и весьма почитали. Выходцем из богатой семьи, после смерти родителей раздал он всё имущество бедным и смиренно принял монашество в Киево-Печерском монастыре. Было это почти за триста лет до появления на свет белый Преподобного Сергия Радонежского. Стефан стал духовным учеником основателя русского монашества – Феодосия. Вот, какие глубокие духовные связи у Свято-Троицкой Лавры с Лаврой Киево-Печерской! И по этим связям можно понять, что Украина и Россия по-прежнему едины. Никакой земной правитель не в состоянии разорвать дружбу тех, кто в большом почёте у Господа.

Это при Святом Стефане окончено строительство Печерского храма и монастыря. Однако враг всего доброго, диавол, возненавидел Блаженного Игумена Стефана за его попечение о братии и сделал так, что некоторые из монахов подняли смуту. Без всякой вины изгнали они его. Но и разлученный с ними, продолжал он горячо любить их, подражая в этом Первомученику Стефану, забитому иудеями камнями в первый век христианства. Его убивали, а он взывал к Богу: «Господи, не поставь им этого в вину!» 

По молитвам к Преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским Стефан построил новый монастырь недалеко от Печерской Лавры, на Кловском урочище, а в нём учредил церковь во имя Пресвятой Богородицы, в память положения Её честной ризы. И на новом месте прославился Святой, был избран Епископом Владимиро-Волынским. Ведь Бог не оставляет Своих. А когда Мощи Преподобного Феодосия хотели перенести из пещеры в храм, то именно Епископ Стефан удостоился увидеть исходящее от них неземное Сияние. Это был Свет Божественной Славы, в который Христос облек верного Ему человека. 

Стефан отошел в Мир Иной в 1094 году. Вошел в Собор Галицкий Святых. А днём его памяти является день памяти Сродника Господня по плоти, внука Святого Иосифа Обручника, Симеона, ставшего епископом Иерусалимским. Святой Симеон пострадал в 107 году, в царствование императора Траяна. Как потомка царя Давида и члена Семьи Христа, его необыкновенно долго мучили, а потом и распяли. Было ему тогда 120 лет.

На таких высоких примерах и воспитывался русский человек во времена Преподобного Сергия (1314–1392). Это был подлинный избранник Божий. Потому однажды, глубокой ночью, когда Сергий читал Акафист Пресвятой Богородице, он вдруг сказал своему келейнику, Чудотворцу Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо! Мы будем иметь Чудное посещение». И тогда увидели они Царицу Небесную, которую сопровождали Апостолы Петр и Иоанн. Она пообещала Преподобным, что «всем будет изобиловать» их обитель - и не только в дни их земной жизни, но и после отшествия к Богу: вознесётся Покров Божией Матери над Свято-Троицким монастырём, «подавая неоскудно все потребное и покрывая его во всех нуждах».

Долго после этого видения Преподобный Сергий пребывал в неизреченном восхищении. Да и келейник его, Михей, признался, что от священного ужаса душа его «едва не разлучилась от тела».

Надо сказать, что сегодня в лавре существует Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 году над гробом Чудотворца Михея, немало послужившего России после своего перехода в Мир Иной. 

Она располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол в ней освящён в честь Явления Божией Матери, свидетелем которого он стал. 

В храме можно увидеть резной иконостас XVIII века из домовой церкви Митрополита Платона (Левшина), бывшего продолжительное время Настоятелем Лавры во второй половине восемнадцатого столетия. 

Стены церкви украшены масляной росписью XIX века. Но главная Святыня - Мощи самого Преподобного Михея, над которыми совершается Божественная Литургия. 

Да и Явление Богородицы с Апостолами поминается в Лавре каждую пятницу Акафистным пением, потому что и Явление Её было в ночь с пятницы на субботу.

Надо сказать, что это, конечно, не единственное Чудесное Посещение Лавры. Слишком уж важна она в истории становления русского государства, в его защите.

Так во время осады обители польско-литовским войском в сентябре 1608 года, накануне дня памяти Преподобного Сергия, священник Пимен в слезах молил Божию Матерь о спасении. И вдруг увидел в окне кельи яркий неземной Свет. Как написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры», выйдя на крыльцо, он разглядел, что это стоял над главою церкви Огненный Столп, вершиною достигая Небес. Собралась толпа, все дивились Чудному знамению. Прошло несколько минут - Огненный столп стал спускаться, «обратился в Светлое Облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы».

Если с принятием унии Византией Огненный Столп видимым образом ушел из окон Святой Софии, потому что удалилась Сама Благодать Божья, то в Лавре Сергия происходит обратное явление, как бы утверждая тем самым, что Благодать не покидает Россию даже в дни величайших испытаний. Главное, чтобы мы нуждались в Вере во Христа и Троицу. 

Облачный столп (др.-евр. עמוד ענן) — в библейском ветхозаветном повествовании форма дневного явления Божия (или Его Ангела[1]) при исходе евреев из Египта. Тогда как в ночное время явление происходило в виде огненного столпа. Явление Бога в облаке часто встречается в Библии (Быт. 15:17; Неем. 9:12 и дальше; Лев. 16:2). Пророк Исаия видел славу Божию в храме, наполненном дымом, или светлым облаком. Облако, взятое иносказательно, выражает и величие Божие: «Се грядет с облаками», говорит св. Тайновидец (Откр. 1:7).

И несмотря на то, что польско-литовские войска обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма, а в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, выкосившая народ, так что способных защищаться с оружием в руках осталось менее 200 человек, поляки несли огромные потери, и в конце января 1610 года осада была снята русскими войсками под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. 

Свято-Троицкий монастырь стал одним из оплотов и Второго ополчения Минина и Пожарского.

К слову, Преподобный Сергий основал в Москве ещё и Симонов монастырь. 

Было это в правление Великого Князя Димитрия Донского. По преданию, земли для строительства пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон.  Преподобный Сергий считал эту обитель «отраслью» Троице-Сергиевой Лавры и всегда останавливался в ней во время приездов в Москву. В стенах монастыря обучались известные церковные деятели: Преподобный Кирилл Белозерский, Митрополит Иона, Митрополит Геронтий, Архиепископ Ростовский Иоанн, Патриарх Иосиф... В XVI веке в монастыре проживали и работали деятель нестяжательства Вассиан и богослов Максим Грек.

Красноармейцы обчищают Симонов монастырь. 1925 год. 

Интересно отметить и то, что в лавре монахам и паломникам не так уж редко являются жившие тут некогда и отошедшие в Мир Иной люди. У Бога ведь нет времени, Он пребывает в Вечности. А ещё чаще видят монастырскую стену - то деревянную, то каменную, с пушками. И настолько явно, что свидетели видения не сомневаются в истинности показанного им. Так всплывет кусочки прошлого – вероятно, для того чтобы им его не забывали.

Много вокруг Лавры и источников, славящихся своей водой. Первый из них возник как Чудо по молитве Преподобного. А у деревни Ляпино находится водопад Гремячий. Сергий Радонежский и ученик его Роман долго жили на этом месте. В каждой своей молитве Сергий просил Божьего заступничества о русском народе. Потому на памятном знаке у водопада и написано: «Господь внял его молитвам …»

Самый же знаменитый источник лавры обретён в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. Слепой монах Панфутий получил исцеление от его воды. В конце XVII века над источником соорудили часовню, стоящую там и поныне. Всё это доказывает нам одно: молитвой наших предков освящена сама Земля Русская – по крайней мере, в этих местах. 

Сохранился в Лавре и первый гроб Преподобного Сергия. Он находится в Успенском соборе. 

При главном алтаре несколько пределов: Великомученика Феодора Стратилата и Великомученицы Ирины — в честь Небесных Покровителей сына Иоанна Грозного, Царя Федора Иоанновича и его жены, царицы Ирины Федоровны Годуновой, которые достраивали храм, начатый ещё Иваном Четвертым.

Но за что же веками чтут русские люди Преподобного Сергия? Прежде всего, он воплотил в своей жизни евангельский идеал: был кроток и смиренен сердцем. Родившийся под Ростовом Великим, в селе Варницы, в семье местных бояр, Кирилла и Марии, он видел, как бывает разоряема русская земля всякий раз, когда князья затевают междоусобицу. Вражда ростовских князей и приход из Орды татарских послов, которые «много зла сътвориша Ростову», и вывела его родителей на Московскую землю. Это произошло в 1329-1349 годах. Разными авторами по-разному датируется переселение из Ростова в «весь, глаголемую Радонеж», боярина Кирилла «с всем домом своим, и с всем родом».

Говоря о родителях Преподобного, Блаженный Епифаний Премудрый (ум. около 1420) писал: «Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей… И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: “Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы” (Евр. 13: 2)».

Так следовали они двум главным Заповедям Христа, уча этому и сыновей с дочерями: возлюби Бога и ближних. Потому и почитал Сергий Пресвятую Троицу, что Она несла в себе Великую Любовь Отца к Сыну, а Сына к Отцу, переносимую Святым Духом.

Любовь всех членов Пресвятой Троицы друг к другу и явил Преподобный в качестве примера и народу, и князьям его. Одних он устыжал этим примером, а других подвигал на неё, соединяя им разные княжества в одно государство, закладывая в качестве его основы Любовь. Это главная особенность нашей страны. Любовь, которая всё стерпит, всё превозможет. Она вдохновила и иконописца Андрея Рублева на создание великой иконы «Святая Троица», ставшей главным образом Лавры. 

Обычный серенький человек любит либо только себя, либо свою кровинушку, забывая о необходимости любви ещё и к Богу, и к Отечеству. Ради себя и ближних он готов даже ограбить и разорять родное государство. Но родители Преподобного Сергия до конца дней своих несли в себе память о Суде Божьем. Она и оберегали их от греха.

После того, как они в 1337 году постриглись в монашество, чтобы умереть для всего земного в ангельском чине, их сыновья, Варфоломей и Стефан, уходят из мира и поселяются на горе Маковец, в глухих лесах, закладывают тем самым зерно новой обители вокруг Троицкого храма. В какой-то миг Варфоломей даже остается в этом монастыре один, потому что Стефан уходит в Москву, в Богоявленский монастырь, расположенном рядом с Красной площадью. Но Варфоломей выдерживает все тяготы. И, видя его усердие, Бог даёт его скромной обители великое будущее. 

Когда в 1354 году Константинополь ставит Епископа Алексия (Бяконта) Митрополитом Киевским и Всея Руси, тот становится сподвижником Преподобного Сергия. А Преподобный склеивает разобщенную Русь тем, что воздвигает всё новые обители. В 1355–1356 годах он удаляется с Маковца в Махру и на Киржач и основывает здесь два монастыря. В 1363 году Преподобный Сергии сам идёт в Ростов для примирения его с Москвой. В знак этого примирения он благословляет поставить в Ростове Борисоглебский монастырь. Ведь Борис и Глеб, первые Мученики на Руси, отличались и боголюбием, и братской любовью. 

Сергий Радонежский сам выбрал место для новой обители. С годами особую известность получил здесь Преподобный Иринарх Затворник. Это у него в 1612 году получат благословение на защиту Москвы от поляков Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.  Потом Сергий идёт в Нижний Новгород, к князю Борису Константиновичу, чтобы позвать его на переговоры в Москву. Когда же Борис отказывается мириться, Преподобный, властью своей, закрывает в городе все храмы. Это смиряет князя.

В память о примирении благословляет Сергий строительство на реке Клязьме Георгиевской пустыни, где устроена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. По преданию, Сергий Радонежский подарил обители серебряный позолоченный напрестольный крест, сохранявшийся там до 1930-х годов.

После победы в Куликовской битве, в обители выстроен второй деревянный храм, освященный в честь Святого Георгия Победоносца. С той поры пустынь и называется Георгиевской.

Спустя два века крымский хан Сафа-Гирей сжигает её, но сын Иоанна Грозного, боголюбивый Царь Федор Иванович её восстанавливает. Без Любви к Богу нет Победы Русского Оружия.

В 1374-1378 годах Преподобный Сергий уже на землях будущего героя Куликовской битвы, двоюродного брата Димитрия Донского, князя Владимира Андреевича Серпуховского, закладывает ещё один монастырь, посвященный Божией Матери, – Зачатьевский, ныне называемый ещё и Серпуховским Высоцким. Сегодня здесь пребывает верхняя доска с гроба Преподобного с его живописным изображением. 

В 1378 году Митрополит Алексий просит Сергия принять от него Митрополию, но Преподобный от власти отказывается. Он по-своему занят укреплением могущества Руси. В 1379 году, с согласия Князя Дмитрия Ивановича, ставит ещё одну духовную крепость на подступах к Москве - Успенский Дубенский монастырь на Стромыни, на юго-восток от Троицкой обители. 

В 1380-ом, накануне Куликовской битвы, в Троицком монастыре на Маковце Преподобный «молитвою вооружи» князя Димитрия. Русская рать получает благословенную грамоту от Преподобного. Пора освобождать Отечество от иноземной оккупации!

В Рождество Богородицы битва и происходит. В память о ней Сергий основывает в 1380–1381 годах, теперь уже на северо-восток от Троицкого монастыря, ещё один Успенский Дубенский монастырь, на острове посреди реки Дубенки. Это так называемая Шавыкина пустынь. Игуменом её снова назначен ученик Преподобного, на этот раз - Савва Звенигородский (Сторожевский). 

В этой обители принял монашество и некоторое время был Игуменом тот самый Серапион, в честь которого назовут палату Серапионовой. Позже станет он Архиепископом Новгородским. Ныне его Мощи почивают под спудом, в южном притворе Троицкого собора Лавры, на месте бывшей келии Преподобного Сергия.

В 1385-ом и произошло Явление Богоматери Преподобному Сергию. Он вдохновлен Видением. Его подвижническая деятельность продолжается. Сергий основывает Коломенский Голутвин монастырь, поставив его недалеко от места впадения реки Москвы в Оку. Здесь в 1913 году окончит дни земные великий Старец Варсонофий Оптинский, а последним Игуменом перед закрытием обители в 20-х годах ХХ столетия станет Преподобноисповедник Никон Оптинский. 

И эта обитель возникла не просто так. Преподобный Сергий едет в Рязань для переговоров о мире с князем Олегом. Дело снова удалось. Заключен союз Рязани с Москвой и вот, в благодарность за это, Преподобный основывает Голутвинский монастыря на своём обратном пути из Рязани.

Сам выбирает место для обители, закладывает первый храм в честь Богоявления Господня. И сегодня в его подклете можно увидеть остатки первоначального фундамента, называемого «камушками Преподобного». Когда же возникла нужда в колодце, Преподобный указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. До закрытия обители в 1929 году в монастыре хранились Святыни, связанные с его именем: посох, наперсный крест, ризы.

Отметим, что советские богоборцы засыпали этот источник, пытаясь искоренить саму память об освящении этой земли молитвой Сергия. Старо-Голутвин монастырь стал ещё одним звеном в оборонительном поясе вокруг Москвы.

1389 году Преподобный присутствует при составлении Князем Дмитрием Донским завещания, в котором Московское Великое Княжение передаётся старшему сыну, Василию Дмитриевичу.

А в 1390-ом Преподобный Стефан, просветитель пермяков Светом Христовой Веры, благословляет Преподобного Сергия Радонежского. 

Ибо подходят к концу земная жизнь Сергия и земная жизнь Святителя Стефана. Оба были избранниками Божьими задолго до своего появления на свет. Рождение Стефана предсказал ещё Праведный Прокопий Устюжский, который однажды поклонился трёхлетней девочке Марии (будущей матери Святого Стефана и сказал: «Вотъ идетъ мать великаго Стефана, Епископа и Учителя Пермскаго».

Стефан тоже активно ставит храмы, утверждая тем самым, что Пермь – Земля Русская.

Сначала уходит из жизни Преподобный Сергий. Происходит это в 1392 году. А потом, в 1396 году, - Стефан Пермский.

После недолгого игуменства Саввы Сторожевского, Троицкую обитель возглавляет Никон Радонежский (1398–1428). Отметим, что в его честь в Лавре тоже действует Церковь, построенная в 1623-ьем. 

Она примыкает к Троицкому собору. Под ней – гроб ученика Сергия, Никона- Чудотворца, сына Стефана Радонежского, старшего брата Сергия. 

В этом же храме можно увидеть иконы с изображениями Преподобного и Святителя Алексия Московского, а также - восемнадцать икон с фигурами учеников Троицкого Первоигумена, икону Преподобного Никона на раке, написанную монахиней Иулианией (в миру Марией Николаевной Соколовой, † 16 февраля 1981). Ей же принадлежит одна из редких икон «Преподобный Никон изыде из келлии и узре являвшихся ему Святителей Московских: Петра и Алексия и Преподобного Сергия, отходящими ко храму», включающая в себя двадцать житийных клейм. 

Пребывает здесь и часть камня от Гроба Господня, и почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушницы»

Никон продолжал поддерживать Московского Князя в его деле Собирания Русских Земель. Это важнейший этап жизни государства. В годы княжения Василия I Дмитриевича присоединены Нижегородское и Муромское княжества, Бежецкий Верх, Вологда, Устюг, земли Коми. За 36 лет правления Василия I Московское княжество не испытало никаких внутренних потрясений. Никон и Лавра были духовной поддержкой Князя. За этот период Москва лишь однажды подверглась нашествию Орды.

В 1408 году Едигей сжёг Троицкий монастырь. Сгорел Троицкий храм, построенный Преподобным Сергием Радонежским. Однако обитель, словно птица Феникс, восстаёт из праха. Новый деревянный храм освящён в 1411-ом. А в 1422–1423 годах построен уже каменный Троицкий собор. Трудами Игумена он украшен живописью, которая, как и сам храм, являются сегодня памятниками всемирного наследия. Тогда же были обретены Мощи Преподобного Сергия, почитаемого всем нашим народом.

И мы всё ближе к дате, крайне важной для нашего Крестного хода. Как мы помним, в 1423 году на Сахотском болоте явлен Иисусов Крест, с копией которого идут по Руси наши паломники. 

В эту пору Московский князь Василий II Темный прибывает из Орды в Москву с ярлыком на Великое Княжение. Празднует он это событие в Троице-Сергиевом монастыре, не так уж и далеко от Сахотского болота, зачиная тем самым традицию «Государевых Богомолий» к Троице.

1440-ом именно в Троицкой обители Крестят новорожденного княжича Иоанна Васильевича. А в год падения Византии, в 1453-ьем, умирает Дмитрий Шемяка в Новгороде, подводя тем самым черту под русской междоусобицей, так называемой «феодальной войной». Ведь это по приказуц Шемяки ослепили Московского Князя.

Русь крепнет. Авторитет Лавры растет. В 1480 году Троицкий Игумен Вассиан (Рыло, 1455–1466), впоследствии Архиепископ Ростовский, составляет «Послание» к Великому князю Иоанну III. Узнав об отступлении его в Кременец и переговорах с ханом Золотой Орды Ахматом, он пишет Ивану убедительнейшее «Послание на Угру» о необходимости мужественно стоять против татар до конца, приводя ему примеры из Священного Писания и отечественных летописей. Это Послание, пронизанное патриотическими идеями, в XVI веке стало образцом для жанра посланий церковных деятелей царям.

Так пришёл конец долгому закабалению Руси Ордой, тогдашним ИГИЛ. Москва усилиями народа и его правителей превращается в Третий Рим. Иоанн вступает в брак с племянницей последнего византийского Императора Софии Палеолог, становясь наследником памяти о православной империи. 

Интересно отметить, что зачатию сына Иоанна III и Софии, княжича Василия, предшествовало явление княгине Преподобного Сергия.

В Троицкой обители проходит и Крещение княжича. Семейная жизнь княжеской четы, по всей видимости по молитвам Преподобного Сергия, была удачной, о чём свидетельствует многочисленное потомство. А в 1485 году к Москве присоединяется Тверь. Иван III именуется уже Великим Князем Всея Руси. В 1510-ом, после присоединения ещё и Пскова, Государь прибывает в Троицкий монастырь, чтобы в благодарность за Помощь Свыше «поставить свещу негасимую у Сергиева гроба».

Начинается война с Литвой за возвращение Смоленска. Следуют поход за походом. Понимая, что обычными человеческими силами с Литвой не справится, в Троицкой обители снова молитвенно обращаются к Сергию: здесь освящена надвратная церковь в его честь. И в 1514 году Смоленск, долго находившийся под властью Литвы, присоединен к Русскому государству.

Вновь Сергий вступается за Русь зримо, когда в 1521 году на Русь приходит крымский хан Мухаммед-Гирей. Тогда одна слепая инокиня имеет видение: из Спасских ворот Кремля выходят московские Святители, покидая город и унося с собой "Владимирскую икону Божией Матери" - главную Святыню Москвы, - в наказание Божие за грехи её жителей.

Однако у Спасских врат Кремля Святителей встретили Преподобные Сергий и Варлаам Хутынский и умолили их не оставлять столицы. Святители возвратились в Кремль, внесли обратно Владимирскую икону. Подобное же видение было и московскому Святому, Блаженному Василию, но было видение Божией Матери и крымскому хану. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Когда же Василий Третий идёт на Казань, он открывает поход молебном в Троицкой лавре.

В 1530 году в обители крестят будущего Иоанна Грозного. Сюда же он прибывает после венчания на Царство. Совершает и пешее путешествие с молодой женой Анастасией Романовной Захарьиной. Причем - в конце зимы, когда наметает много снега. В 1548 году новое пешее хождение к Троице, летом. 

Сюда же он обращается за помощью, когда идет брать Казань в середине шестнадцатого столетия. В штурме города участвует и Троицкий Келарь Адриан Ангелов. Казань включена в состав Руси. На обратном пути в Москву Иоанн Грозный снова посещает монастырь. Чуть позже Максим Грек предсказывает ему в обители смерть юного Царевича Димитрия, в последствии названного Углечским.

Здесь же Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В благодарность за это он закладывает в Москве первую каменную церковь во имя Преподобного Сергия. Но и территория Троицкого монастыря заметно расширяется, прирастая новыми землями.

Борясь с врагами, желавшим распадения страны, Иоанн создаёт меч карающий – опричнину, начинает заниматься чистками. Вполне можно допустить, что это его ответ на отравление Наследника Престола. В 1581 году Иван Грозный в письме Н. Р. Захарьину-Юрьеву и А. Я. Щелкалову пишет, что не сможет приехать в Москву из-за болезни сына Иоанна Иоанновича: «… Иван сын разнемогся и нынече конечно болен».

Слухи о том, что Ивана убил отец, распространяли именно иностранцы. Француз на русской службе Жак Маржерет писал: «Ходит слух, что старшего (сына) он (царь) убил своей собственной рукой…». Подхватывает слухи и папский легат Антонио Поссевино. Некий Исаак Масса отзывался об этом трагическом событии менее категорично: «Иван умертвил или потерял своего сына». 

Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875 год

Однако экспертиза 1963 года в Архангельском соборе Московского Кремля, которую проводили после вскрытия гробниц советские учёные, показала, что в останках Царевича содержится в 32 раза больше допустимого количества ртути и в несколько раз - мышьяка и свинца. Череп, найденный при вскрытии захоронения Ивана Ивановича, был в очень плохом состоянии из-за распада костной ткани. По этой причине антрополог Михаил Герасимов, сделавший скульптурный портрет Ивана Грозного и Царя Федора Иоанновича, не смог создать реконструкцию по черепу Царевича Ивана.

6 января Иоанн Грозный поминает в Троице-Сергиевом монастыре своего сына Ивана, скончавшегося в Александровой слободе. «И о том поминание о царевиче Иванне плакал и рыдал, и умолял Царь и государь, шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием». 

Клавдий Лебедев. «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год

А вскоре последовала и кончина самого Грозного. Писатель, историк спецслужб Геннадий СОКОЛОВ, много лет работавший в Англии, говорит, что в 16-ом столетии англичане лидировали в искусстве разведки. Их тайные агенты действовали во всех странах Западной Европы. Ярмаркой шпионажа поначалу руководил сэр Уильям Сесил.

 Четверть века занимал он высокие посты при королеве Елизавете I. Его правой рукой был сэр Фрэнсис Уолсингем

создавший разветвленную сеть агентов, отлаженную систему сбора и передачи информации. 

Лондон интересовали сведения о военных приготовлениях и скандалах при дворе европейских монархов, тайные переговоры и коммерческие сделки на стратегические товары, уголовные процессы и эпидемии... Особо важные донесения шифровались с помощью тайнописи. В отделе манускриптов Британской библиотеки Соколову довелось познакомиться с зашифрованными материалами английских агентов, к каждому из которых прилагался раскодированный текст.

Там же он нашёл сообщения, посланные из Московии Ричардом Ченслером. 

Этот шпион английского двора действовал под маской мореплавателя и дипломата. В 1553 году по приказу короля Эдуарда VI 

отправился он в экспедицию искать Северный морской путь в Индию и Китай. Но попал в Архангельск. Гостя с почестями доставили в Москву, он был удостоен аудиенции у молодого, полного сил, доброго нравом Ивана IV, пишет Комсомольская правда. Царь русский написал тогда английскому монарху Эдуарду, что искренне желает быть с ним в дружбе, гарантирует защиту, свободу и безопасность английским послам и купцам.

В феврале 1554 года Ченслер отправился на родину и его возвращение вызвало живейшую радость в Лондоне. Все говорили о богатой России как о вновь открытой земле. Англичане рассматривали нашу страну как свою возможную колонию. Но чтобы грабить её практически беспрепятственно, надо было извести сильный род Рюриковичей, ослабить страну, посадить на Престол русский удобных для себя людей, затеять Смуту.

Англичане широко развернули на Руси разведывательную деятельность, внедряя в нашу жизнь иностранных агентов. Купцы, моряки и вели сбор сведений. В Московию ежегодно направлялось из Лондона до десяти молодых людей, которым надлежало выучить русский язык, изучить местные нравы и обычаи, чтобы добывать необходимую информацию. Вывод, который английская разведка сделала в те годы, вошёл в историю: «Если бы русские знали свою силу, − писал Ричард Ченслер, − то никто не мог бы соперничать с ними, но они её не знают».

Альбион был коварным конкурентом. Иван Грозный предложил британской короне государственный союз, но Елизавета I отказала в поддержке. Ситуация напоминает нынешнюю. Дружить англосаксы не хотят, они желают властвовать.

Иностранные агенты были тогда повсюду, они вредили Московскому Царству, как могли. Именно для их искоренения и понадобилась опричнина.

«Иоанн затмил своих предков и могуществом, и добродетелью, - писали англичане в своих донесениях в Лондон. - … Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым ужасаются русского имени. В отношении к подданным он (Иоанн) удивительно снисходителен, приветлив. Одним словом, нет в Европе более россиян, преданных своему Государю, коего они равно и страшатся, и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во всё входит, всё решает; не скучает делами и не веселится ни звериной ловлей, ни музыкой, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу и как истреблять врагов России!».

Потому можно предположить, что сначала иностранная агентура отравила молодую Царицу Анастасию, а потом и Наследника Престола. Тем более что в сентябре 1557 года в Москву к Царю были доставлены английские врачи во главе с доктором Стендишем. Англичане распускали слухи, стравливали между собой ближайшее окружение Грозного. По их наветам начались казни.

Однако в 1579-ом, пишет Карамзин, был сожжён медик Бомелий, советовавший Царю прибегать к ядам для уничтожения своих соперников во власти. Жену Бомелея выпустили из России на родину по просьбе королевы Елизаветы.

Осенью 1583 года Иван Грозный сделал очередную попытку заключить союз с Англией и закрепить его женитьбой на племяннице королевы. Но Россия нужна была Англии, глобальным элитам единственно в качестве колонии. Царь понял, что англичане не стыдятся обманов в делах купеческих, привозят гнилые сукна. Некоторые из них тайно сносились с неприятелем, врагами Москвы: королями шведским и датским - именуя россиян невеждами и глупцами. Коварный Альбион не мог простить Иоанну самостоятельности, России - суверенитета. И Иоанн внезапно умирает. 

В народе, который отнюдь не был глуп, сразу пошла молва, что Царя отравили. Так и было. И в останках Грозного в несколько раз превышено содержание мышьяка и свинца. Последнее исследование проходило уже в 2000-ом году. По мнению Соколова, отравление - дело рук англичан. Семью Царя травили медленно, но верно. А ртуть бьёт и по нервной системе. Жертва отравления становится агрессивной, тревожной, мнительной, легко возбуждается и гневается… Впрочем, и загадочная смерть Димитрия Угличского может быть на совести английских шпионов.

Всё шло к тому, чтобы царствование Бориса Годунова завершилось трагически, Великой Смутой.

Только Романовы положили конец Смутному времени. Однако, как мы видим, англосаксы не успокоились и до сих пор…

Троицкую лавру почитал и Петр I. Он указал возвратить из Пушкарского приказа в обитель колокол, отлитый, согласно имевшейся на нём надписи, при Игумене Никоне, «и за тот колокол иной меди колокольной или какой не имать, и велеть им тот колокол в монастыре беречь».

По приказу Петра, произведена опись имущества монастыря.

В 1703 году по его велению в Армию, на театр шведской войны, послана икона-складень «Явление Богоматери Преподобному Сергию». Именно в праздник Пресвятой Троицы Петр заложил новую столицу, развернутую пушками в сторону Великобритании и её сателлитов: Польши, Швеции, Франции, Дании. Он укрепил Троице-Сергиев монастырь земляными «фортециями».

В 1735 году Императрица Анна Иоанновна превращает здание монастырской поварни, с Чудотворной белокаменной «Смоленской иконой Божией Матери» на фасаде, в церковь. Она же устроила над ракой Преподобного Сергия серебряную сень. 

А в 1742 году указом Елизаветы Петровны Романовой, Троице-Сергиеву монастырю присвоено почётное наименование Лавра. Открыта Троицкая Духовная семинария.

Во времена Екатерины Второй, по благословению Митрополита Платона, в Хотькове началось строительство нового каменного Покровского собора, где упокоились Мощи родители Преподобного.

Перед началом войны с французами Наполеон, через своего поверенного, епископа Блуасского Грегора, обратился к Митрополиту Платону с предложением о соединении Православной и Католической Церквей, что было отвергнуто.

В 1812 году война начинается в день Явления России Небоявленного Распятия – 11 июня. Однако французы, направляемые Англией, не понимали, Кому бросают вызов. Третий Рим был храним и Господом, и Божией Матерью, и Преподобным Сергием, и сонмом Русских Святых. В напоминание об этом 21 июля 1812 года Наместник Лавры преподнёс Императору Александру древний образ Преподобного Сергия, написанный на гробовой доске Святого. Император передал его в московское ополчение. На этом духовном основании и строилась победа Русского Оружия. Лавра пожертвовала Армии 70 000 рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром и 5 пудов серебра в слитках. 14 августа Епископ Августин благословил московское ополчение, записываться в него было разрешено и ученикам духовных училищ!

Окончании войны было отмечено в 1817 году благодарственной закладкой в Москве храма Христа Спасителя. А год спустя в столице торжественно открыт памятник Минину и Пожарскому.

Всякий раз, когда беда приходила на Русь, Лавра приходила на помощь стране и народу. Так пожертвованы 2 тысячи рублей жителям Санкт-Петербурга, пострадавшим от наводнения в декабре 1824 года. В 1853-ьем в Сергиевом Посаде открыта учрежденная Лаврой холерная больница.

В середине века Император Николай I направляет в Константинополь специальную миссию с требованием прекратить гонения на православных паломников – русских подданных. В ответ султан объявляет войну России (1853–1856). Лавра посылает на фронт 8,5 пудов корпии, 1300 аршин бинтов и тесьмы для перевязок.

Когда Россия вступает в русско-турецкую войну (1877–1878), Лавра, в знак благословения, вручает Императору Александру II, образ «Видения Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию» (XVI в.) - для Армии, выступившей против турок. При Лавре открывается госпиталь для раненых на 50 коек. Поезд с первыми русскими воинами, получившими увечья, встречается всеми насельниками монастыря, причём - иконой Преподобного Сергия, написанной на гробовой доске от раки Святого. Монахи поют тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя...». 23 августа прибыла вторая партия раненных. Их встретили так же торжественно, как и первых.

В целях просвещения народа, 1 февраля 1879 года Лавра опубликовала первый номер "Троицких листков". Не забывал Лавру и Николай Второй, Император-Страстотерпец. Он прибыл в монастырь всего через восемь дней после коронации. 

Когда началась русско-японская война, то, благословиться для участия в ней, в Лавру приехал назначенный командующим Маньчжурской армией, генерал-адъютант А. Н. Куропаткин. Ему также был вручен складень «Явление Богоматери Преподобному Сергию». Икона сопровождала командующего на протяжении всей войны. А в Лавру снова привезли раненых.

Во время первой русской революции монастырь кормит жителей Сергиева Посада, потерявших заработок из-за восстания в Москве и забастовок на железной дороге.

В 1913 году новое посещение Лавры Николаем Вторым - по случаю 300-летия Дома Романовых

Император снова прибывает в обитель в первые дни войны с Германией. Монахи встречают раненных, развертывают госпиталь. Троице-Сергиева Лавра передаёт Красному Кресту и на нужды Армии 25 тысяч рублей, за что получает благодарность вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны.

Однако после 1918 года, когда Церковь отделена от государства, арестованы все банковские счета на содержание церквей и духовенства. Советская власть расправляется с монашеством.

Убит киевский Митрополит Владимир (Богоявленский), бывший Священноархимандритом Лавры.

В ночь с 17 на 18 августа во всех подчинённых Лавре монастырях произведены обыски. С конца августа начинается исход братии из обители.

8 сентября совершено ограбление Покровского собора Хотьковского монастыря: неизвестные, взломав оконную решетку храма, похитили украшенный жемчугом, драгоценными камнями и золотом оклад с иконы «Толгской Богоматери», что означало «Бога нет - значит, всё позволено».

19 октября конфискован весь рогатый скот на ферме Гефсиманского Скита. В ноябре-декабре арестовывают недавно избранного Патриарха Тихона на Троицком Сухаревском подворье Лавры.

 

11 апреля 1919 года совершается страшное кощунство: вскрываются Мощи Преподобного Сергия в Троицком соборе. 

В августе конфискованы все средства редакции «Троицких листков».

Сергиев Посад переименован сначала в просто в Сергиев, а потом и в Загорск. 21 октября, в ночь, оставшаяся братия изгоняется из обители.

22–24 октября произведены новые обыски в братских кельях, сопровождавшиеся конфискацией ценных вещей, денег, книг, продуктов. 24 октября не допустили в обитель икону Преподобного Сергия, возвратившуюся из Крестного хода по окрестности Лавры. Началась война не только против Церкви и Бога, но и против самой боголюбивой России, подрыв её духовных основ. Новые власти и народ, конечно, были наказаны за это отречения - сначала братоубийственной гражданской войной, а потом и Второй мировой.

В 1937 году, пред самым началом Великой Отечественной, арестованы и расстреляны Наместник Лавры Архимандрит Кронид (Любимов) и его келейник отец Георгий, некоторые другие монахи обители.

И как итог, в ноябре 1941 года враг вновь стоял почти под стенами Лавры, возле самой Москвы. Положение страны было трагическим.

Духовник Троицкой лавры, Архимандрит Кирилл Павлов позже скажет, что и сам после 1918 года отошел от Веры под влиянием атеистической пропаганды, хотя появился на свет в благочестивой семье. И только когда оказался на фронте, где рекой полилась кровь народа, он, задавшись вопросом «за что эта беда?», пришел к выводу, что за воинствующее безбожие масс, обманутых врагом рода человеческого. 

Именно Архимандриту Кириллу довелось по окончании страшной войны восстанавливать утраченное, самое дорогое из которого было традиция Старчества, установленная в Лавре самим Преподобным Сергием. Ведь только там, где монашеское благочестие, и существует подлинная связь народа с Богом, Дары от Него.

Отец Кирилл был кость от кости народной. Родился он в самый праздник памяти Преподобного Сергия, на юге от Лавры, в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии. При рождении было дано ему имя Евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Господа. Это имя и должно было, по замыслу верующих родителей, стать путеводной звездой их сына. Но совершился грех –отход от Церкви. По выражению самого батюшки, он «распрудился». Не пал нравственно, но растерял свою духовность.

Был в Армии, когда началась война. С Дальнего Востока его отправили на Волховский фронт. И война открылась для него подлинным адом. Хотя Бог и Преподобный Сергий и тогда берегли его, вытаскивая подчас из самого пекла. Ему удавалось выжить там, где других разрывало в клочья. 

В Сталинграде же настиг его запредельный ужас. Отступать было некуда. Города фактически не осталось. Пришла зима, то морозная, жестокая, то сырая и промозглая, с трупный запахом почерневшего снега. Дороги из этого ада не было. Обреченность давила.

Но думалось не столько о себе, сколько о народе: «За же что такие страдания!?». Танки, самолеты горят словно фанерные. Появится «мессершмитт», даст очередь – самолёты падают. Защищаться нечем. Есть нечего. Спишь в голом поле. Всё шатко, валко, ненадежно, всё обречено на умирание: дети, женщины, юнцы, попавшие на войну, старики. Пришёл новый Мамай. Надолго ли? А можэет быть, навсегда?

И только когда Иван Дмитриевич Павлов, как тогда его звали, обрел на развалинах дома в Сталинграде разорванное Евангелие, собрав его по листочку, и начал читать, Бог снова вошел в его жизнь, в душу, в сердце, Иван перестал страшиться. Луч Света невечернего, Неземного, освятил его душу, заставил в радости биться сердце, наполнил благодатной силой, появилось воодушевление! Вдохновение, посланное Свыше. Вера в Победу.

С того дня Иван Павлов так и держался на листки Евангелия, словно за Руку Бога, без конца перечитывая Благую Весть, раздумывая над ней, вопрошая и получая ответы.

Другим его духовным потрясением стала проповедь о. Иоанна Леоферова

который и сам прошёл через грех отступничества, был некоторое время обновленцем, но покаялся. Его Иван Павлов услышал в Тамбове, когда был на отдыхе. Вещал искренний человек, в котором жила Любовь к Отечеству, ко Христу, Любовь к ближнему.

В газете Правда тогда было напечатано краткое послание Леоферова Сталину: «Мои два сына в рядах Красной Армии защищают любимую Родину от немецких захватчиков, а я из своих сбережений вношу в фонд обороны страны 10 000 рублей и молитвенно желаю родной Красной Армии, руководимой Вами, скорой и полной победы над коварным врагом».

В Тамбове тогда открылся единственный храм, стены которого голые, обобраны. А народа на проповеди - ступить некуда. Изголодался народ без Бога. Слушая о. Иоанна, все плакали. Стоял «сплошной вопль», вспоминал Архимандрит Кирилл. Так народ оплакивал своё богоотступничество, близких, которых вне Бога ожидал ад не только на земле, но и в загробной жизни, одни горькие мытарства-мучения. Иван Павлов всем сердцем восхотел стать Пастырем – облегчить судьбу народа, утешить его, принести ему Благую Весть, обрадовать ею. 

Он вернулся на фронт и стал молиться. Но о его Вере узнали. Угрожали Голгофой. Несмотря на весь его героизм, несмотря на мужество и умение бить врага, он едва не попал в штрафной батальон. Верующих полагалось истреблять даже на фронте, наплевав на все их заслуги перед Родиной. Такая была установка. Но не все были безбожниками и тогда, отстояли «своего», Ивана Павлова.

Был у него и соблазн сбежать на Афон, когда война шла уже в Европе. Но как покинуть Россию? Родину? Покинуть навсегда? Как обречь на ближних на гонения и тюрьмы?

Но в 1946 году его мобилизовали, и он пришел в Москве в Елоховский собор с одним вопросом, где же учат на Пастыря. Ему ответили. Он окончил духовную семинарию, а потом и Академию. В характеристики о нём писали: «у него великая тяга ко всему святому-доброму». Так Преподобный Сергий и взял его под своё крыло ещё раз.

Ход и перезвон часов на Лаврской колокольне власти разрешили возобновить ещё в 1944 году. В 1945-ом прибывший в Лавру старец-схимник Иларион (Удодов) облачил в схимническое одеяние Мощи Преподобного Сергия, которые поставили на прежнее место в Троицком соборе.

4 февраля на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве избран Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. 6 апреля Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра У. Черчилля.

В 1946-ом Патриарх Алексий I занял пост Настоятеля Лавры. Решением Совета Министров монастырю возвращен Успенский собор. 19 апреля прошло первое богослужение. 20-го в семь часов вечера из Троицкого собора в Успенский в закрытой раке перенесли Мощи Преподобного. На другой день первое празднование Пасхи после закрытия Лавры в 1920 году. В 1948 – ом в Лавру возвращены духовные школы.

Это было похоже на Чудо Воскресения Лазаря, который был мертв, смердел, но ожил и поднялся на служение Богу. 

Вот и народ воскрешался духом, когда здесь, в обители Сергия, вспоминал забытые премудрости прошлого: «Как жить? Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение» (о. Амвросий Оптинский).

Передо мной книга проповедей Архимандрита Кирилла (Павлова. Названия его выступлений перед народом – тоже проповедь: «Любовь к ближним уподобляет нас к Богу, потому что Бог есть Любовь», «Сколько раз прощать брату моему? Сколько раз согрешили сами», «О прощении обид, будьте в мире со всеми людьми», «Прощайте – и прощены будете!», «Никому не воздавайте злом на зло. О любви к врагам», «Кто пребывает в любви, тот пребывает в Боге», «Друг другу не завидуйте!», «Не судите и не будете осуждены».

Вроде бы всё так просто, но, когда в мире людском царствуют духу злобы поднебесной, редко кто живет по этим евангельским Заповедям. А те немногие, кто следуют им всю жизнь, - Святые. Эти Заповеди и есть дух Лавры, духовность Преподобного Сергия. Задача Пастыря – распространение её в народе.

Надо сказать, что в то время одним из авторитетнейших Лаврских Духовников считался Архимандрит Пётр Семёновых (1878-1971), 

афонский аскет, подвизавшийся восемь лет в Свято-Пантелеимонове монастыре и сподвигшийся Видения Божией Матери - как сказано в его биографии, «за ревностное послушание и умилительное пение». Только «сильная тоска по Родине заставила его вернуться в Россию». Он прибыл в СССР только после Великой Отечественной войны. В 1948 году поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в 1952 назначен духовником братии, а с 1961 года – Московских духовных школ. Ему было уже немало лет, и он искал себе приемника. Увидел замену себе в Иване Павлове. Тот был хоть и молод, но являлся живым носителем евангельского святоотеческого духа.

Но и о. Кирилл искал себе духовного отца. В его поисках он обошёл, казалось, всю Святую Русь. Близко общался с Владыкой-исповедником Афанасием Сахаровым, 37 лет проведшим за Верность Господу в заключении. К слову, близость своей смерти Владыка предчувствовал: за несколько дней до этого он предсказал: «Воскресенье, восемь часов». Так и произошло. Известно, что последними словами Святителя Афанасия стали: «Молитва вас всех спасёт!» 

Общался о. Кирилл и со Святителем Зиновием (Мажугой)

которого называли связующим звеном между Русской и Грузинской Православными Церквями. И он сподобился Явления Божией Матери в своей келье. Старец тогда уже тяжело болел и был прикован к постели. Консилиум врачей предсказал смерть в течение двух дней. Владыка лежал на кровати, обратив взор на икону Божией Матери «Целительница», он всецело предался Воле Божией. Пресвятая Владычица Явилась к нему в келью и благословила жить. После Её посещения Старец стал поправляться. Отошёл в Мир Иной только через 13 лет. Всё возможно верующему!

Общался о. Кирилл и с Глинским Старцем Серафимом (Романцовым. 1885–1976). 

И со Схиамандритом Григорием (Давыдовым), который говорил: «Каких грехов у нас нет? Только тех, которые не существуют. Но какие грехи Господь не прощает? Только - нераскаянные».

«Прохождение мытарств можно сравнить с подъёмом по лестнице. Как по гнилой лестнице высоко не поднимешься, а свалишься и сломаешь себе шею, так и греховный человек не может пройти мытарства», - его изречение.

Старец этот несомненно обладал и Даром Прозорливости. Ему были открыто внутреннее состояние душ исповедников, их грехи, многие житейские события. Однажды у него спросили, можно ли отпеть священника, который якобы покончил жизнь самоубийством. Батюшка отложил ответ до утра, а на следующий день сказал, что его нужно обязательно отпевать как убиенного. Впоследствии оказалось, что его задушили.

Все эти Святые ХХ века считали о. Кирилла Павлова равным себе.

Именно он принимал предсмертную исповедь Патриарха Алексия Первого. С ним советовался Патриарх Пимен. Духовным чадом Старца Кирилла были Святейший Патриарх Алексий Второй и Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины Онуфрий

На о. Кирилла перешли духовные Дары его учителей. Народ полюбил его, потянулся к нему. Старец принимал до ста человек в день. Он был столь популярен, что советская власть подчас запрещала ему по полгода принимать верующих. На него клеветали, его пытались отправить на Афон. Но он нужен был в России, и оставался в ней, будучи одним из духовных столпов. Обоженный, он стал приемником и Преподобного Сергия.

И это не был обман народа, как считают атеисты. Уже в наши дни произошло Явление родителей Преподобного Сергия молодой женщине-врачу. Она работала в больнице хирургом-реаниматором. Но вот и ей самой пришлось рожать. Она буквально истекала кровью. А когда от всего сердца взмолилась о своём спасении, увидела Преподобных Кирилла и Марию, которые сказали ей: «Ты останешься жить ради спасения других людей, но не смей брать денег с больных». И она выжила, выжил и её ребёнок.

Священник Покровского Хотькова монастыря иеромонах Иоанн (Корчуков) рассказывает, что в августе 2004 года к нему подошла в обители на исповедь женщина лет тридцати, приехавшая из города Георгиевска Ставропольского края, и поведала, что терпела много горя от своего мужа. Но она почитала Преподобных Кирилла и Марию, молилась им и однажды услышала удивительный Голос, сказавший ей: «Мы, Преподобные Кирилл и Мария, тебя в обиду не дадим». И в семье вновь водворился мир и прежнее благоденствие.

В своём духовном окормлении страждущего народа о. Кирилл следовал опыту богоносных учителей. Как говорит о нём о. Илий (Рейзмир), он имел особую смелость прощать грехи всем. «Именно поэтому» «он так при жизни долго и тяжело страдал»: 14 лет провёл в постели после инсульта. «Он нёс тяжкую ношу людских грехов». Ведь ни один грех не совершается без последствий. За них расплачиваются даже в том случае, если они прощены. Потому лучше и не грешить. 

О. Кирилл многое сделал и для восстановления монашества. И в Дивеевской обители, и в Толгском монастыре, и в Валаамском, и в Горненском в Иерусалиме. Но главное – он учил жить по совести, быть строгими к себе и снисходительными к людям.

Как пишет о. Геронтий (Федоренко), насельник Свято-Троицкой обители, один из братии как-то засмущался на другого. Пришёл к Батюшке Кириллу и стал жаловаться на брата. Духовник строго его осёк: «Знаешь, здесь в Лавре, все монахи хорошие! Все - добрые, можно сказать, Святые. Почему ты так плохо отзываешься? Почему ты его осуждаешь?» Эти протрезвляющие слова так подействовали на жалобщика, что он остался в монастыре и изменил своё отношение к братии. Добрый – это совсем не «добренький». Это тот, кто сам в себе сжёг все страсти. И получил силы прощать других, подставляя им своё плечо.

Понимал о. Кирилл и то, что с разрушением СССР Россия превращена в колонию Запада. Через ВТО, МВФ, господство доллара. Он говорил, что с Россией ведут необъявленную войну. Что наша страна держится лишь Помощью Свыше, молитвой Святых на Небесах, Верой в русский народ Божьей Матери. В нём удивительно красиво сочеталась кротость характера с твёрдостью духа.

И как хорошо, что сегодня мы можем обратиться к нему. Он умер, но не ушёл из нашей жизни, подобно Преподобному Сергию. 

В трепете сердечном прибыли в Лавру наши паломники, принеся Святыни Крестного хода «Святая Русь». Более трёх часов подходили к ним верующие, выходящие с вечерней службы. https://vk.com/video38310498_456240845?list=5e6e9382ad391bcdff 

А на другой день, 16.06.2019, Свято-Троицкая Сергиева Лавра встречала Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: https://vk.com/video38310498_456240852?list=19e125280f20839851

Это было праздничное Богослужение, проходившее в День Пресвятой Троицы: https://vk.com/video38310498_456240851?list=5220c7f2e41b0d1bb5

https://vk.com/video38310498_456240850?list=a45fc90918314ba79f

17 июня наши паломники покинули Лавру, отправившись в Углич.


Нет войне !

Листовки для распространения.

СРОЧНАЯ НОВОСТЬ! 20-летний российский студент получил высшую медицинскую награду!

За открытие уникального способа ПОЛНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ без операции!Как новейшая разработка сможет спасти миллионы людей от слепоты и как граждане РФ смогут получить новое средство по акции — в...