Автомобильный Крестный ход «Святая Русь»: г. Вельск, Архангельск.75,76,77-ой дни пути.

4 1926

20 июня 2019 года крестоходцы побывали в городе Вельске Архангельской области. Это один из древнейших городов Руси. Упоминается в летописях ещё в 1137 году как пункт сбора денег на нужды Церкви. А ведь это на десять лет раньше, чем летописное упоминание о Москве.

Но в Московское княжество Вельский погост входит только со второй половины пятнадцатого века. До этого он относился к Великому Новгороду. В Вельске вёлся активный торг. Он - центр льняного производства и изготовления продуктов из древесины: смолы, скипидара, дёгтя. Честь изобретения смолокуренной печи принадлежит вельчанину, крестьянину Егору Басову. А ведь он сделал открытие мирового значения, в корне изменившее всю технологию смолокурения. Из Вельска она разошлась по Руси и пришла в Европу. 

Несмотря на то, что город был малолюдным - во времена Петра Первого в нём жило всего около 20 мужчин, - со временем в нём стало насчитываться немало каменных величественных храмов. Продажа местной смолы и дегтя приносила доход. Правда, в советское время эти храмы разрушены. 

Летом 1858 года в городе счёл необходимым побывать Император Александр II. Визит Царя, Освободителя крестьян от крепостной неволи, произвёл столь сильное впечатление на местных жителей, что спустя три десятка лет в уезде началось общественное движение за постройку памятника ему. 

Впрочем, едва ли он простоял бы долго. С 80-х годов XIX века Вельск – место политической ссылки. В разное время сюда отправляли революционеров Петра Смидовича (1874-1935. советский партийный и государственный деятель. Родился в дворянской семье герба Сухекомнаты. Отец, надворный советник Гермоген Викентьевич Смидович (1837—1905), 

Павла Бляхина - автора известной книги «Красные дьяволята» (1886-1961, сценарист и журналист. Член РСДРП с 1903 года), 

Петра Моисеенко - организатора Морозовской стачки в Орехово-Зуеве (1852, -1923, Харьков), 

а также - одного из первых российских рабочих-революционеров, писателя Александра Левитова (1835-1877, писатель-народник) 

и революционера-народника Порфирия Войноральского (1844- 1898, один из главных организаторов «хождения в народ»). 

А советская власть, как мы знаем, и памятники Царям Русским порушила, и Церковь Русскую разрушала без всякой пощады. Да и жизнь народа до революции изображала в самом черном свете, подчас просто клевеща на неё. 

Демонтаж памятника Александру Второму в Кремле

Демонтаж памятника Александру Второму в Ростове-на Дону

Так в годы Великой Отечественной войны в закрытом большевиками Свято-Троицком соборе Вельска, освящённом ещё в конце восемнадцатого века, из церковных риз кроили тюбетейки, иконами топили печи… 

А когда в 1946 году в Свято-Успенском храме зарегистрировали приходскую общину, в описи «предметов культа» оказались только две иконы – Господа и Николая-Чудотворца. Иконостас и престолы отсутствовали. Купола, кресты и колокола были брошены, в крыше зияла дыра, в тридцати четырех окнах не было стекол. Когда община попросила горсовет помочь ей стройматериалами и транспортом, на просьбу верующих власти ответили отказом.

Забытые народом храмы Вельского района

Храм стал восстанавливаться силами и средствами прихожан. В то время на строительстве местной железной дороги трудились и ссыльные. Среди них было немало верующих. Один из них, уезжая из города, оставил на подоконнике свою шапку, под которой нашли его тайный дар - немалые средства.

Ревностный вклад в благоукрашение Успенского храма внесла и прихожанка Елизавета Александровна Новикова, прожившая более 90 лет. В прошлом белошвейка из Питера, она расшивала ленты на Евангелии, приобрела на свои деньги Распятие, доставила из Пюхтицкого монастыря плащаницу Божией Матери.

Вельск и сегодня невелик. Однако издревле были у него свои Небесные Покровители. Во Истину нет на Руси села или городка без Праведника! Один из них, Кирилл Вельский, жил ещё в ту пору, когда Вельск входил в Новгородскую республику. 

Он был молодым тиуном (управляющим) новгородского наместника. Мало о нём известно. Боярин за что-то на него озлобился, и хотел даже убить. Спасаясь, Кирилл побежал к реке Ваге. Но когда бросился в воду, та Чудесным образом расступилась от него во все стороны сажени на три. Увидел это преследователь и раскаялся. Да было поздно, как-то случилось, что Кирилл утонул. Горний Мир посчитал необходимым забрать его к себе. Погребли Праведника в ближней церкви Святителя Иоанна Милостивого, весьма почитаемого Россией до революции.

(Иоанн Милостивый, умер между 616-620 г., Александрийский Патриарх. Потеряв жену и детей, начал вести аскетическую жизнь, заботился о бедных. Не будучи ни монахом, ни клириком, избран, по желанию народа на Патриарший Престол. Решение это утверждено Императором Ираклием. Сосчитал всех нищих в Александрии и роздал им всё своё имущество. Посылал милостыню ко Гробу Господню, выкупал пленных, боролся с ересью монофизитов. Мощи его находились в Константинополе. В 1249 году перевезены в Венецию. Часть Мощей пребывала с 1489 года в Будапеште (сегодня - в Братиславе). Частицы Мощей находятся и на Святом Афоне. Можно найти их в мощевиках и русских церквей).

Горько плакал о своём слуге Кирилле его боярин, почитая себя виновником его смерти. Уже и забыли о нём на земле, когда в XVI веке явился он из Иного мира одной благочестивой женщине, по имени Евлампия, и сказал ей, что водами реки вымыло его гроб из могилы, и теперь тело его лежит на берегу Ваги.

Это известие взволновало народ. Толпой отправился он на городское кладбище и близ реки действительно обнаружил старинный гроб, потемневший от времени. Тело Кирилла оказалось нетленным. Даже погребальная одежда на нём была как новая.

Обретение его Мощей сопровождалось Чудом: когда некую женщину подвели к гробу, с её верхнего века исчезла большая опухоль, и «она стала видеть так же ясно, как бы не была слепою». Став свидетелями Чуда, жители Вельского погоста уверовали, что обрели Мощи Праведника. Кирилла похоронили заново, над его могилой построили часовню. И немало Чудес было сотворено по молитве к нему. 

В 1587 году его Мощи вновь освидетельствованы. Они и тогда были нетленными. Их перенесли в Никольскую церковь. И произошло новое Чудо: мальчик Симеон, страдавший неизлечимой «болезнью чрева», совершенно выздоровел. Были и другие Чудеса. Заболел местный житель Созонт. Однажды в полдень, когда больной на некоторое время пришел в сознание, он увидел в своём доме неизвестного молодого человека, который объявил о себе, что он Кирилл Вельский. «Вели отпеть молебен Кириллу — и будешь здоров», - сказал он и стал невидимым, а Созонт тотчас выздоровел.

И только в 1937 году часовню Праведного закрыли. Основанием тому явилось решение Президиума РИК: «Здания часовен необходимо продать колхозам, деньги зачислите в сельский бюджет, в случае негодности здания под хозяйственные нужды используйте на дрова», - таково было решение безбожных властей, пришедших ко власти для того, чтобы украсть у народа его Веру и тем сотворить из человека духовного рядовое плотское существо. Потомки этих обывателей и позволили врагам СССР украсть у них государство. 

Крестоходцы в Вельске. 

Однако несмотря на все гонения и запреты, память о Святом в вельчанах сохранилась. В местном Свято-Успенском храме находится его икона. Со временем в городе возродили традицию праздновать Кириллов день, ходить Крестным ходом.

Чтут вельчане и Преподобного Варлаама Важского, Пинежского (Новгород? 1462, Варлаамиев Важский монастырь), прославленного в Соборе Карельских Святых. Он был основателем Варлаамиева Важского, во имя Апостола Иоанна Богослова, мужского монастыря.

Преподобный - выходец из семьи новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий. Его предки активно участвовали в освоении земель левого притока Северной Двины. В 1315 году дед Преподобного приобрел в этих краях участки у чудских старшин за 20 тысяч белок и 10 тогдашних рублей. 

Слева Духовская (Трехсвятская) церковь, справа - Иоанно-Богословская (разобрана в 1949-50 гг.). Фото 1930-х гг. из архива ИИМК.

Большую часть своей жизни Варлаам Важский прожил в миру и был женат. Но он очень полюбил молиться всю ночь перед Господскими праздниками и днями памяти особо чтимых им Святых. Однажды в ночь на празднование Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, брата Господня по Иосифу Обручнику, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в двух полётах стрелы. Он решил, что это Знак Свыше, и решил построить здесь монастырь во имя Апостола Иоанна, любимого ученика Спасителя.

Потомки Варлаама Важского ещё долгое время являлись благотворителями этой обители. А он сам за шесть лет до перехода в Мир Иной принял здесь монашество. По преданию, основал он ещё две пустыни: Уздринскую и Кодемскую. В Житии рассказывается о его благочестивой жизни, нищелюбии, заботе о вдовах и сиротах. Чем не повторение Подвига Иоанна Милостивого? А ведь подражали Святому Иоанну на Руси многие люди с немалыми средствами.

В 1552 году Мощи Святого Варлаама обретены нетленными при большом стечении народа. И тогда был особенно сильный разлив Ваги. Река опять смыла часть берега с монастырским кладбищем у церкви Иоанна Богослова. Среди обнажившихся захоронений оказался и гроб Преподобного. Немало Чудес, совершённых по молитве к нему, записано в 16-17 столетиях.

Монастырь, основанный им, был упразднён только при Екатерине Второй, в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, навязанной обществу Царицей-немкой. Сегодня на земле этой обители стоит одна часовня, единственное сохранившееся до нашего времени здание из всего громадного Иоанно-Богословского монастыря. 

8 июня 2007 года в часовне найдена Чудотворная икона Преподобного Варлаама Важского, написанная, предположительно, в XVIII столетии и утерянная после 1917 года. Тогда же энтузиасты начали готовить проект реставрации обители. Сегодня часовню поддерживают жители деревни Смотроковка, которая до революции называлась селом Богословским.

И, конечно же, невозможно, не рассказать о Священномученике, Епископе Вельском, о. Николае Караулове (1871-1932). 

Происходил он из семьи священника Вологодской губернии. О. Николай тоже был щедрым, милосердным жертвователем. И, конечно же, любил молиться. Незадолго до смерти горячо любимой супруги посетил он в Черниговском Скиту Прозорливого Старца Варнаву.

«Подходим к маленькому домику отца Варнавы, – вспоминал он впоследствии. – … Как хотелось увидеть его, живущего в миру, но поборовшего зло его и получившего Великий Дар Утешения! Дошла очередь до нас. Мы вошли в келью Старца. В переднем углу - образ Святителя Николая- Чудотворца, в уголке по одной стене лепится простой диванчик и угольничек; пред маленьким оконцем, полузавешенным шторою, стоял деревянный столик, прикрытый старой клеенкой. Простая обстановка!

… “Откуда вы?” – “Из Вологды”. – “Как там живёте, где служите?” Свои вопросы он перемешивал нравоучениями, краткими, положительными и глубокими. Глаза его, вдумчивые, смотрели прямо на тебя. Лицо, доброе-предоброе, невольно манило к себе своей искренностью, участием и отеческою ласковостью. 

Среди разговоров отец Варнава, устремив на меня долгий взор, который так и проникал в глубину сердца, каким-то особенным тоном сказал: “Бедные, бедные, как вы живёте…” Эти слова навсегда запечатлелись в моём сердце. … Скоро после того я, молодой иерей, лишился любимой жены, оставившей мне троих малолетних детей. Слова Старца не забудутся никогда, ибо они проливают утешение в душу мою в минуты скорби».

В эпоху советских гонений на Русскую Православную Церковь о. Николай, как священник, хорошо известный в Вологде и пользующийся большим уважением прихожан, был арестован новой властью, не желавшей его влияния на народ. Впервые его арестовали в 1921 году по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорили к двум годам ссылки, выслав в город Пинегу Архангельской губернии.

В 1923 году он пострижен в монашество и хиротонисан во Епископа Вельского. Однако на новом поприще архиерейская митра его стала терновым венцом. Это был уже глубоко больной, «совершенно седой старец с длинной бородой». Правда, голубые глаза его светились прежней, детской чистотой. И когда в 1931 году поднялась новая волна гонений против верующих, его снова обвинили в «контрреволюционной деятельности». 

«Несомненно, реакционной личностью является Епископ Николай (Караулов), – говорил один из доносчиков. – Как старожил, он знаком почти со всеми верующими города Вологды и находится с ними в постоянном и тесном соприкосновении. Мне доподлинно известно, что он всё своё, свободное от богослужений, время употребляет на посещение отдельных квартир, где не стесняется жаловаться на своё беспомощное положение, проистекающее от взятого советской властью курса политики…». Иначе говоря, даже жаловаться на советскую власть знакомым было запрещено.

В другом доносе сказано: «Караулов говорит товарищу Блюменбергу, что он сейчас не у власти, он в заштате… Всё сидевшее и сидящее духовенство (в камере № 6) настоящее своё положение считает… страданием за Веру и Церковь Божию… На самом деле этого нет: имеют тёплую камеру, нары, матрацы, 300 граммов хлеба, в последние дни - вкусный, сытный суп, два раза кипяток, прогулку, правда, пока без передач».

Получалось, что даже за арест свой священники должны были благодарить новые власти. Какой цинизм! И – какая глупость! 

14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Епископа Николая ещё к трём годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932-го – к тому же сроку, но в Казахстан. Священномученик скончался в тюрьме Новосибирска 17 апреля того же года и погребен в безвестной могиле.

Так сбывались слова Христа, записанные в Евангелии от Луки: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:17). «…И будут гнать вас ... преданы будете ... и умертвят вас» (Лк.21:12, 16). 

Гонения на христиан в Японии

«Ведь Дух антихристовский, - по словам Святителя Феофана Затворника, - всегда один». «Что было вначале», когда убивали Сына Божия, «то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении».

Как же быть, задаётся вопросом Святитель. И приводит в ответ другие слова Евангелия Апостола Луки: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). 

Апостол Лука пишет икону Божьей Матери

Лука, ученик Христа из 70-ти Апостолов, и сам пострадал от рук нечестивцев. Спутник Апостола Павла, он после Мученической кончины его в Риме, прошёл с проповедью Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял Мученическую смерть. Был повешен на дереве в возрасте 84 лет. Безбожные власти и тогда боялись глубоких старцев, если они и жизнью своей, и смертью свидетельствовали об Истине. 

Сын Божий Сам сказал ученикам Своим, отпуская их на проповедь, что невидимо последует за ними. Где будут они говорить о Нём, там будет незримо присутствовать Он Сам. Так и было. Апостол Пётр убедился в этом и когда спешно покидал Рим, в котором шли массовые аресты христиан. Он ни за что бы не ушёл из города, несмотря на то, что в нём свирепствовал Император Нерон, но ученики настояли на его бегстве. Покидая Рим, он и встретил Христа, спешащего в город уже видимым образом. «Камо грядеши, Господи?» - спросил он. И услышал грустный, ласковый голос: «Раз ты, Пётр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое Распятие».

Апостол дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, устремился по следам Христа. Ведь это о нём сказал Иисус: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…» (Мф. 16:18-19). Как Апостол Пётр, который, подобно Сыну Божьему, воскрешал умерших, мог испугаться смерти? В Риме Пётр он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни на Кресте.

А 20 июня 2019 года наши крестоходцы прибыли в город Архангельск, за благополучие которого молится сам Архангел Михаил – победитель дьявола. Святыни, с которыми идут наши товарищи, были с заботой помещены в храме Святого Благоверного Князя Александра Невского, являющегося подворье Артемиево-Веркольского монастыря. 

Это городской район Варавино. В девятнадцатом столетии здесь стоял храм Мученика Виктора.

 

Тот был родом из Италии. В царствование Императора Марка Аврелия Философа (161–180) Виктор служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник-язычник Севастиан. Будущий Мученик не считал нужным скрывать, что является христианином. Когда Марк Аврелий начал гонение на верующих, по всем воинским частям был разослан приказ, повелевающий совершить языческое жертвоприношение.

Когда дошёл черёд до Виктора, он непоколебимо отказался следовать языческому обряду. «Я теперь уже воин не вашего земного царя, а Небесного», - сказал он. За это исповедание ему сначала сломали пальцы, вывернули кости из суставов. Но с Божьей Помощью Виктор оставался невредимым. Ведь Тот, за Кем он шёл на Крест, стоял рядом и смотрел на него, незримо разделяя его Мучения. 

Позвали чародея, приказали ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал Святому. Но Виктор снова остался жив. То же повторилось и в другой раз. Христос Воскресе – значит, Жизнь сильнее смерти! Да чародей был потрясен Чудесной Силой, которая стояла за Мучеником. Он уверовал в сына Божьего и сам стал христианином.

Виктор не пострадал и тогда, когда из него стали вытягивать жилы. Его бросили в кипящее масло – он выжил. Повесили на дереве, опаляя тело свечами, – он не чувствовал боли. Тогда от бессилия ему выкололи глаза. Повесили на дереве вниз головой и ушли. Через три дня оказалось, что он продолжал жить. Ужас накрыл истязателей. В одночасье они ослепли. Мученик молитвой своей вернул им зрение. Воины бросились к Севастиану, умоляя его проявить милосердие, отпустить Виктора, но тот приказал содрать с него кожу. Не так ли вели себя и фашисты? Они тоже были язычниками, то есть, поклоняясь духам, поклонялись сатане. 

Молодой жене одного из воинов, тайной христианке Стефаниде, которой было всего шестнадцать лет, Сын Божий показал два прекрасных венца, спускающихся с Неба. Один несли двенадцать Ангелов. Они опустили его на голову Виктора. Другой, поменьше, – на её главу. И Стефанида стала громко прославлять Мученика и Христа, невидимо стоявшего рядом с ним, готового дать ей и ему Жизнь Вечную. Арестовали и Стефаниду. Она, чувствуя поддержку Христа, вскричала, обращаясь к Севастиану: «Ты и твои боги исполнены лжи! Я же говорю тебе Истину! Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу…»

За это исповедание Веры девушку разорвали на две части, привязав к двум пальмам. Виктора же обезглавили. На таких примерах воспитывался наш народ из века в века в век, потому был бесстрашен пред лицом врагов внутренних и внешних.

Теперь в Варавино нет храма Святого Виктора. Но стоит храм Благоверного Князя Александра Невского. В нём служит Воин, Воин Христов, иеромонах Феодосий (Нестеров), выпускник московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. 

Он прибыл в Архангельск, когда Варавино было неверующим. Многие жители пили. От беса пьянства страдали целые семьи. И когда в схватку с темными силами вступила Церковь. Бесноватые дважды пытались сжечь подворье, но Бог сохранил Дом Свой. 

Отец Феодосий служил в больницах, в учебных заведениях, в воинских частях, в тюрьмах. Привозил видеофильмы, духовные книги, святую воду. Совершал Таинство Крещения, дарил крестики и иконы, исповедовал и отпускал грехи. Так народ и очищался. Христос Своим Смирением и Милосердием смирял гордого воинствующего безбожника, приводя его под Руку Свою. Превращал Савлов в Павлов.

И когда 4 февраля 2007 года Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освящал Престол во имя Благоверного Князя Александра Невского, храм, рассчитанный на 150 человек, не смог вместить всех, кто пришёл на службу. Несколько десятков верующих, несмотря на 28-градусный мороз, два часа простояли на улице, слушая службу по радио. 

И ныне по средам в храме служатся водосвятные молебны с чтением Акафиста перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», идет молитва за страдающих недугом пьянства и наркомании. На богослужение приезжают люди со всех уголков Архангельска.

Ибо сказал Христос: «Вор (бесы) приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели Жизнь, и имели с избытком». «Овцы Мои слушаются Голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им Жизнь Вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из Руки Моей», «Я и Отец - одно…» (Иоанн. Гл.10). 

Свидетельствуя о Силе и Власти Своей, Господь и в наши дни посылает архангелогородцам Чудо за Чудом. Так в 2006 году в Свято-Тихоновском храме замироточила икона "Глава Иоанна Предтечи". По свидетельству Настоятеля, Игумена Афанасия (Пименова), обильное мироточение происходило и в 2007 году. Образ написан в 2005 на средства прихожан храма.

А в Свято-Троицкой церкви города, 

начиная с Великого поста 2000 года, неоднократно проистекло миро и елей от целого ряда икон: «Казанской Божией Матери», «Спаса Нерукотворного», «Спасителя», «Евангелистов», «Спаса в Силах», ещё на одной иконы «Спаса в Силах», образа «Пресвятой Троицы», «Владимирской иконы Божией Матери»… Тогда же отмечено истечение елея от латунного Креста на южных диаконских вратах. А в августе 2001 года елей обильно истекал от иконы «Спас Нерукотворный». Это местный лик на иконостасе. Все эти образы - новые недорогие, бумажные, наклеенными на деревянную основу.

6 января 2002 года на всенощном бдении перед праздником Рождества Христово капли елея появились на иконе Божьей Матери «Споручица грешных». А 27 октября 2002-го, в день памяти Святых Отцев VII Вселенского Собора, утром, вскоре после начала проскомидии, - на изображении кисти Богородицы, держащей Руку Богомладенца. Благоухающее миро проступило в виде чётко очерченного Креста. Одновременно с этим в виде Креста появилось миро и на стекле киота иконы «Святцы».

Кроме того, елеетечение от икон отмечалось в 2003 году, в 2004, в 2005. Происходило это, как правило, под праздники. 24 февраля 2007 года, перед Литургией, впервые отмечено елеетечение от иконы Святой Мученицы Царицы Александры Федоровны Романовой. Потёки масла обнаружены на изображении её ладони левой руки. Подобное Явление имело место и 9 марта 2007 года.

В некоторых случаях елей истекал с изображения кисти Спасителя, держащей Евангелие, либо от изображения самого Евангелия. В некоторых случаях отмечалось благоухание.

Но самое удивительное Чудо явил Господь в субботу 6 ноября 2004 года, когда на всенощном бдении, во время елеепомазания, множество прихожан, через открытые Царские Врата, ясно увидели на ризе Престола изображение Лика Христа, сложенное из складок ткани и отбрасываемых ими теней. Оно имело большое сходство с Ликом Сына Божия на Туринской Плащанице.

Свидетелем Чуда был Настоятель храма, отец Алексий Денисов. Впервые явленное удалось запечатлеть с помощью фотоаппарата.

Всё это можно объяснить только беспредельной Любовью Господа к грешному человечеству. Мы отрекаемся от Него, а Он взывает и взывает к нам. Как и две тысячи лет назад, обращается Сын Божий с проповедью, проявляющей себя не только в слове, в Благой Вести, в Евангелии, не только в проповеди священника, но и в иных Необычных Явлениях, доказывающих Бытие Божие. Мы гоним Его, а Он протягивает к нам Свои Руки. Мы грешим, а Он нас прощает. Мы ленимся ходить в храмы и молиться, и тогда Он является в сами дома наши. 

Когда же Он на время оставляет нас, мы страдаем. Ведь по словам Апостола Павла, уже при зарождении наших душ «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» (1 Кор. 2: 10, 12). Бог заложил в нас бесконечную Любовь, а бесы вносят в души ненависть и зависть. Но стоит нам вновь обратиться к Богу, как бесы отступают.

А ведь уже сама история Свято-Троицкого храма Архангельска может многое дать душе человека. Она связана с историей первой в России морской крепости. 

12 июня 1701 года в устье Северной Двины, на острове Бревенник, состоялась закладка Новодвинской крепости. Это происходило в годы правления Петра Первого. В 1702 году, по указу Царя, для усиления гарнизона крепости сюда из Холмогор переведены два полка, стрелецкий и гайдуцкий. Русские воины сами возведели в крепости две деревянные церкви — Троицкую и Богоявленскую – две духовные твердыни.

Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, большая часть гарнизона отправлены на правый берег реки Кузнечихи, в район бывшей здесь деревни с тем же названием. Сюда же привезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они освящены 4 июля 1717 года.

Со временем они обветшали. Тогда на общем собрании офицеров и солдат решено воздвигнуть каменный храм. 20 июня 1745 года «испросили благословенную грамоту» у Архиепископа Варсонофия, и немногим более чем за два года окончена постройка, освящён сначала придел Архистратига Михаила, потом главный Престол первого этажа – в честь праздника Богоявления. А верхняя часть здания стала Троицкой церковью - 20 сентября 1764.

Таким образом новый храм представлял собой как бы два храма под одной крышей. По названию главного Престола стал именоваться церковью Живоначальной Троицы, или Троицкой Кузнечевской.

И только в 1930 году её стали "переоборудовать". В храме размещалась школа шоферов, общежитие рабочих трикотажной фабрики, мыловаренный завод и обувная фабрика, камнерезный завод.

Однако совсем разрушить храм, построенный людьми, невозможно. Его копия остается на Небе. Потому рано или поздно небесный храм вновь и вновь проецируется на земле. А этот, в котором столь часто совершались Чудеса, посвящен Самой Пресвятой Троице! Да и служил в ней некогда свой Священномученик, и после смерти своей не забывавший этого Дома Божьего.

Речь о Настоятеле, Протоиерее Николае Даниловиче Родимове (1856-1938), ныне прославленном в лике Новомучеников Российских.

 И он был стандартно обвинен советской властью в контрреволюционной деятельности. На возражения престарелого батюшки, что он смиренный, тихий человек, предпочли не обратить внимание.

Он сам попросился на служение в старинный Троицко-Кузнечевский храм Архангельска. Одновременно был законоучителем и в Александровском детском приюте, и в фельдшерской ветеринарной и повивальной школах, и у низших чинов Архангельского батальона, служил заведующим Владимирской Кузнечевской Троицкой церковноприходской школы, был законоучителем в ней. Активность его изумляла, многие были ему благодарны. Заметная личность в городе! За это его и уничтожили. 

В 1920 году арестовали в первых раз. В 1929-ом начался новый этап гонений. Из центральных областей СССР стали высылать на Русский Север духовенство и крестьян, Архангельск заполнился толпами ссыльных. Власти в Архангельске приступили к закрытию храмов.

После захвата Свято-Троицкой церкви безбожниками Протоиерей Николай перешел в Ильинскую церковь, расположенную на городском кладбище, где прослужил до 15 декабря 1936 года. Вышел за штат. И во время очередных гонений, в 1937 году, когда батюшке восемьдесят первый год, его снова взяли. 

Мученический путь в период массовых преследований верующих открыт для каждого. Некоторые страшатся его, думая, что насильственная смерть через неправедное осуждение и казнь ужасна. Но мы знаем уже, что христиане древней Церкви мыслили и чувствовали по‑иному. Фактически Мучениками наполнено Царствие Небесное. Подвигом своим созидали они Церковь нашу.

Преследования, именно со стороны государства, начались ещё в 64 году, при Императоре Нероне. Возобновили они при Императорах Домициане (81–96) и Траяне (98–117). 

При Домициане мучениям подвергался Апостол Иоанн Богослов, но Чудом остался жив. При Императоре Траяне пострадал ученик Иоанна, Святой Игнатий Богоносец, приговоренный к смерти от когтей и зубов диких зверей. Когда его везли в Рим на казнь, он писал христианам, прося их не добиваться его освобождения: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я - пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

При Императоре Адриане (117–138) замучены дети: Вера, Надежда, Любовь. Вере, старшей, было двенадцать лет, Надежде - десять, а Любови - девять. 

Но за что ненавидели христиан? За то, что они умели любить своих врагов. За то, что умели прощать. За то, что пренебрегали плотскими наслаждениями, не гнались за почестями и властью. Были ИНЫМИ. Именно поэтому в них видели «опасных мятежников». Как управлять теми, кем управляет Сам Бог? Этих не обманешь сказками о земном рае. Не проведёшь на мякине. Не купишь за деньги. Не заставишь молчать, когда надо говорить...

Радость праведных о Господе. Виктор Васнецов

Злобствовали против христиан и сектанты ариане. В V веке в Северной Африке ими были убиты шестьдесят два священника и триста мирян. Тогда пострадали Преподобный Максим Исповедник и два его ученика. Им отрубили руки, чтобы они не могли писать в защиту Истины.

Потом богоборчество пришло под видом иконоборчества. «…У некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускали огонь и таким образом обжигали лица их и головы». Двум братьям-монахам, Феофану и Феодору, на лице выжгли оскорбительные стихи (за это они получили прозвания Начертанных).

Мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид. Константинопольская миниатюра из «Минология Василия II». 985 год.

Но самые массовые гонения в истории Церкви Христовой случились не столетия назад, а в России ХХ века. В первые же недели после прихода к власти большевиков (25 октября 1917 года) полилась кровь православных священников. Первомучеником, открывшим эти гонения, стал Протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе (расстрелян 31 октября).

Мученики Меласиппа, Касинии и Антонина. Лист 165. Миниатюра. Минологий Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Большевизм коварен. Он сладким голосом рассказывает народу о своей любви к нему, а сам истребляет в народе лучших. Обратите внимание: и среди большевиков, и среди необольшевиков нет верующих во Христа. 

Мученичество святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана

Неудивительно, что в Архангельске замироточила икона с главой Иоанна Предтечи. Он, брат Иисуса про крови, стал Предтечей и христианских Мучеников. Неудивительно и то, что его образ замироточил в храме Патриарха Тихона. В 1917-1918 годах в Кремле собрался Поместный Собор, который дал целый сонм Новомучеников. Ведь на этот слёт Церковь присылала лучших. По ним новая власть и ударила. А Патриарх Тихон был председателем этого собрания. 

Он появился на свет в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина. Девяти лет поступил в духовное училище, потом в духовную семинарию. «Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным, без лукавства и святошества», - вспоминают о нём. Товарищи уважали его за блестящие успехи в науках и всегдашнюю готовность помочь.

Потом Санкт-Петербургская духовная академия. В 1897 году, на 34-м году жизни, отправился служить в Польшу. А через год назначен Епископом Алеутским и Аляскинским. Служил в Сан-Франциско, в Нью-Йорке, где выстроил Свято-Николаевский собор в Манхэттене. 

Освящал храм в Канаде. Открывал в США первую православную духовную семинарию. Переводил богослужебные книги с русского на английский. Благословил строительство первого православного монастыря в Северной Америке (Саут-Кейнан, штат Пенсильвания), при котором устроена школа-приют для сирот. 

Это при Епископе Тихоне в состав епархии вошли 32 общины, пожелавшие перейти из униатства в Православие. Сотни тысяч человек!

Состоял почётным председателем ярославского отделения Союза русского народа. Когда Ярославль в ходе празднования 300-летия дома Романовых встречал Императорскую Семью, был своего рода гидом при будущих Страстотерпцах. 

Архиепископ Тихон пользовался популярностью в народе. Для благословения к нему приходили даже католики и староверы.

Приветствовал Февральскую революцию. Видел в этом масонском заговоре «Волю Божию». Но то была воля дьявола. Она и погубила Патриарха Тихона. Уже во время работы Поместного Собора стал приходить целый поток вестей о расправах над духовенством. 19 января 1918 года Патриарх издал знаменитое Воззвание, в котором были такие слова: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной».

21 июля 1918 года в слове, сказанном по Евангелии в Казанском соборе на Красной площади, Патриарх Тихон осудил расстрел Николая II. Он не знал, что вместе с Царем убита вся его Семья. Эту правду новые власти скрывали.

А Политбюро, во главе с Лениным, уже приняло план Льва Троцкого о разгроме Церкви, аресте членов Синода и самого Патриарха. Главу Церкви вызвали в ГПУ на Лубянку. Потом – в суд на процесс московского духовенства. Патриарх был арестован. Советская пресса требовала сурово покарать «людоеда» Тихона. 

Политбюро приняло решение «поручить Секретариату ЦК вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объёму колоссальной вины, совершённой им. Его подводили к смертному приговору, несмотря на то, что он заявил о себе, что «… отныне Советской власти» он «не враг», «окончательно и решительно отмежёвывается, как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».

И всё же, через два года, в 1925-ом, начальник 6-го отделения СО ГПУ Евгений Тучков открыл против него новое дело, которое называлось делом о «шпионской организации церковников», которую, по замыслу следствия, якобы возглавлял Патриарх Тихон. Пошли новые допросы. 

Чтобы облегчить секте обновленцев перехват управления Церковью, Патриарха заперли в Донском монастыре в Москве, где он находился в строгой изоляции. Уже к концу 1922 года враг занял две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. 

Келья Патриарха Тихона в Донском монастыре. Москва

Несмотря на этот натиск, Бог делал Своё дело: подавляющая масса верующих народа открыто встала на сторону Патриарха Тихона. Обновленцы называли его «главой секты», но в действительности сектой были они сами, ибо оставались в меньшинстве.

Тогда некие темные личности совершили (9 декабря 1924 года) разбойное нападения на дом Патриарха в Донском монастыре и убили Якова Анисимовича Полозова, весьма близкого ему человек, келейника с 1902 года. 

Это добивало и без того больного Патриарха. Он вынужден был обратиться в клинику Бакуниных. Скончался Патриарх 7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, на 61-м году жизни, будто бы от сердечной недостаточности, хотя существует версия о его отравлении. За несколько часов до смерти он произнёс: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, тёмная-тёмная».

"Почему умер Патриарх Тихон?" - этот вопрос шепотком, вполголоса, во весь голос, задавали на похоронах Патриарха... И до сих пор этот вопрос повторяется почти всеми церковными людьми, как только заходит речь о смерти Патриарха Тихона. Ведь очевидно же, что те, кто убил миллионы верующих, без угрызений совести, мог покуситься и на жизнь главы Церкви. Раз уж убили Христа – могли убить и Патриарха... 

Прославлен Патриарх Тихон как глава Собора Новомучеников и Исповедников Российских. И это стало первым шагом к прославлению других церковнослужителей и верующих, не отрекшихся от Христа в годы революционной смуты и большевистского террора. Ныне Мощи его открыто покоятся в Большом соборе Донского монастыря. 

А в архангельском храме, освященном в его честь, как мы знаем уже, замироточила икона Иоанна Предтечи. 

Донской монастырь. Москва

По словам Игумена Дионисия (Шленова), пролитая кровь Мученика, по аналогии с пролитой кровью Христовой, делает человека не просто более чистым, но омывает, освобождает, «искупает» от грехов. «В Мученике присутствует Христос». Он гораздо больше себя. Сильнее. Дерзновеннее. «Дерзновение (на мученичество) есть состояние родства души с Богом, ощущение воздействия на ум Святого Духа… Это благодатное состояние человека, который становится Богом по благодати…».

А дерзновение – это состояние воина, борца, который идет в наступление и побеждает.

Этого дерзновения, увы, не хватает сегодняшнему человеку! Потому в Национально-освободительном движении вместо миллионов анкет, всего 180 тысяч. А ведь Русская Православная Церковь в веках поддерживала НОД как единственную, известную русскому человеку, технологию освобождения родной страны от оккупантов.

В Архангельске наши крестоходцы приняли участие в Литургии в Храме Святого Благоверного Князя Александра Невского и 21 июня 2019 года выехали из города, чтобы отправиться в Плесецк.


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • НЕЗЫГАРЬ Крупный угольный перевозчик, компания «Новотранс» и прачечная «Трансрейлкар», привлекли внимание следственных органов. По сообщению нашего источника, сейчас проходит доследственная проверка по факту мошеннического вывода денег зарубеж. Основные подозрения следствия складываются вокруг разработанной семьей Гончаровых схемой получения прибыли вокруг скидок, предоставленных за счет фиктивных поставок нефтепродуктов для нужд МПС. Часть продукции реально поставлялась (но по завышенной цене), а часть показывали только на бумаге. Только по одной дороге ежемесячная прибыль составляла более $ 90 млн. Общая сумма вывода за несколько лет превышает 10 миллиардов долларов. У семьи Гончаровых-Шариповых и их компании «Новотранс» есть все шансы побить рекорд Захарченко и Черкалина.
  • интервью Макрона, по замечанию польской газеты Rzeczpospolita, Варшаву «должно шокировать». Президент Франции не в первый раз публично критикует Польшу. Но до сих пор Париж ограничивал себя рамками повестки Европейского союза, точнее, ее стран-локомотивов. Прежде всего, Варшаве ставили в вину «потребительское отношение» к ЕС, желание получать средства из европейских фондов, пользоваться благами Союза, но отказываться принимать мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока. Потом к этому добавились обвинения в нарушении принципов верховенства права, преследовании судей. Сейчас всё гораздо серьезней, поскольку Макрон бьет по главному — уходу поляков после распада советского блока под «американский зонтик».https://www.putin-today.ru/archives/90336
  • :thumbsup: