Автомобильный Крестный ход «Святая Русь»: 79,80,81,82-ой дни пути: Карелия (Пудож, Повенец), Соловки, Мурманск.

1 1392

23 июня 2019 года в городке Пудож, на Карельской земле, крестоходцы задержались, чтобы накачать шины на автомобилях. 

Пудож

Дорога из Каргополя – в щербинах, тряская. По пути они подхватили местную жительницу, бабушку Веру, чтобы довести её туда, куда доехать за деньги не позволяет ей маленький размер пенсии. 

Пудож. Храм Благоверного Князя Александра Невского

Старушка рассказала, что с утра помолилась Богу, прося о встрече с хорошими людьми, потом три километра шла пешком, с рюкзаком за плечами, никто на её «голосование» не отвечал, и, наконец, возле неё остановились машины нашего Крестного хода. Это событие она отнесла к Помощи Свыше: https://vk.com/video38310498_456240977?list=a020e53d4f14cc3a8c

Странно звучит для русского уха слово «Пудож». Однако не стоит думать, что оно - карельское. Есть предположение, что в основе его лежит древнерусское - «пуд». Никольский Пудожский погост входил в составе Заонежских погостов Новгородской земли. По рекам Новгорода Великого сплавляли лён, мёд, зерно. Потому впервые название Пудога встречается в письменных источниках аж в 1382 году. По мере развития промышленности, в устье реки Водла были поставлены несколько стекольных и лесопильных заводов, продукция которых отправлялась и в Петербург, и за границу.

Конечно, и в Пудоже ставили храмы Божии. В 1905 году построена, например, часовня во имя Святого Пророка Осии в память Чудесного избавления от смерти Императорской фамилии при крушении поезда, подорванного террористами-революционерами

Пророк Осия

Но почему же часовня посвящена именно этому Пророку, жившему почти за тысячелетие до Рождества Христова? Осия в царстве Израильском изобличал евреев, которые, забыв Бога Истинного, единобожие, вернулись к поклонению идолам всего через триста-четыреста лет после того, как Бог-Отец дал Моисею на горе Синай Десять Заповедей. 

Синай. 

Надо полагать, те, кто ставил часовню Пророку, знали, что в революционной деятельности в России участвуют многие соплеменники Осии. Осия же, возвещал евреям за отпадение от Веры  великие бедствия, в том числе - плен Ассирийский

Он же предсказал, что придёт время и по всей земле распространится христианство: Христос возвратится из Египта, а через три дня после смерти Своей Воскреснет.

В глубокой старости скончался Богодухновенный Пророк, всю свою жизнь посвятивший исполнению Воли Божией. Потому и ценили его русские люди.

Упомянем и о том, что именно в Пудожском районе Карелии находится самый древний здешний монастырь. Он посвящён Успению Божией Матери, а назван Муромским по названию реки Муромки, которая вливается в Онежское озеро. 

Обитель основана в четырнадцатом столетии Преподобным Лазарем Муромским и своими храмами связывала народ наш благодарной памятью с одним из Чудесных событий Евангелия – Воскрешением Лазаря.

Лазарь Муромский (1286-1391) был русским только по духу. Родился он в Константинополе, а на Русь попал, когда прибыл сюда с каким-то церковным поручением, да так и остался, полюбив Русскую Землю. Он известен как автор самой древней автобиографий в нашей стране. А также – как Просветитель местного финно-угорского племени лопарей (саама) Светом Христовой Веры. 

Муромский Свято-Успенский монастырь сегодня

Поначалу лопари встретили Святого грозно: не раз немилосердно избивали его, собирались даже его убить. Подожгли хижину, за что тут же были наказаны слепотой. В этом огне Чудесно сохранилась икона Божией Матери, которой благословили Преподобного на пострижение в монашество. Лазарь с печалью полагал, что потерял её, когда к огромной радости своей увидел её сияющей Фаворским огнём и стоящей на воздухе посреди пепелища.

Во время слезной благодарственной молитвы перед образом он и услышал Неземной Голос, говоривший ему: «Повелеваю тебе: воздвигни на сем месте церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы Печерской».

Пораженный этим Чудом, Преподобный долго, как мертвый, лежал на земле. Затем, встав, прославил Пресвятую Богородицу. И тогда вторично был Голос от иконы: «Сии люди неверные будут верными, будет едина церковь и едино стадо Христово».

Так и случилось. Много позже лопари крестились, и некоторые из них стали иноками. Произошло это так. Однажды явился к пустыннику старейшина лопарей, неся на руках своих слепорожденное дитя. «Исцели его, - воззвал он к Святому, - и мы отойдем от этого острова, как приказывают нам твои слуги». Оказывается, Ангелы Небесные отгоняли их от нового жилища Преподобного Лазаря. Да и сам он видел некую Светозарную Жену, которой издали кланялись осиянные Иерусалимским Светом Мужи

Лопари

Преподобный взял отрока, окропил его Святою водою, приложил к образу Богородицы, и дитя прозрело. Потрясенные невиданным Чудом, лопари признались: «С тобой живут здесь твои Слуги (Ангелы). Они сильно бьют жезлами наших жен и детей и приказывают оставить сие место». Слышали лопари и колокольный звон, доносившийся до них из самой Вечности.

Старшина лопарей принял христианство, и даже стал монахом. Крестились и сыновья его. 

Новопоставленная обитель пополнилась позже и двумя иноками, пришедшими из Киева, и Старцем Феодосием, явившимся с Афонской Горы.

Скончался Преподобный Лазарь в возрасте 105-ти лет. Деревянный храм, выстроенный им из дерева и посвященный его Небесному Покровителю Воскресшему Лазарю, в 1959 году перевезен на остров Кижи и включен в состав Государственного музея-заповедника. 

Церковь Воскрешения Лазаря считается наиболее древней из сохранившихся деревянных храмов Русского Севера.

Интересно отметить, что именно в Успенский Муромский монастырь, основанный Преподобным Лазарем, был отправлен в 1912 году для исправления духовный террорист, создатель секты изуверов, иеромонах Иннокентий (в миру Иван Левизор (1875-1917), уроженец Бессарабии). В преддверье осуществления цветного сценария начала ХХ столетия врагам нашего Отечества хотелось, чтобы были подорваны основы и самой Матери-Церкви, объединявшей и протрезвлявшей народ. 

Иван Левизор

Иннокентий этот был изгнан из Балтского Феодосовского монастыря, что в Херсонской губернии, за непристойное поведение по отношению к особам женского пола. В Петербурге он сблизился с другой сектой, изуверов-иоаннитов, доходивших до того, что они подкарауливали Праведного Иоанна Кронштадтского на улицах, набрасывались на него и кусали, чтобы испить его крови. 

Иннокентьевцы

Накануне первой русской революции в России был написан роман, в котором были показаны и иоанниты, и Иоанн Кронштадтский, но если иониты осуждены, то Чудотворец от Бога - изображён псевдоцелителем-обманщиком. По роману поставили спектакль «Чёрные вороны». Он был показан в 1905-1907 годах во многих театрах Российской империи, и даже имел успех у той части либеральной публики, которая была настроена антихристиански. Пьесу перевели на французский, немецкий, итальянский, английский и армянский языки. 

Усилиями благочестивых людей пьесу запретили в Курске и Москве. С этой же целью в Петербург, к Николаю Второму, приехали три будущих Священномученика: Епископ Саратовский Гермоген (Долганёв), Епископ Орловский Серафим (Чичагов) и Протоиерей Иоанн Восторгов. Позже все они были уничтожены новыми властями в 1918 году, то есть, сразу же после Октябрьского госпереворота. Император-Страстотерпец выслушивал их аргументы в течение полутора часов. Епископ Гермоген рассказал, как левая печать травит Иоанна Кронштадтского, а в его лице и всю Православную Церковь. Царь дал приказ снять пьесу с показа. И только в 1917 году пьеса снова пошла в театрах. А потом и некий режиссёр Михаил Бонч-Томашевский и продюсер Пауль Тиман сняли художественный фильм «Чёрные вороны».

Что касается подрывной работы самопровозглашенного «представителя Святого Духа» на Земле», иеромонаха Иннокентия, то и до сих пор имеется на Украине несколько тысяч его последователей. Вряд ли они и в самом деле верят в то, будто бы к нему, бабнику и пьянице, Являлся для беседы Сам Христос. Или что Иннокентий родился от непорочной девы. Скорее всего, за этим объединением стоят деньги Запада и непонимание смысла христианской аскезы. Иннокентий призывал своих адептов бросать дома, имущество, детей, семью или всё продавать, нести деньги в секту, слепо следуя за новым «пророком». Темные люди, возможно, всерьез жаждали Подвигов, но почему-то искали их рядом с человеком властным, порочным и гордым. Иннокентий запрещал им обращаться к врачам, получать образование, считал «высшей жертвой Христу» самоубийство. Потому в притонах секты строились особые «комнаты смерти», где жертва добровольно погибала в самых страшных мучениях. Некоторые хоронили заживо. 

Катакомбы подземного "монастыря" Ивана Левизора

Наконец изуверами занялась специальная комиссия, и 1912-м году Левизор был направлен сначала в Муромский монастырь в Олонецкой губернии, потом в тюрьму в Петрозаводске, а затем и на Соловки. Он погиб в пьяной драке в 1917 году. Но его «монастырь» существовал до 1919 года. Здесь в катакомбах, заполненных водой, жили и умирали от гриппа, тифа, чахотки сотни людей. В нём и сегодня собираются до тысячи человек в два раза в год, чтобы вспомнить мнимого пророка.

23 июня наши крестоходцы по дороге на Соловки остановилсиь ненадолго и в посёлке городского типа Повенец. 

Здесь они сфотографировались рядом с памятником боевой славы времён Великой Отечественной войны. На восточной окраине Повенца, у 2-го шлюза Беломорско-Балтийского канала, проходила передняя линия обороны советских войск.

Надо сказать, что через Повенец в шестнадцатом-семнадцатом веках пролегала и «тропа богомольцев», шедших в Соловецкую обитель. 

В 1702 году Повенец стал конечным пунктом так называемой «Осударевой дороги». По этому водно-волоковому пути в ходе Северной войны всего за восемь дней были доставлены в Онежское озеро военные корабли, с помощью которых русская армия и взяла шведские крепости Кексгольм и Нотебург. В 1703 году Пётр I основал в Повенце чугунолитейный завод, на котором ковалась Победа русского оружия: изготавливались пушки, шпаги и такелаж для молодого российского флота. Предприятие работало на местной руде.

Именно в память об этом около 1600 года в Повенце возвели деревянную шатровую Петропавловскую церковь.

С мая 1919 по февраль 1920 года Повенец находился под англо-американской оккупацией.

А в 1931-1933 годах посёлок стал центром строительства Беломорско-Балтийского канала. Оно длилось 20 месяцев. В рекордно короткие сроки построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. 

И хотя канал назвали именем Сталина, есть свидетельства того, что Иосиф Виссарионович якобы сказал, что канал получился мелкий и узкий. Иностранные агенты, экономические убийцы вредили нашей стране и тогда. И всё же, когда началась Великая Отечественная, уже 23 июня 1941 года, с двух немецких гидросамолётов были высажены 16 финских диверсантов-добровольцев, которые должны были взорвать шлюзы. Они-то понимали, что канал играл большую роль в речной навигации. Врагу не удалось совершить теракт. А 28 июня произошёл первый авианалёт гитлеровцев на шлюзы. Бомбардировка прервала движение по каналу на несколько месяцев.

6 декабря при температуре −37° части финской армии захватили Повенец, тем самым прекратив сообщение по Беломорско-Балтийскому каналу. Советским войскам пришлось взорвать шлюзы. Вода хлынула в посёлок и практически уничтожила его. После завершения Великой Отечественной войны повреждённые объекты были восстановлены, и канал введён в строй в июле 1946 года. 

Финский солдат держит в руках свою жертву, убитого русского мальчика

Затопленный Повенец

Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964 году. Пропускная способность и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В 1970-х годах проведена ещё одна реконструкция. Глубина судового хода доведена до четырёх метров, канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

В этот же день Крестный ход "СВЯТАЯ РУСЬ" прибыл в урочище Сандармох. Примерно с конца девяностых годов считается, что здесь находится место массовых расстрелов узников сталинских лагерей. В старом песчаном карьере найдено  236 братских могилы. 

Однако сегодня есть и другая точка зрения на происхождение захоронений. Согласно предоставленным ТК «Звезда» ФСБ России архивным материалам, в могилах Сандармоха находятся и массовые захоронения советских военнопленных, пребывавших в финских концлагерях. Они содержались в тех же бараках, что и политические заключенные годами ранее. По разным данным, здесь захоронено от 19 до 22 тысяч советских военнопленных. 

Умирали они главным образом от голода. «Тех, кто пытался есть дохлых собак, кошек и павших лошадей, финские фашисты расстреливали», - свидетельствовал выживший Яков Крылов. Официальный рацион русского пленного составлял 170-240 граммов хлеба, два литра жидкой баланды (разведенной в воде ржаной муки), 10-15 граммов сахара, 30 граммов мяса или рыбы, литр кипятка в день.

В деревне Пяжиева Сельга, где также находился лагерь советских военнопленных, в одном из бараков было обнаружено письмо бойцам Красной Армии. Вот его текст: «Здравствуйте, дорогие товарищи. Пишут вам страдальцы Пяжиевой Сельги, - писали заключённые. - Вот уже третий год, как вокруг нас враги. … Для человека, испытавшего муки плена в проклятой Суоми, не страшен ад со всеми его мучениями". Финны ставили людей на горячую плиту, равняли строй обессиленных людей при помощи очереди из автомата...

 

Илл.: Финны пришли на нашу землю истязать, мучить и убивать. Под командованием «русского генерала Маннергейма». Излюбленный приём финнов - выкалывать живым глаза, отрезать уши, выжигать звёзды на теле. АКТ. 20 ноября 1941 года. Мы, нижеподписавшиеся, подтверждаем, что в бою 13 ноября 1941 года был тяжело ранен красноармеец Сатаев. Эвакуировать его в тыл не успели. Озверевшие финские фашисты изуродовали тяжело раненного красноармейца. При личном осмотре трупа Сатаева мы обнаружили, что у него были выколоты глаза, отрезаны губы, вырван язык, грудь изрезана ножами. В чём и составлен настоящий акт. Командир 9-й стрелковой роты лейтенант Федоркович, политрук роты Данидочкин, командир 2-го взвода 9-й роты младший лейтенант Пантютин, красноармеец Борисенко".

«Раскрытые сейчас документы ФСБ по Сандармаху позволят восстановить не только историческую справедливость, но и установить имена многих погибших наших солдат и офицеров в финском плену», – считает бывший начальник Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества Александр Кирилин.

Вот и нашему поколению русских людей необходимо сделать всё для того, чтобы Россия вернула себе утраченный суверенитет. Оккупанты никогда не щадили жизни населения захваченных им территорий.

В посёлке Повенец крестоходцы пересекли Беломорканал.

24 июня они отправились на Соловецкие острова. https://vk.com/video38310498_456241003?list=78d18d481e54ffdf92 https://vk.com/video38310498_456241005?list=2e934347e5eec02bff https://vk.com/video38310498_456241004?list=6e73f93632f70e6054

Животворящий Крест Господень и Поклонный Крест были погружены на два монастырских катера, один из которых носит имя Святителя Николая-Чудотворца, а другой Святителя Филиппа. В дороге предстояло провести два часа. 

Но какие же тайны хранит история Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря? Прежде всего надо сказать, что Соловки – это группа из шести крупных островов, расположенных в Белом море, на входе в Онежскую губу. 

Одним из первых здесь был возведён храм во имя Святителя Николая, который является покровителем моряков и путешествующих. «Море – наше поле», – говорят поморы. О почитании на Севере Николая-Чудотворца свидетельствует такая сложившаяся здесь пословица: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы». Жизнь монахов тоже связана с морем. Веками они и рыбу ловили, и зверя морского били. 

Основанный в 1436 году, Соловецкий монастырь стал одним из самых почитаемых в России. В монастырских святцах более пятидесяти имён. Наиболее известные - Преподобных Зосима, Савватий и Герман Соловецкие Чудотворцы, а также Анзерские Чудотворцы - Елеазар и Иов. Святитель Филипп, Митрополит Московский и Всея Руси, тоже тридцать лет провёл на Соловках. Восемнадцать из них в качестве Настоятеля. Из соловецких пострижеников вышли два Патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть Митрополитов, несколько Архиепископов и Епископов, множество Подвижников, прославившихся Святостью и Чудотворениями, а также видные исторические деятели: Авраамий (Палицын), Александр (Булатников)…

Климат на Соловках суровый. Казалось бы, терпеть его – уже подвиг. Однако прижившиеся на островах старались со временем понести ещё больший Подвиг во Славу Господа. Вот, например, Иов (Иисус) Анзерский (1635-1720). 

Он служил в Москве приходским священником и носил имя Иоанн. В конце XVII века за благочестие своё назначен Петром I священником придворной церкви, избран духовником Императора и всего Царствующего Дома. Возможно, из зависти, в 1701 году на него последовал донос. Батюшка обвинялся в отношениях с Григорием Талицким, называвшим Петра антихристом. Талицкого предали допросу, он покаялся, и был отправлен в Сибирь. Иоанна же сослали в Соловецкий монастырь. Здесь ни в чем не повинный батюшка принял монашеский постриг с именем Иова, в честь Иова Многострадального, и поселился в Анзерском скиту, где после смерти Преподобного Елеазара Анзерского стал Настоятелем.

Свято-Троицкий Анзерский скит

В 1710 году он принимает великую схиму с именем Иисус. Здесь Является ему во сне Пресвятая Богородица вместе с о. Елеазаром и повелевает основать на высокой горе острова новый скит, в память о Сыне Божьем, - Голгофо-Распятский. 

Царица Небесная предсказала, что со временем гора станет «второй Голгофой», где пострадают за Веру и Отечество многие новые Мученики. 

О. Иисус ввёл строжайший Устав в обители. Здесь беспрестанно шла молитва. Трапеза состояла только из овощей и постного масла. Женщины в скит не допускались. Не все могли выдержать столь суровой аскезы. В конце концов в скиту остались жить всего несколько монахов. 

Голгофо-Распятский скит о. Анзер

Возрождение скита произошло в начале XIX века и связано с деятельностью соловецкого Архимандрита Досифея. При нём в 1828 году на гору Голгофу была проложена дорога. В 1830 году здесь освящён новый каменный храм в честь Распятия Господня, при нём - придел в честь Успения Божией Матери, где и положили Святые Мощи Преподобного Иисуса Анзерского. В Успенском приделе у Мощей основателя скита установлено непрерывное чтение Псалтири. Правда, в еде пошло послабление, разрешалась рыба, хотя и не каждый день. Но то были добровольные Мученики. А в 1923-1939 годах сюда привезли заключенных. Часть из них - православные и католические священники, которым пришлось жить среди женщин-уголовниц, наркоманок, проституток, воровок. Общее количество поселенцев - около трёхсот человек.

Среди них - Архиепископ Воронежский и Задонский Пётр (Зверев), 

выходец из семьи священника, поклонник Оптиной пустыни, получивший образование в МГУ и в Казанской духовной академии. Перед самой революции назначен миссионером в распоряжение Епископа Алеутского Евдокима (Мещерского). Поездка не состоялась, и он в 1916-1917 годах направлен на фронт. В мае 1921 года арестован новыми властями по обвинению «в разжигании религиозного фанатизма». Он им мешал. Однако Батюшку так любил народ, что он был освобожден.

О. Пётр сам обратился к пастве с призывом жертвовать на нужды голодающих в Поволжье. Распорядился передавать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для священнослужения. Но и в этом качестве он не устроил большевиков. Его высылают в Туркестан на два года. Здесь он перенес цингу и лишился зубов. В 1926 году вновь арестован. Обвинён в распространении контрреволюционных слухов, «имеющих целью вызвать недоверие к советской власти».

На Соловках исполнял обязанности счетовода на продовольственном складе.

Он и здесь строго соблюдает молитвенное правило. Возглавляет тайные богослужения в уцелевшей церкви Онуфрия Великого. После того как у духовенства отобран антиминс, службы совершались на груди у Архиепископа Петра.

Прозаик Олег Волков, также бывший соловецким узником, вспоминая о нём, писал, что советская власть жестоко мстила этому видному проповеднику за то, что он смог подняться «над суетой преследований и унижений». 

В заключении Владыка написал Акафист Преподобному Герману Соловецкому. 

Главная Святыня Крестного хода "Святая Русь" в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре

В январе 1929 года он был помещён в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту. Проболев две недели, написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает»

Перед похоронами Архиепископа Петра, вопреки запрету лагерного начальства, облачили в мантию и клобук, надели на него омофор, вложили в руки Крест, чётки и Евангелие. Поставили Крест и на его могиле. 

Когда же в 1999 году обрели его Святые Мощи, увидели, что Бог прославил Своего Апостола. Все останки тифозных больных были черными, и только Мощи Епископа Петра белого цвета. Сегодня на Соловках пребывает честная глава Священномученика. Все прочие Святые останки перенесены для почитания в Алексиево-Акатов женский монастырь города Воронежа, где он когда-то служил. 

Интересно отметить, что Мощи Преподобного Иисуса Анзерского обретены в праздник Явления Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте, 11 июня.

Что же касается Преподобного Елеазара Анзерского, 

то именно его учеником был будущий Патриарх Никон. О. Елеазар основал Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря. Выходец из купеческой семьи, он какое-то время жил в Козельске, но ещё в раннем возрасте поступил в Соловецкую обитель. Здесь он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении иконостаса Преображенского собора.

В 1612 году из стремления к уединенной жизни поселился на Анзерском острове. Изготавливал деревянную посуду, которую обменивал у проезжавших рыбаков на продукты.

Около 1635 года к нему пришёл Никита Минин, принявший от него постриг с именем Никон. Вероятно, Никон был изначала человеком непростого характера, потому что стал обвинять Елеазара в сребролюбии. После этого и вовсе покинул скит. Меж тем, о высокой жизни Преподобного стало известно в Москве. Он был вызван к Царю Михаилу Фёдоровичу Романову, опечаленному отсутствием у него Наследника. Государь просил молитв о себе. О. Елеазар предрёк ему рождение сына. И когда в 1629 году родился Алексей Михайлович Романов, его появление на свет стали считать результатом молитв Преподобного. Так что в 1648 году Елеазар даже был вызван в Москву Царём, пожелавшем лично увидеть человека, который предрёк его появление на Свет Божий.

В 1757 году при строительстве храма были обретены нетленные Мощи Святого. Сегодня они считаются утерянными. Однако частица его Мощей пребывает в церкви Воскресения Христова Анзерского скита.

Соловецкие Святые немало сделали и для просвещения язычников на Русском Севере. Одним из первых выдающихся Подвижников был Блаженный Феодорит Кольский, Просветитель Мурманской земли. 

Соловецкий постриженик за свою долгую 90-летнюю жизнь привел к Вере тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Феодорит пришёл на Соловки ещё ранее Елиазара, в XVI столетии. Уже в детстве мечтал он о покорении просторов Великой Лапландии. Рос в Ростове Великом при архиерейском доме. Но, трудясь над переписыванием книг для Соловецкой библиотеки, возревновал о повторении Подвига Святителя Стефана Великопермского

Крестоходцы в Мурманске. Видео: 25.06.2019. Мурманская область, г. Кировск. Молебен в Церкви Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа: https://vk.com/video321042403_456239593?list=1e992d3cb728e7d61c   https://vk.com/video38310498_456241200?list=00ef8e949b9fe8243c  https://vk.com/video38310498_456241201?list=6f84abcaba2f693e94

Способный к языкам, он с 1493 года двенадцатилетним отроком числится в послушниках на Соловецком острове. В тринадцать лет уже пострижен. В четырнадцать отправлен в монастырский Шуереченский скит на семнадцатилетнее послушание к иеромонаху Зосиме, Старцу «Святому, премудрому и многолетнему».

«Навыкнув всякой премудрости духовной» и укрепившись духом во время паломничества и пребывания в северорусских монашеских обителях, Феодорит на целых двенадцать лет уходит в «лопарские пустыни». Затем на долгие годы скрывается в пустынях Кирилло-Белозерского монастыря, постигая великую науку священнобезмолвствующих.

Животворящий Крест Господь в мурманском кафедральном соборе 

Скупые строки Летописей доносят до нас свидетельства его миссионерских трудов.

1526 год – Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Освящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих Лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную Веру христианскую». 1533 год – Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Божия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, и самих многих крестили Лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и Святую Веру». С 1533 по 1540 год – «Заволжские пустыни», скиты Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь он трудится над созданием письменности лопарского народа. 1542 год – Феодорит крестил «яко две тысячи человек со женами и детьми» лопарян. В это время Старец благословляет его на небывалый трехлетний подвиг покаянного плавания в открытом море. С 1548 по 1551 годы – вновь в Кандалакше, где созидает Рождества-Богородичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем Игуменом».

А в январе 1557 года, когда Россия принимает эстафету Византии и стремится стать Третьим Римом, Преподобный Иоанном Грозным направлен в Константинополь, чтобы добиться от восточных патриархов признания Царского титула, принятого Иваном Васильевичем в 1547 году. 

Крестоходцы в Мурманске

Кроме этого поручения, ему были даны тайные инструкции, связанные с выяснением общей политической обстановкой в Османской империи.

В своей поездке, которая длилась почти год, он посетил Афон и Иерусалим. Поручение было выполнено блестяще, и Царь, желая оказать милость искусному дипломату, предложил ему щедрые дары и церковную власть, какую Святой захочет. Но Блаженный Феодорит «с покоем и со безмолвием» поселяется в келье Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, откуда неоднократно ездит к новокрещённым лопарям, на реку Колу, духовно окормляет их.

Крестоходцы на Мурманской земле

Были в его жизни и скорби. Так в 1562 году из-за бегства князя Курбского в Литву его подвергли допросу. Курбский исповедовался у него.

Незадолго до своей смерти Блаженный Феодорит удалился на Соловки, где мирно скончался в 1571 году и погребён у южной стены Спасо-Преображенского собора.

Феодорит породил великий сонм Святых Кольского Севера, Мурманской Земли. Тут и Преподобный Трифон Печенгский, и Варлаам Керетский, и Преподобномученики Печенгские Иона и Герман, и Игумен Гурий и с ним 116 Мучеников…

Ещё в конце XV века воеводы Великого Князя Московского «повоевали восемь рек» в Финляндии. Особенность положения финнов (каянских немцев) на этой территории состояла в том, что, являясь подданными шведской короны, они в то же время не имели какой-либо постоянной государственной военной защиты.

Каянская земля в XIII-XIV веках находилась под властью Великого Новгорода. Но в XV веке Швеция приступила к целенаправленной политике по отторжению этих территорий. В 1490 году был установлен рубеж, разделивший русские и шведские земли. На камне высечены пограничные знаки: лев для Швеции, Крест для России и молот для Лапландии. Но и это не остановило шведскую экспансию в Каяни, пишет Епископ Митрофан (Баданин) в книге «Кольский Север в средние века».

Финны продолжали отторгать земли от Руси, заселяя их. Такова предыстория шведско-русской войны 1495-1496 годов.

Некий финн Пекка Весайнен 

Пекка Весайнен. Автор К. Каллио. г. Сиилинъярви. 1940 г.

и совершал дерзкие набеги на русское Беломорье. Отношение же финнов к русским издавна характеризовалось особым понятием: «vanhanvihan» - застарелая злоба.

Тактика действий Пекки заключалась в неожиданном появлении, нанесении безжалостного удара и быстром возвращении в крепость Оулу. Это было обусловлено постоянным ожиданием ответных шагов со стороны «московитов». 

Так в мае 1589 года был уничтожен Кандалакшский монастырь и вырезано 450 человек «монахов и бельцов». Это известие отозвалось болью в сердцах братии Печенгской обители, в Кольском остроге. 

Разорение финнами русских поселений в 1589 году.

Кандалакшский и Печенгский монастыри с момента основания их Преподобными Феодоритом и Трифоном были неразрывно связаны между собой, являя православное пространство на Крайнем Севере.

Неукротимая жажда мести Пекки подвигла его и на поход к Ледовитому океану, на Печенгу. Печенгский монастырь был северной твердыней Руси, однако это не остановило Пекку.

Декабрь на Крайнем Севере - пик Полярной ночи. Мгла всё время висит над землею, туман густой, в пяти шагах ничего не видно. По реке Паз финны спустились к морю. В губе с тем же названием, при церкви Бориса и Глеба, находился монастырский скит с небольшим количеством братии. Трифон Печенгский хорошо понимал потребность Российской державы закрепиться на берегах незамерзающего залива Варангер-фьорд. При Борисоглебской церкви с древних времен жил иеромонах с послушником для отправления богослужений и треб.

Кольский острог. XVII век. Реконструкция

Саму церковь Весайнен не тронул, но ликвидировал свидетелей, живших при монастырской верфи: четырех мужчин, трех подростков, одной женщины и двух девушек. Монастырская верфь нужна была разбойникам для того, чтобы использовать суда и продолжить свой поход по морю. В том и состояло коварство замысла врага, чтобы подойти к Печенгскому монастырю со стороны моря, откуда в это время никого уже не ждут. 

Апостол лопарей Трифон Печенгский. «Сей святой великий проповедник и пустынный житель преподобный отец Трифон рождение и воспитание имел в Новгородских пределах, близ града Торжка, от священных и благочестиво живущих родителей»1.

Двигаясь на самом быстроходном судне и используя паруса, Пекка направился в Печенгскую губу, к Успенской церкви, к могиле Преподобного Трифона, где и нанес второй страшный удар, обагрив руки кровью Печенгских Мучеников.

 

Мученическая кончина прмчч. Ионы и Германа Печенгских. Картина финского художника начала XIX века.

Рано утром 2 декабря Весайнен вошел в печенгский Залив монахов - Монкенфьорд. Залив этот тоже - незамерзающий. Сожгли посёлок Викид, где была монастырская гавань, находившиеся в ней суда изрубили на части. Разорили и сожгли церковь Успения Богоматери. 

Священномученик Иона и Преподобномученик Герман Печенгские были убиты людьми Пекки во время завершения ранней Божественной литургии. Монах Герман звонил на колокольне, увидев врага, бросился вниз, чтобы предупредить служащего Иону, но не успел и был убит у выхода из колокольни. Девяностолетний старец Иона принял кончину, сжимая в руках Святую Чашу. Как истинный Воин Христов, он защищал прежде всего Святые Дары. Кровь Мученика смешалась с Кровью Божественного Агнца.

После разорения Успенской пустыни разбойники «целыя седмь дней ратию дерзнути не смели». Напали только 9 декабря.

Игумен Гурий Печенгский был одним из достойнейших учеников Преподобного Трифона. 9 декабря 1589 года «лютие зверие во церковь вскочиша со оружием и во храме всех предаше смерти». 

Трифонов-Печенгский мужской монастырь

«Ради тяжчайшего мучения иных пополам пресекоша, другим ноги и руки отсекоша, иных вдоль разсекоша». Преподобного Гурия и диакона Иосифа «и оружием язвяще, и огнем жгуще».

Но добрые Христовы страдальцы "в таковом лютом мучении еретикам ничтоже отвечавше и только к небеси взираху". Молитвами святого печенгского старца Трифона Господь даровал им высшую награду христианина - венцы Небесные Мучеников Христовых.

В Москву доносили о девяносто одном убиенном.

 

Трифонов-Печенгский мужской монастырь сегодня

Почему же монастырское предание настойчиво говорит о 116 Мучениках: 51 монахе и 65 послушниках вместе со «служебниками работными»? Скорее всего, цифра 116 свидетельствует о том, что вместе с останками 91 человека «монастырских» были захоронены и все «избитые финнами». Это и паломники, в то время оказавшиеся в монастыре.

Перед Второй Мировой Пекке Весайнену в Финляндии поставили несколько памятников. Но на взгляд христианский, он - разбойник и убийца. Уже 22 декабря Весайнен испытал серьёзное поражение под Кольским острогом. Начиналась полномасштабная война со Швецией. Шведские документы сообщают: «На обратном пути один из пленных русских убил Весайнена». Финские источники указывают, что Пекку убил монах по кличке Ахма, и что произошло это у финского селения Tornio. Торжественной встречи «героя» Пекки не получилось: Король Карл Иоган, узнав о его гибели, послал подарки его жене. 

Памятник Весайнену в Финляндии. Скульптор Oskari Jauhiainen, 1936 г

Некоторые финские историки оценивают сегодня Весайнена критически, называя его «типичным предводителем разбойных партизанских отрядов XVI века, которые жестоко убивали гражданское население, женщин, детей, священников и монахов, а также дерзко сжигали жилища, церкви и монастыри». И это соответствует истине.

Ну а мы завершим рассказ о северном походе наших крестоходцев констатацией того, что с Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных обителей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. Монастырь обладал одной из лучших библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения.

Шведы же не оставляли желание подмять под себя весь Беломорский край и в семнадцатом столетии. Весной 1611 года они напали на поморские волости и приступили к Кольскому острогу, от которого были отражены с уроном для себя. Летом, замышляя разорение Соловецкого монастыря, они пристали на кораблях к островам в 30 километрах от Спасо-Преображенской обители. Простояв здесь всё лето, ушли, не сделав нападения; они узнали, что обитель хорошо укреплена. 

Крестоходцы на Соловках

Однако бедствия Смутного времени, глубоко потрясшие Россию, не скоро окончились. Оборонительная роль Соловецкой обители только усилилась. Прибрежным жителям и монахам долго не было покоя от «свейских немцев» (шведов), так что отряд стрельцов, который нёс сторожевую службу в монастыре, был увеличен до 1040 человек. 

В 1694 году во время морского вояжа Соловки посетил Император Петр I. Во второй раз Государь прибыл на острова в 1702 г. ввиду войны со Швецией, тогда же он встретился со своим бывшим духовником Иоанном (Преподобным Иовом-Иисусом Анзерским).

Во время Крымской войны монастырю вновь пришлось вспомнить о роли крепости. В 1854 древние стены достойно отразили нападение с моря англо-французской эскадры. По обители было выпущено 1800 ядер и бомб, как потом насчитали иноки.

К началу XX в. в Соловецкой обители насчитывалось 19 церквей с 30 престолами, 30 часовен, шесть скитов и три пустыни. При обители действовали училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литографическая мастерская, биостанция – первое научное учреждение в Беломорье.

В 1879 г. на Анзере силами монахов открыта спасательная станция. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших ради молитв Преподобных, и несколько сот наемных рабочих. Число паломников достигало 23 тысяч в год. 

Сегодня обитель переживает своё возрождение. 19-21 августа 1992 года Честные Мощи Преподобных Зосимы, Савватия и Германа - Соловецких Чудотворцев перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. 


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить