Нижегородская земля встретила крестоходцев НОД 30 июля, а проводила 3 августа 2017 года.
Надо сказать, что этот край заселён русским народом издревле и во всех веках Нижегородчина была родиной людей богатырского духа. Отсюда происходил, например, Илья Муромец (род. между 1150 и 1165). Как установили учёные по его Святым мощам уже в наше время, он был убит в бою, в возрасте 45-55 лет, ударом меча в грудь. Но уже тогда Илья был иноком, потому ушёл в Вечность в Ангельском чине. Упокоился богатырь в Киево-Печерской лавре.
Каменный Кремль Нижнего, выдержавший в веках не одну осаду, ни разу не был взят врагами!
Именно здесь, в селе Дивеево, Царица Небесная воздвигла свой Четвёртый Удел. Здесь жил Косьма Минин.
Но начнём наш рассказ с того, что 30 июля НОдовцев принимал один из древнейших храмов губернии - Казанская церковь села Великий Враг, которая стоит на месте основанной в четырнадцатом веке пустыни мужского Московского Симонова монастыря.
Здесь наших крестоходцев благословили иконой, подаренной монастырю ещё царём Иоанном Грозным.
Именно Благоверный князь - НОДовец Дмитрий Донской (1350-1389) пожаловал братии на пропитание здешние угодья. В 1550 году другой НОДовец, царь Иоанн Васильевич Грозный, посетил пустынь. В 1628 в село пожаловал и царь Михаил Фёдорович. Он дарит икону Казанской Божией Матери - в благодарность Нижегородчине за «избавление Москвы от поляков в 1612 году», - так было написано на образе.
Шли годы, от пустыни не осталось никаких построек, но в 1792 здесь воздвигают деревянный храм, один придел которого традиционно освящён в честь «Казанской» Богородицы, а другой – в честь Николая Чудотворца.
Старинный образ "Казанской" Божией Матери.
В 1902-1903, во время поездки по Волге, в церкви села Великий Враг совершает богослужение Праведный Иоанн Кронштадтский. Вот, почему местные жители с трепетом всегда относились к своему храму, и даже в богоборческие советские времена, не разорили его. А во время Великой Отечественной войны, на Пасху 1944-го в этом храме возобновились богослужения. Молились, конечно, о скорейшей Победе Национально-освободительного движения СССР.
30 июля 2017 года НОДовцы привезли сюда для молебна и Казанский образ "Державный Покров".
Нижний Новгород, тогда город Горький, сполна хлебнул трудностей войны с фашистами. С осени 1941 по лето 1943-го он пережил 43 налёта гитлеровской авиации, сбросившей на головы мирных жителей 33 934 зажигательные бомбы и 1 631 фугасную.
Захват города входил в план «Барбаросса». Между Москвой и Нижним всего девять часов на колёсах. Отсюда поставлялись для Красной Армии танки, артиллерийские орудия, самолёты, подводные лодки, паровозы, миномёты, автомобили. Один только местный завод создал в войну столько артиллерийских орудий, сколько вся гитлеровская Германия. Лакомый кусок для оккупантов! Они присмотрели его для себя ещё в ту пору, когда здешний автомобильный завод строился при участии немецких «спецов».
На Нижнем фашисты вымещали свою злобу за поражение вермахта под Сталинградом. Сюда во множестве сбрасывали диверсантов-парашютистов. Но город гитлеровцы так и не взяли. А после войны он и Саров-Арзамас были превращены в центры передовой атомной промышленности.
Отыгрывались на Нижегородской земле и новые, уже американские захватчики. Когда они расшатывали через предателей-диверсантов Советский Союз, в 1988 году, при подходе к станции Арзамас-1, взлетели на воздух вагоны грузового поезда, который вёз 120 тонн взрывчатки для горных предприятий. По одной из версий это был теракт. Погиб 91 человек, всего было более 1500 пострадавших. Взрывной волной разрушен 151 дом, пострадали школы, детские сады, магазины. Но - ни одного случая мародёрства!
На месте взрыва образовались две, соединённые между собой, воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, а диаметром 26 и 76 метров! Как рассказала автору этих строк монахиня Арзамасского Свято-Николаевского монастыря, основанного ещё при царе Иоанне Грозном (1580), то Божья Матерь не позволила разрушить ВЕСЬ город. Какая-то чисто «техническая случайность» не допустила и массовых человеческих жертв.
В те годы случились и авария на Чернобыльской АЭС, и гибель пассажиров теплохода «Нахимов», и железнодорожная катастрофа в Уфе. «Пятая колонна» била по тем линиям, по которым старалась потом разорвать страну на части, отделяя от Москвы Кавказ, Башкирию, Чёрное море, Украину и Белоруссию.
А по Арзамасу били и потому, что этот город родина Патриарха Сергия (Старогородского.1867-1944)
и Дивеевской Блаженной Пелагии (Серебренниковой.1809-1884).
Прижизненный портрет Пелагеи
Здесь народом возведён величественный храм Воскресения Христова. Он построен в память о Победе НОД в войне с Наполеоном.
До Великой Отечественной этот собор даже собирались взорвать, но из-за сильного возмущения арзамасцев храм просто закрыли, сохранив все его святыни.
Самое сакральное Нижегородчины - конечно, Дивеево с Богородичной Канавкой. Однако вся Нижегородчина полнится Чудесами. В Евангелии Христос предавал огромное значение творимым Им Чудесам. Ведь очевидность Чуда – предтеча Веры.
Почему, например, основание Саровской пустыни, прославившейся Чудотворцем Серафимом, положено было именно в этих диких и безлюдных лесах в 1705 году?
Да тут местные охотники не раз видели, как по ночам «сходил с неба Свет». Храмов в пустыни ещё не было, а отсюда, словно из другого измерения, на всю округу разносился звон колоколов.
В Дивеево - свои Чудеса. Например, в 1832-ом двадцатисемилетняя монахиня из дворян Елена Васильевна Мантурова, уроженка местного села Нуча, была именно отсюда на три дня живой духовно взята в горний мир.
В предсмертной исповеди своей она поведала, что видела в райском дворце … саму себя, хотя тело её пребывало в это время в монастыре. «Вдруг вижу, что одна из девиц, батюшка, ужасно похожа на меня! - рассказывала она потом о. Серафиму, - Эта девица, улыбнувшись, погрозилась мне!» Погрозилась, надо полагать, заговорщицки.
Кроме себя увидела м. Елена в раю сестёр-монахинь, прежде неё бывших в Дивеевской обители, "теперь ещё живых, и будущих». И все они находились в одном месте одновременно, потому что в Вечности нет земного понятия времени.
Когда же Елену Васильевну спросили, видела ли она Господа, она ответила, что «видела, как неизреченный Огонь, а Царицу (Небесную) и Ангелов видела просто».
Добавим, что умерла молодая монахиня, будучи совершенно здоровой.
А было так. Видя, что Преподобный Серафим, которого она очень любила, стареет, что он уже близок к смерти, она, его духовная дочь, стала в печали сетовать, что не знает, как и будет жить без него. Может быть, для того чтобы они не разлучились надолго, а может быть, для того чтобы она своим подвигом самоотвержения получила в загробном мире место близ Батюшки Серафима, Преподобный предложил ей ... «умереть вместо брата», Михаила Васильевича, заболевшего тогда злокачественной лихорадкой.
Он-то, брат её, ещё нужен был Божией Матери как один из главных устроителей Четвёртого Удела. А чтобы Елена Васильевна не страшилась перейти в Иной Мир так вдруг, её душу перед смертью три дня водили по Царствию Небесному. Указали и место, в котором она будет пребывать после перехода в Мир Иной: возле Престола Пресвятой Богородицы. Ведь умерла-то из одного послушания Преподобному, как Иисус Христос пошёл на Крестные муки - из послушания Своему Отцу.
Но сподобился Чудес и инок Исаакий (Фёдоров.1671-1737), основатель Саровской пустыни, - тоже уроженец Арзамаса. Призван он был на на монашество так. Ему, юноше, однажды приснилась икона Пресвятой Богородицы, спускавшаяся с Неба и обращённая к нему. Но он не сразу решился уйти из мира с его земными утехами. И тогда услышал в себе Голос: «Господь во всё благом будет тебе Помощник». Это укрепило дух юноши, и в девятнадцать лет он стал монахом.
Или вот спрашивается, почему главной иконой Саровской пустыни стала Чудотворная Богородичная «Живоносный Источник»?
Тоже символично. Источник с этим названием до сих пор бьёт под Константинополем, в роще, издревле посвящённой Пресвятой Богородице. Его вода однажды воскресила умершего паломника.
Со временем родник этот зарос кустарником и затянулся тиной. Расчистить его взялся воин Лев Маркелл (391-457), тогда ещё не бывший византийским императором. Он принялся за эту работу потому, что духовно услышал зов Богородицы, пообещавшей великие и славные исцеления от этой воды, если Лев облагородит место источника и поставит возле него храм Божий.Лев исполнил эту просьбу. Из храма со временем его вырос монастырь. В пятнадцатом веке, к сожалению, разрушенный захватчиками-мусульманами.
Но века спустя православные греки почти тайком возродили на источнике небольшую церковку. В 1821 году и она была разрушена османскими властями. Но и в третий раз греки принялись устроять здесь храм. Это происходило при султане Махмуде. После этого Православие отсюда уже не уходило, охраняемое верностью греческих монахинь. Они и сегодня живут в монастыре «Балаклы», как в маленькой крепости, последнем форпосте разгромленной Византии.
На иконе «Живоносный Источник» Пресвятая Богородица изображена с Богомладенцем над громадной чашей, из которой к недужным и несчастным людям льётся Неиссякаемая Живительная Божья Сила. Такова же Сила и всех многочисленных Святых источников между Саровым и Дивеево. Нет недуга, которого бы они не смогли излечить. Именно в этих местах Божья Матерь явилась Преподобному Серафиму двенадцать раз. Причём однажды - в присутствии дивеевской монахини, специально для этой Встречи приглашённой.
История создания Дивеевского монастыря полна трудов и тайн. И матушку Александру призвала к Себе на службу Царица Небесная, выманив из Киева под Нижний Новогород.
Богатая помещица Агафья Семёновна Мельгунова, осталась вдовой и постриглась в инокини в Третьем Уделе Божьей Матери.
И вот, то ли в дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась она трижды видеть Пресвятую Богородицу, Которая сказала: «Не здесь, хочу Я, чтобы ты окончила жизнь свою, но, так как Я раба Моего Антония (Печерского) вывела из Афонского жребия Моего, Святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так и тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я тебе укажу».
Посоветовавшись с монахами лавры, матушка Александра, взяв с собой слуг, пошла от Киева на Восток в неизвестность. В селе Дивеево, она притомилась и, устроившись возле деревянного Казанского храма, получила от Явившейся ей Божьей Матери указание остаться здесь для устроения Её Четвёртого Жребия: «И, как звезды небесные и песок морской, умножу Я служащих Господу Богу …», «Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это».
Но почему же, почему выбрана Богородицей Нижегородская земля? само дивеево было безбожным, оно «славилось» бесчинствами горняков местных шахт. Но на Нижегородчине в целом благочестие местных жителей было на высоте.
Кстати, умильные слёзы инокини Александры Мельгуновой 1720-30-1789) были столь обильны, что, когда она останавливалась в Саровской пустыни перед чудотворной иконой «Живоносный Источник», из её глаз неостановимо бежали слёзы. «Не слёзы, а источники слёз!» «В последние дни жизни от многих слёз ресницы глаз её были всегда красны», - пишет автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» Священномученник Серафим (Чичагов.1856-1937), удостоившийся в своей земной жизни Чудесного Явления Преподобного Серафима, которого он даже успел обнять, прежде чем тот исчез.
Благочестивым слыл и живший более чем на сто лет ранее матушки Александры освободитель Москвы от польской оккупации Кузьма (Козьма) Минин. Сирота, скромный, смиренный русский человек, о происхождении которого и сегодня спорят историки, и фамилии-то «Минин» удостоился только как награды, вместе с дворянством, по окончанию Смуты. Но известно, что он был искренним молитвенником, и в доме у него была устроена для келейной службы особая от жены комната.
Где умильная богатая молитва, там и слёзы покаяние, там очищенная от страстей душа, омытая Божественным Живоносным Источником. В такой душе нет тяжести и мрачности греха. Человек с очищенной душой духовно взрастает, становится притяжением для людей, ведь он покоен, умиротворён, они ему верят, могут и пойти за ним, воодушевиться его воодушевлением, заразиться его верой и уверенностью в Победу. Только бесстрастный и бескорыстный может выступить примирителем враждующих сторон в гражданской розни.
Таковыми и были вожди НОДовцев Смутного времени: князь Димитрий Пожарский и Козьма Минин.
Именно Козьме Минину и явился Преподобный Сергий Радонежский с повелением поднимать люд Нижегородский на ратный подвиг. Икона на эту тему украшает сегодня Вознесенский храм Вознесенско-Печёрского мужского монастыря Нижегородской епархии.
В Смутном времени многое мутно. Всё смешалось тогда в Русском государстве. Всё разорительно, самоубийственно бурлило. Москва захвачена католиками и униатами. Города пребывают в разногласиях. Как утишить многолетнюю вражду? Собрать народ в единство? Козьма после явления Сергия пробудился в великом страхе: он не верил в собственные силы. Трижды произошло явление Святого, прежде чем слова его дошли приказом до сердца Косьмы: «Такова Воля Божия – помиловать православных христиан и от шумного мятежа привести к тишине…».
И ещё сказал ему Сергий: «Старшие не возьмутся за такое дело, но младшие начнут его; начинание их будет делом благим и придёт к доброму завершению».
С паперти деревянного храма Рождества Иоанна Предтечи на Нижнепосадском торге, куда и пришли НОДовцы – крестоходцы с нижегородскими патриотами 30 июля, после автопробега по городу и митинга, и обратился к землякам Козьма Минин.
Минин призывает нижегородское население на защиту России
Слёзы его лились потоком из глаз. С рыданиями, исходившими от самого сердца, заговорил он о том, что московское государство и прочие города, большие и малые, все разорены безбожниками. Люди благородные, от вельмож до простых, все побиты. Жёны их и дочери опозорены на глазах и уведены в плен. Завоевали поганые почти всю российскую землю. «Только наш город, по Благодати Божией, сохраняется Богом».
И стали обильные слёзы Косьмы – бессребреника тем Живоносным Источником, который предал силы сердцам нижегородцев. Заматерелых «старших» они не проняли, но чистые души «младших» задели. Вспахал он их своим искренним словом, уронил на эту ниву горчичное зерно своей Веры. Взошло поле, зашумело: «Что в нашем богатстве? – стали говорить дети отцам. - Только на зависть поганым. Если они придут и возьмут наш город, разве не сделают они того же самого, что и в других городах? И разве устоит наш город в одиночку? Нет, давайте отдадим всю свою жизнь и богатство на Божию Волю и начнём собирать и нанимать ратных людей. А некоторые из нас и сами могут пойти. Мы готовы положить головы за освобождение ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ». Вот она, главная задача любого русского Национально-освободительного движения, ставшего причиной и Крестного хода НОД летом-осенью 2017 года.
https://vk.com/video-143100664...
И разве не слова Косьмы Минина произносит уже шестой год Координатор НОД Евгений Фёдоров? Да и сами НОДовцы - на своих пикетах и митингах? С речью Минина прошли они от Магадана до Бреста и от Кавказа до Белого моря, взывая к душам людей верующих. Поднимая их на сражение с нынешними захватчиками Земли Русской!
«Старым» нижегородцам «безумием» показалось воззвание Минина. На что замахнулся этот «безродный»? Слабым и одиноким казался его плачущий голос. Но «младшие» поддержали. Избрали они Козьму в земские старосты. Он начал сбор средств с себя: всё отдал Земскому Ополчению на снаряжение ратных людей. И другие купцы, и торговые люди стали приносить ему деньги.
В Арзамасе в эти дни стояли беженцы: дети боярские и стрельцы из Смоленска. Их город был взят поляками, а жены и дети томились в плену. Беглецы пришли, было, под Москву, но стоявшее там казачье войско захотело их побить. Смоленчане не стали затевать ещё одной междоусобицы, ушли на Нижегородчину. Их скорбные скитания по пустыни увидел Бог, и прислал к ним Козьму. Ратники обрадовались. Их было около двух тысяч.
И чем более умножалась казна бессребреника Минина, тем больше приходило ратных людей. Воеводой избрали князя Димитрия Михайловича Пожарского, потомка Юрия Долгорукова, как способного к устроению ратных дел. Подготовив полки, отправились на освобождение Московского государства.
Четвёртого Удела Божьей Матери ещё не было, но духовно оно уже созидалось на Нижегородской земле. Именно Минин и Пожарский стали его Предтечей, подобно тому, как для Христа стал провозвестником и Предтечей его родственник Иоанн, сын Праведной Елизаветы.
А в каком печальном состоянии находился в эти Смутные времена Третий Удел Богородицы! Какой зыбкой стала малоросская почва, столь близко и опасно расположенная к хищной Европе, к англосаксам, ещё во времена Иоанна Грозного пытавшихся навязать нам свою королеву!
Опираясь на силу оружия и продажную местную шляхту, король Сигизмунд II Август в марте 1569 года издал документ о присоединении Подляского и Волынского воеводств, Подолья и Киева к Польскому королевству. Начиная с 1596, православных малороссов подводили к подписанию Брестской унии. А за ней следовало насаждение огнём и мечом католичества и польского языка. То же самое происходило в Литве, где жили православные, говорившие на русском. Из них усердно лепили «цивилизованных европейцев». И ведь слепили!
Король Речи Посполитой признал законным постановление униатского собора и счёл, что Православие перестало существовать в «его» государстве. Православие объявили «вне закона». Церкви захватывались и продавались «под откуп» для извлечения дохода, как нынче и католические храмы в Европе. Священники изгонялись. Православных лишили политических прав. Они рассматривались как «хлопы» (простонародье), и самая вера их именовалась «хлопскою», вызывая презрительное отношение со стороны европейских оккупантов. Всё, как сейчас на Украине и в Прибалтике. Буллой Папы Римского Киево-Печерская лавра была передана греко-католикам в собственность!
Народ, конечно, проклинал отступников, но он был разобщён. И в малоросской части Речи Посполитой поднималась в те годы своя война, возглавляемая Архимандритом лавры Елисеем Плетенецким (род. между 1550 и 1554-1624), частью казаков и киевской православной шляхтой. В 1613 Е. Плетенецкий, с помощью верных Православию казаков-НОДовцев, силой вернул Третьему Уделу Божьей Матери имения, отобранные у детища Богородицы королём Сигизмундом III.
Церкви нашей, языку, Вере, самим целям и смыслам православной жизни грозило тогда полное уничтожение и забвение!
Но Восток России ещё оставался свободным и собирался в мощный кулак.
Когда Земское Ополчение подошло к Троице-Сергиевому монастырю, оно было уже сильным войском. Отслужили молебен, и Архимандрит Дионисий (Зобнинский.ок.1570-1633) осенил воинство Крестом, окропил его Святой водою, благословил.
В любом военном походе, в любом серьёзном деле, особенно тогда, когда решается судьба государства, ради успеха необходима молитва и участие в Таинствах. И ратники Минина и Пожарского, придя под Москву, столкнулись с духовным неустроением своих воинов. Бесы, ненавистники рода человеческого, начали строить свои козни - разжигать умы и чувства, отравлять их своим ядом. Между ратниками появилась взаимная зависть и злоба.
Услышав об этом, поляки и литовцы тотчас налетели на них, словно хищные птицы, желая своими когтями разорвать стадо Христово. Воинство православное полков друг другу не помогали, каждый выступал против врага отдельно.
Узнав о дрязгах, Архимандрит Дионисий весьма опечалился и сам пришёл под Москву, чтобы омыть Живоносным Источником своих слёз души русского воинства. Творили молебны, призывая в помощь Силы Небесные. Он и Козьма Минин умоляли ратников помириться. И потрудились не напрасно. Страсти и обиды ушли, вместо них проявилось братолюбие и боголюбие, тишина и смирение христианское. Казакам же, которые требовали жалованья, Архимандрит пообещал отдать им после Победы НОД всё богатство лавры.
Он исполнил своё слово. Когда поляки покинули сожжённую Москву, монахи Троицкие привезли из своего монастыря в казачий табор сосуды золотые и серебряные, шапки архимандричьи, ризы, стихари, поручи, орари, пелены, украшенные дорогими камнями. И застыдились казаки. Сказали: «Всё это собиралось долгие годы, да и принесено в дар Господу, для службы». И вернули лавре сокровища.
Так ковалась Победа. Мучительно. При огромном напряжении внутренних сил. Но по молитвам Самой Пречистой Богородицы, Московских Чудотворцев и Преподобного Сергия, народ русский нашёл в себе силы покончить с гражданской Смутой, с польско-шведской оккупацией.
Вот, почему во время митинга НОД в Нижнем Новгороде 30 июля Михаил Рубцов, руководитель Чина Покаяния на Нижегородской земле (проводится у Царского Покаянного Креста) высоко оценил объединительный Крестный ход НОД. Михаил сказал, что Крестный ход-Автопробег заставляет народ русский задуматься о Великом Прошлом России, будит в нём Историческую Память, даёт силы воспрянуть духом и выковать мечи для новой Победы, победы над американскими оккупантами: "Пожелать вернуть себе то, что раньше принадлежало народу по праву». Речь, конечно, о независимости России, о нашем суверенитете.
НОДовцы-Крестоходцы и НОДовцы Нижнего Новгорода на могиле Кузьмы Минина в Михаило-Архангельском Храме Нижегородского Кремля.
А в старину русский христолюбивый народ даже на Всероссийскую ярмарку нёс свою церковь. Без молитвы не брался даже торговать. Помня об этом, НОДовцы-крестоходцы помолились в Спасском Староярморочном храме. Народ знал, что главная ценность общества – Бог в душе. Он может оживить Своим Дыханием и мёртвые души.
Малый Крестный ход НОД со списком Казанской иконы Божией Матери "Державный Покров" к могиле Кузьмы Минина в Михаило-Архангельском Храме Нижегородского Кремля.
И как тут не вспомнить ещё одного Святого Нижегородчины? Священника Алексея, любитель выпить (Гнеушев. 1762-1848)? Служил он в селе Бортсурманы. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Но о. Алексию не хотелось себя беспокоить. Сказал он, что больной подождёт до утра. Однако в ту же ночь совесть восстала против его поступка. Поспешил он в нужный дом, а застал в нём мертвеца. Больной умер. Но не без причащения. Возле его постели стоял вместо вместо священника Ангел со Святой Чашею в руках. Потрясённый видением, о. Алексий упал на колени, провёл ночь в покаянной молитве, так и началось лечение и воскрешение его души. Он стал сначала молитвенником, а уж молитва привела его к Святости.
Обретя великое дерзновение пред Господом, получил он от Него Силы исцелять больных Словом Молитвы, обрёл Дальновидение, проявляя в служении людям Дар Прозорливости. Когда заболел сам, был утешен Небесным пением и посещением Пресвятой Богородицы в сопровождении Великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и исцелила его. В другой раз ему явился Господь в царских одеждах, благословил.
А во времена Наполеоновского нашествия (1812) Праведный Алексий не остался чужд судьбе родного государства: молился за Литургией, чтобы Господь даровал России Победу. И священнику снова явился Ангел, возвестивший, что Силы Небесные уже двинулись на помощь Национально-освободительному движению - враг будет разбит.
Лицо этого батюшки, говорят, напоминало лик Преподобного Серафима Саровского, его ровесника. Оно излучало духовную радость, переполнявшую его душу и освещавшую всё вокруг. Без труда читал он в сердцах людей.
Но и на него враг рода человеческого поднимался. Поднимал Старца на воздух и бросал оземь. Не давал заснуть. И чем было труднее батюшке, тем больше времени он посвящал Молитве. Однажды дьявольские искушения стали столь жестокими, что «заплакала» икона Спасителя. Раздался голос, пообещавший Старцу венец Праведников за мучения, которые он терпел от бесовских нападок. Не даёт Бог человеку и обществу испытания свыше их сил. Потому, живя с Богом, побеждает вражеские козни человек и народ.
Преподобный Серафим питал глубокое почтение к подвижническим трудам Святого. Житие о. Алексия знают на Святом Афоне.
А Святой Макарий Унженский-Желтоводский (1349-1444)? Уроженец Нижнего Новгорода, великий пустынножитель и Чудотворец, постник, с двенадцати лет ставший монахом? Однажды он приснился Сергею Нилусу, никогда прежде о нём не слышавшему, назвал себя и велел держать не только Великий пост, но и Петров. Ибо и сам вкушал при земной жизни ищу только раз в сутки, как заповедано на Афоне, как то было в Сарове и в Дивеево. А дожил до 95 лет. Четыре монастыря построил.
Когда Преподобный Макарий, будучи уже глубоким стариком, был захвачен в плен татарами, то казанский хан Улу-Махмет устыдился разбоя и отпустил смиренного Старца, сказав своим воинам: «Для чего оскорбили вы столь доброго и святого мужа, не спорившего с вами, и разорили его жительство (монастырь)? Или вы не знаете, что за таковых кротких людей может прогневаться Аллах, Который есть един над всеми?»
Получив свободу, Макарий тут же стал ходатайствовать об освобождении и других пленных христиан. Хан снова пошёл ему навстречу. Ибо была в этом Святом такая Божья Сила, Которая подчиняла Себе людей, независимо от их веры.
Есть такая сила и в русском народе.
Настоящей симфонией любви Неба и русского народа стало прославление в 1903 году под Нижним Новгородом Преподобного Серафима. Десятки тысяч простых людей съехались тогда в Саров. Места в разборных бараках всем паломникам не хватало. Многие проводили ночи под небом, возле небольших костерков. Каждый прибывший надеялся на то, что и над его головой пронесут раку со Святыми мощами батюшки, как сегодня над головам верующих проносят крестоходцы НОД Казанскую икону Божьей Матери «Державный Покров».
Приехал тогда в Саров из Вятской губернии и священник Михаил Елабужский. Он вспоминал: «Атмосфера святых чувств и благоговейных мыслей сразу охватывает вас по приезде в Саров»: «везде слышишь восторженные разговоры о «батюшке Серафиме», постоянно видишь густые толпы молящихся». Тут тихо напевают псалмы, здесь мощный хор богомольцев, там группа нарядных хоругвеносцев, и на всех лицах написано «сосредоточенное молитвенное настроение», ни одной двусмысленной улыбки.
Удивительно ли, что в эти дни были явлены от мощей Святого многочисленные Чудеса? Когда ковчег понесли, густая толпа, стоявшая вдоль дороги, сдвинулась так, что стала единой сердечной мышцей. Стоящая рядом с о. Михаилом крестьянка ещё выше подняла своё слепорождённое дитя и просила вместо него дорожащим от волнения голосом: «Батюшка Серафим, открой мне глазки!»
А у ног другого священника, приехавшего на торжества из Евпатории, протоиерея Василия Бощановского, лежало в траве у дороги что-то несуразное, маленькое, замотанное в лоскуты, и на человека-то не похожее. Но когда рака с мощами поравнялась и с ним, кулёчек вздрогнул, застонал, потянулся и, встав на ноги, только что бывшие мёртвыми, тихо проговорил: «Мама, я здорова». Исцеленных тут же отводили к Архимандриту Серафиму (Чичагову) для беседы. А со всех сторон из толпы доносились радостные вести об исцелении одного, второго, третьего...
Народная Вера прямо на глазах русских людей обращалась в Чудеса.
В Москве жила тогда весьма религиозная простая семья Анфимовых. Их трёхлетняя внучка Маня не могла ходить, обе её ноги были от рождения парализованными. Однако это дитя всегда со вниманием и полной серьёзностью слушало взрослые разговоры о Боге. Врачи сказали, что заболевание девочки не лечится: «Не мучьте больше ребёнка – не лечите его!» Но когда тётя малышки стала собираться на прославление Преподобного Серафима, малышка с верой произнесла: «Мне Боженька ножки даст!» С собой её не взяли, но обещали принести ей от мощей Святого маслица и Святой воды.
И привезли, ни на что не надеясь, словно забыв, что Бог с его Милостями – Живоносный Источник. Ребёнок сам втирал себе в высохшие ноги-ниточки и масло, и воду, повторяя: «Преподобный отче Серафим, дай мне ножки!» Так продолжалось с неделю. И Чудо произошло. Из Дивеево свет серьёзной улыбки Преподобного Серафима долетел до Москвы. Маня встала и пошла. Мертвец воскрес. «Большие» не вняли, а «малые» услышали и довели благое дело до победного венца. Недаром сказано: «погублю премудрых премудрость, и разум разумных отвергну» (1 Кор.1,19).
Вот, ради чего НОДовцы, подвергая себя множеству испытаний, и пронесли через всю страну икону «Державный Покров», дойдя из Уфы, через Москву и Магадан до Дивеева. Приняли в Дивеево участие в ежегодном Крестном ходе, посвящённом батюшке Серафиму. Порой на этот Всероссийский Крестный ход собирается в наше время до пятидесяти тысяч верующих. Это – авангард НОДа! Заметим, собирает людей, не знакомых между собой, приехавших из самых разных мест России, но склеенных воедино общей Верой. Живоносный Источник не забетонировать, не похоронить под слоем грязи.
Пронесли НОДовцы копию образа «Державный Покров» и по Богородичной Канавке.
И вот, что ещё вспоминалось в этот час: в 2009 году, накануне праздник Жён-Мироносиц и Великой Победы, пошли верующие Крестным ходом по Богородичной Канавке. Где-то после трети прохода по ней стоит мраморное белое Распятие. Все вдруг в изумлении остановились. Сильное благоухание остановило их. А подойдя ближе, они увидели, что Распятие мироточило. По белоснежному Поклонному Кресту бежали струйки благоухающей маслянистой жидкости. Верующие бросились к нему: пропитывали миром свои платки, прикладывали к Распятью чётки, а поток не иссякал и не иссякал…
В тот же день в Дивеево замироточило Распятие в храме мученицы Елисаветы на Арзамасской улице и икона Великомученика и Целителя Пантелеимона над входом в женскую купальню Пантелеимоновского источника. Об этом «Русской линии» сообщил известный нижегородский общественный деятель и публицист Сергей Чесноков.
И невольно начинаешь думать, что это была Божья благодарность за восстановление народом этой чудной Обители после стольких десятилетий забвения. Сколько же труда вложил наш народ, заново отстраивая Четвёртый Удел Богородицы на Земле!
Паломники приезжают сюда подчас любопытствующими атеистами, а уезжают, унося в душе искреннее боголюбие, чётки в кармане и маленькую голубую книжечку «Серафимо-Дивеевского (молитвенного) правила». Как сказал один из таких паломников: «Господь тихо постучался в моё сердце». С этого и начинается Русская Победа, с победы каждого из нас над своим грехом и безверием. С Веры в Бога начинается освобождение нашей Родины.
Оценили 3 человека
3 кармы