Автопробег-Крестный ход НОД "Большая Россия" - "Державный Покров". 96 и 97-ой дни пути. Псковская область.

0 1429

Из Санкт-Петербурга 16 сентября 2017 года крестоходцы заехали на два дня в Псковскую область.

Первым на их пути оказался город Пустошка, в котором НОДовцы двадцать первого столетия отдали дань памяти НОДовцам Великой Отечественной войны, посетив Аллею Героев, открытую всего несколько лет назад: она посвящена подвигу местных жителей - Героев Советского Союза.

Гитлеровские оккупанты начали разрушать город с воздуха уже 25 июня 1941 года. Бомбёжка велась практически ежедневно. 16 июля фашисты вступили в Пустошку. К тому времени многие её жители стали уже членами НОД СССР: одни ушли в Красную Армию, другие - в партизаны и подпольщики.

Велика была их отвага. Например, 1 ноября 1943-го стрелочник железнодорожной станции A. C. Портнов, рискуя своей жизнью, устроил лобовое столкновение двух фашистских эшелонов.

Когда 27 февраля 1944 года, после тяжёлых боёв, Пустошку освободили советские войска, их встретили безлюдные развалины. За три города оккупации фашисты стёрли город с лица земли. Целым оставалось одно-единственное здание, да и оно было заминировано. Осуществляя колониальную тактику «выжженной земли», фашисты вырубили на улицах даже все деревья!

Самопожертвование Красной Армии в кровопролитных боях под Пустошкой не было напрасным. Она смогла надолго сковать действия 16-й Армии немецких фашистов, помешав врагу перебросить свои резервы под Ленинград и Псков.

На фронте получил звание Героя Советского Союза выходец из псковской деревни Зенково, Пётр Васильевич Барабанов (см фото), участник двух мировых войн. 3 сентября 1944-го, в ходе прорыва линии обороны немецких войск у реки Нарев, он первым в своём подразделении поднялся в атаку, ворвался в траншею противника и уничтожил гранатами две пулемётные точки. 5 сентября его подразделение первым в батальоне переправилось через Нарев и захватило плацдарм в районе Ружана, в Польше.

Участники Автопробега-Крестного хода приветствовали подвиг пустошан-НОДовцев развёртыванием в Аллее Героев большой Георгиевской Ленты и своего знамени.

В тот же день крестоходцы прибыли в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, расположенный в 50 километрах от Пскова. Этой северо-западной русской крепости 500 лет. Семена Веры Православной были посеяны тут ещё в Х веке псковитянкой, Святой Равноапостольной Княгиней Ольгой.

Воин Христов нередко становился на Руси Воином и на поле брани. Монахи Свято-Успенского монастыря прекрасно понимали, что, если католики оккупируют псковскую землю, то начнут насаждать католицизм, унию, сектантство, откровенный сатанизм.

Потому в середине ХVI века монастырь и встал на пути продвижения немецкого Ливонского ордена.

Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.

А летом 1581 на Псков двинулась стотысячная армия польско-литовских захватчиков, которую вёл король Стефан Баторий. Стоявшие в монастыре сторожевые войска русского царя перехватывали неприятельские отряды и их обозы. Вот осенью поляки и начали осаду обители, а православным монахам помогали две-три сотни стрельцов, присланных из Москвы.

Территория монастыря не велика, да и стены её не высоки.

И на помощь молитвенникам пришло Чудо.

Когда поляки и окатоличенные ими литовцы, некогда говорившие на русском и исповедавшие Православие, пробили стену возле Благовещенского храма, иноки поднесли к пролому главную свою Святыню - древнюю икону «Успение Божией Матери».

Осаждённые стали горячо молиться Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все атаки противника были отражены.

Секретарь походной канцелярии Батория, ксендз Ян Пиотровский записал тогда в своём дневнике: «Немцам не везёт в Печорах, были два штурма, и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место - свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления».

Чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы «Успение» и «Умиление» были посланы монахами и защитникам Пскова. За пять месяцев осады города неприятель более тридцати раз штурмовал Псковский Кремль, но так его и не взял. Это ли не Чудо?

Пётр Первый также укреплял монастырь, рассматривая его, прежде всего, как мощную крепость. В 1701 году здесь насыпан земляной вал и вырыт глубокий, наполненный водой ров, поставлены пять бастионов, а у входа - батарея. Потому и в 1703 году монастырю удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов.

Справа на фото – вход в монастырь, за воротами которого стояла эта батерея.

В 1812-ом Наполеоновские войска сумели занять Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. И тогда опять стали непробиваемым духовным щитом иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», а также - хоругви с изображением Спаса Нерукотворного.

7 октября 1812 года псковитяне вышли на Крестный ход. Горячая молитва поднялась к Небу – в этот же день наши войска отбили Полоцк, а от Пскова отошла опасность оккупации.

В благодарность Богу за эту Победу русский генерал-фельдмаршал П. Х. Витгенштейн воздвигнул в Свято-Успенском монастыре храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827) - одного из высших Ангелов, принимающего самое близкое участие в судьбах православных государств.

Имя Михаил переводится - «Кто, как Бог». В Священном Писании упоминаются и другие Архангелы: Гавриил, Рафаил (врачеватель), Уриил, Салафиил (Архангел молитвы), Иегудиил и Варахиил. И у каждого из этих Небожителей свои обязанности. Гавриил поведал Богородице о том, что она зачнёт от Духа Святаго Сына Божья, оставшись девственницей и после родов.

Икона Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». При­не­се­на в Ни­ко­ла­ев­ский Пеш­нош­ский мо­на­стырь Мос­ков­ской епар­хии мос­ков­ским куп­цом Алек­се­ем Гри­горь­е­ви­чем Мок­е­е­вым.  Про­слав­ле­ние  ико­ны на­ча­лось в 1827 го­ду, по­сле то­го, как ка­пи­тан Пла­тон Оси­по­вич Ша­ба­шев, про­хо­дя но­чью ми­мо ча­сов­ни, уви­дел, что от ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ис­хо­дил Необык­но­вен­ный Свет. В дру­гой раз ему бы­ло ви­де­ние ико­ны во­вре­мя труд­ных об­сто­я­тельств жиз­ни. Во сне уви­дел Пла­тон си­я­ю­щую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри в об­ла­ках над ча­сов­ней и услы­шал го­лос: «Ес­ли хо­чешь из­ба­вить­ся от ис­ку­ше­ний, по­мо­лись пе­ред этой ико­ной». Осо­бен­но мно­го­чис­лен­ными бы­ли чу­де­са от этой ико­ны в 1848 го­ду во вре­мя хо­ле­ры, ко­гда мно­гие мо­ля­щи­е­ся пред ней по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния.

А Михаил – это «князь», или «вождь Воинства Господня», он изображается как главный борец с диаволом и всяким беззаконием среди людей. Отсюда прибавление к его имени слова «Архистратиг». Почитается же Михаил в трёх мировых религиях: христианстве, иудаизме и в исламе.

В Святом Писании Архангел Михаил показан как низвергатель с Неба Денницы, восставшего против Бога и превратившегося под бременем гордыни в сатану-дракона. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр.12,7-9; Лк.10,18).

Отождествляют Архангела Михаила и с таинственным Огненным Столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта, погубившим в море полчища фараона. Михаилу же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при Пророке Исаии. (Исх.33,9,14, 26-28; 4 Цар.19, 35).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий писал: «Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война: низвержением Денницы (сатаны) с Неба. С тех пор Архангел Михаил не перестаёт ратоборствовать за Славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад её» (Седмь Архангелов Божиих, М.,1996, стр.5-6).

Где стоит храм, освящённый в честь Архистратига Михаила, там враг не пройдёт. Написан и Акафист, ему посвящённый.

После 1917 года Свято-Успенский монастырь оказался отнесённым к Эстонии. Но молиться здесь продолжали на русском языке и о спасении нашего народа и государства. Обитель тогда осталась почти без средств, но смогла сохранить свои Святыни, одной из которых были, и остаются, намоленные за века пещеры, тянущиеся на две сотни метров.

В них похоронены около 10 тысяч верующих: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря. Первым похоронен в Пещерах Государев дьяк Мисюрь Мунехин. Здесь же находятся гробницы с мощами Преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы, которые образуют Собор Псково-Печерских Святых. Это Небесные Покровители всех западных рубежей нашего государства.

Есть в пещерах и храмы, как, например, церковь Воскресения Христова.

А в Успенской пещерной церкви, освящённой ещё в 1473 году, пребывает Чудотворная икона «Успения Божией Матери» с Житием. То есть, она подобна «Державному Покрову», на котором под образом Казанской Божией Матери расположен эпизод истории НОД России: защитники Святой Руси  в годы Великой Смуты, князь Димитрий Пожарский и Косьма Минин.

В годы Великой Отечественной, когда Печоры, начиная с 10 июля 1941, находились под оккупацией фашистов, Игумен монастыря Павел (Горшков.1867-1950) однажды после Богослужения произнёс с церковного амвона патриотическую проповедь: сделал воззвание к народу о помощи больным, престарелым и советским военнопленным, находившимся в концлагере № 134.

Прихожане откликнулись на призыв, и продукты были собраны. Народ тогда воспринял войну как наказание за вероотступничество, за грехи - люди «жаждали молиться, жаждали покаяния». В тот трагический период русской истории Игумен Павел посетил и сто деревень, сто школ на оккупированной фашистами части СССР и всюду произносил проповеди. Он вспоминал: «Мне было до слёз больно, я … считал, что детей без Бога оставить нельзя».

Георгий Александрович Печников, житель города Печоры, рассказывает: «Мне известен случай в 1943 году, когда один из монахов прятал в монастыре партизана Ринусова». Скрывалась в пещерах и группа советских разведчиков. Несколько дней приносил им еду и воду Старец Симеон (Желнин.1869-1961), ныне прославленный в лике Святых.

Но не стоит думать, что гитлеровские оккупанты поддерживали монастырь и Православие. Они лишь временно шли на компромисс с ним, чтобы ещё более не озлоблять против себя народ. И когда наступил 1944 год, то, с приближением советских войск к Прибалтике, захватчики стали строить мародёрские планы. Они решили вывезти все монастырские драгоценности в Ригу, якобы для передачи их на хранение.

Вновь шла игра в «европейски образованных просветителей», будто бы «спасающих культурные ценности от невежественных варваров-большевиков».

Однако монахи настороженно отнеслись к распоряжению гитлеровцев и фактически саботировали эвакуацию Святынь. Тогда фрицы стали бомбить не только города Псковщины, но и территорию обители, чего не делали раньше. 18 марта 1944 года представитель немецкого командования Берг отправил-таки четыре ящика с драгоценностями монастыря в Латвию.

И снова, Чудесным Заступлением Божией Матери, не было ни одного прямого попадания бомб в здания обители. Хотя от осколка погиб Схиепископ Макарий (Васильев.1871-1944).

Это был сложный период. Часть братии хотела выехать со всеми Святынями в Эстонию, боясь потерять их для России и монастыря, страшась репрессий со стороны советской власти. А другая склонялась к тому, чтобы остаться на Родине, и даже пострадать, если это будет угодно Богу. В конце концов, вся братия, во главе с Игуменом Павлом, приняла решение: не уходить из монастыря и России, встретить Советскую Армию лицом к лицу.

10 августа 1944 года в обители молитвенно отметили праздник в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, а на другой день Печоры были оставлены захватчиками. В монастыре звонили колокола. Духовенство служило благодарственный молебен. Настоятель встречал советских бойцов цветами. Но, к сожалению, полного понимания не получилось. Игумен Павел был приговорён к 15 годам лишения свободы.

Умер он 6 июля 1950 года в Кемеровской области, в Сиблаге.

Нельзя не упомянуть и ещё одну важную страницу из жизни  Псково-Печерского монастыря. В пещерном храме Воскресения Господня похоронен Архимандрит Алипий (Воронов.1914-1975). Мощи Святого почивают на Горнем месте.

В миру, до монашества своего, он был сыном бедных родителей, Иваном Михайловичем. В годы Великой Отечественной прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой Армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Многократно награждён орденами и медалями. У него было призвание художника. А тут война. И вот, на фронте он мысленно обещает Божьей Матери, что, если Она сохранит ему жизнь, то после Победы он уйдет в монастырь. Так поступали тогда и другие советские воины, не забывшие о своих православных корнях.

Как-то, тоже задолго до монашества, он получил в переполненном народом поезде кровоточащую рану. А, выйдя из вагона, подошёл к реке, опустил правую руку в воду, левой перекрестил её и сказал: «Пресвятая Богородица, Страданий ради Сына Твоего, исцели меня!» На душе у него стало легче. А дома он увидел, что распухшие пальцы свободно двигаются.

Будучи уже Архимандритом, о. Алипий говорил: «На войне некоторые боялись голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями, и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастёрки и сражались с врагом, те оставались живы».

В 1950 году он стал послушником Троице-Сергиевой лавры. Как иконописец нёс послушания по реставрации живописи Троицкого, Успенского соборов, Трапезной и Академической церкви, руководил работой иконописцев, принимал участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья. С 28 июля 1959 года - Наместник Псково-Печерского монастыря.

А те четыре ящика (566 предметов), которые оккупанты увезли из монастыря, вернулись-таки в обитель. О. Алипий долго искал их и нашёл. В 1945 году они, вместе с другими ценностями, вывезенными мародёрами, попали к американцам, затем оказались в запасниках музея икон города Реклингхаузен: никогда не выставлялись, найти их было трудно, но Бог помог.

Во времена хрущёвских гонений на Церковь, когда неотроцкисты пытались закрыть Псково-Печерский монастырь, Архимандрит-НОДовец о. Алипий (Воронов) разорвал правительственный Указ на глазах опешившего представителя богоборческой власти и бросил клочки в пылающий камин. Монастырь продолжал жить!

НОДовский характер нужен стране! Нужен и на войне, и в мирное время. Ведь и в НОДовцах-христианах, и в НОДовца-«атеистах» есть то, о чём говорил о. Алипий: «Страдавший на Кресте Христос заповедовал нам: «Любите друг друга!» Это прямая Заповедь Сына Божия, единственная в Евангелии. Но у неё есть вторая половина: любите Бога. А до этой Любви надо ещё дойти, надо ещё дорасти.


«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...