Царский Крестный ход: Улан-Удэ-Байкал. 19-ый день пути.

2 1909

Ночь с 29 на 30 июня 2018 года крестоходцы провели под Улан-Удэ, в Свято-Троицком Селенгинском мужском монастыре.

Эта обитель имеет долгую и богатую историю. Основана она в 1681 году. Расположена в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги, в селе Троицкое.

Места здешние - своеобразны и красивы. Да и монастырь сохранил на себе отпечаток архитектуры 17-го столетия.

Полномочный российский посол, граф Ф. А. Головин, сделал в 1687 году большие пожертвования в монастыре, чтобы утвердить его на бурятской земле.

К нашим крестоходцам в обители отнеслись с пониманием, потому что монастырь и сам три раза в год организует многолюдные Крестные ходы на Иоаннову гору.. Путь - немалый, 12 км. Он оканчивается на месте Чудотворного явления иконы Иоанна Предтечи.  Сам образ не сохранился. Но известно, что впервые гору стали почитать как Святое место около двухсот лет назад.

Долгое время некая жительница села Ильинка видела Свечение на горе. Наконец, она решилась подняться и обнаружила на вершине икону Крестителя Господня - Иоанна Предтечи. Её принесли в ильинский храм и всенародно почитали, ежегодно устраивая Крестные ходы в её честь. Традиция тайно продолжалась и после 1917 года.

В прошлом, рассказывают местные жители, в округе было аж три часовни Иоанна Предтечи. Одна из них находилась на вершине Иоанновой горы, на высоте 400 метров. Сейчас здесь только беседка и Поклонный Крест.

Но вернёмся к истории обители.


На фото: Троицкий собор - слева. За ним справа - Никольская церковь. Фото 2012 года.

Века назад здесь было неспокойно. В конце XVII века в монастыре даже располагался полк Ф. И. Скрипицына, который защищал Забайкалье от маньчжуро-монгольских набегов. По описи 1732 года в монастыре было 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы.

Неслучайно монастырь считает одним из главных своих праздников - день памяти Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

В честь Архангела Михаила освящён надвратный храм монастыря.

Во время своего путешествия по Сибири, 22 июня 1891 года обитель посетил Цесаревич Николай Александрович. Он подарил монастырю «сребропозлащенный» напрестольный Крест.

НО ещё раньше в монастырь приезжал прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал, крестник Петра I.

Наконец долгое время в обители жил величайший духовный светильник Сибири - Иннокентий Иркутский (Кульчицкий).

Святой Иннокентий, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких, или Кольчецких. Его родители переселились из Волыни в Малороссию, спасаясь от голода и тяжести польского владычества. Святитель родился около 1680 года, то есть был ровесником Селенгинского монастыря. Внешние тяжелые обстоятельства – сиротство, чума, объявившаяся в Киеве, – побудили его принять иночество и вступить с именем Иннокентия в число братии Киево-Печерской обители.

В 1710 году он был вызван в Москву для преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Служил здесь 1719 года, пока не был вызван в Александро-Невскую лавру и назначен на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле.

С «Самсона» довольно скоро он был переведен обер-иеромонахом в город Або. Здесь он был начальником флотских иеромонахов, служивших в Финляндском корпусе.

По обязанности своей он каждую неделю посещал каждый корабль и, вероятно, хорошо был известен Государю Петру Великому. Наконец, его отправляют в Восточную Сибирь.

Край этот непрерывно заселялся русскими, и в 1620 году в Тобольске была открыта Сибирская Епархия.

К середине XVII столетия русские дошли уже до границы Китайской империи. В Забайкалье они поставили крепости-остроги: Нерчинский (1654) и Селенгинский (1665) - и к концу столетия стали жаждать свободной торговли с Китаем.

Тем более что Православие уже проникло в Китай. Когда в 1685 году китайцы с 15-тысячным войском и многочисленной артиллерией осадили 450 казаков, засевших в Албазине, они в конце концов сумел увести 45 семей в Пекин, где их нанял на службу Богдыхан Канси (1662-1722).

Это в его царствование в Китае укрепилась католическая миссия. Тогда почему было не укрепиться и православной? Он отдал русским буддийское капище, которое они переделали в часовню, а та в 1696 году была перестроена в церковь, освящённую во имя Святой Софии, Премудрости Божией. Здесь до самой своей смерти в 1712 году и трудился албазинский Батюшка Максим, не покинувший свою паству и в плену, и на чужбине. 

В 1715 году, по замыслу неутомимого Святителя Филофея, Митрополита Тобольского и всея Сибири, Чудотворца,

и с согласия Богдыхана, в Китай отправлена первая Русская Миссия – десять человек во главе с начальством - Архимандритом Иларионом Лежайским.

Вид северного подворья Российской духовной миссии в Пекине

Богдыхан принял православных из России ласково, дал им содержание и дозволил Богослужение. В 1718 году Архимандрит Иларион скончался, и на его место Святейшим Синодом был назначен Святой Иннокентий.

Русская Православная миссия в северо-восточной части Пекина, 1874 г. Здание миссии было разрушено в 1900 г. в ходе боксёрского восстания.

В это время шли слухи, что Канси даже склонен принять христианство.

Митрополит Филофей писал Сибирскому Губернатору Князю Гагарину: «Полезно было бы при назначении доброго и мудрого человека в Пекин почтить его чином Архиерейским или Архипастырским и клиру с ним сослать человек пятнадцать».

5 марта 1721 года Святой Иннокентий посвящен в Епископа в Петербурге в присутствии Петра Великого. Но не успел Святитель выехать в Сибирь, а власти уже стали опасаться враждебных действий к русским со стороны китайцев, а особенно - от иезуитов. Пришлось взять с собой порох и ружья.

Незадолго перед этим, в 1719 году, император Петр I отправил в Пекин посольство для разрешения вопросов о свободной торговле с Китаем. Но миссия Льва Измайлова не имела успеха: разрешения на постройку второй церкви в Китае дано не было.

Измайлов должен был уехать из Пекина в марте 1721 года. В конце 1722 года престарелый Богдыхан Канси умер и на престол вступил его сын Юн-чжен, который был очень не расположен к иностранцам и к христианам. Он распорядился выслать из пределов Китая большую часть католических миссионеров, храмы их обратить в общественные дома и воспретил совершать христианское Богослужение.

Святитель остановился в это время в Троицком Селенгинском монастыре, жалованье ему задерживали, письма в Россию посылать было нельзя – китайцы их перехватывали. Единственной отрадой для Блаженного Иннокентия было тогда совершать Богослужение. А в свободное от молитв время он писал иконы. Много таких икон, писанных его рукою, сохранялось в храме села Куналеи, под Красноярском.

Стела в Барабанной Башне Нанкина в честь посещения города императором Канси в 1684 г. во время его поездки по югу страны.

Так прошли три года. Только в 14 февраля 1725 года из Синода пришёл указ, который разрешал Блаженному Святителю выехать в Иркутск. Здесь он поселился в Вознесенском монастыре. 26 августа 1727 года он получил другой указ - о бытии ему Епископом в Иркутске. И 2 сентября 1727 года он обратился с первым словом к местным верующим как Архипастырь и отец.

Малый Куналей, здесь была дача Свято-Троице Селенгинского монастыря, на которой жил некоторое время Святитель Иннокентий

Духовенство в новой Епархии тогда было в самом жалком положении. Большинство из лиц духовных не получило почти никакого образования. Невежественные пастыри немногим отличались от пасомых и не могли быть духовными руководителями. Святитель Иннокентий не замедлил принять все доступные ему меры для искоренения таких нестроений.

Преставился он в Вознесенском монастыре 8 декабря 1731 года и был погребён под алтарём деревянной Тихвинской церкви.

Народное почитание его началось в конце XVIII века, когда обнаружилось, что его останки нетленны. Его мощи открыты 31 января 1805 года и до 1921 почивали в серебряной раке, пока уже в советское время не были вскрыты и вывезены из храма. Повторно они обретены в 1990 году, в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина, и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска.

Что же касается Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, то в 1920 году он был закрыт. Здесь располагалась колония для преступников, а потом - психиатрическая больница. Она съехала только в 2006 году.

Ну а наши славные крестоходцы утром 30 июня перед дорогой помолились в монастыре и выдвинулись на Иркутск.

Не столь далеко от озера Байкал, на станции "Мысовая"", оказались они Волею Божией в храме Святителя Николая-Чудотворца.

И на фундаменте строящегося нового храма Царственных Страстотерпцев Романовых  отслужили молебен во Славу Господу.


Да и местному Батюшке подарили копию образа "Державный Покров".

Надо сказать, что эта станция Восточно-Сибирской железной дороги расположена в Кабанском районе Бурятии на территории города Бабушкин. Основана в 1900 году.

Именно здесь был в 1905-ом расстрелян революционер Иван Бабушкин, происходивший из вологодских крестьян.

Путь Бабушкина в революцию начался в 1894 году, когда он стал заниматься в руководимом В. И. Лениным рабочем марксистском кружке. Активно работал Бабушкин в Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». Стал организатором новых рабочих кружков и библиотек. Сотрудничал с ленинской «Искрой»: был и корреспондентом, и распространителем газеты. Неоднократно подвергался аресту.

В 1902 году сумел бежать из екатеринославской тюрьмы и переправиться в Лондон, ибо там и плёлся международный цветной заговор против России. Когда Бабушкин вернулся, то  в 1903 году был сослан в Верхоянск (Якутия). Однако амнистирован в 1905-ом, тогда же стал членом Иркутского и Читинского комитетов РСДРП, одним из руководителей Читинского вооружённого восстания.

13 января 1906 года покинул Читу для сопровождения состава с оружием для рабочих в Иркутске. Был схвачен экспедицией генерала Александра Меллер-Закомельского, направленного для подавления бунта, и расстрелян по приговору военно-полевого суда на станции "Мысовая".

Едва ли Бабушкин был верующим.

А меж тем, некогда в городе его имени находился выселок Посольского монастыря.  Здесь начинался Удунгинский тракт, построенный кяхтинскими купцами для перевозки товаров из Китая. Ими же сооружена пристань на Байкале. Через "Мысовую" проходили и этапы каторжников на Нерчинск и Акатуй.Поэтому земле здешней просто необходима была молитва. Коснулся её и молебен наших крестоходцев.

Покинув гостеприимного Батюшку, они продолжили путь на Иркутск. И скоро достигли берегов самого глубокого озера на планете - Байкал. Его наибольшая  глубина — 1642 м. Насыщенное кислородом, оно очищается микроскопическим рачком эпишурой, который потребляет органику, пропуская воду через свой организм. Байкальская вода холодна даже летом.  Температура поверхностных слоёв не превышает +8 - +9 °C, а в глубинных слоях - +4 °C. Это соотносится с температурными показателями всех Святых источников в мире, не зависимо от того, где они находятся. Однако один из крестоходцев решился омыться байкальской водой.


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • http://rusnod.ru/user/reg/ Анкета за конституционную реформу Заявление о проведении в России Конституционной реформы Я, гражданин России, выступаю за восстановление Государственного Суверенитета России, для чего требую провести в стране Конституционную реформу, в ходе которой внести следующие изменения в Конституцию Российской Федерации: - отменить положение о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права путем внесения изменений в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, исключив слова «общепризнанные принципы и нормы международного права»; - отменить положение о запрете в России государственной идеологии, внеся изменения в ч.2 ст.13 Конституции Российской Федерации, исключив слово «государственной». Для дальнейшего укрепления суверенитета и независимости страны, преодоления кризисных явлений в экономике и повышения уровня жизни народа, выступаю за принятие в последующем нового Основного Закона России, устанавливающего, в частности, полный государственный контроль над Центральным Банком России, природными ресурсами, промышленностью, пищевым и сельскохозяйственным производством страны, а также расширяющего реальные полномочия Главы Государства во внутренней политике. Принимая участие в акциях НОД, я обязуюсь действовать строго в рамках законодательства Российской Федерации.
  • Напоминаем, что он проходит на народные пожертвования. Номер карты для перечисления пожертвований через приложение СБЕРБАНК-ОНЛАЙН или БАНКОМАТ (СБЕРБАНК, МИР): 2202 2001 2163 1350 Либо через мобильный банк по номеру 914 030 1966