Царский Крестный Ход прибыл в Иркутск 30 июня 2018 года.
Сразу был отслужен молебен в соборе Богоявления.
Надо сказать, что этот храм является вторым старейшим каменным зданием города.
Сначала он был деревянным. Построили его в 1693 году рядом с Иркутским кремлём.
Дважды угрожали ему пожары. Первый, 1716 года, уничтожил его полностью. Второй, 1879-го, хоть и охватил весь город, остановился у самых каменных стен храма, словно по Приказу Свыше.
А в 27 июня 1742 года Иркутск постигло Большое Южно-Байкальское землетрясение.
Сломался крест на одной из малых глав храма, обрушился каменный шатёр колокольни. Пострадал собор и от других землетрясений. В 1861 году треснули своды, арки лопнули, выпали рамы, сдвинулись с места две колонны.
Много трудов положили иркутяне для восстановления любимого собора. А после 1917 года все их бесчисленные труды пошли прахом. Храм был закрыт и превращён в кондитерский цех хлебозавода.
В 1960-ом его вообще решили снести, да не поднялась рука у московских архитекторов. Неожиданно здания получили статус памятника архитектуры республиканского значения. И началась реставрация, которая длилась 18 лет.
Но только в 1994 году здесь начались Богослужения в одном из приделов.
Название же города происходит от реки Иркут. Протекает мимо Иркутска и Ангара. На языках монголо-бурятских племён слово "иркут" истолковывается как «сила, энергия, крутиться, вертеться, поворачиваться».
И жизнь здесь действительно кипела.
Чехословацкие войска в Иркутске. Интервенция.
В 1791 году в Иркутске в течение двух месяцев находился А. Радищев, осуждённый за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву». А в девятнадцатом столетии располагалась в городе одна из контор Российско-Американской компании, созданной купцом Григорием Шелиховым. В Иркутске совершались торговые сделки и снабженческие операции, набирались команды промышленников и моряков, многие из которых были иркутянами. Жители города владели до 9 % акций компании.
Наши паломники прошли со своими иконами малым Крестным ходом по территории храма.
В дар обители они оставили образ Богородицы "Магаданской".
1 июля они отправились к Красноярску, но мы ненадолго останемся в городе, чтобы ещё немного рассказать вам о Богоявленском соборе и иркутских Святых.
Богоявление - синоним слов Крещение Господня.
В честь этого праздника и поставлен храм. До революции он был знаменит своей Чудотворной иконой "Казанской" Божией Матери. Откуда она пришла в город, о том достоверных известий нет. Но остался документ, в котором говорится, что 1722 году в Богоявленскую церковь к образу Казанской Богородицы приложил в приклад цепочку женскую, колчетую, серебреную, золоченую, весом в пятнадесять золотников новую некто Михайло Никифоров А Устюжанин Алексей Кузнецовский - два рубля....
В 1794 местными благодарными молитвенниками возложили на образ и серебряную, с драгоценными камнями, ризу, выполненную московскими ювелирами. Большую роль икона сыграла в торжестве прославления Мощей Святителя Иннокентия (Кульчицкого) в 1805 году.
Тогда Мощи встретились с Иконой, принесённой из собора Богоявления.
Икону столь чтили, что выстроили в её честь новый кафедральный собор - Казанский.
Двадцать лет его возводили всем миром, а в тридцатые годы ХХ столетие ... взорвали.
Другой Святыней Богоявленского храма являлись некоторое время Мощи Святителя Софрония (Кристалевского), Епископа Иркутского и всея Сибири Чудотворца.
Он был выходцем из Малороссии. Родился в 1704 году, а при Крещении получил имя Стефан, в честь Первомученика Стефана.
Побиение камнями Первомученика Стефана
Детские годы Стефана Кристалевского проходили в Полтавской губернии, где его отец поселился после увольнения из Черниговского полка. В Киевской духовной академии Стефан учился одновременно с будущим Святителем Иоасафом, Епископом Белгородским, и Павлом, будущим Митрополитом Тобольским.
В 1730 году он принял постриг с именем Софроний, в честь Святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского, жившего в 6-7 веках.
В тут прошло нечто Чудесное. В ночь после пострижения Софроний услышал в храме Голос, сказавший ему: «Когда будешь Епископом, построй храм во имя Всех Святых».
В 1747-ом скончался Иркутский Епископ Иннокентий II (Нерунович).
Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления.
Наконец, императрица Елизавета Петровна (1741-1761) своим Указом рекомендовала на эту должность благочестивого Наместника Александро-Невского монастыря Софрония.
20 марта 1754 года Святитель прибыл в Иркутск. Сначала он заехал в Вознесенский монастырь, чтобы помолиться на могиле Епископа Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая у него благословения на предстоящий Подвиг. А потом с головой ушёл в миссионерскую деятельность и строительство новых храмов.
Он озаботился устройством быта малых народов и способствовал развитию в нём стремления к оседлости, предлагая новокрещённым для поселения монастырские земли, чтобы всячески изолировать их от влияния язычества.
Его усилиями построена в Иркутске Тихвинская церковь, домовая церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы, новая церковь над вратами Богоявленского собора ...
Как свидетельствовал келейник Святителя, тот «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна».
Щедрость же его не знала границ. Он не съедал куска, не поделившись с кем-нибудь. Его жилище и весь Вознесенский монастырь были переполнены больными, бездомными, сиротами.
Но прославлен он был не только за это.
Первое Чудо явлено по его успении. Шесть месяцев после его кончины, пришедшейся на второй день Святой Пасхи, стоял гроб с телом Святителя в устроенном им Казанском приделе Иркутского собора. Лишь 8 октября 1771 года состоялось предание земле. Всё это время тело оставалось нетленным.
Но оно оставалось нетленным и через 138 лет после его кончины, в 1909 году! Несмотря на близость к воде (рядом протекает Ангара), несмотря на постоянную сырость в пещере и под полами собора, особенно в летнее время, - гроб, одеяние и тело Святителя Софрония сохранились нетленными. Два часа совершалось очередное освидетельствование, и всё это время Святые Мощи райски благоухали.
В 1918 году, когда шла уже гражданская война, Святителя должны были канонизировать, однако, в адрес поступила записка от причта с просьбой отложить торжество. Для Богослужений не хватало свечей, муки, вина, деревянного масла; не было икон Святителя. Кроме того, следовало получить разрешение у новых властей.
И в минуту этих разногласий Святитель Софроний сам явился иркутскому Архиерею Иоанну и рёк ему: «Мужайся!», чем вдохновил его пойти наперекор всем видимым препятствиям. В 1918 году Поместный собор Православной Российской Церкви прославил Софрония в лике Святых.
Интересно отметить, что в праздник Первомая 1917 года в Богоявленском соборе случился пожар. Он уничтожил гробницу Епископа. Однако Мощи его огонь не тронул. Это событие нашло отражение в Службе Святителю:
« ... егда же приспе время прославления твоего, испепелися гроб твой запалением огненным и мощи со одеждею изнуришася, грех ради наших и сквернаго жития, яко недостойным сущим имети сокровище Небесное, но и по сих присно с нами пребываеши, даруя нам мир и велию милость».
После 1937 года Мощи Епископа Софрония пребывают под спудом.
Немало Чудес увидел русский народ и от Мощей Святителя Иркутского, Иннокентия (Кульчицкого).
В Вознесенский монастырь, в котором они покоились, как-то раз прибыли два человека. Зайдя в церковь, они остановились перед ракой Угодника Божия и начали кощунствовать: один взял Святителя за руку, другой - за ногу. Господь скоро наказал их за дерзость. Когда они возвращались домой, дрожки, на которых ониехали, упали, и один из кощунников сломал себе руку, а другой – ногу.
Летом 1783 года в Вознесенском монастыре произошёл пожар. Была уже объята пламенем деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились Мощи Святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что Мощи погибнут в огне, и просил у Епископа Михаила разрешения вынести их из пещеры.
Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных Мощей Всемогущий спасет и церковь». И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинский храм остался цел, обгорели снаружи только его стены.
Восславим и мы этих Угодников Божьих, ибо они - Молитвенники о Земле Русской, о русском народе.
Произошло в Иркутске малое Чудо и в нашими паломниками. 1 июля 2018 года один из прихожан Богоявленского собора вдруг соизволил на свои деньги заправить три автомобиля Царского Крестного хода. Храни его Бог!
НАШ КРЕСТНЫЙ ХОД ИДЁТ НА НАРОДНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ:
Номер карты для перечисления пожертвований через приложение СБЕРБАНК-ОНЛАЙН или БАНКОМАТ (СБЕРБАНК, МИР):
2202 2001 2163 1350
Либо через мобильный банк по номеру 914 030 1966
Для безналичных перечислений:
Владелец: Александр Михайлович Ермаков (координатор маршрута)
Номер счета: 40817810236000172333
Наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ N8645 СБЕРБАНКА РОССИИ Г.МАГАДАН
БИК: 044442607
Корр. счёт: 30101810300000000607
ИНН: 7707083893
КПП: 410102001
Перечисления на Яндекс кошелёк по ссылке:
https://vk.com/app5727453_-141443784
Оценили 3 человека
5 кармы