Царский Крестный ход: 23 день пути, Томск.

0 1360

3 июля 2018 года наши крестоходцы прибыли в Томск, и хотели на седующий день его покинуть, чтобы двигаться дальше, но 4-го июля случилась непредвиденная остановка: потребовался ремонт машины.

Пока проходила починка, Сергей Суслов и о. Александр посетили ближайший храм, который оказался освящённым в честь Пресвятой Троицы.

И помолились там. В память о крестоходцах они подарили храму иконы Богородицы "Магаданской" и образ Казанской Божией Матери "Державный Покров".

Надо сказать, что в прошлом году НОДовцы-крестоходцы уже побывали в Томске:

Поэтому мы не станем повторяться и не будем рассказывать ни о "золотой лихорадке", случившейся в Западной Сибири, ни о таинственном Старце Феодоре Кузьмиче, явление которого пережили несколько здешних местных монахов.

Всё это можно прочитать по ссылке, данной выше.

Скажем о том, что крестоходцы остановились в Богородице Алексиевском мужском монастыре.

Здесь был отслужен молебен:

а Митрополиту Томскому Ростиславу подарен образ Царицы Небесной "Магаданской"

и Поклонный Крест.

Томск начали строить в 1604 году как крепость, по указу  Бориса Годунова.

В благословение трудам, из Москвы присылается царём образ "Пресвятой Троицы", а для него ставится деревянный храм. Со временем он стал кафедральным. А после его разборки в 1819 году - его заменил Богоявленский собор.

В 1834 году в Томск назначается первый в истории города Епископ, так возникает Томская епархия.

Когда Преосвященный Агапит (Вознесенский), человек благочестивый, отправился в Сибирь из Чернигова, ему в напутствие вручили жезл Святителя Феодосия Черниговского. Эта Святыня и стала символом Томской епархии.

Святитель Феодосий Черниговский (из древнего рода Полоницких-Углицких; 1630-е — 5 (15) февраля 1696). В 1896 году было тщательно обследовано и проверено до пятидесяти случаев Чудотворений на его могиле, установлено полное нетление его тела, и Святитель Феодосий торжественно причтён к лику Святых. 

К 1917 году в Томской епархии было уже более 1600 храмов и часовен. Появились и свои Святые.

В 19-ом столетии особо славилась Блаженная Домна Томская, почитавшаяся не менее Блаженной Ксении Петербургской.

Она происходила из зажиточной семьи, знала несколько иностранных языков, была очень хороша собой, и, конечно, вышла бы замуж, но предпочла всем прочим Жениха Небесного, Христа.

Она внезапно бежит из дома от воспитавшей её, сироту, тетушки, и начинает странствовать. Документов у неё не было, она подвергалась арестам и была в конце концов судима и выслана в село Иткуль Каинского округа Томской губернии.

Поселившись сначала в городе Каинске, она стала юродствовать. А это был тот самый Каинск, в котором десятилетия спустя будет тайно распят большевиками Архиепископ Сильвестр (Ольшевский), ныне включённый в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Дело в том, что именно Архиепископ Сильвестр 9 января 1919 года привёл к присяге Адмирала А. В. Колчака как Верховного правителя России.

В марте он организовал Крестный ход с участием Колчака и членов его правительства. Архиепископ восстановил институт военных священников. В августе 1919 благословил участников съезда казачьих войск России. Церковное управление, возглавляемое им, рассылало воззвания, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. И вот, когда его заключили в тюрьму, то в течение двух месяцев истязали, требуя покаяния. Так ничего и не добившись, безбожники прибили руки священника гвоздями к полу, а потом раскаленными шомполами прижигали его тело. Раскаленным же докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.

Что же касается Домны, то она избрала духовный подвиг юродства потому, что им в самом корне и самыми сильными сильными средствами побеждаются страсти. Таких людей, как нищенка Домна, принимают за бездельников-поберушек, унижают, высмеивают, бьют и гонят. А они, зная, насколько высока будет за это награда в Иной Жизни, терпят, смиряются. А могут и получить Дары Божии ещё в жизни земной.

Не взирая ни лютый холод, иссушающую жару, спала Домна под открытым небом. Вместо вериг носила тяжёлые узлы, набитые тряпками, мочалом, верёвками, ремнями, битыми стекла, камнями, опилками. Руки её всегда были заняты тем, что она меня­ла расположение узлов. Это заменяло ей чётки, по которым она творила непрестанную молитву.

Однажды Пре­освященный Порфирий (Соколовский), очень её любивший, пода­рил ей свою шубу. Но через два часа шуба была уже на нищем. Преосвященный сказал: "О, если бы и мы додумались до такой любви к ближнему и до такого терпения ради Христа!»

Не переставала Домна юродствовать даже в церкви, особенно - ко­гда было много народу: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи, переставляла их, иные клала себе в узлы. Это был её язык, иногда понятный, а иногда и не понятный другим.

Любила она странников, совершавших паломничества. Для них выпрашивала хлеб, булки, молоко, а то и брала у знакомых без спросу.

Заботилась и собаках и кош­ках, с которыми делилась едой.

Особенно жалела цепных сторожевых собак, строго наблюдала, чтобы у них была вода для питья. Часто ночью она, перерезав веревку, пускала их побегать. Собаки словно оберегали её, ходили за ней целыми стаями.

Подчас в церкви она проливала горькие слезы в осознании своей немощи, а в духовном восторге ка­залась неземной.

А чуть замечала Домна Карповна свидетелей своей молитвы, опять прикрывалась юродством.  На улицах она распевала духовные песни, за что часто попадала в полицейские участки. А едва её закрывали в камере, к ней выстраивалась очередь из томских купчих, просивших её за них помолиться. Они приносили ей еду, а она раздавала её по заключённым.

Ценили её и за то, что она была Прозорливицей.

Скончалась Блаженная 16 октября 1872 года и была погребена в Томском Иоанно-Предтеченском женском монас­тыре. К слову, колокольня монастыря  разрушена в 1930-е гг. во время кампании по борьбе с православной культурой. А в 1950-51 годах, по решению томского обкома ВКП(б), горкома ВКП(б) и горисполкома и здание церкви пошло на стройматериал.

Сегодня на этом месте находится часовня Домны Томской, возведённая в 1996 году.

На погребение Домны стеклось мно­жество народа, в том числе - жителей города. Много было и духовенства, питавшего к ней глубокое уважение. В 1916 году имя Домны было внесено в «Сибирский патерик», составленный будущим Мучеником Архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским).

Канонизирована Домна Томская в лике Блаженных 10 июня 1984 года в составе Собора Сибирских Святых.

Кстати, в Свято-Троицком храме, в который зашли помолиться крестоходцы, особо почитается мало известный широкому кругу верующих Священномученик Харалампий, память которого приходится на 23 февраля.

Редкое имя это почти не дают мальчикам, а меж тем Житие Святого весьма поучительно.

Он погиб, когда ему было 113 лет. Было это в 202 году. В те века Бог был особенно близок человеку. Епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), он успешно распространял Веру во Христа среди местных язычников.

За это он был схвачен, но на допросе отказался принести жертву идолам. Его подвергли чудовищным истязаниям, впрочем, обычным в то время: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног.

А Святой незлобно молился и сказал своим мучителям: "Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!"

Сам по себе человек не смог бы вынести такие муки, какие выносил этот ветхий старец. Понимая, что, если он всё ещё жив и не собирается просить пощады, значит, за ним стоит Реальная Сила, два воина - Порфирий и Ваптос - вслед за ним открыто исповедали Христа. Возможно, они уверовали, глядя на его Подвиг, а, возможно, он укрепил их веру.

Их усекли мечом. Тогда и ещё три женщины стали прославлять Христа и тоже приняли мучительную смерть.

Это разозлило мучителя Харалампия Лукия. Он сам схватил орудия пыток, но ... Бог сковал ему руки.

Подошедший к месту казни правитель области Лукиан плюнул в лицо Святого Харалампия, но Бог наказал и его. Голова изверга повернулась назад и застыла в таком положении. И вот уже оба наказанных умоляют Харлампия помиловать их. По молитве Святого к Господу они получают исцеление.

Это видели множество язычников, и они начинают в голос исповедовать неведомую им пока, но такую невероятную ВЕРУ.

Лукий припал к ногам Старца, слезно прося у него прощения.

Лукиан же донес о ЧУДЕСАХ императору Септимию Северу (193-211). Тот распорядился привести Святого к себе, привязав к его бороде верёвку.

При императоре язычнике Епископа стали палить огнём. Но Сила Божия спасала его и теперь. Он не сгорел. Однако по его молитве воскрес мертвец.Ещё больше народа стали исповедовать Христа. В Него уверовала даже дочь императора, Галина.

Святая мученица Галина Коринфская пострадала за христианскую веру в первый день Пасхи 258 года. Ее вместе с другими бросили в море, но ВЕРА мучников была столь сильной, что они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны.

Святителя уже не знали как и убить. Били камнями, хотели поджечь бороду, но из неё вышло пламя, опалившее самих мучителей.

Однако язычники, Септимий Север и его вельможа Крисп, стали в гневе кричать, требуя, чтобы Бог Харалампия, если Он есть, немедленно снизошёл бы с Неба на землю, к ним. И Господь, давая знать им, что они услышаны, грозно поколебал почву под их ногами.

Великий страх обуял всех, кто присутствовал на пытках. А эти двое нечестивцев повисли в воздухе, связанные невидимыми узами.

Только по молитве Святителя Харалампия они были опущены на землю.

Императора постиг Страх Божий. К сожалению, ненадолго. Дьявол тоже был близок. Он загасил искорку веры императора и тот приказал вновь и вновь мучить Святого, а потом отрубить ему голову мечом.

И тогда Харалампий увидел Христа, Который пришёл к нему, чтобы быть рядом в минуты казни. Епископ просил Сына Божия даровать месту, где будут почивать его Мощи, мир и плодородие, а людям - прощение грехов.

Господь обещал. Сам взял душу Харалампия и восшел с нею в Мир Горний.

Тело же Святого Мучника Галина погребла с великой честью.

КРЕСТ ДАЁТСЯ ПО СИЛЕ, А НАГРАДА - ПО ВЕРЕ.

Какова же была вера мучеников первых веков христианства, если самими своими муками они не отталкивали людей к веры своей, а наоборот привлекали к ней?

В Свято-Троицком храме в Томске есть своя древняя намоленная икона Священномученика Харалампия с частицей его мощей. Образ считается Святыней храма.

К 1940 году все храмы Томской епархии были закрыты, многие разрушены и осквернены. Епархия фактически перестала существовать.

Была закрыта и Свято-Троицкая церковь. В ней разместили склад Заготзерно, затем контору автоколонны «Сибхозтраса». Храм сильно пострадал: кресты были снесены, стены Димитриевского придела были полуразрушены, все деревянные части внутри церкви: дверные косяки, двери, полы, оконные рамы - сорваны.

Но вера в сердцах людей не угасла. Они продолжали молиться дома. И в 1944 году в Томске был открыт Петропавловский собор. Люди, истосковавшиеся по церковной молитве за четыре года войны, хлынули в церковь.

Образ Свято-Троицкого храма Первомученика Стефана с частицей его мощей.

Одного храма было недостаточно для большого города. И 19 июня 1945 г. группа верующих (209 человек) обратилась в Томский Облисполком об открытии Воскресенской церкви г. Томска, но был получен отказ.

Народ настаивал, чтобы им вернули тогда Свято-Троицкий храм, - это было позволено.

А сегодня стали в Томске традицией и общегородские Крестные Ходы. В канун праздника Воздвижения древа Креста Господня (13 сентября) для освящения и благocловления города с Крестным Ходом несётся Святой Крест, к которому в особой капсуле прикреплена великая святыня - частичка того Креста, на котором за нас пролил свою кровь Спаситель мира.

Однако наш рассказ о пребывании крестоходцев в Томске был бы не полным, если бы мы не рассказали ещё и о Праведном Петре Томском.

Он родился около г. Кузнецы, Сарчумысского форпоста Томской губернии, во второй половине XVIII в. в благочестивой дворянской семье Мичуриных. С детских лет полюбил он молитву. В юношеские годы был отдан родителями на военную службу, но сердце его принадлежало только Богу.

Вскоре юноша оставил мир и удалился в таёжную пустыню, где вверил себя духовному руководству опытного наставника, Старца Василиска, ныне тоже входящего в Собор Сибирских Святых.

Тот жил в лесу вместе со Старцем Зосимой Верховским, происходивших из старинного дворянского рода.

Петр стал их учеником.

Г. Кузнецк.

Пётр проводил жизнь в строгом посте, иногда по нескольку дней не вкушая никакой пищи.

Юноша быстро достиг высоты в творении Иисусовой молитвы. «Никогда не перестаю молиться, - говорил он Старцу Василиску. - Не бываю без молитвы даже тогда, когда память забудется: когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую её в моем сердце».

Однажды Петр попросил у Старца Василиска благословения провести 40 дней без пищи. Старец разрешил ему 10-дневный пост.

Всем троим были им высокие утешения от Бога. Так в конце третьего года отшельнической жизни о. Зосима получил от Господа такие Духовные Дары, что стал бояться, как бы не возгордиться и не впасть в духовную прелесть. И даже ради смирения, попросил у Сил Небесных «познать мучения грешников, чтобы … не забыться, что и я – великий грешник».

И Бог услышал его. О. Зосима внезапно получил такое телесное, душевное и духовное страдание, какое никакими словами не выразить. Казалось, каждый волос его испытывал муку, каждый нерв. Чудилось, что ещё минута – и душа выйдет из тела или он сойдёт с ума. Старец в трепете упал на молитву, взмолился, и … Господь сразу же помиловал его. Всё вдруг миновало, и вернулись слёзы умиления и благодарности - полились из его глаз потоком.

«Всю свою жизнь о. Зосима с глубоким смирением и сердечным умилением вспоминал эти страшные минуты», - пишет его внучатая пра-пра-пра-племянница, монахиня Зосимовой пустыни, м. Зосима, наша современница.

И сердце Праведного Петра было преисполнено пламенной любовью к Богу. Он испытывал невероятные для нас духовные восторги.

Неизвестно, каких бы высот достиг он, если бы не ранняя смерть. Юноша прожил всего 20 лет. Похоронен он около места, которая называлось Три Курьи, в 20 метрах от жилища Старцев Зосимы и Василиска. Отцом Зосимой и написано Житие  Петра Мичурина.

Там есть и такие строки: «До того сгорал он любовию к Богу, что не в силах будучи выносить и скрывать, уже громогласно, бывало, взывал к Богу, и умиленно благодарил Его милосердие над ним».

В 1984 году Петр прославлен в лике Святых. Экспедицией уже в наши дни найдены фрагменты сруба и землянки, где проживал Петр Томский. Кроме того, найдены предметы быта отшельников: подсвечник, сковорода, грузило, гвозди и осколки керамики.

А наши крестоходцы от правились 4 июля в Кемерово.

Номер карты для перечисления пожертвований через приложение СБЕРБАНК-ОНЛАЙН или БАНКОМАТ (СБЕРБАНК, МИР):

2202 2001 2163 1350

Либо через мобильный банк по номеру 914 030 1966

Для безналичных перечислений:

Владелец: Александр Михайлович Ермаков (координатор маршрута)

Номер счета: 40817810236000172333

Наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ N8645 СБЕРБАНКА РОССИИ Г.МАГАДАН

БИК: 044442607

Корр. счёт: 30101810300000000607

ИНН: 7707083893

КПП: 410102001

Перечисления на Яндекс кошелёк по ссылке:

https://vk.com/app5727453_-141443784

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...