Агиттекстиль - текстиль с набивными рисунками агитационно-политического характера. Это если по учебнику. По правде - это отражение времени. Политика проникающая, во все сферы жизни общества. По факту - советский поп-арт, первый в своем роде.
Рисунки для них были исполнены в 1920-х — начале 1930-х годов студентами и выпускниками первого советского художественно-промышленного вуза Вхутемаса — Вхутеина и Московского текстильного института.
Считалось, что с помощью набивных серпов с молотами, молотилок и комбайнов советский человек окончательно уверует в мировую победу коммунизма. Вышло наоборот. Часто повторенные советские символы сливались в пестрый хаос, обесценивались. Эффект, сравнимый с шелкографиями Уорхола – тот ведь принтовал портреты звезд, а получались кислотные абстракции. Советский агиттекстиль был запрещен в 1933 и открыт заново на Западе в 1980-е годы. Теперь он своими шестеренками, задастыми бабами и серпами волнует воображение современных модельеров, не только российских.
В 1933 году газета «Правда» опубликовала знаменитый фельетон «Спереди трактор, сзади комбайн» журналиста Григория Рыклина, где агиттекстиль поддавался разгромной критике:
«Вот свеженький весело окрашенный ситчик… Тоже не беспредметная раскраска. Не какая-нибудь идеалистическая чушь. А целая картина — Турксиб. По желтоватому песку идет караван верблюдов. Вдали чернеется стадо баранов. А в центре несется паровоз. Как приятно спать в таких подштанниках».
Самих же художников Рыклин назвал «кучкой халтурщиков, которая, прикрываясь революционной фразой, пачкает материю».
Проще говоря, идея агиттекстиля сама себя дискредитировала: портрет Ленина, который считался уместным на плакате, на женской груди выглядел уже неполиткорректно.
Источник: http://stalist.livejournal.com...
Оценили 0 человек
0 кармы