В первой части мы разобрали десять заповедей, и убедились, что половина заповедей вообще не имеет отношения к морали, а относится исключительно к сфере религии, а вторая не содержит ничего, чего не было бы в своде законов Хаммураппи, то есть даже на момент написания в них не было никакого божественного откровения. Как я и ожидал, в ответ несколько человек написали, что Ветхий Завет устарел (на самом деле это не так, но об этом ниже), и пользоваться надо Новым, а квинтэссенция Нового Завета — знаменитая Нагорная проповедь. Ну что же, давайте посмотрим, какой морали учит Нагорная проповедь (Евангелие от Матфея, гл. 5-7).
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
В параллельном месте в Евангелии от Луки (Лк 6:20) в греческом оригинале слово «духом» (τῷ πνεύματι) отсутствует, сказано просто «блаженны нищие» (это признает Толковая Библия Лопухина). Церковь, делая русский перевод, пошла на подлог, добавив слово «духом», которого там нет. Поскольку, кто такие нищие, понятно без комментариев, а что такое «нищие духом» толкователи не могут решить по сей день, очевидно, что вариант Луки — правильный. Это подтверждается другими цитатами — «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк 6:24), «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24), притчей о Лазаре и богаче (Лк. 16:19-31), в которой бедняк попал в рай, а богач в ад (причем, ни слова не сказано, что бедняк был праведным, богач совершал какие-то грехи, единственная причина, что один пошел в рай а другой в ад — это именно нищета одного и богатство другого). Думается, абсолютная деструктивность этой заповеди очевидна. Понятна она была и самим христианам, поэтому в текст Матфея добавили слова "духом", затуманив смысл и превратив ее в бессмысленный набор слов, над которым толкователи безуспешно бьются до сих пор.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Интересная логика: плачущие блаженны, потому что в будущем они утешатся. А те кто уже утешился — они блаженны? Нет, наоборот: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк 6:25). Логика абсолютно абсурдная. Это примерно тоже самое, что сказать: «Горе вам, здоровые, ибо заболеете. Горе вам, молодые, ибо состаритесь. Горе вам, живые, ибо умрете». Конечно, веселиться все время невозможно, в жизни любого случаются несчастья и даже трагедии, но это не повод ходить все время с угрюмой рожей. Точно также, тот факт что все когда-нибудь умрут, никак не мешает людям наслаждаться жизнью. Такая заповедь подходть только полному и абсолютному неудачнику, у которого вообще нет никакого просвета в жизни, одно страдание — только у такого человека веселый смех может вызвать зависть и злобу. Замечу, что пользуясь вывернутой логикой Иисуса, легко можно инвертировать эту заповедь: «Блаженны смеющиеся ныне, ибо восплачете, а потом утешитесь». Пользуйтесь, дарю!
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Здесь Иисус процитировал Пс 36:11: «кроткие наследуют землю». Речь там идет о том, что скоро Господь уничтожит всех злодеев, и после этого наступит благодать: «еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира». Эта заповедь скорее вредна чем полезна, т.к. по сути она призывает сидеть на диване и ничего не делать, не бороться со злом, а тупо ждать пока Бог сам все решит. (Как поется в известной песне: «а при коммунизме все будет за*бись, он наступит скоро, надо только подождать»). Больше двух тысяч лет уже ждут, и никак не дождутся!
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
У Луки сказано просто: «блаженны алчущие» (т.е. голодные). Тут такая же ситуация, что и с «нищими духом»: Матфей добавил одно слово, чтобы сделать заповедь более духовной (не хотелось ему быть нищим и голодным). Это подтверждается противопоставлением: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк 6:25). Здесь мы имеем такую же абсурдную пару заповедей, что и плачущими и смеющимися.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Эта заповедь практически повторяется далее, в Мф 7:1-2:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
В этих заповедях больше вреда чем пользы, т.к. они фактически призывают не бороться со злом. Если вы видите вокруг себя какую-то несправедливость, то вы должны понять и простить, иначе вас самих осудят. Но попустительство злу приводит к еще большему злу.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Хорошая заповедь, только в другом месте Иисус говорит прямо противоположное: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее". (Мф 10:34). То есть, Иисус прямо говорит, что принес на землю братоубийственную войну. И в данном случае Иисус сказал чистую правду: все время, пока христианство оставалось государственной религией, христиане непрерывно с кем-нибудь грызлись: то с язычниками, то с мусульманами, а чаще всего с другом (разгром крестоносцами Константинополя в 1204 г, Реформация и Контрреформация, 30-летняя война).
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
«Чистые сердцем» — означает «искренние». Но сама по себе искренность отнюдь не достоинство: люди, отправляющие ведьм на костер, были совершенно искренне уверены, что делают доброе дело — защищают людей от дьявольских козней, но это их никак не оправдывает. В общем, довольно сомнительная заповедь.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Бороться за правду — дело благородное, но смотря что понимать под правдой. Что-то мне подсказывает, что под правдой тут понимается христианское учение, а что оно из себя представляет, в принципе уже понятно.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Это очень удобная позиция: сначала создадим абсолютно бредовое учение, а потом, когда нас отовсюду погонят поганой метлой, скажем: видите, а я говорил, нас за правду гонят!
И кстати, вот это «Радуйтесь и веселитесь»... А как же «Горе вам, смеющиеся ныне»? Или радоваться и веселиться можно только когда вас гонят и поносят? Попахивает мазохизмом!
Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Обычно эту фразу толкуют в том смысле, что соль в те времена — дорогой продукт, поэтому Иисус говорит, что его последователи — большая ценность для земли. Но если это и так, то метафора крайне неудачна. Земля вовсе и не должна быть соленой, напротив, соль делает землю бесплодной, на солончаках ничего не растет. Соль не может «потерять силу», это абсурд. Это все равно что сказать: «если вода потеряет мокрость, то чем сделаешь ее мокрою?». Иисус здесь просто показывает неумение формулировать мысли.
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
В этой заповеди Иисус учит, что добрые дела надо делать открыто, на глазах у всех, что бы эти добрые дела прославляли Отца Небесного. А потом он будет призывать к прямо противоположному.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Как видим, Иисус прямо говорит: Закон нерушим (имеется в виду, конечно, закон Моисея), Закон будет действовать до конца мира, и ни одну заповедь нарушать нельзя. Те кто утверждали, что Новый завет отменил Ветхий завет, даже не читали Нагорную проповедь! (Впрочем, это не мешало самому Иисусу нарушать закон Моисея, в частности не соблюдать Субботу (Лк 6:1). Получается, Иисус и апостолы нареклись малейшими в Царстве Небесном? А то может и вовсе туда не попали?).
Обратите внимание, что здесь Иисус противоречит сам себе буквально в соседних предложениях. Сначала он говорит: «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном». Тут не говорится, что нарушающий заповедь не попадет в Царство Небесное: он попадет, но займет там самое низкое положение. А в следующем предложении утверждается прямо противоположное: что бы попасть в Царство Небесное, нужно превзойти в праведности даже книжников и фарисеев, которые отличались как раз буквальным соблюдением Закона.
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
Призыв не ругаться и не гневаться неплох, но тут все доведено до абсурда: если всего лишь за одно бранное слово человек подлежит геенне огненной, то какой смысл сдерживаться? Ведь нет ни одного человека, который бы ни разу в жизни не выругался. Между прочим, сам Иисус своей заповеди вовсе не следовал: «Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» (Мф 23:17).
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Призыв мириться неплох, но тут опять все доведено до абсурда. Иисус призывает ни в коем случае не доводить дело до суда, потому что уверен почему-то, что суд ты непременно проиграешь. А если ты прав, а твой соперник нет? А если его требования невыполнимы? Иисус, по сути, призывает сдаться без борьбы, согласиться на любые условия. Это никак нельзя назвать разумным или полезным советом.
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Здесь все очередной раз доведено до полного и окончательного абсурда. Оказывается, смотреть на женщину с вожделением — преступление, наказание за которое геенна огненная. Причем, на любую женщину, например свою жену (ведь не сказано, что нельзя смотреть только на чужую жену). То есть, смертным грехом объявляются нормальные желания любого здорового мужчины. Тут, честно говоря, возникают сомнения в психическом здоровье Иисуса. Видимо, это какие-то очень далеко зашедшие сексуальные комплексы. Кстати, в другом месте (Мф 19:12) Иисус говорит, что ради Царства Небесного можно оскопить себя (т.е. кастрировать).
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
С этим я полностью согласен: никакого смысла в клятвах нет. Только вот сами христиане на эту заповедь наплевали: на Западе и сейчас практикуется клятва на Библии, в Российской Империи она тоже была (хотя она называлась не клятвой, а присягой, это ничего не меняет: в тексте присяги есть слова «клянусь Всемогущим Богом»).
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Моисеев закон жестоко карает за супружескую измену, но по крайней мере разрешает развод. А Иисус еще и развод запрещает. На самом деле, как показывает история, запрет на развод только провоцирует супружескую измену. Так, в 18 веке в Европе супружеская измена превратилась в такую обыденность, что не иметь любовника/любовницу считалось просто неприличным. Замечу, в 18 веке атеизм еще не пустил корни, 99,9% были искренними христианами.
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Сама идея слегка смягчить драконовские Моисеевы законы, в общем-то, похвальна, хотя здесь Иисус противоречит своим же словам «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Но, как всегда, Иисус доводит до абсурда. Надо иметь совсем уж атрофированное чувство собственного достоинства и даже инстинкт самосохранения, что бы подставлять другую щеку ударившему тебя. А если отдавать другому все что он попросит и еще больше, то очень быстро останешься голым. Характерно, что сами христиане прекрасно понимают невыполнимость этих заповедей, и, хоть и ссылаются на Нагорную проповедь, но и в мыслях не держат эти заповеди выполнять. То есть, являются лицемерами, которых так яростно обличал Иисус.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Нигде в Ветхом завете нет слов «ненавидь врага твоего» (или хотя бы близких по смыслу). Иисус здесь просто соврал. Требование полюбить врага мало того что абсурдно, оно просто невыполнимо, т.к. нельзя полюбить по приказу.
Обращает на себя внимание последнее предложение: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Слово «итак» показывает, что это вывод из предыдущего текста. Но в чем же заключается совершенство Отца Небесного? Исходя из текста — исключительно в том, что он относится одинаково к злым и добрым, праведным и неправедным. Такое совершенство правильнее назвать пофигизмом. Но это, во-первых, уничтожает вообще весь смысл заповедей (какая разница, выполняешь их или не выполняешь, если Богу все равно?), а во-вторых, противоречит всему остальному тексту, из которого следует, что Богу таки не все равно, и его отношение к человеку зависит от поступков: кто-то попадет в Царство Небесное, кто-то не попадет, а кто-то вообще пойдет в геенну огненную.
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Выше Иисус призывал творить добрые дела открыто, у всех на виду, «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Здесь же выдвигает противоположное мнение: добрые дела надо делать тайно.
Дальше следует текст знаменитой молитвы Отче Наш. Не буду ее подробно разбирать, обращу лишь внимание на то, чего, по словам Иисуса, надо просить у Бога: «хлеб наш насущный дай нам на сей день». То есть просить надо не удачи, не здоровья (т.е. то, на что человек не всегда может повлиять), а тупо кусок хлеба на сегодняшний день, что бы с голоду не сдохнуть. Мысль о том, что на кусок хлеба можно заработать, даже не рассматривается. Впрочем, ничего удивительного: если следовать заветам Иисуса — не работать, не думать о завтрашнем дне, отдавать другому все что он попросит и еще больше — то только и остается, что ходить и побираться, и молиться Богу, что бы милостыни сегодня хватило на хлеб, и не пришлось загнутся под забором. И второе: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». То есть, Бог простит грехи только тем, кто сам прощает долги (а грехи обязательно будут, ведь многие из заповедей Иисуса просто невыполнимы). А отказываться дать в долг тоже нельзя, см. выше: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». То есть, что бы Бог простил грехи, надо постоянно давать в долг любому кто попросит, и потом этот долг прощать. Очевидно, следуя этой стратегии, вы очень быстро окажетесь нищим и голым, даже если у вас и было какое-то состояние. Далее Иисус повторяет ту же мысль несколько другими словами: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почти то же самое, только речь идет не о долгах, а о согрешениях. Но очевидно, что если все люди будут прощать друг другу любые то все законы потеряют силу, и наступит анархия.
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Вы что-нибудь поняли из этого набора слов? Я ничего не понял! Почему глаз это светильник для тела, это что, фонарь? Почему человек потемнеет, если у него будут проблемы с глазами? Что, ослепший человек в негра превратится? Ладно, посмотрим, как толкуют это место профессиональные богословы. Откроем Толковую Библию Лопухина. «Златоуст принимает «чистый» (ἁπλοῦς) в значении «здоровый» (ὑγιής) и толкует так: «Ибо как глаз простой, т.е. здоровый, освещает тело, а если худ, т.е. болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы».» Да уж, понятнее не стало. С чего это болезненный глаз затемняет все тело, что это за болезненный бред? «Иероним: «Как все тело наше бывает во тьме, если глаз не прост (simplex), так, если и душа потеряла свой первоначальный свет, то все чувство (чувственная сторона души) остается во мраке».» Иероним, пытаясь найти смысл, приплетает душу и чувство, о которых в цитате нет ни единого слова. «Августин понимает под глазом намерения человека, – если они будут чисты и правильны, то и все наши дела, исходящие из наших намерений, хороши». Это просто противоречит логике: чистые и правильные намерения человека совершенно не гарантируют, что и дела будут хороши («хотели как лучше, а получилось как всегда»). Далее, Лопухин приводит мнение некоторых более современных толкователей, и заканчивает выводом: «Тусклый, помраченный, больной глаз любит больше созерцать земное, для него тяжело смотреть на яркий свет, на небесное. ... Простой и добрый, имеющий небесные намерения, стремящийся к Богу – одно и то же». То есть, смысл фразы примерно такой: надо стремиться к Богу, иначе будешь жить во тьме. Почему нельзя было это простую мысль изложить понятным языком, а не нести бред про глаз-светильник и потемневшее тело — загадка. Здесь Иисус опять показывает неумение формулировать мысль. Что касается последнего предложения, про тьму, то Лопухин честно пишет: «последние предложения этого стиха всегда представлялись трудными».
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Здесь в очередной раз все доведено до абсурда. Мысль о том, что не надо всю жизнь посвящать маммоне (богатству), в принципе правильная. Но Иисус доводит все до идиотизма, призывая не заботится даже о самых необходимых вещах — о пище и одежде. Причем логика Иисуса заставляет еще раз всерьез задуматься о его психическом здоровье: птицы не сеют и не жнут, но Бог их кормит — значит и вы не работайте, Бог прокормит. Цветы не заботятся об одежде, значит и вы не должны заботится. Никто не может заботой прибавить себе рост — значит заботится не надо вообще ни о чем. Последний аргумент вообще убийственный: язычники обо всем этом заботятся, значит вы не должны. Странно, что Иисус не призвал свою паству ходить на головах: ведь и язычники ходят на ногах!
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Жить надо одним днём, о завтрашнем дне не думать. Гениальный совет!
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Эта фраза направлена против лицемерия: если ты советуешь другому как поступать, то и сам должен поступать также. Но сам Иисус своему правилу не следует: сначала учит не ругаться «кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной», но сам при этом за словом в карман не лезет: «Безумные и слепые!» «Змии, порождения ехиднины!» (Мф 23).
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Это продолжение мысли о том, что не надо заботится о пище и одежде: надо ходить по домам и просить милостыню, кто-нибудь обязательно подаст.
Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Среди нагромождения благоглупостей, бреда и вредных советов, это высказывание выглядит жемчужиной в навозной куче. Впрочем, не Иисус это придумал: еще Аристотель за четыре века до Иисуса на вопрос «Как вести себя с друзьями?», отвечал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Видимо, идея в том, что путь наименьшего сопротивления не всегда хорош. Мысль хороша, но сформулирована криво: получается, что надо всегда из принципа выбирать «тесные врата и узкий путь», искать себе самый сложный путь достижения цели, что далеко не всегда осмысленно.
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.
Поскольку речь идет о пророках, то очевидно «плоды» — это пророчества. Если пророчества сбылись — значит плоды добрые, и это истинный пророк, если нет — значит худые, и это лжепророк. Да Иисус просто Капитан Очевидность! Есть только одна маленькая проблемка: пророчества самого Иисуса не сбылись. Иисус говорил, что второе пришествие увидят некоторые из его слушателей: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16:28). Так кто же после этого лжепророк и волк в овечьей шкуре?
При этом даже Лопухин вынужден признать, что Иисус выбрал неудачную метафору: дерево, не приносящее хорошего плода, вполне может быть полезно чем-нибудь другим (лекарственными свойствами, или, скажем, ценной древесиной). И даже совершенно бесполезное дерево далеко не всегда срубают и бросают в огонь.
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Только что Иисус говорил, что судить надо по «плодам»: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые». Теперь же он утверждает прямо противоположное: судить по плодам нельзя, т.к. оказывается, что некоторые из тех, что творят чудеса, пророчествуют, изгоняют бесов — на самом деле делают беззаконие.
Итог.
Итак, что же можно сказать про Нагорную проповедь? Первое что бросается в глаза — ее непоследовательность, нелогичность, внутренняя противоречивость. Ветхозаветное Второзаконие отвращает от себя запредельной жестокостью и омерзительным шовинизмом, но ему нельзя отказать во внутренней логике: понятно что автор хотел и чего добивался. Про Нагорную проповедь такого сказать нельзя: такое впечатление, что автор был не в себе, или рассказывал все это не на трезвую голову. Он постоянно противоречит сам себе (иногда прямо в соседних предложениях), многие его высказывания противоречат элементарной логике и здравому смыслу, иногда неплохая мысль иллюстрируется настолько неудачным примером, что полностью уничтожается смысл заповеди, многие хорошие идеи доведены до абсурда, некоторые мысли сформулированы настолько туманно, что вообще невозможно понять, что имелось в виду. Некоторые высказывания хороши, но они просто тонут среди высказываний бессмысленных и просто вредных. Такое не мог сказать не только Бог или посланник Бога, но и просто умный человек и опытный оратор. Впрочем, такая непоследовательность может объясняться тем, что Нагорная проповедь — продукт коллективного творчества. Возможно, какая-то часть высказываний и принадлежит Иисусу, но потом каждый дописывал свое, или редактировал так, что бы сделать заповеди более приемлемыми для себя (это подтверждается огромным количеством разночтений в древних рукописях).
Если попытаться выделить основные идеи Нагорной проповеди, то получается следующее:
1. Для того что бы попасть в рай, нужно быть нищим, голодным и страдающим. От женщин надо держаться подальше: смотреть на женщину с вожделением (не говоря уж о чем-то большем) — смертный грех. Нельзя заботится даже о самых элементарных потребностях: пище и одежде, не надо думать о завтрашнем дне, нельзя бороться со злом, и вообще с кем-нибудь, кто тебя угнетает. Нужно всегда всем во всем уступать, заботится о своих врагах, радоваться гонением. Это мировоззрение совершенно опустившегося люмпена и мазохиста.
2. Вопреки мнению, что Ветхий завет отменен, Иисус в Нагорной проповеди прямо говорит: закон не отменен, он продолжает действовать. Иисус не отменяет закон, а напротив, еще больше его ужесточает, добавляя дополнительные запреты (например, если закон Моисея запрещает убийство, то Иисус вводит наказание геенной огненной за обычное ругательство, закон Моисея разрешает развод, а Иисус запрещает). Впрочем, Иисус сам же, противореча себе, ряд законов Моисея нарушает.
3. Самый главный момент, который христиане почему-то не замечают. Нагорная проповедь вообще не никак не сочетается с ключевой мыслью христианства — идеей, что человечество спасено жертвой Христа, и только вера в Христа может спасти. Никакие дела не могут спасти, только вера. В Нагорной проповеди на это нет ни малейшего намека: там спасение достигается трудновыполнимыми, но вполне конкретными действиями. Нет там также никакого намека на необходимость крещения, вообще такое понятие как крещение не упоминается — а между тем в Православии считается, что без крещения нет спасения. Как ни покажется парадоксальным, но христианство не имеет к учению Иисуса Христа никакого отношения. Христианство создал не Иисус, а Павел, который не только в глаза Иисуса не видел, но ни разу не общался с ни с кем из его учеников, кроме Петра. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Оценили 39 человек
49 кармы