Почему в Орде убивали русских князей? Какие предводители были Великого Западного похода? Искал ли Даниил Галицкий союзников? Где и когда было Ледовое побоище?

19 7385

ПОЧЕМУ УБИВАЛИ РУССКИХ КНЯЗЕЙ?

Сокращения:

АБ - Лже-историк Александр Бушков

ЕТ - Евгений Темежников (автор)

НФ - Лже-историки Носовский и Фоменко

АБ: В этом разделе мы рассмотрим столь печальные события, как «убийства русских князей в Орде злыми татаровьями». И сразу столкнемся с массой интересного и загадочного… Перейдем к «документированным» фактам. 1270 г. [9.1].

ЕТ: Почему начинается с 1270 года? А до этого?

ВИ: «В Сарае и в Каракоруме русские князья, нередко забывая об интересах родины, сводили друг с другом счёты. В результате таких интриг в Каракоруме по приказу монгольских правителей был отравлен в 1246 г. владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович, а в Сарае тогда же убит черниговский князь Михаил Всеволодович» [8.1, т.3, г.38].

Карпини: «В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену» [6.8].

АБ: Между прочим, в литературной русской традиции попадаются блестящие примеры неумышленных ошибок. История убийства «в Орде» Михаила Черниговского и его сына Федора под пером книжников «уехала» из 1339 г. в 1245-й, мало того, Федор из сына Михаила превратился в его «ближнего боярина» [9.1].

ЕТ: Никаких ошибок. Это разные люди.

Сказание: «И тут приехали убийцы, соскочили с конец и, схватив Михаила и растянув ему руку, начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Феодору: "Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего". И ответил Феодор: "Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!" Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову» [7.7].

Карпини: «Михаила, который был одним из великих князей Русских, когда он отправился на поклон к Бату, они заставили раньше пройти между двух огней; после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингис-хану. Тот ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И, после неоднократного указания ему поклониться и его нежелания, вышеупомянутый князь передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, чего не подобает. И Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его, говоря: "Будь тверд, так как эта мука недолго для тебя продолжится, и тотчас воспоследует вечное веселие". После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом» [6.8].

Бридия: «Правитель Михаил, из великих князей Руси, когда он подчинился их власти и не захотел названному идолу кланяться, говоря, что это не дозволено христианам, и когда он упорно настаивал на [непоколебимости своей] веры в Христа, было приказано бить его пяткой ноги в грудь до смерти. И когда его воин поощрял к стойкости в мученичестве, то ему перерезали горло ножом, а воину, который поощрял, отсекли голову» [6.15].

Ипатьевская: «В лете 6753 (1245)… возвратися Черниговоу, Отоуда еха Батыеви прося волости своее у него. Батыеви же рекшоу поклонися оць наших законоу. Михаил же увеща аще Бъны есть предал и власть нашоу грех ради нашич во роуце ваши тобе кланяемся и чсти приносим ти а законоу оць твоих и твоемоу бо нечстивомоу повелению не кланяемься. Батыи же яко сверпыи зверь возьярися повеле заклати и заклан быс безаконьным Доманом Путивльцемь нечствым и с ним заклан быс боярин его Федор» [7.1, т.2].

Новгородская 1-я Л: «Татарове же нужею Батыеви, глаголюще имъ: «не подобает вам жити на земли канове и Батыеви, не поклонивъшеся има»; мнозе же, шедши, поклонишася. Обычаи же имяше Батыи кановъ: аще кто приидет поклонится ему, не повеле пред ся вести, нь приказано бяше волхвом вести я сквозе огнь и поклонитися кусту и огневи; а иже что с собою принесоша цесареви, от всего того взимающе волхвы, въметают е в огнь; тоже пред цесаря пущаху с дары. Мнози же князи с бояры своими идяху сквозе огнь и кусту кланяхуся, идолом их, славы ради света сего, и прошаху коиждо их власти; они же без бранениа давахут, да прельстять я славою света сего. Преподобному же князю Михаилу, пребывающу в Чернигове и видя многы прельщающася славою мира сего, посла бог благодать и дар святого духа на нь: вложи ему в сердце ити пред цесаря Батыя и обличити его прелесть, им же льстить крестияны. И прииха к отцю своему духовному, поведа ему, глаголя: «хощю ити к цесарю Батыю». Отвеща ему отець духовныи: «мнозе, ходивше, створиша волю поганого цесаря Батыя, прельстишася славою света сего, идоша сквозе огнь и поклонишася солнцю и кусту, погубиша душа своя и телеса; и ты, сыну Михаило, аще хощеши ехати, то не створи тако, якоже и прочии; не иди сквозе огнь, ни поклонишися идолом их, ни брашна яжь, ни питья их не приимаи во уста своя; нь исповежь веру крестияньскую, яко не достоить крестияном ничемуже кланятися твари, токмо господу нашему Исусу христу»… Тогда же убици, приехавше, скочивши с конь, и яша Михаила и растягоша и, имше за руце, и начаша и бити рукама по сердцу, и повергоша и ниць на земли, и бияхут его пятами. Сему же надолзе бывшу, некто преже быв крестиян, последи же поган, отвергыися веры крестияньскыя и бысть поган законопреступник, именем Доман, сии отреза главу святому и великому князю Михаилу, и отверже ю прочь. И том часе глаголаша Федору. «ты поклонися богом нашим, и приимеши все княжение князя своего». Глагола же им Федоръ: «княжениа не хощу, а богом вашим не кланяются; нь хощу пострадати за христа, якоже князь мои». Тогда пакы и Федора начаша мучити, якоже преже и Михаила» [7.1, т.3].

ЕТ: Как мы видим, рассказы совпадают даже в деталях: бьют по сердцу, а потом обезглавливают. А перенос событыий 1245 г. в 1339г. существует только в чьей-то воспалённой голове.

ЕТ: Но за что же убили Михаила? Неужто только за отказ поклониться, а других вин перед татарами за ним не числилось?

Карамзин: «Узнав, что сын его, Ростислав, принят весьма дружелюбно в Венгрии и что Бела IV, в исполнение прежнего обязательства, наконец выдал за него дочь свою, Михаил вторично поехал туда советоваться с Королем о средствах ИЗБАВИТЬ СЕБЯ ОТ ИГА ТАТАРСКОГО; но Бела изъявил к нему столь мало уважения и сам Ростислав так холодно встретил отца, что сей Князь с величайшим неудовольствием возвратился в Чернигов, где сановники Ханские переписывали тогда бедный остаток народа и налагали на всех людей дань поголовную, от земледельца до Боярина» [8.5].

ЕТ: Вот те раз. Даже наиклассическая наиправославнейшая романовская версия видит вину князя в ином. Сами Романовы своих вассалов за подобное тоже по головке не гладили, хотя бы Мазепу можно вспомнить. Может ещё чего за ним числилось?

Новгородская 1-я Л: «Михаилу же держащу тогда Киев, приидоша послы от цесаря Батыя; он же, видев словеса льсти их, повеле я избити, а сам бежа в Угры с домашними своими» [7.1, т.3].

ЕТ: То есть непросто убежал, а ещё и послов избил... Вот ещё один пострадавший не за веру:

Карпини: «Случилось также в недавнюю бытность нашу в их земле, что Андрей, князь Чернигова, который находится в Руссии, был обвинен пред Бату в том, что уводил лошадей Татар из земли и продавал их в другое место; и хотя этого не было доказано, он все-таки был убит» [6.8].

ЕТ: Поклонение же кусту это у татар обычная процедура очищения, обязательная для всех и выполняемая всеми, нравится это или нет. Вот в 1250 г. в Орду едет Даниил Галицкий.

Ипатьевская Л: «Оттуда же нача болми скорбити душею, видя бо обладаемы дьяволом: скверная их кудешеская ****енье и Чигизаконова мечтанья, скверная его кровопитья, многыя его волшбы; приходящия цари и князи и вельможи, солнцу и луне и земле, и умершим в ад отцем их и дедом и матереем, водящее около куста покланятися им. О скверная прелесть их! Се же слыша велми нача скорбети. Оттуда же приде к Батыеви, на Волгу, хотящу ся ему поклонити. Пришедшу же Ярославлю человеку Снгуруви, рекшу ему: «брат твой Ярослав кланялся кусту; и тобе кланятися… и поклонися по обычаю их и вниде во вежю их» [7.1, т.2].

ЕТ: Однако, отказ кланятся не всегда приводил к казням. Например, приехавшее в 1247 г. посольство папы Римского не казнили, хотя и обсуждали это.

Асцелин: «Байотной услышав ответ, принесенный его египом, баронами и толмачами, разъярился до того, что троекратно давал решительное приказание убить монахов, не гнушаясь пролитием невинной их крови и не боясь нарушить везде принятого обыкновения, по которому дозволяется послам приходить и отходить свободно и безопасно. Некоторые же из его советников говорили так: убьем не всех их, а только двоих, остальных же двоих отошлем назад к папе. Другие же говорили так: сдерем с одного из них кожу, и именно с главного посла, и, набив ее соломою, отошлем с товарищами его к их государю. Еще другие говорили, чтобы двоих только послов высекши сперва розгами по всему войску, потом убить, а остальных двоих оставить до тех пор, пока придут сюда следующие за ними Франки. Наконец, иные говорили, чтобы двоих из послов водить по войску, дабы они видели там многочисленность и силу их, и когда неприятель начнет стрелять из своих орудий, то поставить их пред оными, и таким образом подумают, что они убиты не ими, а орудиями. Байотноево однако же мнение, которое осуждало на смерть всех тех, кои упорствуют воздавать ему почтение уничижительным образом, превозмогло все прочие. Но располагающий всем и рассевающий замыслы злых, сохранил их» [6.20].

АБ: 1270 г. В «Орде» убит рязанский князь Роман Ольгович. Летописным свидетельствам об обстоятельствах его гибели доверять нельзя - поскольку летописцы пытаются уверить нас, что Роман замучен «за отказ принять бесерменскую веру». Это не просто странно - предельно странно. Гораздо больше это похоже на состряпанную позже, довольно неуклюжую дезинформацию. Особо подчеркну: этот Роман был единственным, которого «татары» казнили по столь неправдоподобному поводу [9.1].

 ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ РОМАНА

РЯЗАНСКОГО http://www.saints.ru/r/roman_ryaz.html

«Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд…

В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: «Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую».

ЕТ: То есть принятие веры было лишь способом доказать свою невинность.

АБ: Как же выглядел этот суд? Семь русских князей обвинили Михаила в попытках взимания дани с их городов и отравлении Агафьи Кончаковны. После чего князя выставили на правеж - исполняя исконно русский обычай. На шею ему надели тяжелую колоду, и семь стражников - по одному от каждого князя - караулили его. Потом увели в кибитку, куда вскоре подъехал со своими людьми Юрий Данилович. Один из сопровождавших московского князя, русский по имени Романец убил Михаила ударом ножа в сердце [9.1].

Тверская Л: «Придя в Орду, князь Юрий, а с ним зачинатель всего зла, беззаконный и проклятый Кавгадый, наставляемые диаволом, начали клеветать на великого князя Михаила беззаконному царю Озбяку, говоря: "Князь Михаиле, собрав по городам многие дани, хочет идти в Немецкую землю, а к тебе ему не бывать". Царь же разгневался и велел сына его, князя Константина, голодом морить; и закрыли его в одном жилище. После же этого некоторые сказали царю: "Если убьешь его, отцу не бывать к тебе". И велел его отпустить. На исходе того же года пришел в Орду благоверный великий князь Михаиле...

Когда же блаженный Михаил пробыл в Орде один месяц, сказал царь чиновникам своим: "Что мне говорили до приезда князя Михаила? Судите его с князем Юрием". Они же, судивши, не сказали правды царю; но оболгали Михаила виной перед беззаконным царем Озбяком. На следующую неделю поставили его на суде связанным. И судивши его, так сказали царю: "Достоин Михаил смерти"» [7.1, т.15].

ЕТ: То есть судили не семь русских князей, а чиновники Узбека. Юрий лишь давал показания, а чиновники выносили приговор.

АБ: Как видите, судили Михаила русские за причиненные русским обиды. И казнил его русский. Вы спросите, где же «ордынцы»?... Спрашивается: кто хозяин в Орде, Юрий Московский или Кавгадый? [9.1].

ЕТ: Ни тот, ни другой. Царь Озбяк (Узбек). И не за обиды казнили, а «за собрав по городам многие дани, хочет идти в Немецкую землю, а к тебе ему не бывать». То есть хочет переметнуться к немцам из под татар. Выражаясь по-современному, «крышу поменять». Отнюдь не внутри русские разборки. Романовы подобное тоже не спускали.

АБ: Вскоре сын покойного Михаила, Дмитрий, убил Юрия. Как нас уверяет летописец - «убил в Орде». Однако отчего-то не приводит ни малейших подробностей - в противоположность убийству Михаила, описанному как раз крайне подробно. Потом и Дмитрия «убивают в Орде», но подробностей вновь нет [9.1].

Тверская Л: «В год 6833 (1325)… В ту же зиму князь Юрий убит был в Орде.

В год 6834 (1326), сентября в 15-й день, убили в Орде князя великого Дмитрия Михайловича Тверского и князя Александра Новосильского в один день, на одном месте, на реке, называемой Кондракли» [7.1, т.15].

ЕТ: Вскоре убивают ещё одного князя.

Новгородская 1 Л: «В лето 6835 (1327)… Убиша же тогда Татарове Ивана князя Рязанского [7.1, т.3].

АБ: 1339 г. Князя Александра Михайловича Тверского и его сына Федора убивают «в Орде». На сей раз судят и выносят приговор вроде бы «ордынцы» - однако по странному стечению обстоятельств летописцы не приводят никаких мотивов, заставивших «ордынского хана» так поступить. Хан казнил Александра и Федора «ни с того, ни с сего» [9.1].

ЕТ: С того и с сего, и летописцы всё приводят.

ВИ: «Крупные городские движения против гнёта татаро-монгольских ханов произошли в 1320 г. в Ростове, а в 1327 г. — в Твери, куда в это время из Золотой Орды был прислан татарский посол Шевкал. Горожане собрали вече, и по его решению Шевкал с его приближёнными были убиты» [8.1, т.3, г.38].

Греков: «Чол-хан (Шевкал) искал спасения в княжеском дворце, тверской князь Александр велел поджечь дворец» [8.3].

Тверская Л: «Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени. И было так, что в 15-й день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: "О, мужи тверские! Не выдайте!" И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд…

В год 6835 (1327)… Великий же князь Александр Михайлович, не вытерпев гонения безбожных, оставил княжение Русское и все отечество свое, и пошел в Псков с княгинею и с детьми своими, и был в Пскове…

В год 6845 (1337). Князь Александр пошел в Орду из Пскова и, обошедши всю землю Русскую, пришел к беззаконному царю Озбяку и сказал ему: "Господин царь, если сотворил тебе зло, за все готов ответить перед тобой"...» [7.1, т.15].

АБ: Многое проясняется, когда обнаруживаем, что в момент казни тверских князей в Орде находился… брат покойного Юрия Иван Калита. Тот самый, знаменитый «собиратель земли Русской». По версии летописцев, Калита и «оговорил» тверичей [9.1].

Новгородская 1-я Л: «В лето 6847 (1339). Ходи князь велики Иван в орду… уже бо бяше князь Иван из орды вышел, и послаша к нему Новгородци послы… Того же месяца (октября) 29 убиша князя Александра и сына его Фёдора, в орде, погании Татарове; призвал бо его царь Озбяк с лестию, хотя и убити, тако рек: хочешь тя царь жаловати. Оному же послушавшу поганаго льстивых словес, и пришедшу им, убиенна быста, приемша горькую и нужную смерть» [7.1, т.3].

ЕТ: То есть «по версии летописца» на момент приезда и убийства Александра в Орду, Калиты там уже не было. Да и оговаривать собственно нечего. Не защитил князь (или даже сам сжёг) Шевкала (Чол-хана). За это и казнён без суда и следствия. Суд - очередная выдумка.

АБ: Кстати, имена палачей, казнивших Александра и Федора, звучат странновато: Беркан и Черкас. Больше похоже на прозвища. Как мы помним, «черкасами» именовали предков нынешних казаков, то есть опять-таки славян [9.1].

Тверская Л: «Князь же Александр, возведя очи свои, велел петь предсмертные молитвы. Когда же закончили петь, посмотрел и увидел черкеса, идущего прямо к его веже, и с ним татар, и выскочил против него. Они же, немилостивые, схватили его, уронили на землю и, сорвав с него одежду, поставили перед Товлубием нагого и связанного. Тот же, беззаконный, стоя верхом на коне в окружении множества татар, испустил, окаянный, крик: "Убейте!" Они же схватили князя Александра и сына его князя Федора, без милости изранили их и, повергнув на землю, отсекли головы им» [7.1, т.15].

ЕТ: Беркана не обнаруживаем, а черкес с маленькой буквы написан. Не имя, а нация, входящая в состав Орды. Руководивший казнью Товлубий, Бушковым не помянут, ибо в его теорию не вписывается.

АБ: Как видим, все три случая подчиняются строго определенным закономерностям. Всякий раз гибнут соперники и конкуренты владимиро-суздальской династии и ее потомков… Выводы? Не было никакого «ордынского суда». Всякий раз устранялись соперники владимирско-суздадьской московской династии, продолжателей «линии Всеволода Большое Гнездо» [9.1].

ЕТ: Все вышеназванные тверские князья это и есть владимиро-суздальская династия. Вот их родословная: Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Всеволодович; Ярослав Ярославич; Михаил Ярославич; Дмитрий Михайлович и Александр Михайлович. Все из одного «большого гнезда». Это я не к тому, что борьбы за власть не было. А к тому, что выводы о продолжении «линии Всеволода Большое Гнездо» не более чем выдумка. Кстати, убивали не только русских князей, и тоже не за веру.

Вардан: «В том же 710-1261 г. при дворе ильхана Гулаву (Хулагу) умертвили спарпета грузинского Закаре, сына Шахиншахова, юношу во цвете лет, в блестящую эпоху его жизни, когда имя его только что становилось известным. Его обвиняли в том, что подати несвоевременно поступали в казну» [4.6, т.1, с.15].

АБ: С 1328 г. - года, когда утвердился Калита - и до времен войн с Мамаем ТАТАРСКИХ НАБЕГОВ НА РУСЬ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗАФИКСИРОВАНО [9.1].

Тверская Л: «В ту же зиму (1338) вышел из Орды сильный посол, по имени Товлубий, которого царь послал ратью к городу Смоленску» [7.1, т.15].

ЕТ: Это через 10 лет! Лишь в 1359 г., когда в Орде началась «Великая замятня» (гражданская война, распад), набеги действительно прекратились. Не до Руси стало татарам, и Калита тут ни при чём. Но о «Великой замятне» не вспоминается, ибо не укладывается она в версию, что «ордынские вельможи сплошь и рядом занимаются исключительно русскими делами».

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25

Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104


КАКИЕ БЫЛИ ПРЕДВОДИТЕЛИ ВЕЛИКОГО ЗАПАДНОГО ПОХОДА?

НФ: Само описание монголо-татарского завоевания Руси в русских летописях наводит на мысль, что «татары» – это русские войска во главе с русскими князьями. Откроем Лаврентьевскую летопись. Она является основным русским источником об эпохе монголо-татарского завоевания Чингисхана и Батыя. Считается, что она представляет собой соединение Владимирского и Ростовского летописаний… «Татары» упоминаются часто, но ни один татарский предводитель не упомянут [9.2].

ЕТ: Откроем Лаврентьевскую летопись:

Лаврентьевская Л: «Того же лета на зиму приидоша из восточкныя страны на Рязаньскую землю лесом безбожнии Татарове со царем Батыем» [7.1, т.1].

ЕТ: Как мы видим, ничего на мысль, что «татары» – это русские войска во главе с русскими князьями (из восточных стран!) не наводит, да и один предводитель в данной летописи таки помянут.

Но может Батый был один и поход не был всемонгольским? Недавно на этот счёт появилась следующая оригинальная версия от новых фолк-историков.

Бурланков: В наших исторических трудах очень любят использовать "Сокровенное сказание" как источник по перечислению имен царевичей, принимавших участие в походе на Русь. Однако по тексту Сказания видно, что царевичи к Батыю были отправлены еще году в 1230-м, задолго до прихода его на Русь! И вот что говорит сам Угедей (Огедай) Гуюку (своему сыну) о его участии в походе на Русь:
ССМ: «Что же ты чванишься и раньше всех дерешь глотку, как единый вершитель, который в первый раз из дому-то вышел, а при покорении Русских, и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца не добыл».
Бурланков: Т.е., судя по всему, Гуюк и Бури как раз в походе на Русь и НЕ участвовали! Думаю, что в целом моя реконструкция верна: Батый, будучи изгоем в своем роду (о чем говорят слова его "братьев"), предпринял действия по покорению Руси уже своими силами и с "местными" союзниками. Тогда как многочисленные "царевичи" в ту пору были им уже отправлены назад. По крайней мере, по утверждению самого автора сказания, записано это им было "в год Мыши" (считается, 1240), когда поход Батыя на запад был в самом разгаре - а Гуюк и Бури к тому времени уже ДАВНО дома, у отца. Соответственно, либо мы не доверяем, что сказание записано в то время (а тогда какая ему вера?), либо мы доверяем - но тогда царевичи в походе на Русь и далее на Запад не участвовали... Да и Субудэй в этом конфликте уже не упоминается (хотя он бы, казалось, и должен был приструнить братьев Батыя!)

ЕТ: Что тут можно сказать.

Во-первых, донесение Батыя к Угедею в «Сказании» не датировано, и непонятно с чего Бурланков взял, что это ранее нашествия на Русь.

Во-вторых, в цитируемом отрывке Угедей возмущается: «при покорении Русских, и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца не добыл». Разве можно предъявить такую претензию к тому, кто вообще русских с кипчаками не покорял?

В-третьих, в «Сказании» не говорится об отзыве царевичей. Наоборот, говорится о решении Угедея: «Дело это, как полевое дело, я возлагаю на Батыя. Пусть Гуюка с Аргасуном судит Батый!».

В-четвертых, кроме «Сокровенного сказания» имеется множество других, датированных первоисточников, из которых вполне можно понять, когда Гуюк и прочие царевичи были отозваны из похода. Давйте по порядку.

ЮАНЬ ШИ. цз.2. Тай-цзун (Угедей): Весной, года и-вэй, 7-го [от установления правления... Угэдэй] отправил чжувана Бату вместе с сыном императора Гуюком и сыном императорского брата Мэнгу в поход на западные страны, [отправил] царевича Кодана - пойти походом на Цинь и Гун, а сына императора Кучу вместе с Хутуху[-нойоном] - воевать Сун, [и отправил] Тангутах в поход на Корею. [цит. по 2.6, с.486-487].

ЕТ: Год и-вый (барана) это 1235 год от Р.Х. Более подробно об этом сообщает Рашид-ад-Дин.

РАД. «Каан, после того как в год лошади он возвратился после завоевания областей Хитая, в местности Талан-даба, устроив собрание, сделал курилтай. В этом году, [году] барана, он захотел собрать еще раз всех сыновей, родственников и эмиров и заставить их вновь выслушать ясу и постановления. Все явились согласно приказу. Всех он отличил разного рода пожалованиями и милостями.

[Целый] месяц беспрерывно родственники в согласии пировали с раннего утра до звезды, и, по принятому обычаю, все богатство, которое было собрано в казнохранилищах, он [каан] раздарил собравшимся. Когда закончили пиры и развлечения, он обратился к устроению важных дел государства и войска. Так как некоторые окраины государства еще не были [полностью] покорены, а в других областях действовали шайки бунтовщиков, он занялся исправлением этих дел. Каждого из родственников он назначил в какую-нибудь страну, а сам лично намеревался направиться в Кипчакскую степь.

Менгу-каан, хотя и был еще в расцвете молодости, благодаря разумности и опытности, которыми он обладал, обратил внимание [присутствующих] на поступок каана и сказал: «Мы все, сыновья и братья, стоим в ожидании приказа, чтобы беспрекословно и самоотверженно совершить все, на что последует указание, дабы каану заняться удовольствиями и развлечениями, а не переносить тяготы и трудности походов; если не в этом, то в чем же ином может быть польза родственников и эмиров несметного войска?».

Все присутствующие всецело одобрили эту речь и сделали ее обязательным для себя руководством.

И благословенный взгляд каана остановился на том, чтобы царевичи Бату, Менгу-каан и Гуюк-хан вместе с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских, булар [поляков], маджар, башгирд, асов, в Судак и в те края и все их завоевали; и они занялись приготовлением [к этому походу]». [3.2, т.2, с.35-37].

ЕТ: В следующей главе Рашид ад-Дин сообщает имена царевичей.

РАД. О войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Кипчакской степи, Булгаре, Руси, Мокше, Алании, Маджаре, Буларе и Башгирде, и завоевании [ими] тех областей.

Царевичи, которые были назначены на завоевание Кипчакской степи и тех краев, [были следующие]: из детей Тулуй-хана – старший сын, Менгу-хан, и брат его Бучек; из рода Угедей-каана – старший сын, Гуюк-хан, и брат его Кадан; из детей Чагатая – Бури и Байдар и брат каана, Кулкан; сыновья Джучи; Бату, Орда, Шейбан и Тангут; из почтенных эмиров: Субэдай-бахадур и несколько других эмиров. Они все сообща двинулись весною бичин-ил, года обезьяны, который приходится на месяц джумад 633 г.х. [11.2– 11.3.1236]; лето они провели в пути, а осенью в пределах Булгара соединились с родом Джучи: Бату, Ордой, Шейбаном и Тангутом, которые также были назначены в те края. [3.2, т.2, с.35-37].

ЕТ: Обратим внимание, что датировано ещё и по мусульманскому календарю. Те же имена называет и более ранний источник.

ДЖУВЕЙНИ: «Когда Каан во второй раз собрал великий курилтай, они все вместе думали, как истребить и подчинить себе всех непокорных, которые ещё оставались, и было решено захватить земли булгар, и ясов, и руссов, которые граничили с владениями Бату, ибо, вводимые в заблуждение обширности своей территории, они не покорялись окончательно. Тогда он назначил нескольких царевичей помогать и оказывать содействие Бату, а именно Менгу-каана и его брата Бочека, своих собственных сыновей Гуюк-хана и Кадагана, из других царевичей – Колгена, Бури и Байдара, братьев Бату Хорау и Тангута, и ещё несколько царевичей, а также Субутай-бохадура из числа высших военачальников. Царевичи разъехались каждый в свою ставку, чтобы подготовить свои войска и армии; и весной каждый из них выступил из своей собственной земли и поспешил завершить это дело. Они сошлись все вместе в землях булгар. От множества их войск земля стонала и гудела, и даже дикие звери столбенели от шума их полчищ» [3.1, с.184-185].

ЕТ: Вскоре и до Руси дошли в том же составе:

РАД: «Он [Менгу-каан] провел там лето, а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 г.х., сыновья Джучи – Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана – Кадан, внук Чагатая – Бури и сын Чингиз-хана – Кулкан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими.

Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войною на русских. Бату, Орда, Гуюк-хан, Менгу-каан, Кулкан, Кадан и Бури вместе осадили город Арпан (Рязань) и в три дня взяли [его]. После того они овладели также городом Ике (Коломна). Кулкану была нанесена там рана, и он умер [3.2, т.2, с.38].

ЕТ: И в 1239 году царевичи действовали вместе с Батыем.

РАД: Потом в кака-ил, год свиньи, соответствующий 636 г.х., Гуюк-хан, Менгу-каан, Кадан и Бури направились к городу Минкас (Маныч?) и зимой, после осады, продолжавшейся один месяц и 15 дней, взяли его [3.2, т.2, с.39].

ЕТ: Об участии царевичей сообщается в русской Ипатьевской летописи в описании взятия Киева в 1240 году.

Ипатьевская Л: «Татарина именем Товроул и т исповеда им всю силоу их се бяхоу братье его силныи воеводы Оурдю и Баидар, Бирюи Каидан, Бечак, и Меньгоу, и Кююкь иже вратися, оуведав смреть кановоу и быс каном. Не в роду же его, но бе воевода его перьвыи Себедяи богатоур и Боуроунъдаии багатырь иже взя Болгарьскоую землю и Соуждальскоую инех бещисла воевод ихже не исписахом зде» [7.1, т.2].

ЕТ: Видимо царевичи получили указание вернуться вскоре после взятия Киева.

ЮАНЬ ШИ. цз.2: Зимой, в 12-й луне [года гэн-цзы] [15.12.1240-15.1.1241], [Угэдэй] дал указ Гуюку отозвать войска [для отдыха и пополнения]. Было дано высочайшее повеление [цит. по 2.6, с.491-492].

РАД: «Они были еще заняты тем походом, когда наступил год мыши, 637 г.х. [3.8.1239-22.7.1240]. Весною, назначив войско для похода, они поручили его Букдаю и послали его к Тимур-кахалка с тем, чтобы он занял и область Авир [?], а Гуюк-хан и Менгу-каан осенью того же года мыши, по приказанию каана, вернулись, и в год быка, соответствующий 638 г.х. [23.7.1240–11.7.1241], расположились в своих ордах» [3.2, т.2, с.39].

ЕТ: А вот поход в Европу осуществлялся уже Батыем самостоятельно, после ссоры с царевичами, описанной в «Сокровенном сказании» и отзыве их. Вот список предводителей у очевидца нашествия, побывавшего в татарском плену.

Рогерий: «Король королей и господин пришедших в Венгрию татар звался именем Бату. В войске начальником под ним был человек, называемый всеми могущественным Бохетором (вероятно Субудай-багатур). Каданг из скромности назывался лучшим. Коактон, Феикан, Пета, Хермеус, Хеб, Окадар считались среди татар старшими королями, хотя были среди них и прочие многочисленные короли, властители и вельможи» [6.14, c.29].

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25

Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104


ИСКАЛ ЛИ ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ СОЮЗНИКОВ?

АБ: Даниил, как показывает вся его последующая жизнь, – стойкий и постоянный ненавистник «татар» [9.1]

ЕТ: Как же «стойкий и постоянный ненавистник» ездил в Орду за ярлыком на княжение?

АБ: В 1245 г. Даниил, как пишут летописи, «ездил поклониться Батыю», то есть, надо полагать, Александру Невскому. И получил от «Батыя» тот самый «ярлык на княжение» [9.1]

ЕТ: А-а! Я и позабыл. В летописях-то их разделяют. Романовские фальсификаторы постарались. В Новгороде Александр, в Сарае Батый – не препутай, Кутузов!

АБ: Однако вот вам нелепейший на первый взгляд парадокс: после «Батыева нашествия» Даниил прожил еще двадцать шесть лет, однако никогда не пытался заключить союз против татар ни с одним русским князем. Объяснить это можно лишь при помощи нашей реконструкции истории: потому и вел себя так странно, что русские князья и были Ордой…[9.1].

Карамзин: «Даниил, готовый тогда ехать к Беле IV, имел случай оказать свое великодушие: убедил Великого Князя, Ярослава, освободить жену Михаилову, еще до нашествия Батыева плененную им в Каменце; возвратил ее супругу и, забыв вражду, обещал навсегда уступить ему Киев, если благость Всевышнего избавит Россию от иноплеменников; а Ростиславу отдал Луцк» [8.5].

Иловайский: «Многие с нетерпением сносили постыдное иго. К числу их принадлежал и Андрей Ярославич. Будучи великим князем Владимирским, он женился на дочери знаменитого Даниила Романовича Галицкого и, вероятно, заодно с тестем начал питать замысел о свержении ига» [8.4, т.1, ч.2].

Гордеев: «В 1246 г. Папа Иннокентий IV прислал послов к князю Даниилу, которые последним были отправлены к новгородскому князю Александру Невскому, с целью убедить князя в необходимости общей борьбы против завоевателей, — с посольством был Митрополит Кирилл. Убедить князя Александра в возможности открытой борьбы против монгол, не удалось» [8.29].

ЕТ: По реконструкции Бушкова, пытался убедить Батыя/Невского в свержении ига Батыя/Невского.

АБ: Вскоре новоиспеченный король начинает «борьбу с татарами». Я не случайно заключил эти слова в кавычки, потому что боролся с татарами Даниил довольно своеобразно… Он напал на русские города в верховьях Южного Буга и Случи, на русские города в Киевской земле, на русское Волховское княжество. В довершение всего взял город Возвягл на Случи, сжег его дотла, а жителей ( русских, естественно! ) отдал «в подарок» своему брату и сыновьям. На этом «борьба с татарами» закончилась, король Даниил распустил войско… Которое так ни разу и не вступило в стычку с собственно татарами. Так уж и не вступило?! По моему, этот случай лишний раз доказывает, кем была на самом деле Золотая Орда. Теми, против кого Даниил и воевал. Волховские князья, другие русские области, опустошенные Даниилом, – это и есть Орда [9.1].

Иловайский: «Ободренный первым успехом обороны против татар, Галицкий король в 1257 году вместе с братом Васильком и сыновьями своими сам начал против них наступательное движение и отнял у них волынские города, лежавшие на верховьях южного Буга и Случи, которыми татары владели непосредственно» [8.4, т.1, ч.2].

Гордеев: «Князь Даниил Галицкий, не видя надежды на помощь с запада, вошел в соглашение с королем Миндовгом, неожиданно захватил Киев, находившийся под управлением ленивого и не энергичного темника Курезмы» [8.29].

ЕТ: Тёмник Курезма это не «собственно татарин»?

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25

Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104


ГДЕ И КОГДА БЫЛО ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ?

НФ: Впрочем, место битвы в русских источниках указывается по-разному. В одних – это Чудское озеро. То есть Псковская область. В других – Ладожское озеро (см., например, Вологодскую летопись). Эта летопись датирует битву 1241 годом. Отметим, что Ладожское и Чудское озера находятся друг от друга на расстоянии более 200 километров. Таким образом, даже место битвы вызывает вопросы. [9.4].

ЕТ: Смотрим рекомендованную нам Вологодскую летопись.

Вологодская Л: «В лето 8750 (1242)…Князь же велики постави полки на озере Чюдском на Узмени у Вороныа камени» [7.1, т.26, с.80-81].

ЕТ: Вопрос с местом и годом решён. Ладожское озеро в Вологодской летописи – очередной обман математиков-историков.

НФ: Холмогорская летопись называет дату Ледового побоища: 5 апреля. А Татищев указывает – 15 апреля [9.4].
Холмогорская Л: «Паде немец 531, чюдь бесчисленное множество и нарочитых воевод 50, мнози же истопоша на езере. Бе же се апреля 5 день» [7.1, т.4, с.37].

ЕТ: Действительно 5 апреля. Только почему математик взял столь позднюю летопись (XVI века). Давайте почитаем более раннюю, новгородскую летопись, тем более что именно о новгородцах речь.

Новгородская 4-я Л: «Бысть тут сеча велика апреля 5, в субботу Похвальную» [7.1, т.4, с.37].

ЕТ: Смотрим календарь за 1242 год.

http://calendar.yuretz.ru/1242

5 апреля 1242 г. была Похвальная суббота Пресвятой Богородицы – пятая суббота великого поста. Совпадает. А что у Татищева?

Татищев: «6751 (1243)… Был же тогда день субботний… Была же битва сия месяца апреля в 15 день» [8.15].

ЕТ: Татищев использует ультрамартовский стиль, поэтому вычитать из годов сохранения мира надо 5509, а не 5508. Я не видел оригинала Татищева и поэтому не знаю, его это ошибка, или издателей. Ведь по любому 15 апреля 1243 года это среда, а не суббота. Возможно, современный издатель перевел дату в григорианский стиль. По григорианскому календарю как раз и будет 15 апреля. В 1242 г. 15 апреля был вторник. Возможно, где-то было написано, что за 15 дней до пасхи. Пасха в 1242 г. была 20 апреля. В общем надо смотреть оригинальное издание Татищева.

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25

Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Жуть просто! Как мы вообще выжили?!! Так мало того, поставили раком таки столетия (!!) спустя всю Северо-Восточную Азию и вынудили служить себе потомков-чингизидов!!
  • По эпизоду с Ярославом Владимировичем есть и такая версия. Сам Бату на выборы нового хана не поехал. Наиболее вероятной кандидатурой был Гуюк. Собственно его и избрали. Но Бату и Гуюк были смертельными врагами. Вскорости между ними открытая война вспыхнула. До боевых действий дело не дошло только потому, что Гуюк своевременно помер. Прибывшего от Бату Ярослава сочли его креатурой. За что и траванули.
  • :thumbsup:
  • Ну вот зря такие простыни. Лучше бы на несколько статей разбивали