Неоднозначное «‎иго»‎

9 1782

Монголо-татарское иго – это основополагающее понятие для русской истории. На нем строится вся концепция развития страны: либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Одна теория говорит о том, что никакого ига не было, а был чуть ли не братский союз и симбиоз между Русью и Ордой. При этом русский с татарином считали себя братьями на века и, объединившись вместе, они шли и били проклятых западных феодалов, дойдя до города Парижа. Другая версия, либеральная, совершенно иная. Она говорит о том, что именно монголо-татарское иго иссушило душу русского народа, превратив хорошую европейскую страну в азиатскую деспотию, а также о том, что именно татары привели русских к вековому рабству и крепостничеству.

Чтобы понять ход русской истории, нужно четко представлять форму зависимости Руси от Орды, установившейся в XIII столетии. Если конкретно: существовало ли монголо-татарское иго на самом деле. Для этого нужно ответить на два вопроса.

Первый вопрос: как оценивали татарскую власть сами русские люди XIII–XV веков, знали ли они, что живут под монголо-татарским игом?

Второй вопрос: сколько Русь платила Орде, т.е. что такое иго, с финансовой и материальной точки зрения.

Отвечая на первый вопрос, стоит заметить, что в русских средневековых летописях слов «монголо-татарское иго», «иго», применительно к власти Золотой Орды, не было. Русские люди не знали, что они живут под монголо-татарским игом. В сочинениях, посвящённых истории, слово «иго» впервые встречается в позднейшей ставке, совершенной в конце XVII века, в «Сказании о Мамаевом побоище». Ставка была заимствована в конце XVII века в западной Европе, откуда само понятие «иго» и пришло. Первым его придумал в 1479 году польский хронист Ян Длугош в виде «ига барбарикум», т.е. «ига варваров». Понятие возникло с вполне конкретной целью идеологического обоснования власти Польской Короны над западнорусскими землями: Галичиной, Волынью, Киевщиной и т.д. Полякам, которые захватили эти земли, важно было показать русским, что они на самом деле являются спасителями. По их убеждениям Русь попала под иго злых варваров, от которых людей и спасла Польская Корона.

Впоследствии эта концепция была переделана и уже под названием «ига тартарикум» вошла в сочинение статс-секретаря польского короля Стефана Батория, который воевал с Иваном Грозным в ливонской войне, Рейнгольда Гейденштейна. В его сочинениях, которые описывали ход ливонской войны, говорилось о варварстве Московского царя Ивана Ужасного. Западноевропейскому читателю нужно было показать, с каким жутким государством борется славный король польский Стефан Баторий. Поэтому в сочинениях Гейденштейна русские жили под монголо-татарским игом, которое иссушило и опоганило душу русского народа, а также превратило их в жутких варваров. А польский король представлялся светочем европеизма, который защищает Восточный Бастион Европы от поганых варваров московит. Идеологическое публицистическое сочинение, которое было написано на злобу дня в период ожесточенного противостояния польского государства с Московской Россией в годы ливонской войны. Именно оттуда представление о монголо-татарском иге перекочевало в западную Европу, а затем было применено французами при дворе Людовика XIV с целью оскорбить московитских послов, когда туда прибыло посольство русского царя Алексея Михайловича.

В России, однако, термин не прижился, и никто о нем больше не вспоминал до тех пор, пока Карамзин, автор Великой истории государства Российского, исключительно в литературных целях, не написал: «государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю свою под иго варваров». Так, с легкой руки великого Карамзина, представление о зависимости от Золотой Орды, как монголо-татарском иге, укоренилось в русской историографии.

Что такое «иго»? Это ярмо, которое налагается на скотину и сгибает ее, это то, что заставляет скотину идти в нужном направлении. Такое отношение характерно как раз для поляков к русским и украинцам, применительно к простым крестьянам. Господствующий класс, забыв свое украинское происхождение, во многом стал польским, ополячившимся, а крепостные считались «быдлом», скотом. Поэтому для поляков употребить слово «иго» в качестве характеристики политического режима было нормой. Но изначально понятие иго – это ярмо. А после того как римские легионы, потерпев поражение от саммитов, были проведены под скотским ярмом, чтобы все видели, насколько они унижены и разбиты, понятие «иго» стало позорным. И именно в значении позорного ига термин и продвигался западными европейцами применительно к России.

В России же термин «иго» стали применять по своему невежеству и глупости, а также потому, что Карамзин был великий писатель. А затем советские историки применяли его в русле своих представлений о средневековой истории Руси.

Второй вопрос, который стоит разобрать: сколько Русь платила Орде. Финансовый вопрос в оценке владычества Орды играет гораздо большую роль, чем терминологические споры о том, откуда взялось иго, кто его первым придумал, что оно означало, а также зачем этот термин применяется в русской истории. Когда монголы появились в пределах Руси и подошли к границам Рязани, послы Бату потребовали от рязанских князей десятину во всём: в людях, в конях, в князьях, в женах, в имуществе и т.д. Русских князей особенно возмутило требование десятины в князьях и в женах, так как отдавать своих жен татарам они не хотели. Именно это подчеркивается в Рязанской Повести о гибели Царевича Федора. В ней говорилось, что у Федора была очень красивая жена, а Батый захотел взять её себе в наложницы.

Вернёмся к финансам. Стоит заметить, что десятина – это не так много. Подоходный налог в современной Российской Федерации составляет 13%, и он считается очень низким. При этом 13% платит сам работник, а наниматель платит еще 30%, что в сумме дает 43%. Поэтому десятина кажется не такой уж большой величиной.

Попробуем разобраться, почему же тогда монголо-татарское иго считалось таким тягостным бременем.

Монгольская держава была устроена таким образом, что сами монголы были армией, народом-войском. Налогов армия не платила. Потом из-за нужд государства определенные налоги были введены. Например, капчур – налог на помощь бедным. Или тагар – это налог, когда одна овца с каждых 100 овец взималась для того, чтобы отдать кочевникам, пострадавшим от джута или падежа скота.

Самой тяжелой была ямская повинность. Чингисхан, который любил торговцев и ценил торговлю Великого шёлкового пути, повелел, чтобы торговцы пользовались монгольской почтовой службой бесплатно. Сложилась ситуация, когда огромные караваны купцов шли от станции к станции и бесплатно пользовались средствами передвижения. В то же время народ, который жил рядом, должен был содержать эти станции, предоставлять лошадей, погонщиков, конюхов и т.д. Получалось, что племена, обязанные Ямской службой, несли чудовищную повинность. Они разорялись, убегали, откочевывали. Затем Мунке Хан, став великим ханом, отменил бесплатное пользование Ямской службой для купцов. Однако оставались чиновники, которые продолжали ездить с огромными свитами и требовать себе для проезда бесплатных лошадей. Учитывая то, что монгольская почта растянулась от Новгорода до Киева, ямская повинность продолжала оставаться тяжелой для населения.

В дальнейшем Ямскую службу унаследовало Московское государство, в котором ямскую повинность несли целые деревни ямщиков, при этом ничем больше не занимаясь.

Таким образом, ямская повинность, тагар и капчур – это все налоги, которые были на тот момент на русских землях. Монголы же налогов не платили, потому что они были войском. Империя монголов содержалась за счет грабежа захваченных земель, а также дани с этих захваченных земель. Поэтому все покоренные территории были обложены данью, которая называлась Ордынским выходом или «ясаком». Русские в будущем также унаследуют это слово и обложат ясаком народы Сибири и Дальнего Востока. Но изначально это был Ордынский выход, который сами русские платили в Орду.

Какова была величина Ордынского выхода? Как ни странно, монголы сохранили размер десятины. Если пересчитать стоимость Ордынского выхода в натуральную форму, то получается полгривны с сохи. Именно столько каждая крестьянская семья платила татарскому хану. Позднее слово «соха» приобретет другой смысл, но название останется прежним. Это будет вполне конкретная площадь обрабатываемой земли, которая делилась по размерам на владельческую, епископскую, служилую и черную.

Монголо-татары же брали с действительной сохи, т.е. с орудия, которым обрабатывали пашню. Таким образом, одна крестьянская семья платила полгривны с сохи. Что такое гривна? Гривна – это 204 грамма серебра, полгривны соответствуют 100 граммам серебра.

Сравним эту дань с подушной податью, которую платили крестьяне при Петре Великом. Черносошные крестьяне платили в казну государю 1 рубль 14 копеек с души, что соответствует примерно 30 граммам серебра. Рубль при Петре был равен 28 граммам. Но любая крестьянская семья состояла минимум из 5 душ, которые должны были заплатить уже 150 грамм серебра. Получается, что та же крестьянская семья, которая при Золотой Орде платила 100 грамм серебра, при Петре Первом платила больше 150 грамм. При этом известно, что со времен татар до Петра техника обработки земли существенно не улучшилась, а урожайность стала гораздо хуже. Поэтому крестьянам при Петре платить 150 грамм серебра было невероятно сложно, во много раз тяжелее, чем крестьянам XIII–XIV веков. Таким образом, сохранятся вопрос, почему дань при монголо-татарах считалась такой тяжелой, если позже ситуация стала гораздо сложнее.

Можно и иначе оценить размеры Ордынского выхода. Монголы провели перепись населения в покорённых государствах. Перепись была специфической, военно-административной или военно-финансовой, потому что важно было оценить, сколько покорённые народы могут выставить воинов, а также какую они должны заплатить дань.

Производилась перепись по монгольским представлениям: территория делилась на десятки, сотни, тысячи и тьмы (т.е. десять тысяч). Вся Русь была оценена монголами в 43 тьмы. Из них 15 тем – это Великое княжение Владимирское, 5 тем – это Нижний Новгород, 5 тем – это Тверское княжение, 2 тьмы – это Рязань и т.д.

Великое княжение Владимирское платило 15 000 руб. в XIII веке, Новгородский чёрный Бор (Новгород Великий) платил 2 000 руб., Тверское княжение – также 2 000 руб. Это всё входило в ту сумму, которую великие князья Владимирские отвозили в Орду. Рубль тогдашний – это полгривны, примерно 100 грамм серебра. Следовательно, 15 000 рублей дани, которые выплачивало Великое княжение Владимирское, означало полторы тонны серебра.

Много это или мало? В том же XIII веке Золотая Орда получала из трёх уездов Китая 4,5 тонны серебра, т.е. в 3 раза больше, чем со всего Великого княжения Владимирского. Этот факт также говорит о том, что дань с Руси была не велика.

Чтобы еще глубже изучить вопрос, можно сравнить Ордынский выход с тем объемом финансовых ресурсов, который Россия получала позднее.

При Петре Великом бюджет Российского государства составлял 17 миллионов рублей, т.е. весь бюджет России – это 476 тонн серебра. А Ордынский выход, как было сказано выше, составлял полторы тонны серебра примерно с тех же самых владений.

Если сравнивать с временами Ивана Грозного, более близкими к периоду золотоордынского ига, то только жалование стрелецким служилым людям поглощало из Московской казны 84 000 рублей. Рубль при Иване Грозном был равен 68 граммам серебра. Получается, что на жалованье стрельцам уходило 5 712 кг серебра, а Ордынский выход составлял всего 1 500 кг серебра.

И также есть подсчеты, сколько стоил Ливонский поход 1577 года. Тогда Московское государство, напрягая все свои силы, отправило значительные войска для покорения Прибалтики. Этот поход обошелся казне Московского государства в 350 000 рублей, или 23,8 тонны серебра.

В сравнении с этими цифрами Ордынский выход был невелик по своим масштабам. К тому же у русских получилось его уменьшить. Уже в XIV веке Ордынский выход собирался русскими князьями и отправлялся в Орду. Соответственно, значительная часть этого выхода прилипала к рукам русских князей. Иван Калита получил своё прозвище именно потому, что Калита означает «кошель», «денежный мешок». Он утаивал от Великого хана серебро в свою пользу, а на это серебро закабалял других князей. Таким образом, к временам Дмитрия Донского, когда в Орде начнётся замятня, Дмитрию и фактическому правителю Московского Великого Княжества митрополиту Алексею удастся сбавить Ордынский выход примерно в 3 раза. Известно, что Дмитрий Донской платил монголам Золотой Орды уже 4 500 рублей вместо 15 000 рублей в XIII веке с этой же территории.

Отсюда вопрос: если монголо-татарская дань была такой маленькой, слабой и лёгкой, то почему в летописях пишут про тяжкую дань?

Прежде всего потому что собиралась она не регулярно, а один раз в 7-8 лет. Для любого крестьянского хозяйства было тяжело заплатить татарскую дань за 8 лет сразу.

Второй момент – это подарки, которые принимающая сторона по степному обычаю обязана преподнести гостям. Размер этих подарков ничем не ограничивался и часто был гораздо больше, чем весь Ордынский выход. В частности, в 1257 году, когда численники Берке-хана приехали исчислять новгородскую землю и облагать ее данью, в Новгороде вспыхнуло восстание. Произошло это потому, что новгородцев возмутило, какие подарки стали вымогать татарские послы и в каком объеме. Новгородцы подняли бунт, и князю Александру Невскому пришлось подавлять его силой. Или вспомним 1327 год, когда тысячи татар приехали в Тверь и принялись под видом сбора подарков грабить город. Тогда случилось Тверское восстание. Таким образом, немыслимые размеры подарков – это вторая причина недовольства монголо-татарским игом.

И третий момент – это то, каким образом происходило взимание налогов. У монголов не было ни своего административного аппарата, ни финансового, поэтому они привлекали систему откупов. Налоги отдавались на откуп богатеям с великого Шелкового пути, в основном мусульманским, если говорить о Руси или о Закавказье. Эти люди заранее вносили всю сумму дани, которую должна была заплатить Русь или, например, Грузия, а затем ехали туда и забирали себе по закону эту сумму.

Вот как пишет про то, как это происходило в Армении, армянский историк Григор Акнерци или инок Магакия: «Это происходило в 700 году армянского исчисления. По повелению Мунке хана прибыл в нашу страну один татарский начальник по имени Аргун и произвел перепись в стране восточной с целью взыскать на будущее время подати по числу голов, вписанных в дафтар. Это книга финансовая. И разорили они восточную страну еще более тем, что в малейшей деревне насчитывали от 30 до 50 человек начиная с 15-летних и кончая 60-летними. И с каждой головы, попавшей в запись, брали по 60 белых, то есть серебряных монет».

То есть с каждой души взяли 60 серебряных монет. А по закону Мунке хана должна быть полгривна с сохи, то есть рубль с большой семьи.

То же самое было в Грузии. «Главные среди этих сборщиков податей были люди жестокие и алчные. Одного из них звали Аргуном, он властвовал над всеми, а второго – Бугой, который был даже зловреднее того Буги, который в дни Джафара Измаильтянина пришел в Армению и разорил ее». Здесь имеется в виду Бачу-нойон, который завоевывал Армению. «Точно так же и этот Буга: прибыв с татарским войском, входил в дома старшин и безжалостно отнимал все, что нравилось ему, и никто не осмеливался сказать ему что-нибудь, ибо он собрал себе людей среди разбойников из персов и мусульман, совершавших бесчеловечные поступки и особенно враждебно относившихся к христианам».

Если изучить русские летописи, можно узнать много похожих фактов. Причем часто среди татарских послов, собиравших дань, были ренегаты. Например, во время восстания 1263 года, когда перешедший в ислам русский поп особенно зверствовал при переписывании русских деревень и городов и грабил их. Или во время восстания в Твери против Чолхана, посла золотоордынского, когда у попа по имени Дудка стали отнимать его последнего осла, а он схватился за поводья и завопил: «Ратуйте, православные!». Тверичи бросились и перебили монгольское посольство. Но до этого весь город был разорён.

Таким образом, татарские наезды были намного страшнее, чем сам Ордынский выход. Почему так происходило? Потому что в Золотой Орде, как кочевом государстве, для самой Орды налогов не существовало. Соответственно, служивые люди зависели от того, что даст им хан. А хан мог дать только из дани, поступавшей со всех сторон, но этого часто не хватало. И единственным мотивом рядовых кочевников для того, чтобы пойти в поход или отправиться с охраной в завоеванную страну, была возможность ограбить всех, кто встретится на пути. Другого жалованья они не получали. Поэтому единственное, что их интересовало, это грабеж. Если хан отправил войско воевать, а они ничего не награбили, то и жить им было не на что.

Получалось, что каждое посольство татарское, каждый наезд любого царевича якобы с дипломатической или административной миссией в покорённую страну, заканчивались страшным бедствием из-за грабежа, который нельзя было остановить. Хан не мог этому воспрепятствовать, потому что никакого другого войска, кроме народа, у него не было.

Здесь можно также вспомнить про даругачей. Даруга — это давитель печати. Монгольское слово, которое означало то же самое, что и баскак. Баскак – это давитель. От монгольского «даруга» произошло русское слово «дорога», потому что система даругачей была устроена по направлениям. Каждым путём или дорогой на Русь заведовал один даругачи, который размещал там свои административные кадры и собирал дань. Так и баскаки приезжали со своими отрядами и останавливались в отдельном дворе, откуда осуществляли сбор Ордынского выхода. Естественно, помимо выхода, они собирали себе дополнительную дань.

Таким образом, монгольская власть была реально гораздо тяжелее, чем официальная картина. Но проблема заключалась не в сумме податей, а в наездах татарских послов и нахождении их на русских землях.

Поэтому если оценивать именно финансовую часть ига, то это была незначительная дань. Гораздо меньшая, чем та, что в будущем будет собираться с этих же территорий московскими князьями. Московскому государству нужна будет военная сила, чтобы самостоятельно защищаться от всех. До этого Золотая Орда помогала, если кто-то нападал, а потом понадобились свои силы. Это дорого, соответственно, и налоги должны были быть большими.

В заключение стоит отметить: если учесть тот факт, что при монгольском нашествии большинство князей и бояр было перебито монголами, то получится, что никогда в русской истории народ не жил так легко, как под монголо-татарским игом. Дани платили мало, а собственных кровососов татары сильно проредили. И неслучайно, что в этот период начиная с середины XIII и до середины XIV века, население северо-восточной Руси (будущего великого Княжества Московского) выросло на 100%. Население Китая, Ирана и многих других стран сокращалось, а население Руси росло.

Помимо этого, богатели города. Есть ряд городов, которые под влиянием татарских наездов и набегов сильно пострадали. Это Чернигов, Киев и т.д. Но были и города, которые расцвели при монголах. Например, Тверь, Москва, Углич, Нижний Новгород, Ярославль.

Поэтому можно долго спорить, как относиться к татаро-монгольскому игу, но, изучив факты, становится понятно, что не всё так однозначно и прямолинейно, как пишут в исторических летописях.

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • Как бы там ни было, но нашествие и последующее за ним иго были жутким, инфернальным злом, наложившим несиправимый отпечаток на менталитет народа, разделившего его на три ветви и навсегда направившего русло истории по другому пути! Никогда Москва бы не поднялась таким необъяснимым образом моментально и борзо, была бы районным себе центром и не отсвечивала, не выковался бы в смертельном симбиозе с дикарями люто пассионарный характер великорусского народа, Россия представляла бы собой конгломерат княжеств по типу германского, мы бы больше походили размазней на пОляков по народному характеру...
    • KAMAS
    • 7 марта 2021 г. 15:35
    Ну про дань татарам это еще как сказать. Ну просто представьте, что к 13% подоходного налога от вашей зарплаты или дохода отнимали бы еще 10% в пользу, скажем США. Причем, если бы отказались бы платить, то на вас бы обрушились американские бомбы и нашествие американской армии, которая оставила на месте городов и деревень развалины и кучу трупов.
  • Сами же пишете, что дань деньгами не ограничивалась, а отдать нужно было десятую часть от всего: и в деньгах, и в лощадях, и в женах, и в князьях.... Т.е. каждую десятую девушку из селения отдать в орду.
  • Аккаунт укро-пропагандистов из Одессы KAMAS образно описывает иго с бомбежками и поборами американцев. В бывшей украине уже до этого дошли? Я думал, там это маскируется через завышенные тарифы и цены на продукты.
  • Толково разложили по полочкам!