Болгария на Дунае, Волжская Болгария, Кабардино-Балкария – на карте есть как минимум три страны, связанных с болгарами. И это не созвучие. Это три истории одного народа, волей судьбы разделённого в пространстве и ставшего предком современных болгар, казанских татар, балкарцев, карачаевцев, чувашей, гагаузов, ногайцев и башкир.
Происхождение названия Болгария
По легенде хан Кубрат, основатель первого болгарского государства в низовьях Дона и Кубани, завещал своим пяти сыновьям никогда не разделяться между собой, потому что пять сыновей вместе образуют мощный кулак, а поодиночке это всего лишь слабые пальцы. Но сыновья не послушались отца и разделились, а затем ушли на все стороны света.
Двоим из них, Аспаруху и Котрагу, выпала судьба стать основателями двух стран, двух Болгарий, Дунайской и Волжской. Впоследствии для того, чтобы различать их, историки начали употреблять по отношению к Волжским болгарам произношение «булгары», а к Дунайским – «болгары». Однако такой подход совершенно не оправдан ни лингвистически, ни по смыслу. Это только запутало самих историков.
БУлгары – так, с твёрдым «у», в Восточной Римской империи называли появившиеся в VII веке на Дунае племена. От них это имя восприняли латиняне и начали по-латински писать «Bulgaria». Русские летописцы и книжники писали этот топоним через твёрдое «о» – БОлгария.
Сами болгары на Дунае произносят своё имя, как болгАры, а в Казани – как бОлгары, с ударением на первый слог, среднее между «о» и «у».
С объективной точки зрения, написание «Bulgaria» и «Болгария» равноценны. По ходу статьи будет использоваться однозначное определение «болгары», чтобы не вносить искусственного разделения между одним народом.
Откуда возникли болгары
Происхождение болгар окутано шлейфом научных споров. В 1990-е годы, ссылаясь на средневековых армянских летописцев, некоторые болгарские историки стали выводить их предков из ущелья Памира, из Горно-Бадахшанской области. Но Памир – это убежище разбитых народов, оттуда никогда никто не выходил. И даже версия Льва Гумилёва о памирском происхождении белых гуннов – эфталитов, отвергнута наукой. За пределами Болгарии экзотическая памирская гипотеза не получила распространения.
Зато историки обратили внимание на китайского полководца Цао Цао, который основал в III веке государство Вэй. А в 216 году он учредил среди племён южных хунну на Ордосе структуру 5 частей. По-тюркски – болгар. Это самое первое упоминание имени болгар в истории. Впоследствии слово так и сохранилось в этимологии болгаро-чувашской ветви тюркского языка, означая именно 5 подразделений.
Венгерский учёный XX века Бернат Мункачи считал, что оно означает «5 угров». А английский этнограф Дуглас Данлоп переводил его как «5 племён», связывая имена болгар и башкир, как имеющих одно и то же значение.
Современные историки в основном отрицают иранский и угорский след в происхождении болгар, считая их тюркским народом, вместе с чувашами и ныне исчезнувшими гуннами, которые первыми отделились от основного ствола общего тюркского языкового единства.
Как бы то ни было, в истории болгары появляются в IV веке вместе с гуннами, как одно из кочевых племён, живущее в степях северного Причерноморья.
Византийские авторы V–VI веков включали болгар в гуннский союз племён, иногда выделяя их отдельно, а иногда смешивая с гуннами.
После смерти Аттилы и падения гуннской державы, племена кутригуров, кочевавших в низовьях Днепра и утигуров, живших в низовьях Дона и Кубани, всё чаще называются болгарами. С начала VII века имена кутригуров и утигуров исчезают со страниц источников, полностью заменяясь именем болгар.
Произошло это в период владычества в Великой Степи могучего Тюркского каганата, впервые объединившего всех кочевников Евразии от Днепра до Амура. Болгары подчинились тюркам, говорившим на родственном языке. Они стали западным отрядом вечного Эля, охранявшим рубежи каганата с аварами и ходившим в походы тюрок в Закавказье вместе с хазарами.
После распада Тюркского каганата западные улусы образовали новое государство – Хазарский каганат, в котором династия Ашина опиралась на кочевников низовий Терека и Волги. Но болгары, бывшие в кровной вражде с этими кочевниками, отказались подчиняться хазарским каганам и под предводительством своего хана Кубрата основали собственное государство, так называемую Старую Великую Болгарию.
Стоит сказать, что географические карты – такое же орудие пропаганды, как фильмы, романы и исторические сочинения. У современных наследников древних болгар фантазия не знает пределов в возвеличивании своих предков. Поэтому на разных картах можно увидеть огромные земли Старой Великой Болгарии. (Привет всем фанатикам Великой Тартарии)

На самом же деле владения Кубрата ограничивались территорией от низовий Днепра до низовий Кубани.
На восточных рубежах шла нескончаемая кровавая вендетта с хазарами, оказавшимися главными врагами молодого болгарского государства. Хан Кубрат пытался опереться на могучую Византийскую империю, правитель которой, Ираклий, даже прислал ему меч в золотых, искусно украшенных, ножнах. Этот меч был найден в захоронениях Кубрата на территории нынешней Полтавской области Украины. Но византийцы оказались переменчивыми союзниками. Потерпев поражение от арабов, они предпочли сблизиться с хазарами, которые могли совершать походы против мусульман через Дербентский проход.
В 670-е годы Старая Великая Болгария потерпела поражение от хазар. Спасаясь от безжалостных завоевателей, народ разделился. Часть отступила в горы и стала предками балкарцев и карачаевцев. Часть, вместе с сыном Кубрата Аспарухом, в 679 году пошла на запад, на Дунай. Третья часть, во главе с братом Аспаруха Котрагом, ушла на север, в верховья Волги. Так началось разделение болгар, в итоге создавших два государства, две Болгарии с совершенно разными судьбами, но с поразительным сходством этапов этих судеб.

Обе Болгарии возникли в конце VII века, приняли каждая свою мировую религию в конце IX – начале X веков, погибли как независимые страны в XIII–XIV веках и возродились в новом облике в конце XIX – начале XX веков.
Христианская Дунайская Болгария
Ушедшие на Дунай болгары смешались со славянами и фракийцами. Со временем они основали новый народ, взявший имя от тюрок, язык от славян, а основной массив генов от фракийцев. Тюрки Аспаруха дали Дунайской Болгарии не только имя. Они создали государство и стали в нём военной элитой.
Здесь можно вспомнить Чергубыля Мостича, болгарского сановника и военачальника времён Симеона I. Если рассмотреть его внешность, можно заметить, что даже в X веке тюркское ядро Болгарии сохранило выраженные степные черты.
Болгарский каганат 200 лет наводил ужас на соседей. Именно болгары покончили с существованием Аварского каганата в Паннонии и неоднократно громили армии Византийской империи. Известно, что каган Крум из черепа убитого им византийского императора Никифора I сделал золотую чашу и пил из неё на пирах.
В 865 году хан Борис принял христианство из рук славянских первоучителей и создателей славянского алфавита Кирилла и Мефодия. Христианизация была неизбежна, так как Болгария находилась в окружении могущественных христианских империй: Франкской на западе и Византийской на юге. Давление на язычников тенгрианцев было очень сильным. Каган стал царём, но это не уменьшило агрессивности болгар. При царе Симеоне, который продолжал именоваться также и каганом, болгары так стеснили византийцев, что речь уже шла о самом существовании Восточной Римской империи и взятии царём болгар Константинополя.
Однако непрерывные войны истощили Болгарию. Принятие христианской веры, чуждой степнякам тюркам, вызвало распространение среди болгар антисистемного манихейского учения богомильства, вовлёкшего в свои сети самую активную часть народа.
Всё это обескровило страну и в конце X – начале XI века Первое Болгарское царство пало под ударами киевского князя Святослава и византийских императоров Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы. Такое прозвище он получил после победы над болгарским царём Самуилом при Беласице в 1014 году. Тогда он приказал ослепить 14 000 пленных, оставив по одному одноглазому поводырю на сотню и отпустил их. Самуил не выдержал поражения и ужасного зрелища своих ослеплённых воинов и в 1015 году умер. А Болгария была аннексирована Византийской империей.
Но болгары не забыли о своей славе степных воинов. В конце XII века выходцы из Дешт-и-Кипчак братья Асени возглавили восстание болгар против византийского ига и восстановили Второе Болгарское царство. В 1205 году болгарский царь Калоян, опираясь на половецкое войско, разгромил при Адрианополе крестоносцев четвёртого Крестового похода, годом ранее взявших Константинополь и основавших Латинскую империю.
В XIII веке Болгария пережила монгольское нашествие, подчинившись хану Нагаю. А в XIV веке была завоёвана турками-османами.
Восстановлено Болгарское государство было только в 1878 году русским царём Александром II после очередной русско-турецкой войны.
Мусульманская Волжская Болгария
Болгары, ушедшие на Волгу в устье Камы, основали там Волжскую Болгарию, располагавшуюся на пересечении важнейших средневековых торговых путей. Волжского «Из варягов в арабы» и северного – по Каме на Вятку и в Пермь, откуда везли моржовый зуб, пушнину и уральские самоцветы.
Распространено заблуждение, что кочевники были неспособны к созданию городов, цивилизации и технологическому прогрессу. Волжская Болгария – прямое опровержение этому заблуждению.
Болгары основали на Волге и Каме множество городов. В 922 году они приняли ислам и создали развитое цивилизованное общество, намного опередившее Русь и Западную Европу, например, по уровню металлургии. В Волжской Болгарии плавили чугун за несколько веков до того, как это научились делать цивилизованные европейцы и русские.
Болгарский эльтебер Алмуш принял ислам в 922 году первым в Европе. Он сделал это для того, чтобы получить поддержку арабского халифата в борьбе против исконных врагов болгар – хазар, которые не оставили их в покое и на новой родине. Хазарский каган обратился в иудаизм. Поддерживающие его еврейские купцы рахдониты были прямыми конкурентами болгарских купцов, связанных торговлей с мусульманскими странами Ближнего Востока и Средней Азии. Так что обращение в ислам выглядело вполне логичным. Когда же соседняя Русь приняла христианство, ислам стал дополнительной опорой народа против могущественного западного соседа.
Как и христианство на Руси, ислам в Волжской Болгарии способствовал культурному расцвету страны и налаживанию разных связей с более развитыми цивилизациями. В случае болгар – с восточными.
На Волге и Каме пришлые болгары смешались с финно-угорским, тюркским (чуваши и башкиры), а также славянским населением (Именьковская культура). Вместе они образовали новый народ, успешно выдержавший вторжение хазар, походы Святослава и Владимира, противостояние с Владимиро-Суздальской Русью.
В 1224–1236 годах Волжская Болгария оказала самое ожесточённое, мужественное и отчаянное сопротивление монгольскому нашествию. Монголам пришлось совершить 5 походов против болгар, чтобы окончательно разгромить их. Ни одна страна в Европе не сражалась с монголами так яростно, как Волжская Болгария. Последствия поражения были трагичными. Монголы разрушили государство, сожгли столицу Биляр, перебили болгарскую знать и множество жителей. Ни государство, ни народ в прежнем виде больше никогда не восстановились.
На территорию Волжской Болгарии пришли кипчакские племена, а уцелевшие жители со временем восприняли имя завоевателей – татар и стали говорить на языке кипчакской группы.
Но кровь болгар взяла своё даже через эту историческую катастрофу. В XIV веке города Волжских болгар возродились в составе Золотой Орды, став ещё более величественными. А болгары стали основой казанских татар, в XV веке создавших своё независимое ханство на обломках улуса Джучи.
Казанское ханство сильно отличалось от других татарских ханств развитой городской жизнью и высоким уровнем книжной культуры. В XV–XVI веках оно продолжило линию Волжской Болгарии в соперничестве с северо-восточной Русью на торговых путях.
В 1445 году основатель Казанского ханства Улу-Мухаммед послал своих сыновей, которые разгромили великого князя московского Василия Тёмного и взяли его в плен. Но затем усиление России поставило Казань в зависимость от русских государей. А в 1552 году Иван Грозный взял Казань, подвергнув её страшному разгрому. Татарский город был почти полностью уничтожен и на его месте была построена Русская Казань.
Чуть позже такая же судьба постигла Астрахань, с той лишь разницей, что там не было ни войны, ни сопротивления. Русская Астрахань была основана на острове, где никогда не было города, в некотором отдалении от покинутой жителями ещё до этого татарской Хаджи-Тархани.
И всё же татарский народ на Волге пережил и это испытание. Войдя в состав России, татары заняли важные позиции в торговле, военной организации, а позднее и в городском хозяйстве Москвы. Татарские вельможи стали у подножья русского престола, войдя в состав русской аристократии.
В 1612 году татары вместе с ополчением Минина и Пожарского ходили спасать государство Московское. Так же как русские князья в период Великой замятни Золотой Орды в XIV веке продолжали возить дань татарским ханам. Татары стали важнейшей опорой Московского царства после русского населения.
В XX веке, после революции, государство потомков Волжских болгар, Татарская АССР, была восстановлена в составе Советского Союза. Ныне Республика Татарстан является ключевой частью Российской Федерации.
Влияние болгар на историю России
Такие разные судьбы у двух частей одного народа. Одна часть стала славянами, другая осталась тюрками. Одна православная, другая – мусульмане. Одна была завоёвана турками, другая – русскими. Но обе части сохранили своё самосознание, веру и смогли через все испытания истории восстановиться, как процветающие страны.
Что интересно, судьбы обеих Болгарий тесно переплелись с судьбой России. Дунайские болгары стояли у истоков крещения Руси. Волжские – через непростую историю соседских отношений с северо-восточной Русью оказали серьёзное влияние на формирование великорусского народа.
Дунайская Болгария была освобождена Россией, а Волжская Казанская Татария стала её важнейшей составной частью.
Татары – второй после русских народ России, поэтому с уверенностью можно говорить, что болгары – великий народ нашей страны.
Оценили 15 человек
34 кармы