Заявленный автор - в общем-то неплохой.
Губит его, конечно, попытка дешёвой популярностью добыть себе чести и славы, но ведь кто не грешен тем? У целого ряда "верхних" КОНТовских на этом начисто голова отвалилась.
653 место в рейтинге 185 записей. При общей карме свыше 4900 пунктов и 145 верных подписчиков средний рейтинг статьи 22,5. Согласитесь это очень и очень неплохо!
Случился же у нас вот какой казус - обсуждая его статью https://cont.ws/@id14189763/11... я имел неосторожность высказаться в духе что в войне победили вовсе не "удача дарованная домовыми/танковыми и покровительство Николая II с его "Небесным фронтом", а кровь и пот и кровавые мозоли наших дедов (для кого-то уже и прадедов). Приписывать Победу неким силам - даже в полушутливой форме для меня всё равно что отнимать Победу у заслуживших её. В целом автор не отреагировал не эту ремарку. Так что проехали.
Другое моё замечание было гораздо более пространным и обстоятельным.
Разобрав несколько из немаловажных вопросов: норов домового, его имя, а так же особенности повествования я указал на ряд несоответствий "сказочной реальности", которые делают рассказ неубедительным. Это вызвало если не бурю негодования у аффтора, то уж точно задело-зацепило струны его самолюбия. "Как же, как же! Все хвалят, а этот посмел высказаться некомплиментарно!!!" Нота протеста в ответ мне была краткой и маловразумительной. Более того аффтор изволил переврать мои слова - не называл я "танкового" Кондратьичем, а "предлагал" отчество "Карданыч"...
В целом на мою в общем-то благожелательную критику он ответил со всей "мелко-буржуазной беспощадностью", что меня неприятно удивило. Казалось бы неглупый человек...
Поскольку мне происходящее стало ясно, и ясно досконально, поскольку время было потрачено зря и не пошло на пользу, я со всей прямотой так и написал. Ну а поскольку человек явно не собирается общаться с теми, кто высказывается критически - я таких заношу в ЧС без всякого размышлений и рефлексии. Делаю я это не только из своей мордовской вредности, но и из соображений диалектики. Противоречия - это двигатель развития, критика - топливо для личностного роста. Не стоит относиться к критике излишне серьёзно, но вот отвергать её - особенно критику конструктивную - это зазнайство и глупость. В конце концов на КОНТе огромное количество по-настоящему интересных авторов и тратить своё время на всяких недорослей глупое занятие.
Казалось бы забанил и забыл...
Но коммент-то о домовом/танковом был обстоятельным, серьёзным. Мне долго пришлось шевелить извилиной, чтобы его написать. Он мне казался важным и более того я даже не исключал возможности использовать его в своих литературных опытах. НО! Коммент уже был стёрт!
Если бы не эта досадная выходка сего аффтора, то и этой моей заметки вы бы и не увидели. Я всё могу просить и даже в целом сквозь пальцы смотрю на некоторые шалости, но вот цензура, да ещё в таком виде вызывает у меня только: а) презрение б) желание сделать эти прискорбные факты достоянием гласности. Одно дело стирать комменты разнообразных стервятников или дурачков, а другое дело стирать справедливые замечания оппонентов. Это попахивает самовлюблённостью и уязвлённой гордостью.
Но самое главное, я считаю, что справедливость должна быть восстановлена.
А посему я хочу заново изложить суть моих претензий к этому произведению, но уже на площадке не подконтрольной аффтору.
1) У русского домового не может быть иностранного имени "Никита". Ника - греческая богиня победы, а имя эта по сути означает "Победитель". Казалось бы имя подходящее для домового - ибо давно прижилось на Руси, многие и не догадываются, что оно нерусское, но если это имя изначальное - имя покровителя дома, то оно неуместно особенно, поскольку связано с войной. Нас приучили, что у домовых может быть такие имена как Кузьма (точнее Козьма, "Космос" - Мир, Вселенная) или Нафаня (Нафанаил - с ивита "дар Божий"), но реальные имена домовых не могут быть ни церковными, ни иностранными. Доможир (богатый дом, жир = золото = богатство, достаток), Доможил, Жихарка, Постень, Сам, Хозяин, Жиличек, Закут. Домовой в нищем доме звался Шишок, Продувень, Мот, Обормот.
Считалось, что домовой катается на коте. Собственно отсюда слово "кот", "котейка" и возникло. Поэтому и возник обряд запускать в дом кота со старого дома, чтобы домовой мог переехать со старого места на новое. Считалось, что домовые рождаются дедами, а помирают молодыми, но это у разных народов по-разному и точно ничего не скажешь. Поэтому о возрасте домового/танкового из рассказа трудно судить. Скорее всего это очень бывалый домовой судя по его навыкам. Древний, опытный. Значит по виду должен быть молодым парнем, а то и ребёнком. Если ему лет с 500, то вряд ли ему дали церковное имя - он ведь "нечистый дух". Тем более он не мог себе сам такое имя выбрать.
2) Если же имя получено при смене дома на танк, при превращении в "танкового" это имя - Никита - "Победитель" можно было бы принять со скрипом. Только вот домовой как правило назывался по функции, которую выполняет. Т.о. у "танковОго" имя скорее было бы Торсион Карданович или ещё круче, чисто по-русски - Живодвиг Пушкобоевич. Поскольку танковой бывалый, по возрасту дед, то любое обращение к нему по имени чревато большими проблемами - может обидеться, коли без отчества. Карданыч или Пушкобоич как наиболее уважительные имена были бы намного более уместны, чем какой-то там эфемерно-греческий Никита-Победитель. У Живодвига - двигатель не сдохнет даже от попадания снарядом по моторному отсеку, у Пушкобоича пушка разит без промаха. Поэтому разумеется танковой какого попало имени не примет, тем более мы видим в рассказе, что он БТ любит как родного, даже в более совершенный Т-34 перебираться не желал. Прикипел.
3) Домовые мситительны. На тех, кто посягает на их жилище могут обрушить самые разнообразные кары. У описанного в рассказе домового навыков - хоть отбавляй. Дом его разбомбили, но мы не видим, что он возненавидел бомбардировщики. Аффтор об этом умолчал, что для любого, кто хоть как-то знает норов домовых выглядит странно. Похоже аффтор в танчики поигрывает, а вот сказки детишкам/внукам на ночь давно не читывал. Танки ему понятней, чем домовые, а это негоже, ежели взялся о таноквых рассказики кропать. Где знание "матчасти"? Поэтому мы и не видим, что танковОй охотится особо за самолётами, подстерегая их на земле, разоряя их гнездовья - аэродромы. А ведь это было бы для него идеей-фикс.
4) Домовой/танковой как один из сонма русских духов - одно из воплощений Родины, маленький ей кусочек, который является норовом дома ли, танка ли. Мы не называем свою Родину - Мазерландом как бритты или Фатерландом, как германцы. Это наша Родина и название у неё своё, родное. Если танковому даётся имя Никита - то почему тогда Родину не называют по гречески - Матриа, Отечество не называют - Патриа? Это я к тому, что имена отражают суть. Как вы назовёте своего героя - таков и будет.
Может быть это мелочи, несущественные детали, но они-то и придают плоскому, в целом, произведению глубину. И не надо объяснять читателю почему башня танка поворачивается сама и жахает по притаившейся в засаде пушке - ведь Пушкобоич за работой! Характер домового раскрывается через имя - поскольку имя неслучайно. А что видим у аффтора? Он даже имя Никита не раскрыл как - "Победитель".
В целом, подвергая аффтора беспощадной критике за его чванство, невежество я считаю, что это неплохой автор, что у него есть некий шанс стать умнее и ответственнее. Хотя возможно я и ошибаюсь, если это копипаста. Тут уж мне сказать нечего.
И ещё раз ссылочка на статью https://cont.ws/@id14189763/11... - прочтите - оно того стоит.
Оценили 12 человек
29 кармы