Вовочка как основоположник гражданского общества. Часть 2

3 1118

В первой части про Вовочку я рассказывал, как он восстанавливал справедливость среди однокашников, не привлекая педагогов и, далеко выходя за рамки гуманизма, то есть, совершив самосуд и, конечно, не встретил понимания со стороны завуча.

Читатели живо комментировали этот сюжет, но в основном как прикольную историю.

А между тем, эта статья – яркая и образная иллюстрация к вполне серьезному докладу по психологии малых групп в начальной школе, который я делал еще в студенческие годы.

Тема в переводе с советского научного языка на современный бытовой звучит примерно так: «Как и когда возникает гражданское общество в начальной школе и какая роль учителя в этом процессе».

Очень кратко дело обстоит примерно так. Первый класс в начале учебного года представляет совокупность никак не связанных между собой личностей.

Учитель для них абсолютный авторитет, носитель критериев хорошего и плохого и даже в случае конфликта, отношения не выходят за рамки ученик – учитель.

А к третьему классу возникает, говоря современным языком, гражданское общество, которое является для отдельного ученика носителем групповых ценностей.

Ученик может быть в гармонии или противостоянии с классом, но это мир, в котором он живет и, конечно, как говорят марксисты – нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Это явление знакомо и понятно.

Но в школе есть учитель!

И отношения учитель-класс складываются по-разному, но все по сути сводиться к двум полярным ситуациям.

В первом случае учитель – это власть от имени и по поручению взрослого мира. Власть самая разная: добрая, злая, «хорошая», «плохая», но главное – учитель противостоит классу. Управляет, поощряет, наказывает – в общем все, как всегда.

В свою очередь общество (класс) может противостоять, договариваться, бунтовать, соглашаться, но всегда у общества и власти разные интересы.

Такую ситуацию создавать не надо, она сама получается.

А вот добиться совпадения у власти и общества ценностей и целей, воплотить лозунг: «Народ и партия едины» очень нелегко.

Но можно!

Надо всего лишь любить детей и владеть профессией.

Обычно учитель берет за основу существующие потребности большинства, потом находит подходящее общее дело, ну и двигается вместе с классом к выбранной цели, становясь нужным всем и каждому.

И не просто двигается, а, перехватив управление, ведет всех и каждого к целям взрослого мира.

Так же, как в секцию восточных единоборств обычно приходят с желанием кого-нибудь побить, а в балетном училище ученики поначалу видят возможность в будущем блистать на сцене в лучах славы.

Но потом учитель, используя эту энергию, может добиться чего угодно.

При этом учитель, как и в первом случае хвалит, ругает и управляет, иногда довольно жестко, но уже от имени всех.

Собственно, ничего нового здесь нет, так было всегда и везде последние пять тысяч лет. И все вожди, цари и президенты этим пользуются.

Доклад был минут на сорок, но вопросы из раздела психоанализа, конечно, не были затронуты (дело было в СССР). А в конце моей статьи, Вовочка в микросюжете про террористику двумя фразами доказал это для завуча Марьивановны – ее мужчина гораздо важней идей правового общества и гуманизма. То есть проявил ее троцкизм и показал, что гуманизм и правовые отношения всего лишь инструмент для манипуляции людьми.

Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...

Обсудить
  • :joy: искаженный макаренко, только без стержня. впрочем при капитализме все хуйня кроме бабла.