Рыцари из «Шахнаме»

9 6401

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.

Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,

Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает».

(Р. Киплинг. Баллада о Западе и Востоке. Перевод Е. Полонской)

Вопрос о том, где появились первые рыцари (прежде всего с определенным вооружением, традициями, эмблемами-гербами), всегда занимал умы специалистов области рыцарского вооружения. И, действительно – где? В Англии, где они изображены на «Байесском полотне», во Франции Карла Великого, где их изображали в псалтири из Сент-Галена, были ли это ярлы Скандинавии, или это римские, вернее, сарматские катафракты, нанятые теми же римлянами служить в Британии. А может быть они появились на Востоке, где уже в 620 году всадники были облачены в кольчужные доспехи буквально с головы до пят [Робинсон Р. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения. М.: 2006.С. 34.].

Батальная сцена и текст из «Шахнаме» Фирдоуси, начала XVII в. Индия, Дели. Обратите внимание на конские попоны и то, что доспехи всадников скрыты под одеждой. (Региональный музей искусств Лос-Анджелеса)

В среднеазиатском Пенджикенте сохранились фрески, на которых видны воины в кольчугах, что в Западной Европе появились лишь через четыре века! Кроме того, согдийцами – жителями междуречья между Амударьей и Сырдарьей уже в X веке применялись и пластинчатые панцири нескольких типов, среди которых один из-за размеров его пластин так и называли «в ладонь шириной» [Nicolle D. Sons of Attila (Cеntral Asian warriors, 6th to 7th centuries AD) // Military illustrated №86. Р. 30-31].

Всадники, сражавшиеся в доспехах, покрытыми пластинками из металла, в IX – XI веках существовали и в государствах могучего Арабского халифата. Поэты не жалели эпитетов, описывая броню этих воинов, как «состоявшую из множества зеркал», а историки-арабы еще и добавляли, что выглядело их защитное снаряжение «подобно византийскому». О последнем мы имеем представление на основе древнерусской иконописи и дошедших до нас миниатюр из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы, на которых всадники показаны облаченными в доспехи из полированных металлических пластин, которые имели обыкновение ярко сверкать на солнце [Nicolle D. Armies of the caliphates 862-1098. L.: Osprey (Men-at-arms series №320), 1998. Р. 15.].

Миниатюра из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы. Болгары во главе с царем Симеоном I наносят поражение византийцам. Мадрид, Национальная библиотека Испании.

Можно сказать, что Ближний и Средний Восток в эпоху с VII по XI век уже могли похвастаться тем, что в наличие у их воинов были сразу два комплекта защитных доспехов – кольчужный и пластинчатый, которые нередко использовались одновременно, однако, к сожалению, это плохо подтверждает иллюстративный материал. Тут виноваты последствия вторжения сюда сначала турецких, а следом за ними и монгольских завоевателей.

Самым известным артефактом с изображением всадника в доспехах является фрагмент деревянного щита, обнаруженный в крепости Муг неподалеку от Самарканда. Причем он может быть отнесено к XIII веку. На нем мы видим доспехи, представляющие нечто вроде длиннополого кафтана, на котором имелись плотно прилегающие к нему наплечники и предплечья в наручах, хотя обе кисти у него открыты [Робинсон Р. Доспехи... С. 36]. В число заслуживающих внимания источников можно также отнести и «Историю мира» Рашида ад-Дина, которая была написана и проиллюстрирована в Тебризе в 1306 – 1312 гг.

На ее миниатюрах мы опять-таки видим воинов, одетых в длинные доспехи из металлической чешуи с разноцветными узорами, получившимися благодаря чередованию пластин с орнаментом и кожаных лакированных чешуек. Шлемы характерной закругленной вверху формы с центральным острием, при этом их надбровную часть часто дополнительно усиливает металлическая пластина. Назатыльник встречается трех видов: из кожи, кольчуги и стеганый, и он ниспадает на кольчугу. В Центральной и Южной Персии, как считал Р. Робинсон, кольчужные доспехи являлись преобладающими.

Персидская булава XVI в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Воины из Персии имели такой оригинальный вид защиты, как кольчужный плащ, называвшийся зарих-бекташ, но кроме него, могли носить панцири из железных пластин, сверху покрытых бархатом. Фактически - это точная копия европейской бригандины, но на восточный манер [Wise T. Medieval European Armies. Oxford, 1975. Р. 28.]. Лошадей было в обычае защищать попонами из стеганной хлопковой ткани [Робинсон Р. Доспехи... С. 37].

На миниатюрах, относящихся к XIV века, воины также носят чешуйчатые доспехи, шлемы простой формы – невысокие, закругленной либо конической формы, и имеют кольчужные бармицы. На некоторых шлемах имеются науши. Плюмажи явно отсутствуют, но какие-то шипы на шлемах есть.

Уже в конце XIV – начале XV века на Востоке распространяются трубчатые наручи из двух пластин, которые в виде конуса сходились к кисти. Ноги прикрывали наколенниками, которые прикрепляли непосредственно к кольчуге либо их вшивали в тканевую основу, защищавшую бедра. На ногах у всадников были сапоги, и опять-таки – на голень и икры надевались поножи из двух выгнутых пластин, соединявшихся между собой на петлях, что хорошо видно на многих миниатюрах, относящихся первой трети XV века [Wise T. Medieval European Armies/ С. 38-39].

Персидская «быкоголовая булава» XIX в. (Длина 82.4 см). (Метрополитен музей, Нью-Йорк). Примерно такой же булавой сражается в поэме Фирдоуси и герой Рустам.

Заметим, что английские историки очень часто используют такое эпическое произведение, как поэма Фирдоуси «Шахнаме» как источник. Известно, что написана она была в конце X – начале XI века [Принято считать, что свою поэму в первой редакции Фирдоуси завершил в 994 году, а вот вторая была закончена в 1010 году.]. Последуем же их примеру и мы, и прочитаем из нее несколько отрывков.

Сказал Рустам: «Достань мой меч булатный.

Шлем боевой и весь доспех мой ратный;

Аркан и лук; кольчугу для коня;

Кафтан из шкуры тигра для меня»...

Кольчугою стальной облек он плечи,

Надел доспехи, взял оружье сечи...

И прискакал он в степь, щитом сверкая,

Своей тяжелой палицей играя.

(Перевод В.Державина)

То есть, если учитывать, что Фирдоуси описывал то, что видел, то кольчугу носил не только Рустам, но и из кольчуги была же и попона его коня Ракша. В поэме рассказывается об этом так:

Стоял скакун перед шатром в броне,

Внимая неожиданной войне.

(Перевод С.Липкина)

В «Шахнаме» много раз подчеркивается (что опять-таки свидетельствует, что написал поэму человек, военные дело знавший отлично), что шлем на голову надевают перед тем, как воин облачается в кольчугу. И это означает, что шлемы у иранцев были конической формы. Именно их надевали до того, как надевать кольчугу, так как в этом случае она скользит по его гладкой металлической поверхности.

И встал, и препоясался на бой,

Снял с головы венец он золотой,

Надел взамен индийский шлем булатный,

Облек могучий стан кольчугой ратной.

Взял меч, копье и палицу свою,

Как тяжкий гром разящую в бою.

(Перевод В.Державина)

Богатырь Рустам в поэме носит поверх кольчуги еще и шкуру тигра; это несколько странно, но для легендарного богатыря все возможно. Тем не менее этот штрих является подтверждением, что на Востоке богатые одеяния могли быть одеты поверх доспехов.

Рустам в кафтане из тигриной шкуры спасает из узилища Бишвана. Миниатюра из поэмы «Махнаме». Иран, Хорасан, 1570 – 1580 гг. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Рустам, в парче из Рума и в броне,

Мгновенно оказался на коне.

(Перевод С. Липкина)

Известно, что рукопись «Шахнаме» 1340 года попала во многие европейские и американские коллекции, будучи разделенной на части. Но на ее миниатюрах, тем не менее, видны шлемы, имеющие бармицы, которые целиком скрывают лица воинов и имеют лишь совсем крошечные отверстия, то есть защищают лицо и глаза от стрел. В Восточной Европе такие шлемы тоже встречаются. Есть они и в вендельских могилах VII века, обнаруженных в Швеции. 

«Тюрбанный шлем» XV в. Иран. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

В рукописи «Шахнаме» из Гулистана, миниатюры которой принадлежат к гератской школе и выполнены 1429 году, мы видим такие мельчайшие детали, как чешуйчатые оплечья, надетые поверх кольчуг, а у некоторых – еще и такие же набедренники вместе с наколенниками.

Иранские кольчужно-пластинчатые доспехи. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Датируемая 1440 годом рукопись «Шахнаме» хранится в фондах британского Королевского Азиатского общества, и в ней на миниатюрах видны бармицы, закрывающие лишь нижнюю часть лица. Опять-таки в ходу чешуйчатые бармицы, прикрывающие плечи. У одних воинов доспехи очень похожие на те, что были в ходу еще у древних римлян и парфян [Робинсон Р. Доспехи... С. 40.] – другие облачены в длиннополые одежды из ткани, а доспехи носят под ними.

Богатырь Рустам (слева) посылает стрелу в глаз Исфандияру. Около 1560 г. У многих воинов ноги прикрывают кольчужные доспехи с выпуклым металлическим прикрытием для коленной чашечки. Миниатюра из «Шахнаме». Иран, Шираз. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Иен Хит – один из английских историков и автор ряда книг, переведенных у нас в России на русский язык, отмечал, что большую роль в совершенствовании оружейного производства в Персии сыграл некто Газан-хан (правивший с 1295 по 1304 гг.). При нем жившие в городах мастера-оружейники стали получать жалованье от государства, но за это были обязаны поставлять в казну шаха свою продукцию, что позволяло иметь ему от 2000 до 10000 различных комплектов доспехов за год!

Р. Робинсон считает, что самым популярным доспехом этого времени был так называемый хуяг – «корсет» из ткани с металлическими, нашитыми на него пластинками из металла. Их могли раскрашивать или даже покрывать эмалью. Доспехи монгольского образца и доспехи местных, то есть иранских форм использовались примерно одинаково; щиты у воинов были небольшого размера, покрывались кожей и имели на внешней поверхности четыре умбона; такие щиты в Персии появились уже в конце XIII века и применялись даже до конца XIX [Робинсон Р. Доспехи... С. 40.].

В СССР по произведению «Шахнаме» в 1971 году на киностудии Таджикфильм был снят отличный эпический фильм «Сказание о Рустаме», а также его продолжение «Рустам и Сухраб». Затем в 1976 году выйдет третья часть: «Сказание о Сиявуше». Костюмы героев достаточно историчны, хотя в них немало чисто фэнтазийной экзотики. Вот герой фильма Рустам. Настоящий богатырь, отважный, справедливый и неумный… Забыл, что провинившийся язык отрубают вместе с головой! Ну можно ли было во дворце шаха вести такие речи: «Мой трон – седло, венец мой – шлем, моя на поле слава / Что шах Кавус? Весь мир моя держава». Понятно, что последнему это тут же доложили и он услал богатыря на дальнюю границу.

Показательно, что на миниатюрах уже начала XV века около половины персидских всадников восседает на лошадях, покрытых доспехами. Чаще всего, это попоны, сделанные из «стеганого шелка», и уже известные (судя опять-таки по миниатюрам) уже 1420 году. Но вот кому они принадлежали? Ведь их продавали и покупали, выменивали и захватывали в виде трофеев. Скорее всего, они могли «путешествовать» по всему тогдашнему мусульманскому Востоку! Причем в турецкой коннице сипахи количество всадников, имевших лошадей в попонах, встречалось в пропорции один всадник на «панцирном» коне на 50 – 60 всадников на «бездоспешных лошадях! [Heath I. Armies… Vol. 2. P. 180.]

Ночная атака Бахрама. Миниатюра из поэмы «Шахнаме» 1560 г. Иран, Шираз. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Все это говорит о том, что воины Востока были достаточно восприимчивы к иноземному влиянию. Судя по поэме «Шахнаме», даже легендарные воины-пехлеваны – богатыри домусульманской эпохи – добывали себе вооружение самыми разными путями и не считали предосудительным рядиться в доспехи врага и пользоваться его оружием. Мы постоянно встречаем такой термин, как «шлем румийский», то есть «из Рума» – Рима, идет речь про мечи из Индии и того же Рума. То есть византийское оружие, видимо, во времена Фирдоуси в Иране ценилось достаточно высоко. Так что уже в те годы, несмотря на постоянные войны, между странами Востока происходила интенсивная торговля оружием, из-за чего выглядели воины этих стран, сходясь на поле брани, словно родные братья. 

Вот он, негодный и трусливый шах Кавус, завистник рустамовой славы. Сказал, однако, умные слова: «Ведь древняя мудрость недаром гласит – иль шах убивает, иль сам он убит!»

Причем именно здесь, на Востоке, защитное вооружение имело очень древние корни. Так, доспехи из кожи, с нашитыми роговыми либо металлическим чешуйками, в Индии использовались задолго до появления на ее землях монголов и арабов. То же можно сказать и о конских доспехах, которые еще очень давно появились в Китае, затем Иране, в арабских государствах и в Византии, то есть тогда, когда, европейцы о том, чтобы их иметь, и не мечтали.

А вот эта миниатюра из бухарского манускрипта 1615 года. На ней царь Заххок с двумя дочерьми и…змеями, проросшими из его плеч – сюжет из «Шахнаме», который лег в основу советского фильма «Знамя кузнеца» (снятого на киностудии Таджикфильм в 1961 г.). (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Получается, что институт рыцарства в той же Азии имеет более древние корни, чем в Европе. Этот вывод нашел свое определенное отражение даже в геральдике. Так, в государстве Сасанидов феодал, получив наследственный лен, получал право и на ношение собственного герба. Арабский историк Кебех Фаррух, например, отмечает, что эмблемы персидской знати появились задолго до появления гербов у европейской. Среди названных им геральдических фигур имеются, например, такие животные, как олень, лев, кабан, конь, слон и птица семург, такие предметы, как трезубец и даже изображения людей. Фаррух также ссылается на текст из «Шахнаме», где даются описания изображений на знаменах иранской конницы, и вот оно-то как раз практически не отличается от изображений и эмблем на знаменах у рыцарей в Западной Европе! [См. подробнее: Farrokh K. Sassanian Elite cavalry 224-642 AD. Oxford Osprey (Elite series №110), 2005.] И здесь каждый воин, в особенности если он предводительствует отрядом, имеет свое собственное знамя, которое украшает символическое изображение:

Ответствовал Тухар: «О господин,

Ты видишь предводителя дружин,

Стремительного Туса-полководца,

Который насмерть в грозных битвах бьется.

Чуть дальше – стяг другой горит огнем,

И солнце нарисовано на нем.

За ним Густахм, и витязи видны,

И стяг с изображением Луны.

Воинственный он возглавляет полк,

На длинном стяге нарисован волк.

Рабыня как жемчужина светла,

Чьи шелковые косы как смола,

На стяге нарисована красиво.

То – ратный стяг Бижана, сына Гива.

Смотри, на стяге – барса голова,

Что заставляет трепетать и льва.

То стяг Шидуша, воина-вельможи,

Что шествует, на горный кряж похожий.

Вот Гураза, в руке его – аркан,

На знамени изображен кабан.

Вот скачут люди, полные отваги,

С изображеньем буйвола на стяге.

Из копьеносцев состоит отряд.

Их предводитель – доблестный Фархад.

А вот – Гударз, Кишвада сын седой,

На стяге – лев сверкает золотой.

А вот на стяге – тигр, что смотрит дико,

Ривкиз-воитель – знамени владыка.

Настух, Гударза сын, вступает в брань

Со знаменем, где вычерчена лань.

Бахрам, Гударза сын, воюет яро,

Изображает стяг его архара.

(Перевод С. Липкина)

Рустам-папа убивает Сухраба-сына – сюжет многих богатырских легенд, былин и преданий. Муин Мусаввир. Смерть Сурхаба. «Шахнаме» 1649 г. (Британский музей, Лондон)

На Востоке поверх кольчуги носили также едва ли не самую древнюю форму доспеха - нагрудный и наспинный диск-зерцало – то есть простой металлический кружок, нередко с рифленой поверхностью, закреплявшийся при помощи кожаных ремней, перекрещивающихся у воина на спине. Например, в Индии их надевали на стеганые доспехи, подбитые опять-таки металлическими пластинками. Но вот на миниатюрах «Шахнаме» из Гулистана такие диски видны у воинов только на груди. 

Гив сражается с Лаххаком и Фаршидваром. Еще одна миниатюра из «Шахнаме», около 1475 - 1500 гг., на которой в снаряжение восточных всадников входят конские попоны и маски, тогда как у воинов видны шлемы с наушниками, лица закрыты до половины, имеются налокотники и наколенники. Щит, правда, только лишь у одного из воинов. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

То есть «рыцари из «Шахнаме» это… действительно восточные рыцари, вооруженные примерно так же, как и их западные собратья по ремеслу, за исключением у последних традиции стрельбы с коня на скаку. А так и флаги, и вымпелы на копьях, и различные виды доспехов при всей своей самобытности во многом были похожи. Более того, пришли они на Запад именно с Востока через Византию и в ходе крестовых поход с Запада на Восток!

источник





30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Во всём виноват Залужный. Запад, британские олигархи и Зеленский пытаются снять с себя ответственность за подрыв "Северных потоков"
  • Andreas
  • Вчера 20:11
  • В топе

Все фирмы, причастные к строительству газопровода, страховали риски в британских компаниях. Теперь Великобритания отказывается выплачивать компенсации, аргументируя диверсию "военными действи...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup: :clap: :clap:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Извините, но вы неправильно трактуете понятие "рыцарь". Вы везде говорите о тяжелой кавалерии. А в Европе понятие "рыцарь" имело, в первую очередь, социальное значение. Далеко не каждый дворянин или конный латник был рыцарем.
  • :bowtie:
  • Как-то все странно....деление на Азию и Европу в принципе условно ( как на одном материке может быть две части света?)...если посмотреть на картинке старые, где английские воины за гроб господень мочат Салладина ....то без пары бутылок водки трудно понять где кто есть.....если самурая из Японии лишить национального колорита...то он весьма схож в боевом своем зачехлении с воинами Персии....а то и с Тевтонскими жестяными банками,коих князь Александр зимой водил на озеро купаться......все относительно