МЕНГИРЫ ХАКАСИИ

2 3417

Менгиры — каменные изваяния, возле которых пять-четыре тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие церемониальные действия.

Менгиры привлекали и привлекают внимание сказителей, знатоков и исполнителей фольклора. Так, в сказании "Аи Хучин” сказано: "Поднявшись на высокий каменный хребет с подножия кривого менгира, он смотрел вдаль, когда же он разглядел, то обнаружил, что медный менгир является пуповиной земли”.

По-видимому, хакасы считали места, где ставили менгиры, священными и необычными. В сказании "Хан Кичигей” сообщается, что у истока светлокаменной речки стоит белый камень (ах тас), который должны поднять проезжающие здесь богатыри; многие из них, не сумев поднять белого камня, погибали. Однако богатырь прежде чем поднять его, верхом на коне объехал этот камень три раза.

Д.Г. Мессершмидт, первый ученый-путешественник, побывавший в Хакасии и Сибири, в своем дневнике 18 августа 1722 года писал:

"После часа езды, совсем недалеко от этих могильных захоронений, я добрался наконец до широко известной среди этих народов статуи Хуртуях, расположенной в холмистой степи.

Я сразу же зарисовал ее и в дальнейшем приложил рисунок к настоящим записям. Хуртуях высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы, в том виде, как их носят калмыкские и татарские женщины...

Татары-язычники из Есь Бельтыра, предоставившие мне лошадей, оказывали большой почет этой старухе; каждый из них трижды объезжал вокруг нее... подкладывали еду в траву поближе к пьедесталу с тем, чтобы та могла воспользоваться едой в соответствии со своим аппетитом”.

Далее он отмечает, что статуя почитается среди коренного населения, в дар ей приносят речную гальку, мажут ее рот маслом, жиром, молоком и просят о здоровье. Молодые женщины лечатся от бесплодия.

Проведение подобных языческих обрядов характерно для многих народов - к Белорусскому камню "Дед” (экспонат музея валунов в Минске) еще полтора столетия назад шли люди, ища помощи в беде. Каменному "Деду” преподносили мед, молоко, вино — выливали на макушку валуна. Когда женщина серьезно болела, она на 33 дня надевала на валун передник.

Другим примером могут служить знаменитые валуны "Демьян” и "Марья”, находящиеся на окраине села Пережир Минской области. Считалось, что они обладают чудодейственной силой, способной исцелять паралитиков, хромых, глухих. Валунам везли богатые пожертвования: лен, шерсть, хлеб, поросят, телят, овец, деньги. Считалось, что результат будет благоприятным, если совершать паломничество к камням в определенное время. Подобный ритуал идентичен обряду, проводимому хакасами у менгира Хуртуях.

Церковь по большей части терпимо относилась к обычаям жителей. Более того, у самых знаменитых валунов ставили кресты, часовни, возводили храмы. Люди молились, просили камень избавить от беды и болезней. К камню ходили и в языческий праздник Ивана Купалы, и на христианские Троицу и Пасху.

Интересно,что самый большой известный менгир стоял во Франции. Сейчас от упал и раскололся на три части. Высота менгира была более 20 метров.

В пределах Хакасии находится множество мест стоянок менгиров - на территориях Усть-Абаканского, Аскизского и Боградского районов, которые относятся учеными к так называемой Окуневской культуре (1-й половины 2-го тыс. до н. э) эпохи бронзы. Самые известные из них - Улуг Хуртуях тас на 134-м километре трассы Абакан — Абаза в Аскизском районе, Большие ворота в Усть-Абаканском районе в двух километрах к северо-востоку от Большого Салбыкского кургана, территория Малого дворца древнехакасского государства на 34-м километре трассы Абакан — Аскиз.

Стоянки каменных изваяний находятся под охраной государства и состоят в ведении краеведческих музеев.


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Дорогой автор! Вы подняли интересную тему, НО!!! Менгир – это одиночный, вертикально стоящий камень, (Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/273387/chto-takoe-mengir-vertikalno-postavlennyie-kamennyie-glyibyi-vozrast-mengirov). А вот изваяния из камня могут быть большими или малыми, изображать человека или животных, но такие изваяния не могут называться менгирами. Вы пишите : "В пределах Хакасии находится множество мест стоянок менгиров". Это люди могут устраивать стоянки. Скорее, Вы имели в виду места, где установлены менгиры. Ну вот и последний аккорд, сделанный Вами:" Стоянки каменных изваяний находятся под охраной государства и состоят в ведении краеведческих музеев." И здесь однако приходится оговорить, что речь не о стоянках каменных изваяний, а о местах их установки. И в итоге речь оказывается не столько о менгирах, а о статуях. Однако объединив два явления в одно, Вы таким образом и получили менгир-изваяние. Вы делаете хорошее дело, но очень жаль, когда допускаете оплошности. Успехов Вам и поздравления с наступающим Новым 2019 годом! :tulip:
  • А вот и несколько иллюстраций к сказанному - менгиры и изваяния.