Первые упоминания о чувашах появляются только в 1521 году. В
те времена, этноним чуваш не был изначально связан именно с нашим народом. В русских письменных источниках XV-XVII вв. бесермяне (народ позднесарматского происхождения) называются «чепецкими чувашами».
По мнению языковеда Ю. Немета: «…тюркский этноним чăваш (чуваш) идентичен с волжско-тюркским словом živaš (спокойный, скромный, мирный). То же следует сказать и о киргизском родовом названии živaš = чăваш. У нижних кумадинцев есть род чабаш (мирный, миролюбивый, медленный). Все три последних имени принадлежат к одной семантической группе представляя собой своеобразные прозвища» (Немет,1976,с.302).
Изначально ни один народ не мог образоваться под таким именем, этот этноним мог состояться лишь в экстремальных ситуациях. Так, в случае с нашим народом, в XV-XVI веках наш народ оказался в крайне неблагоприятных обстоятельствах. С одной стороны монголо-татары не могли простить упорное сопротивление, оказанное нашими предками с 1209 по 1242 -1275 гг. С другой стороны московиты, еще помнившие свои столкновения с серебряными булгарами и выполнявшими свой долг перед отечеством – Золотой Ордой. Если бы в те времена кто-то осмелился бы назваться булгаром или уж, тем более, суваром, ему бы попросту отрезали бы голову. И в данном случае не следует путать «балик (район) Булгар» Улуса Джучи (а затем и Казанского ханства) на территории которого находилась доменная территория уничтоженного народа, и название народа булгар. Последнее историческое упоминание булгар сохранилось в стихе посвященной битве Тохтамыша и Тамерлана произошедшей южней Дербента, да и это упоминание, вероятней всего, является анахронизмом.
Чтобы выжить во времена геноцида, пользуясь тем, что начавшие проникать на Среднюю Волгу новые переселенцы очень слабо ориентировавшиеся в здешней обстановке, народ стал использовать другие этнонимы. Одно из них, используемое во второй половине XVI века этноним «ясачные татары». Сами татары ясак (государственный налог) не платили, в то время они были господами на Руси. Но под этнонимом «ясачные татары» в источниках попадаются и ханты, и манси, и удмурты. Назвать прежним этнонимом народ не мог, а потому постепенно принял новый – чăваш (чуваш) «миролюбивые».
Итак, этноним «чăваш» был принят как вынужденная мера, спасавшая народ от тотального геноцида. Что же тогда означают этноним болгар?
В арабском языке невозможно написание «болгар», а потому в их письменных источниках повсеместно пишется «булгар». Латинские авторы приводят следующие варианты написания этого этнонима: Bulgares, Bulgari, Bulgarii, Vulgares. Древнеславянские формы:
Блъгаре, Бльгаре, Блъгари, Бльгары, Болгаре, Болгары, Болгарии.
До возникновения государства Великая Болгария со столицей в Фанагории применялись этнонимы: вунногуры, кутригуры, утигуры, сарагуры, альциагуры и т.п. Где «гур» означает «бык» или «племя». И все эти племена враждовали между собой. Но вот в 632 году возникает государство Великая Болгария и мы вместо всех них встречаем только одно - булгары. После гибели Великой Булгарии в конце VI века вместо булгар мы снова встречаем название племен вунногуров и т.п.
Этноним болгары и позже имеет довольно широкое применение. Дело в том, что под летописными «болгарами» оказывается население эрзянских и мокшанских городов X-XIII вв., предки марийцев и весь. Булгарами также являются ары (удмурты), башкиры, сувары, меря, манси и многие еще народы. Очевидно, термин «булгар» мог означать некое состояние народов в рамках его общей государственности. Чувашский язык объясняет этот термин как призыв: пул хар «будь един».
Дмитрий Мадуров
Оценили 56 человек
86 кармы