• РЕГИСТРАЦИЯ

История народов Турана в преданиях казахских биев». Предисловие редактора к книге М.-Х. Сулейманова «Майкы-бий, учение «Жасау-ізі» и истоки чингизизма.

5 4085

Предлагаемая вашему вниманию книга Мухамед-Халела Сулейманова «Майкы-бий, учение «Жасау-ізі» и истоки чингизизма. История народов Турана в преданиях казахских биев» впервые выходит в свет спустя 5 лет после его ухода из этой жизни. Ровно столько времени мне потребовалось, чтобы собрать, обработать и синтезировать его публикации в различных периодических изданиях, изданные монографии, тезисы докладов и массу неопубликованных рукописей из семейного архива, где содержались фрагменты учения Майкы-бия «Жасау-ізі» («Яссы»). Ряд публикаций носил объективно закрытый характер, поскольку их автор в последние годы своей жизни работал в системе Министерства обороны РК, поэтому с их содержанием мне пришлось знакомиться по его черновым записям. Также к исходным рукописям пришлось обращаться и по ряду материалов, опубликованному в СМИ в сильно урезанном цензурой виде. Много времени также занимала редакторская и организационно-издательская работа по другим его трудам:

«Эра Чингисхана в истории казахской нации. Степная дилогия», 2009; нашей совместной монографии «Праиндоевропейские корни в казахском языке. Краткий философско- лингвистический и историко-этимологический справочник», 2010; «Яркий носитель духа человечности. Стихи Ахмета Байтурсынова и думы о них», 2011. Лишь последние два года я смог сконцентрироваться на подготовке к изданию данной книги, несмотря на личные обстоятельства, за что приношу читателям и светлой памяти автора свои извинения и надеюсь, что удовольствие и польза от чтения с лихвой компенсируют задержку публикации.

Судьба древнего учения, приписываемая народной памятью чингисхановскому нояну Майкы-бию, была столь же драматичной, как и судьба его носителей – казахов, башкир, татар, ногайцев, каракалпаков и десятков других туранских народов, где институт хранителей традиций и знаний – ру-аксакалов и биев – был уничтожен в период царского колониализма и сталинских репрессий. Об этом подробно пишет сам автор в своем предисловии. Но есть еще одно обстоятельство, сыгравшее свою роль в идейном третировании учения «Яссы», сделавшего его непопулярным и, тем самым, приведшего к его утрате задолго до прихода к власти большевиков. Немалую роль в девальвации моральных ценностей «чингизизма» как идейной и онтологической доктрины, основанной на тенгрианстве, в том числе и учения «Яссы», как его историко-философской основы, сыграл процесс исламизации, бурно начавшийся при золотоордынском хане Узбеке. Именно тогда был проложен этно-культурный барьер между туранскими народами Монгольской империи, ставший впоследствии непреодолимым, и идеологически отделивший казахов от узбеков, с одной стороны, казахов от казаков – с другой стороны, казахов от ойрат-калмаков – с третьей. Этот период знаменует собой начало конца знаменитой чингисхановской религиозной толерантности и веротерпимости.

Действительно: предки казахов, именовавшиеся одно время «кочевыми узбеками», исповедывали ислам суфийского толка и блюли древние тенгрианские традиции, в частности, поклонение духам предков «аруахам», тогда как седентарная и седентаризованная часть узбекского социума исповедывала ортодоксальный ислам, считая степняков «неверными». Узбеки и могулистанцы предпринимали «священные походы» (газават) против казаков и кыргызов. Об этом вполне ясно повествуется в многочисленных исторических хрониках, к примеру, в «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Мухаммед-Хайдара Дулати. Но ярче всего это описано у Фазлаллаха ибн Рузбихана, когда Шейбани-хан обратился к хорасанским, бухарским и самаркандским ученым-правоведам с просьбой дать заключение о законности священной войны узбеков против казахов: «Я тоже из числа хорасанских ученых; на одном заседании арифанского совещания поставили вопрос о священной войне против казаков. Я высказался в том смысле, что война против кзылбашей более священна, чем против казаков, произносящих мусульманский символ веры. У меня была цель предотвратить войну против казаков, но мои доводы не возымели успеха» [Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, «Михман-наме-йи Бухара (Записки бухарского гостя)», 1976]. Миротворческие усилия ученого не дали плодов: усмотрев существование некоторых «признаков неверия» у казахов, ученые богословы вынесли решение о дозволенности священной войны с ними. Одними из главных таких «признаков неверия» были следование степняками законам чингисхановской «Великой Ясы» вместо шариата, почитание предков по майкыбиевскому учению «Яссы» вместо святых, канонизированных в аврамических религиях, и называние детей именами героев тюркского и арийского эпоса вместо семитских пророков.

Представители элиты той эпохи имели, как минимум, два имени – данное при рождении традиционное имя и мусульманское имя. Часто, возглавив известный род или племя, они отказывались от своего природного имени и принимали новое имя-титул, совпадающее с названием возглавляемого ими сообщества. Поэтому сейчас крайне сложно, а подчас невозможно, сопоставление персонажей устных народных преданий с персонажами исторических хроник. Простые же степняки исламской антропонимической традицией вплоть до ХІХ века широко не пользовались.

Но особенно раздражало ортодоксальных богословов почитание степняками – ногайцами, башкирами, казахами, кыргызами, каракалпаками – Великой праматери «Ал Бір-ана» вместо пророка Нуха. Настроенные непримиримо, эти догматики натравливали правителей на суфийских шейхов, поддерживающих степняков, ибо суфийские легенды удивительным образом совпадали с древнейшими филососфскими учениями, собранными в своде «Яссы». Три сына Праматери – Кибирь, Сибирь и Ибирь суфиями туркестанского ордена «Яссауийя», разъяснявшими степнякам каноны веры, отождествлялись с аврамическими Хамом, Симом и Яфетом. Для суфиев из орденов «Яссауийя» и «Накшбандийя», в отличие от догматиков-ортодоксов, была важна суть, а не форма. В этом отношении они учитывали этническую психологию степняков, их тысячелетние обычаи и традиции, в особенности традиционно высокую роль женщины в кочевом социуме, в отличие от седентарных цивилизаций. Мужским шовинизмом они не страдали. Неспроста у казахских кыпчаков в числе родоначальников значится «Ақтам сопы», у аргынов – «Ақ сопы», «Қара сопы», «Сары сопы», «Тәнбіс сопы» («сопы» означает «суфий»). Но у ортодоксов это означало ересь, по поводу которой принимались специальные фетвы и объявлялись «священные войны» с целью искоренения этой ереси.

Впоследствии, после вхождения казахов в состав Российской империи, радикальные формы ислама возобладали, что стало приводить к утрате туранского устного историко- философского и культурного наследия и доминированию аврамического семитского. Вот что писал об этом выдающийся казахский ученый-этнограф, историк, географ и офицер- разведчик российского генштаба, Чокан Валиханов: «Кайсаки были 20 лет перед сим, до введения русским правительством окружных приказов, правоверные только по имени. Они по-прежнему продолжали свои шаманские обряды и заклинания и чтили баксы, служителя духам. Ни один батыр не знал, что за птица Мухаммед. Но теперь уже совсем не то: в короткое время, с открытия первых округов в 1822 году, ислам, благодаря заботам правительства сделал чудовищный прогресс... В каждом ауле есть мулла и подвижное медресе – школа; кто не содержит тридцатидневную уразу и пяти временный намаз, тот не имеет голоса и уважения родичей. Словом киргиз-степняк в фанатизме нисколько не уступает какому-нибудь стамбульскому дервишу, кувыркателю ордена Мевлеви… Бог знает, будет ли для благополучия будущего от нового религиозного направления в степи.

Не лучше ли было бы оставить их при прежней терпимости? Киргиз, как подобает живо увлекающемуся сыну степи, по уши погрузился в ислам, и не терпит ничего, что не согласно с кораном. Песни, древние поэмы, борьба, свобода женского пола и участие его в публичных увеселениях – все начинает выходить из употребления… Старики, жалуются на новизну; женщины тайно симпатизируют мнению стариков, молодежь большею частью колеблется – до женитьбы они вспоминают старину, а с женитьбою тотчас делают таубя (раскаяние) и исправно совершают требы, но заповеди и высокое подражание пророку (сунне) оставляют в стороне. Не лучше ли было бы оставить киргиз так, как они были прежде. Природные их таланты – устойчивость, их живой ум – в своей деятельности находят гранитный оплот в вере и разбиваются, и… прогресс массы их, хотя и делает большие шаги, но некоторые из них идут диаметрально противоположным ходом. В настоящее время, можно сказать, происходит незаметная, но сильная борьба старины с новизной: мусульманской, подражающей востоку, и русской. Так теперь. Знаменитые в степях музыканты не поют и не исторгают более взгляды удивления и слезы умиления от слушающих батыров. Не слышно больше «плача на падение Золотой Орды» – свобода их кончилась. Перерождаются и киргизы, вымирает племя каракалпаков, и старина татарская грозит падением и совершенным стиранием с лица Вселенной» [Чокан Валиханов, «Заметки по истории южно-сибирских племен», Собрание сочинений в 5-ти томах, т.1, 1984]. Так описал процесс идейного краха «чингизизма», а вместе с ним и его основы – «Тропы сущестования», «Жасау-ізі» – чингизид Чокан Валиханов.

Его отец, торе-султан Чингис Валиханов был близким другом хранителя этого учения по имени Жазы-бий (в российских хрониках Язу Янов). Жазы-бий, по свидетельству автора этой книги, горько сетовал на идеологическую войну, объявленную татарским духовенством «языческому» наследию тюрко-монгольских народов. В знак протеста он отправил своего сына Бегена в кадетское училище, дав ему светское образование. Не исключено, что это явилось одной из причин написания писем протеста Чоканом Валихановым царскому правительству против экспансии татарских мулл в казахской степи, ведь авторитет бия в семье Валихановых был очень высок. Эти сведения мы почерпнули из уст самого автора, но они в настоящую книгу не вошли, поэтому приводим их здесь в качестве дополнения к тезису о роли ислама в этногенезе казахов [Предание семнадцатое «Үш жүз алаш-қазақ»].

В связи с этим позволю себе прокомментировать эту ситуацию с позиций диалектической логики: да, было время, когда вера действительно играла позитивную, сплачивающую роль – к примеру, в период казахско-джунгарского противостояния. Да, действительно, в ту пору казахи бились с буддистами калмаками под знаменем ислама и уничтожали своих недавних собратьев как «неверных» (ойрат-калмаки составляли «джунгар», правое крыло монгольских войск, предки казахов – «барунгар», правое крыло, т.е. были собратьями по оружию). Новая вера в ту эпоху давала людям душевные силы, пробуждала в них психологический подъем, стимулировала пассионарность, помогала вынести два столетия перманентной войны, джутов, страшный период «ақтабан шұбырынды» и побеждать джунгар. Однако полвека спустя то, что несло позитивный заряд, обратилось в собственную противоположность, описанную Чоканом. Такова объективная историческая диалектика, ее следует принимать беспристрастно как данность, ибо «все действительное разумно, а все разумное действительно» [Георг Вильгельм Фридрих Гегель, «Наука логики», 1969].

Подобная же картина раскола по вере наблюдалась и между общими предками «казахов» и «казаков». Разделение насельников Восточного Дешт-и-Кипчака с одной стороны, и уральцев, донцов, запорожцев – с другой, также происходило по религиозному признаку: первые приняли ислам, вторые – христианство, хотя те и другие приняли единый политический лозунг «қазақ» как символ свободы. Изначально, в домонгольскую эпоху, крупные племенные союзы найманов, кереев, онгутов, а также часть уйгуров и кыпчаков исповедывали христианство несторианского толка – своего рода синтез раннехристианской доктрины и степного монотеистического тенгрианства (не путать с лесным шаманизмом, политеистическим псевдотенгрианством), главным принципом которого был «бог в сердце». Очевидно, что часть этих племен, сохранившая христианскую веру в период исламизации Золотой орды, и составила субстратную основу казачества Западного Дешт-и-Кипчака. Также очевидно, что христиане-несторианцы больше тяготели к русскому православию, чем к исламу идейных наследников хана Узбека. История с русским царем Симеоном Бекбулатовичем (до крещения – Саин-Булат) весьма показательна в плане раскола среди степняков по линии «христианство-ислам»: единства не было даже в среде чингизидов. В силу этого мнение автора о том, что «истинные последователи учения «Яссы» могли принять одну-единственную религию, а именно ислам» следует понимать в том ключе, что имя Майкы-бия сегодня действительно помнят те народы, которые исповедуют ислам, т.е. как констатацию факта, а не восхваление одной религии перед другими [Предание первое: «Кісілік» (человечество) и праматерь «Ал Бір-ана»].

Процесс культурной и языковой ассимиляции казаков с Государством Российским длился не одно столетие и институционально завершился лишь при Петре Первом, после кровавого подавления восстания атамана Булавина, превращения ранее выборной должности атамана в роль императорского назначенца, а военной службы – в обязательную государственную повинность. Хотя восстание уральского казака Пугачева в эпоху царствования Екатерины и его массовая поддержка башкирами и казахами Младшего жуза все еще свидетельствовала о прочности связующих нитей духа туранского единства. Позже российское казачество, перейдя на оседло-земледельческий образ жизни, превратилось в военно-земледельческое сословие, подчинилось царской администрации и окончательно манкуртизировалось, утратив этот дух [«Лекции по истории донского казачества», 2007]. Следует отметить, что царское правительство подавляло булавинское восстание казаков силами той части джунгар-калмаков, которые приняли российское подданство. Их же русский царизм использовал и при насильственном включении ногайцев с состав империи. Так расправлялись с одними туранскими народами руками других туранцев.

Политика divide et impera («разделяй и властвуй») – давний способ управления порабощенными народами, тогда как учение «Яссы» напрочь отвергало этот принцип, признавая его порочным и безнравственным. Действительно, внимательный и вдумчивый читатель заметит, что «красной нитью» и главной идеей всего учения является идея единства, соборности и общности всех турано-арийских народов. «Бірлік бар жерде тірлік бар» (единство – основа существования), – этот императив, вложенный в уста легендарной праматери человечества «Ал Бір-ана», повторяют все ее потомки, от Афрасиаба до самого Чингисхана. Неспроста выдающийся ученый-лингвист, этнограф и философ, князь Николай Трубецкой отличительной чертой «туранской психологии» называл «способность к государственному строительству крупного масштаба» [Н. Трубецкой «О туранском элементе в русской культуре», в сборнике «Наследие Чингисхана», 2007]. Этой способности служил принцип общественных отношений уважения и иерархичности «аға-іні» (старший-младший), который, согласно учению «Яссы», ввел легендарный создатель гуннской державы «Аққұс-Мәдиар» (Огуз-Мадьяр):

«Ағасы бардың жағасы бар, інісі бардың тінісі бар» (старший – надежная защита и опора, младший – надежный и добросовестный исполнитель). Н. Трубецкой также точно подметил и эту черту: «Беспрекословное подчинение есть основа туранской государственности, но оно идет, как и все в туранском мышлении, последовательно, до конца и распространяется в идее и на самого верховного правителя, который непременно мыслится как беспрекословно подчиненный какому-нибудь высшему принципу, являющемуся в то же время руководящей основой и жизни каждого подданного» [там же]. Этот фактор сыграл свою историческую роль, диалектически сменив «плюс» на «минус»: тюрко-монгольские народы, присягнув единожды «белому царю», искренне верили в его высшую мудрость и справедливость, а потому бились со своими собратьями, стравливаемые хитроумными политическими манипуляторами из далекого Санкт-Петербурга.

Учитывая все изложенные обстоятельства, а также трагедию сталинского геноцида, описанную автором, не приходится удивляться тому, что «Тропа существования» как целостное, последовательное учение перестало существовать и было утрачено. Однако фрагментарно оно сохранилось в народной памяти в виде генеалогических преданий- шежире и комментариев к ним, в виде пословиц, поговорок и наставлений, в форме эпоса, песен, легенд, народных сказок, примет и даже суеверий (напр. «албасты»).

Четыре реконструированных автором фрагмента «Жасау-ізі» и шежире основных казахских родов были включены в качестве приложений в книгу М.-Х. Сулейманова «Эра Чингисхана в истории казахской нации», изданную нами в 2009 году. В настоящей книге, помимо упомянутых фрагментов, представлены дополнительно еще тринадцать преданий, расположенных в последовательности, соответствующей исторической хронологии. Помимо преданий из собственно «Яссы», в книгу также включены два предания о Джучи-хане и образовании казахского ханства – шестнадцатое и семнадцатое соответственно. Кроме основного раздела «Реконструированные фрагменты», большойинтерес также представляют авторское предисловие и главы «Мои источники» и «О некоторых казахских понятиях», в которых заинтересованный читатель может узнать родословную автора, найти интересные факты нашей не столь давней истории, а также ознакомиться с понятийным аппаратом, менталитетом и психологией предков современных казахов. Все это в совокупности представляет бесценный этнографический, лингвистический и историко-философский материал, который проливает свет на ряд ранее «закрытых» тем – в частности, на этногенез многих тюркских родов и племен.

О проблеме изучения этнической истории народов бывшего СССР в период диктата коммунистической идеологии писал еще 10 лет назад российский ученый Виктор Шнирельман: «Настоящие занятия этногенезом, т. е. попытки проследить специфические пути становления отдельных народов, были в условиях господства сталинского интернационализма невозможны. Ученый, осмелившийся на это, рисковал быть обвиненным в великодержавном шовинизме или местном национализме, а отсюда недалеко было уже и до обвинений в фашизме...» [В. А. Шнирельман «Этногенез и этническая история», 1993]. Мы знаем, что казнь А. Байтурсынова, М. Дулатова, А. Букейханова, М. Тынышпаева и др. «алашордынцев» как раз осуществлялась по обвинению в «национал-фашизме».

О состоянии в Советском союзе в период т.н. «развитого социализма» исторической науки, в частности тюркологии, свидетельствуют гонения, которым подвергался известный ученый, автор «теории пассионарности» Лев Гумилев, казахский поэт Олжас Сулейменов и ряд других деятелей. О катастрофическом состоянии советской тюркологической этнографии свидетельствует ошибочный тезис самого Льва Николаевича, сформулированный им в книге «Древние тюрки»: «Здесь прежде всего нужно отметить, что хуннская традиция в Срединной Азии прервалась. Тюрки, потомки хуннов, ничего не знали о своих предках, также как монголы Чингисхана ничего не знали о тюрках. История Срединной Азии не может быть нам понятна, если мы не учтем двух разрывов традиций: между хунну и тюркским каганатом и между каганатом и империей Чингисхана. В перерывах лежат периоды обскурации» [Л. Н. Гумилев «Древние тюрки», 1967]. Согласно этого утверждения выходит, что у наших предков были приступы коллективной ретороградной амнезии в «периоды обскурации», причем носящие поголовно-всеобщий характер. Такое психическое заболевание в казахском языке именуется «мәңгір», а больные им – «мәңгүрт» (манкурт). Выходит, что в придуманные Гумилевым «периоды обскурации» все тюрки, а вслед за ними монголы, поголовно становились манкуртами. Что ж, великие тоже иногда ошибаются! Но из чего исходил Лев Николаевич?

Концепция Гумилева исходит из явно ошибочной трактовки надписи на каменной стелле тюркского кагана Куль-Тегина: «Тюрки исчисляли своё существование от начала мира, но они полагали, что мир не так уж стар. Надпись Кюль-Тегина начинается с исторического экскурса: «Когда было сотворено [или возникло] вверху голубое небо и внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены [или возникли] сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели мои предки Бумын-каган и Истеми-каган». Таким образом, начало мира датируется точно началом VI в. н.э. Значит, мир существует всего 200 лет. Здесь прежде всего нужно отметить, что хуннская традиция в Срединной Азии прервалась» [там же].

Логической предикативной связи между высказываниями памятника Куль-Тегина и выводами Л. Гумилева нет никакой, ибо под «началом мира» в памятнике орхоно- енисейской письменности имелось в виду начало конкретно «тюркского мира», а не мироздания вообще. Речь Куль-Тегин вел только о моменте прихода к власти своих предков – династии кок-тюрков Ашина, не более того. Тот факт, что между «сотворением сынов человеческих» и началом правления Бумын-кагана прошли века и поколения был настолько самоочевидным и банальным, что о нем Куль-Тегину, как нормальному человеку, даже не пришло в голову упоминать – личная эпоха в сознании любого аристократа начинается от основателя династии, а упоминание акта творения физического мира – просто поэтическая фигура речи. Таковы были особенности жанра тех времен и образно-символические нюансы. Тезис Гумилева, таким образом, безоснователен. Однако винить его нельзя: ученый не подозревал о существовании у гуннов, тюрков и монголов института биев – судей и мудрецов, хранителей древних знаний, передававшихся изустно, ведь писалась им книга «Древние тюрки» в 1967 году, когда уровень развития тюркологии оставлял желать лучшего. В связи с этим справедливо замечание кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории ЯГУ, этнографа Анатолия Игнатьевича Гоголева: «Гумилев не занимался специально происхождением современных тюркских народов ... Это наложило негативный отпечаток на ответы ученого» [А. И. Гоголев «Резонанс: Тюркская культура: прошлое и будущее» // Молодежь Якутии: 20.04.1989].

По учению «Жасау-ізі» в изложении казахской классической школы Майкы-бия, существовавший тысячелетия институт «биев» (у ариев «брахманы», у кельтов «друиды») служил противовесом военной аристократии и, несмотря ни на какие потрясения, хранил кульурно-историческую традицию, генеалогию, необходимые общественные знания (хозяйственно-экономические, юридические, дипломатические), тем самым обеспечивая историко-культурную и политико-экономическую преемственность. Этой же парадигмы придерживался в своих трудах основоположник теории казахского правоведения академик Салык Зиманов [С. Зиманов « Казахский суд биев – уникальная судебная система», 2008]. Этих же концептуальных взглядов на историю тюрков, монголов и казахов как этнокультурной непрерывности, «историологического континуума», придерживался Вениамин Юдин, сформулировавший понятие «чингизизма» как культурологического феномена и введший в научный оборот термин «историология» (в противовес «историографии») применительно к кочевым народам Евразии, не имевшим письменных хроник [В.П. Юдин, «Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая…» в книге: Утемиш-хаджи, «Чингиз- наме», 1992]. По Гумилеву же, целые народы регулярно впадали в коллективное беспамятство. Позиция ученого неудивительна, ибо он описывал то, что видел вокруг себя – тотальный коммунистический манкуртизм. Ошибкой было лишь безоглядно экстраполировать настоящее на прошлое. И эта ошибка ученого, повторимся, не его вина. Она лежит на совести советской тоталитарной системы, физически уничтожавшей носителей исторической памяти и в буквальном смысле превращавшей целые народы в зомбированных коммунистической пропагандой манкуртов.

Поэтому, завершая предисловие, констатируем значимость историко-философского наследия Майкы-бия и основанной им «классической» школы биев, как основы этногенетической преемственности, «культурно-исторического континуума» тюрко- монгольских народов, в противоположность прежней советской концепции «тюрко- монгольского манкуртизма», ибо учение «Яссы» являлось не только идеологической основой феномена «чингизизма», но было по сути для туранцев тем же, чем являлся «Ветхий завет» для семитов, «Авеста» для иранцев и «Ригведа» для индусов. Это историко-философское учение, названное В. Юдиным «устной историологией» степных кочевников Евразии, когда-то являлось энциклопедией многовековых исторических, правовых, географических и других знаний, жизненно необходимых кочевому социуму для их бытия.

Научный редактор, д.ф.н. И. М. Сулейманов

собака лает , караван идет

    Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    Раздача паспортов и украинская "верность"

    После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

    20 лет без Ленина: выяснилось, зачем стали драпировать Мавзолей во время Парада Победы
    • sensei
    • Сегодня 01:09
    • В топе

    Переписывание истории на главной площади страныРоссия совершенно законно обвиняет Запад в переписывании истории, в ее искажении в угоду текущей политической конъюнктуре. Самая популярна...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      sugochka 6 апреля 2023 г. 20:48

      Конец белой расы

      Здравствуйте дорогие друзья и подписчики.Мне прислали видио и я хочу поделиться и обсудить с вами сказанное Валентиной Когут. Вы знаете, что если звезды зажигают, значит это кому-то нужно.Если уж существует эта звезда Ютуба, значит есть тот круг потребителей её контента, ради которого она порой поднимает интересные темы.Оставим то, что она часто негатив...
      2376
      sugochka 10 декабря 2021 г. 14:31

      Подмена народа, подмена элиты, ч.3

      Предыдущие части, ч.1 ч.2 Олег Жиганков утверждает, что гаплогруппа R1a зародилась в время четырехсотлетнего пленения.Подтверждение тому можно найти у Лызлова и Кагантаквацы,а так же в Велесовой книге.Автора разорвут, как славяне, так и евреи.А мне хочется подлить масла в огонь.Ветхими евреями(потомками) себя считают пуштуны и балкарцы и там опять з...
      1976
      sugochka 26 ноября 2021 г. 19:24

      Своеобразие новгородского генофонда

      Исследован полногеномный генофонд населения Новгородской области в сопоставлении с широким кругом популяций европейской части России и Урала. Обнаружено своеобразие генофонда новгородцев: у них доминирует (90 % генома) предковая компонента, которая в других русских популяциях составляет лишь треть генофонда и отсутствует у большинства других народов. Он...
      1845
      sugochka 22 ноября 2021 г. 19:50

      Слуги ищут господина ч.2 Ад на земле для людей, цена Рая для избранных .

      Первая часть тутИ так ,молодой народ евреи, поучает всех и вся.Взял на себя наглость назвать себя совестью всего человечества и совесть эта ужасно воняет мертвячиной. Скажи мне кто ты и я скажу, кто твой Бог.Глядя на евреев, хочется в печи сжечь кровавого Авраамического божка, порождение сторонников царя Заххака. Религия не имеет в своем основании Бога....
      1270
      sugochka 21 ноября 2021 г. 20:42

      Слуги ищут господина

      Пока в мире происходит шторм, пока власти всего мира пляшут под дудку извращенцев из ВОЗ и прочих негодяев.Народы всего мира начинают задумываться, а кто и по какому праву, злоупотребляет властью.Конечно везде разная ситуация.В благополучной Норвегии, население доверяет государству и большенство сделало прививки от Ковид-19.В неблагополучной России, нас...
      2111
      sugochka 27 октября 2021 г. 19:05

      Пролетающий Сокол. Любовь и голуби и "сучка крашенная".

      Власть в Республике Марий Эл напоминает некие ритуальные костры. Не успела догореть предыдущая администрация, как по кругу начинает загораться новая администрация правительства Республики Марий Эл. Коренное население, как будто знает кого надо сжечь и кто сгорит и совершенно не препятствует и безмолвствует при воцарении новых элит во власти в регионе - ...
      1217
      sugochka 3 сентября 2021 г. 19:30

      Инсайд - про Путина, Меркель, Макрона и НАТО. Читать всем.

      Давно нечего не публиковала, но здесь меня попросили поддержать автора и репостнуть статью.Тема любимая Андреем Девятовым, мандат небе и право править, орден дракона и судьба человечества. Какой он выход из кризиса и есть ли он. Человечество в тупике. Правительства всего мира, правят не в интересах людей и это понятно всем и каждому.Якобы Девятов позвал...
      4684
      sugochka 10 апреля 2021 г. 15:42

      Национальное сокровище Японии - меч «Кинджи Раден»

      В сокровищнице синтоистского святилища Храм Касуга Тайся в Наре, построенном в 768 году, хранится множество культурных ценностей, большинство из которых относятся к эпохе Хэйан (794-1185). Одной из главных реликвий храма является изготовленный в XII веке меч «Кинджи Раден кенукигата тачи», считающийся национальным сокровищ...
      3211
      sugochka Это наша жизнь
      16 августа 2020 г. 07:33

      След Израиля в белорусских протестах.

      Как и в случае с майданом на Украиной, cегодняшние протесты в Белоруссии контролируются сионистамиЛиберальные сионисты заранее готовили провокации против официального Минска, выждав нужный момент сионистская хасбара активизировала процесс уничтожения белорусского государства.Главным действующим лицом белорусского Майдана стал Сергей Тихановский, местный...
      2651
      sugochka Это наша жизнь
      12 августа 2020 г. 20:40

      Представители шляхетских родов в Российской империи, СССР, Российской Федерации

      Баратынский (Боратынский) Евгений АбрамовичГерб КОРЧАКОдин из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.   Белинский Виссарион Григорьевич 1811-1848Герб ЮношаПисатель, литературный критик, публицист, философ-западник Белинские — Белинские — дворяне и графы — ряд старинных дворянски...
      2174
      sugochka Это наша жизнь
      10 августа 2020 г. 20:40

      Гаплогруппа клана Борджигин

      Исследование китайских ученых поставило под сомнение, что Чингизиды носители С3 - старкластер.Среди бурят живут потомки чингизидов и потомки Бухэ-Бельгутэя. Потомки Бухэ-Бельгутэя также носители старкластера. Что, возможно подтверждает общее нирунское происхождение.Но, некоторые рода нирунов были носителями C3d - Дербеты, Мангууты были носителями N1C1-f...
      2538
      sugochka Это наша жизнь
      8 августа 2020 г. 08:36

      Как Британия несла в оккупированную зону Германии цивилизацию. ЖИЗНЬ В БРИТАНСКОЙ ОККУПИРОВАННОЙ ЗОНЕ ГЕРМАНИИ 1945-51

      Мальчик был казнен в день своего тринадцатого дня рождения, когда в его спальне была обнаружена фотография немецкого лидера.Побежденным людям была предписана голодная диета, чтобы уменьшить свою численность из-за голода.Кража была преступлением, караемым смертьюХранение любого вида огнестрельного оружия каралось смертью.Расстрел считался дорогим, повеше...
      3060
      sugochka Это наша жизнь
      6 августа 2020 г. 07:29

      Неонацист Эрнст Рёмер: «Россия и Германия должны слиться в одно государство»

      Эрнст Рёмер в 32 года стал генералом вермахта. После Второй мировой он возглавил Социалистическую Имперскую Партию, которая финансировалась МГБ СССР. В 1952 году он бежал в Египет, а затем в Сирию. Рёмер отстаивал идею ГеРуссии – единого государства немцев и русских, которое должно противостоять США и сионизму.Отто Эрнст Рёмер был верным нацистом и храб...
      1764
      sugochka 6 августа 2020 г. 07:19

      Победа Б. Ельцина на президентских выборах 1996 года — заслуга вовсе не русская.

      Победа Б. Ельцина на президентских выборах 1996 года — заслуга вовсе не русская. Это заслуга американская, считают некоторые заокеанские аналитики. На выборах 1996 года победили Билл Клинтон и подотчётные ему политтехнологи, выступившие в роли «кураторов». Собственно, выиграл выборы Зюганов, но в пользу Ельцина постарались фальсификаторы.Как Билл Клинто...
      1146
      sugochka Это наша жизнь
      24 июля 2020 г. 07:24

      Китай на фронтах WWIII и лукавый выбор России

      О потенциалах КНР и США в захвате будущего на фронте Искусственного ИнтеллектаЦифровая трансформация миропорядка как выход из кризиса индустриального общества проводится ударами стратегических операций Третьей мировой войны нового гибридного типа (WWIII), которые с 2013 года ведут США и КНР.Нематериальное содержание (искусственный интеллект) и нова...
      1060
      sugochka Это наша жизнь
      23 июля 2020 г. 07:18

      Криптоюань как оружие победы в WWIII 

      «В начале было Слово». В конце же будет числоПолитическая экономия индустриального общества расширенного воспроизводства капитала написана А. Смитом и К. Марксом языком слов естественного интеллекта.Политическая экономия информационного общества цифровой экономики написана программистами китайской компании Huawei математическим языком компьютерных вычис...
      1435
      sugochka Это наша жизнь
      13 июля 2020 г. 07:25

      Курсом великого октября навстречу 100-летия КПК

      Специально для сценария фильма: «СИ ЦИНЬПИН. Судьба и мир. Биография продолжается»IПервую мировую (империалистическую) войну 1914-1918 гг. за передел ресурсов сырья и рынков сбыта в колониях вели коалиции:Германии, Австро-Венгрии, Турции (Тройственный союз),Франции, России, Британии (Тройственное согласие – Антанта).Война послужила прологом революц...
      1071
      sugochka Это наша жизнь
      5 июля 2020 г. 19:58

      Арест Василишина. Компромисс невозможен

      Известие о задержании Василишина, Беркута и Десятова в Киеве стало для многих большой неожиданностью. Роман Василишин и Игорь Беркут — фигуры очень сложные в украинской общественной жизни и медиапространстве.Как неприкрытый троллинг 80 уровня я воспринимала их рассуждения о построении Новой Великой Хазарии на территории Украины, об использовании электро...
      1807
      sugochka 2 июля 2020 г. 19:42

      К итогам общероссийского голосования 01.07.2020

      Об управлении в грядущем информационном обществеКонституция и масонерия – это видимая и скрытая стороны системы политического управления индустриального общества, появившиеся в XVII веке как результат буржуазных революций в Нидерландах и Англии.Первые писанные конституции появились в английских колониях Северной Америки (Коннектикута – в 1662 г.).М...
      1056
      sugochka 1 июля 2020 г. 19:18

      ДАЛ - ВЕРХОВНОЕ БОЖЕСТВО СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

      Золотая статуэтка из Ленкорани (Азербайджанская Республика). Женское божество в облике "доброго пастыря". Археологическая находка, датированная примерно серединой I тыс. до н.э. Экспонируется в Национальном музее истории Азербайджана в Баку.Вероятно, это Дал - богиня охоты и леса, почитавшаяся в древней Кавказской Албании и Иберии. По сведениям Б. Ковал...
      1244
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика