Начало начал. История Кесарии Каппадокийской

19 3596

Здесь началась письменная история индоевропейской культуры. Город у самой высокой горы Малой Азии - вулкана Аргей, ныне Эрджияс, дал имя самому древнему индоевропейскому народу обладавшему письменностью. Этих людей звали неситы, канеситы, несили, люди Несы (древнего Канеса), но чаще их называют - хетты.

В этот обзор вошли отрывки текстов об истории города (и района) турецкого Кайсери, Кесарии Каппадокийской. Сам Канес (Каниш, городище Куль-тепе) находится в 15 км от нынешнего турецкого города Кайсери. Его имя было известно уже в III тыс. до н.э., но о самом Кайсери (прежние названия - Мазака, Евсевия, Кесария Каппадокийская) можно говорить только с прихода в этот регион фригийцев. Видимо, они и основали город Мазаку в начале железного века.

Вулкан Эрджияс - Аргейская гора, его высота почти 4 км (3864 метров). Страбон писал, что в хорошую ясную погоду с вершины Аргея можно увидеть сразу два моря - Черное на севере и Средиземное на юге. Фото из википедии.

В раннем хеттском рассказе о детях царицы Канеса уже заложено представление о хеттах как о народе женщин (амазонках). Царица Канеса пытается убить своих сыновей, но оставляет для себя девочек близнецов. Именно так впоследствии греки описывали размножение амазонок. В I тыс. до н.э. хеттов в Каппадокии сменили киммерийцы, не даром армяне называли этот регион (Каппадокию) страной Гамирк, т.е. странной народа гомер, гимирру (по ассирийским текстам), эти термины лежали в основе слова "киммерийцы". Удивительно, но видимо киммерийцы тоже казались для греков "женственным" народом, так как возможно их воины сбривали себе бороды.

Повесть о детях царицы Канеса

«Царица Канеса в один год родила тридцать сыновей. Царица сказала такое слово: «Что это могло бы значить, что за невидаль я родила?» Она наполнила горшки нечистотами и поместила своих сыновей внутрь этих горшков. А потом она пустила их плыть по реке. И река принесла их к морю страны Цальпы. Но боги взяли детей из моря и их вырастили.

Прошли годы, и царица опять родила тридцать дочерей. Их она взрастила сама. Сыновья тем временем отправляются обратно в Несу.

Когда они пришли в город Несу, в них боги вложили другую сердцевину, и свою мать они не узнали. И она дала своих дочерей в жены своим сыновьям. Первые сыновья не узнали своих сестер. Только последний сказал: «Не будем мы брать в жены своих сестер. Вы не совершите такого проступка? Это не по нашему закону». Но те провели уже ночь с сестрами своими».

Надпись Аниттаса

«Царь города Куссара спустился вниз из города со всем своим войском, и ночью он взял город Несу приступом. Царя города Несы он взял в плен. А из сыновей города Несы он зла никому не причинил. Он с ними обошелся, как со своими родителями».

Аргейская гора - вулкан Эрджиес. Фото из википедии.

После краха государства хеттов Малую Азию наводнили племена северо-балканского происхождения - фракийцы, фригийцы. В ассирийских текстах они назывались мушками. Вопреки мнению, И.М. Дьяконова наверно стоит признать, что в названии города Мазака (древняя Кесария Каппадокийская) отразилось имя именно северо-балканских племен мушков, мусков. Они породили по всей Малой Азии массу топонимов и этнонимов - это и название северо-запада Анатолии у греков - Мисия, название севера Балкан - Мезия (нынешняя Болгария), имена их обитателей - мисы, мисийцы, мезы, мезийцы. Также название города Муш на Армянском нагорье и многих других.

Возможно, картвельские этнонимы месхи (месхетинцы), также древние мосхи аналогично восходят к мушкам. Даже название древней столицы Грузии Мцхеты вполне может быть родственно подобным же именам городов из Малой Азии - древней Мазаке (Кесарии), городу Муш и т.д. И, как известно, имя мушков отразилось и в Библии. Праотец Мосох был явно из их числа. О пребывании в рабстве у воинственных кочевников мушков есть строка из Псалмов (119:5): «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Я слишком долго прожил среди тех, кто ненавидит мир». Каппадокия была широко известным центром работорговли. Про столицу фригийцев-мушков город Гордион я писал когда-то.

Иосиф Флавий «Иудейские древности»

«Мосохенцы, родоначальником которых является Мосох, носят теперь название каппадокийцев, хотя существует еще указание и на их древнее имя: посейчас у них есть город Мазака, указывающий сообразительным людям, что таким образом когда-то назывался и весь народ»

На горизонте, самый крупный курган Каппадокии - тумулус Чеч на окраине города Аванос. Кому он принадлежал неизвестно. Возможно, курган фригийский - движение мушков-фригийцев на восток Малой Азии сопровождалось строительством крупных земляных насыпей. Самый большой их курганный некрополь сохранился рядом с Гордионом.

Фрако-фригийские племена мушков дали начало одному из важнейших народов востока Малой Азии - армянам. Грузины до сих пор называют армян на своем языке «Somekhi» — Сомехи, а саму страну Армению — «Somkheti» — Сомхети. Все это видоизмененные варианты слов мосхи, месхи, муски, мушку.

Возможно, что в армянской хронике Мовсеса Хоренаци сохранились отзвуки тех времен, когда племена протоармян мушков обитали в Каппадокии. По мнению Хоренаци именно армяне основали город Мазаку. Здесь конечно нужно уточнить, что во времена проникновения северо-балканских племен в Малую Азию об армянах как этносе говорить еще нельзя. Мушки, естественно, еще не были армянами, ибо армянский этнос сложился позже на территории одноименного (Армянского) нагорья.

Мовсес Хоренаци "История Армении"

«Поэтому он (Арам) долгое время остается на Западе и там подвергается нападению Титанида Пайаписа Каалеа, который властвовал над страной между двумя великими морями — Понтом и Океаном. Арам вступает с ним в сражение и побеждает его, заставив бежать на один из островов Азийского моря. Сам же оставляет в стране одного из своих сородичей по имени Мшак с десятью тысячами войска и возвращается в Армению.

Однако он предписывает жителям страны научиться армянской речи и языку. Вот почему греки и поныне называют эту страну Проти Армениа, что в переводе означает «Первая Армения». Дастакерт (город, поселение) же, построенный и обведенный невысокой стеной наместником Арама Мшаком и названный им по своему имени, коренные жители этой страны, не умея правильно произнести, именовали «Мажак», пока в дальнейшем другие не обстроили и расширили его и не назвали Кесарией».

Одна из гор рядом с Кайсери. Можно даже предположить, что перед нами огромный курган на вершине горы, окруженный кольцом стены крепиды из массивных каменных блоков. Подобный тумулус я осматривал в местечке Белеви, что рядом с древним Эфесом. Здесь также можно вспомнить знаменитый курган Антиоха I на горе Немрут-даг.

Страбон, живший в начале н.э., еще застал Мазаку в ее "первобытном" состоянии. Это был лагерь скотоводов с населением склонным к разбою. Городов в Каппадокии в те времена почти не было, они стали появляться только в римский период. В сущности, центральная Малая Азия имела такой же хозяйственный уклад как и великая Персия, ее территорию контролировали отдельные феодальные семейства, которые базировались в неприступных горных замках. Они собирали подати с местного земледельческого и скотоводческого населения. В то же время, интересны сообщения, что население Мазаки уже в эллинистическое время было весьма значительным. Армянский царь Тигран Великий переселил почти всех жителей города в свою столицу - Тигранокерт, откуда многие жители Каппадокии потом бежали обратно к себе на родину.

Страбон "География"

«Так называемые Мазаки — главный город племени — расположен в Киликии. Этот город также носит название «Евсевия» с прозвищем «что поблизости от Аргея»; действительно, он лежит у подошвы Аргея, самой высокой горы из всех, вершина которой покрыта вечным снегом; по словам людей, поднимавшихся на нее (а таких немного), в ясные дни оттуда можно видеть оба моря — Понт и Исское. Впрочем, Мазаки от природы являются неудобным местом для городского поселения; ведь город лишен воды, не укреплен от природы и по небрежению правителей не окружен даже стеной (быть может, намеренно, чтобы население, обитающее на равнинах с высокими, не доступными для стрел холмами, слишком полагаясь на стены как на укрепления, не стало заниматься разбоем). Окрестности также совершенно бесплодны и не годятся для земледелия, хотя и представляют собой равнину; они песчаны и несколько каменисты.

Хотя область мазакенов во многих отношениях по природе представляет неудобства для поселения, однако цари, по-видимому, выбрали ее главным образом из-за того, что это место находилось в самом центре страны, среди тех местностей, в которых имеются лесные материалы и камень для постройки домов и в то же время сенокос, в чем они, будучи скотоводами, весьма нуждались. Ведь город являлся для них в некотором смысле лагерем. В остальных отношениях они находили безопасность как для себя, так и для своих рабов в горных крепостях (которых было много), частью царских, частью принадлежавших «друзьям»

Тигран, царь армянский, поставил их в тяжелое положение во время набега на Каппадокию; царь изгнал всех мазакенов в Месопотамию, составив из них население Тигранакерта. Впоследствии, после взятия Тигранокерта, те, кто был в состоянии, вернулись на родину».

Современный город Кайсери у подножия вулкана Эрджияс.




источник



Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Хеттская письменность с II тыс. до н.э., а древнебалканская - как минимум с VI тыс. Иными словами мизи/мушки и прочие тракийские племена проживали на эти территории за 4 тыс. лет до того как там появились хетти. Траки и хетти имели близкий контакт еще во времена Бронзового века. В это время МИЗИ и ДАРДАНЫ союзники хеттскому царю Муватали во времена его войны с египетским фараоном Рамзес II. Древнейшее упоминание ТРОИ/ИЛИОН находим в хеттских документов в форме wILUSa. Акад.Георгиев толкует имя Илиона/Илиос через ст.болг. слово ИЛЪ/кал/грязь/глина.Тракийские/болгарские божества Арес, Епта, Кибела, Перкон, Канзуренос в хеттском пантеоне и представлены так как Яриш, Хепит, Кубаба, Перуа, Канзура.
    • Artur
    • 11 марта 2019 г. 16:24
    я уже заколебался приводить ссылки на генетические исследования, которые однозначно говорят о том, что армянский народ сформировался уже в третьем тысячелетии д.н.э и все составляющие армянского народа были автохтонами последние 15 000 лет, следовательно никакими потомками месхов/мусков и прочих он не является.