В китайских династийных историях Чжоу шу, Бэй ши и Суй шу воспроизведены две легенды посвященные происхождению царского рода тюрков (племени) Ашина. Они записаны со слов самих тюрков, чьи посольства не раз посещали столицы китайских северных дворов и тщательно опрашивались чиновниками внешнеполитических ведомств. В китайских записях отмечено ,что эти генеалогические повествования рассказаны разными людьми и очевидно в разное время. Наиболее подробно легенды изложены в Чжоу шу. Для самих тюрков оба повествования и были подлинной историей их предков. Действительно , обе легенды, наряду с мифологическими сюжетами о звере-прародителе содержали вполне конкретные сведения о военных и иных событиях , местах , где эти события совершались, об именах древних вождей и приписываемых им способностях и деяниях, иногда вполне реалистических, а иногда и уводящих слушателя(читателя) в мир чудес и волшебства.
Согласно первой легенде, предки правящего рода , живщие на краю большого болота( по Бэй ши и Суй шу - на правом берегу Сихай " Западного моря" ) , были истреблены воинами соседнего племени, а по переводу Б. Огеля , " воинами государства Линь" , которых он отождествляет с одним из сяньбийских племен. ( Ogel, 1957, р. 103-104).
В живых остался лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик( ему отрубили ноги ) , которого спасла от смерти волчица. Скрываясь от врагов, в конце концов убивших последнего из истребленного племени, волчица бежит в горы севернее Гаочана ( Турфанский оазис) , то есть в горы Восточного Тянь-Шаня. Там она рожает десятерых сыновей, отцом которых был, спасенный ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах из Гаочана и создают свои роды, их потомки принимают родовые имена своих матерей. Один из них носит имя Ашина , и его имя становится именем его рода. Вождей нового племени, составленного из родов 10 потомков волчицы , становится Ашина, который оказался способнее своих братьев. Впоследствии число родов увеличилось до нескольких сот. Вождь племени, один из наследников Ашина, Асянь- шад, вывел потомков волчицы из гор Гаочана и поселил их на Алтае ( Циньшань) , где они становятся поддаными жуаньжуаней, добывая для них железо. На Алтае, вобрав в свой состав местных жителей племя принимает наименование " тюрк" , которое согласно легенде свяно с местным названием Алтайских гор.
В этой легенде особый интерес вызывают места происходящих событий, сохраненные тюркской традицией и идентифицированные китайским историографом согласно его географической номенклатуре. Если упоминания " гор севернее Гаочана" , то есть горных хребтов Восточного Тянь-Шаня, прилегающих с севера к Турфанскому оазису в долине р. Тарим, а также другое упоминание Циньшань "Золотые горы" , то есть Монгольский и Горный Алтай, Большой Алтай, давно и без каких-либо сомнений отождествлены, то с названием Сихай " Западное море " дело обстоит сложнее. Кроме поименования нескольких различных озерных и морских акваторий, расположенных западнее собственно Китая( Кукунор, Арал, Каспий) , Сихай назывались некоторые административные округа. Так в 1 веке до н. э. - 8 веке н. э. название Сихайцзюнь " наместничество Сихай" носила областъ на границе Западного Цинхая- Юго-восточной части Ганьсу. Для 4-5 веков это название уверенно локализуется применительно к обширной дельте р. Эдзингол ( предгорья Гобийского Алтая), протоки которой впадают в озера Гашун-Нор и Сого-Нор , окруженных множеством мелких озер и солончаковыми болотами ; в указанное время Сихай был частью провинции Лян
, включавшую большую часть Ганьсу, Турфанскую Депрессию на северо-западе, Синин на юге( Mather, 1959, р. 75, 88). Тем самым определяется географическое пространство легенды - оно ограничивается на первом этапе ганьсуйско-гаочанской предгорной зоной, примыкающей на северо-западе к Восточному Тянь-Шаню, а на втором этапе горами и долинами Большого Алтая.
По второй легенде предки правящего рода тюрков происходят из владения Со. Лю Маоцзай и Б. Отель достаточно уверенно идентифицируют владение Со с территорией одного из сяньбийских племен, носившего то же название. Глава племени Абанбу имел 17 братьев, один из которых Ичжинишиду , назван сыном волчицы. Владение Со было уничтожено врагами, а оставшиеся роды рассеялись. Благодаря сверхестественным способностям "сына волчицы" Ичжинишиду, его род оказался в наиболее благоприятном положении. Один из его сыновей стал " белым лебедем" и основал владение Цигу( один из вариантов имени кыргыз) , расположенное между реками Афу и Гянь( Абакан и Кем, то есть Верхний Енисей) . Третий сын правил на реке Чжучже, а старший сын Нодулу-шад поселился в Цзянсы Чжучжеши ( вариант: Басычусиши) . К роду Нодулу-шада присоединился и собственный род Абанбу. Нодулу -шад имел 10 жен, сыновья которых имели родовые имена матерей. Сыном его младшей жены был Ашина. После смерти Нодулу-шада его сыновья решили , что вождем племени станет тот , кто окажется наиболее сильным и ловким , чем другие. Победил в состязании Ашина, который став вождем принял имя Асянь - шад. Ему наследовал его сын или племянник Туу. Сын Туу, Тумынь( Бумын рунических текстов), стал основателем государства.
По Тан шу : " Прародителем тюрков был Туу, внук Нодулу . Он прозывался великий ябгу. Тумынь (Бумын) был старшим сыном Туу. " ( Liu Mau -tsai, 1958, 490). Следовательно, Асянь-шад, сын Нодулу , мог быть отцом или дядей Туу.
Автор раздела о тюрках в Чжоу шу отмечает, сравнивая обе легенды: " Хотя это сообщение отличается от другого (то есть от первой легенды) , они совпадают в том, что тюрки происходят от волчицы. Однако этим не ограничивается сходство обоих вариантов генеалогического мифа тюрков . И в той и в другой легенде говорится о гибели племени (владения) , к которому принадлежали отдаленные предки тюрков, о бегстве(расселении) того(тех) , кто спасся, о первоначальном десятиродовом составе племени, о выдающийся роли Асянь-шада в истории племени, о сравнительно позднем возникновении этнонима " тюрк" , который принимает род Ашина и подвластные ему роды. В остальном обе легенды фиксируют внимание на частных моментах этой эпопеи, различно освещенных в каждой из них. Возможно предположить, что здесь скорее следует видеть два варианта легенды, восходящих к общему архетипу , с разной степенью подробности воспроизведенных китайским хронистом, чем две самостоятельных по своему происхождению легенды.
Исторические сведения, относящиеся к " доалтайскому" периоду существования племени тюрк, наиболее подробно сохранены в Суй шу :
" Предками туцзюэ были смешанные ху Пинляна. Их родовое прозвание было Ашина. Когда Северовэйский император Тай У-ди уничтожил Цзюцюй, Ашина (вождь племени) с пятьюстами семей бежал к жужу( жуаньжуаням, жужанам) . Они (племя Ашина) из года в год жили у гор Циньшань (Алтай) и занимались обработкой железа. "
Это сообщение Суй шу тесно связывает раннюю историю племени тюрк(ашина) с историей позднегуннских государств , существовавших на территории Китая в 308-460 г. г.
Проникновение гуннов в Пиньлян и Хэси началось в первой половине 2го века до н. э. Оттеснив на запад в Семиречье и Среднюю Азию , автохтонное население- усуней и юэчжи, гунны, однако , не удержались на захваченной территории - начавшаяся в годы правления У-ди( 140-87 годы до н. э.) китайская колонизация Хэси и бассейна Тарима вынудила их отступить на север. Миграция юэчжийских и усуньских племен не была полной - еще в 5 веке н. э. некоторые из них упоминаются в пределах племенной территории( Haloun, 1937, 284-285) . В 25-55 г. г н. э. в Хэси под защиту Великой стены бегут многие роды, разгромленных гуннами динлинов , ухуань и сяньби . Массовое переселение гуннских племен в этот район началось в 265 году , " когда на границе за Великой стеной (роды) Дашуй, Сайни, Хэнаньские и другие, 20000 слишком семейств, приняли( китайское) подданство. Император приняв их отправил в Хэси под древний город Иян , а затем снова(они) смешались с цзиньскими людьми. Затем в Пинян , Сихэ ,Тайуань, Синьсин, Шандин, Лопин во всех округах не было ( округа) где не было бы гуннов" ( Цзиньшу, цз. 97 цит. по: Бернштам, 1951 , с. 220)
После распада Цзиньской империи в Хэси и Гаочане утвердилась китайская династия Ранняя Лян. В 376 году Китай на несколько лет был объединен династией Раннее Цинь. Но уже в 385 году полководец этой династии Ли Гуан создал в Хэси независимое царство Поздняя Лян(386-403г.г.) , протекторат, которого распространялся на Гаочан и некоторые другие оазисы Таримского бассейна.
К началу 5 го века гунны Ордоса, возглавленные племенем хэлянь , захватили северную часть Шэньси и Пиньлян. Их вождь Хэляньбобо создал здесь царство Ся ( 407-431г.г.) , последний государь которого погиб в борьбе с сяньбийским племенем тугухунь, а земли захвачены Вэйским императором Тай У-ди. Племя Хэлянь и частью примыкавшие к ним гуннские племена были покорены табгачами , а частью бежали на запад, в Хэси, где в 397-401г.г. гуннским князем Цзюйцюй Мэнсунем была основана династия Северная Лян ( территория Хэси и Гаочан) . В 439 году Тай У-ди захватил Хэси , но двое из сыновей Мэнсюна - Ухой и Аньчжоу - с 10 000 семейств бежали в Шаньшань( район Лобнора) , а затем в Гаочан, где опираясь на союз с жуаньжуанями(жужанами) , продержались до 460 года. В 460 году этот союз был нарушен ; по сообщению Цзычжи туньцзянь " жуаньжуани напали на Гаочан, убили Цзюйцюй Аньчжоу и уничтожили род Цзюйцюев " .
Сведения о связях племени Ашина с гуннскими племенами Пиньляна и Хэси в сопоставлении с тюркскими генеалогическими легендами , делают весьма вероятным предположение, что это племя иммигрировало в Ганьсу после 265 года в период массового переселения за Великую стену гуннских и зависимых от гуннов племен Центральной Азии и Южной Сибири. За время обитания в Пиньляне и Хэси племя Ашина восприняло в свой состав новый этнический компонент автохтонного не китайского и не гуннского населения страны ( " смешаные ху" , ср. мотив женитьбы на Турфанский женщинах в первой легенде) . После разгрома государства Цзюйцюев в Хэси, Ашина вместе с Ухоем и Аньчжоу бежали в Гаочан , где вскоре ( после 460 г.) попали под власть жуаньжуаней (жужан) и были переселены к южным отрогам Алтая. Согласно обеим легендам, только после переселения на Алтай , племя приняло наименование " тюрк" , а старое название племени стало династийным именем правящего рода .
Очевидно, что следует отказаться от традиционной реконструкции ранней истории племени ашина( тюрк) , согласно которой все события, имевшие место до образования Тюркского каганата, связаны только с территорией Алтая и Южной Сибири, а специфические особенности социальной организации и культурные традиции тюркского общества не выходили за пределы норм и представлений, носивших строго региональный характер.
Таким образом возможно выделить два основных этапа ранней истории племени тюрк (ашина) :
1) Ганьсуйско-Гаочанский ( 265 -460 г. г.)
2) Алтайский ( 460-553 )
Не отрицая возможной связи предков Ашина с Алтаем и Сибирью до момента миграции на юг от Великой Стены , следует помнить, что лишь после 460 года в предгорьях Южного Алтая складывается та группировка племен , возглавленная вождями из рода Ашина - Асянь - шадом, " великим ябгу" Туу и Бумынем ( Бумын каган) , которая в 551 - 555 г. г. нанесла смертельный удар Жуаньжуаньскому каганату .
Оценили 42 человека
68 кармы